Формирование информационной культуры учащихся на примере системы учебников «Начальная школа XXIвека»

1.Формирование информационной культуры учащихся

на примере системы учебников «Начальная школа XXIвека»


2.Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становится умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, а также применять их для получения новых знаний.



3.В материалах ЮНЕСКО говорится: «Новые требования общества и то новое, что окружает нас в современном мире подразумевают и «новую грамотность». В настоящее время учение рассматривается как информационный процесс, а перед педагогами ставится вопрос о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками информации, т.е. о развитии информационной культуры школьников.



4.Под информационной культурой подразумевается элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, навыков эффективного поиска информации, её использование для решения теоретических и практических задач.

Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека. Большую роль в её формировании играет начальная школа.


5.Под информационной культурой будем подразумевать следующие информационные компетентности:

  • Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.)

  • Владение информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

  • Поиск, понимание и преобразование, применение и представление необходимой информации, т. е. умение работать с информацией.


Анализ Федерального государственного образовательного стандарта показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности (программы «Формирование универсальных учебных действий», «Чтение: работа с информацией»). Высокие темпы информатизации общества определили выделение программы формирования ИКТ-компетентности в отдельную подпрограмму формирования универсальных учебных действий.



6.7.Наша школа старается идти в ногу со временем. Поэтому активно внедряем в учебный процесс новые информационно-коммуникативные и компьютерные технологии, которые в доступной форме используют познавательные потребности учащихся и повышают мотивацию к обучению.


В своей работе мы используем и мультимедиа, и работу учащихся с компьютером на любом этапе урока как:

  • средство получения информации

  • средство организации контроля усвоения учебного материала,

  • мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

  • индивидуальное средство обучения;



8.На сегодняшнем семинаре мы делаем акцент на умение учащихся работать с информацией (статьёй учебника, правилом, заданием, художественным произведением).

9-10.В планируемых результатах начального общего образования говорится, что

  • при изучении всех без исключения предметов выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией

  • при правильном и систематическом обучении работе с информацией у выпускников будут сформированы УУД как основа умения учиться.

11. Междисциплинарная программа «Чтение: Работа с информацией» (она у Вас есть в раздаточном материале) разделена на 4 раздела:

  1. Получение, поиск и фиксация информации

  2. Понимание и преобразование информации

  3. Применение и представление информации

  4. Оценка достоверности получаемой информации

В программе есть группы умений, необходимых для успешного обучения в начальной и основной школе, которые могут быть усвоены подавляющим большинством учащихся; и есть группы умений, углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика. Эти умения выделены курсивом.



12.Исходя из темы семинара, учителя, при подготовке к уроку, поставили перед собой следующие задачи:

  • Формировать умение ориентироваться в учебной книге

  • Формировать умение понимать и выполнять задание к тексту

  • Формировать умение работать с текстом (правилом, статьёй, художественным произведением)

13. Решить эти задачи, прежде всего, помогает система учебников «Начальная школа XXIвека», по которой мы работаем 12 лет.

И в учебниках, и в тетрадях на печатной основе можно найти материал, который постоянно и планомерно ставит каждого ученика перед необходимостью работать с информацией. Иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носят информативный характер. Задания направлены на создание таких педагогических ситуаций, в которых реализуется информационный поиск и самостоятельная исследовательская деятельность. В конце учебников содержатся различные виды словариков, которые позволяют учащимся учиться работать со справочной литературой.

14.Достижению поставленных задач способствует и сама структура урока:

  1. Наблюдение и постановка проблемного вопроса

  2. Формулирование темы и целей урока

  3. Деятельность учащихся по выполнению задачи

  4. Подведение учащимися итогов деятельности

  5. Контроль уровня выполнения

15. И, конечно, выбор современных технологий:

  • Система вопросов и заданий учителя

  • Художественный анализ произведения (литературное чтение)

  • Составление плана текста (урока), алгоритма, простейшей инструкции

  • Моделирование

16. Приёмов работы:

  • Игровая технология

  • Проблемно-диалоговое обучение

  • Технология диалоговой взаимопомощи

  • Технология критического мышления

17. Форм работы для достижения результатов:

  • Коллективная

  • Групповая

  • В парах

  • В парах сменного состава

  • Индивидуальная



18. Мы предполагаем, что целенаправленная работа учителя по формированию у учащихся информационной культуры и, в частности, умений работать с информацией, открывает для ученика новые возможности:

  • доступ к нетрадиционным источникам информации


  • повышение информационной вооружённости


  • усиление мотивации обучения


  • развитие творческих способностей


  • создание благополучного эмоционального фона


  • снижение учебных перегрузок



19. Теперь несколько слов о нашей дальнейшей работе.


Приглашаем Вас на открытые уроки.

1 урок:

Зернова Дарья Валерьевна – молодой специалист, это её 1 открытый урок.

Д. В. вместе с детьми прочитает «Страшный рассказ» Е. Чарушина, попробует разобраться в причинах страха и найти пути его преодоления. Приглашает Вас на урок, так как убеждена, что «вместе не страшно!»


Шураченкова Анна Анатольевна, учитель 1 категории, предложит второклассникам самостоятельную работу с правилом и составит с помощью ребят алгоритм написания суффиксов онок, ёнок.


Ишутина Ирина Юрьевна, учитель высшей категории, на уроке окружающего мира уделит внимание работе со схемами, группировке, систематизации и классификации объектов.


20. На 2 урок Вас приглашают учителя высшей категории, корифеи нашей школы:

Горшкова Елена Валерьевна – анализируя отрывок из сказки А. С, Пушкина, вместе с ребятами составит словесный портрет героев произведения и сравнит их.

Гудым Елена Юрьевна – на уроке математики будет открывать вместе с ребятами арифметическое свойство и учиться его применять при решении числовых выражений и задач.


20. После каждого урока учитель представит Вам свой самоанализ урока и попросит Вас проанализировать урок с точки зрения формирования информационных умений (отметить галочкой те пункты, которые, на Ваш взгляд, удалось учителю реализовать на уроке) и ответить на 3 вопроса на обратной стороне листа.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ