Развитие лидерских качеств в 8-9 классах







Развитие лидерских качеств в 8-9 классах

План

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у подростков

1.1.Понятие и типы лидерства: психолого-педагогический аспект

1.2 Особенности личностного развития подростков

1.3 Подходы и технологии развития лидерских качеств

Глава 2. Система педагогический методов и технологий развития личностных качеств в 8 – 9 классах

2.1 Диагностика выявления лидеров в ученическом коллективе

2.2 Программа занятий по развитию лидерских качеств в 8 – 9 класса

2.3 Оценка результативности программы по развитию лидерских качеств

Заключение


















Введение

В нашей современной жизни успеха быстрее добьется человек с развитыми чертами лидера, уверенный в себе, с адекватной самооценкой.

Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они − результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели.

Дети сейчас больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.

Современное общество нуждается в социально активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах. Лидерство – это многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения личности, и потому в современной науке существуют различные подходы к изучению этой проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о богатых традициях в изучении феномена лидерства. Уникальность этого социального явления обусловила появление многочисленных теоретических концепций. Большое количество теорий лидерства, разработанных в психологии и педагогике, свидетельствует о высокой практической значимости этого понятия¹.

Детское лидерство – актуальная проблема современной российской действительности. Этим, в свою очередь, обусловлена актуальность осмысления проблемы подросткового лидерства и поиска наиболее


¹Журнал "Жасstar", №2 (24) 2010 г.

эффективных форм и методов развития лидерского потенциала.

Из выше сказанного вытекает актуальность темы: развивать лидерские качества в 8-11 классах. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.

Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Проблема: выявление наиболее эффективных методов развития лидерских качеств у подростков.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Развитие лидерских качеств у школьников в 8 – 11 классах».

Цель: выявить наиболее эффективные способы развития лидерских качеств и обосновать методическую систему, направленную на развитие лидерских качеств у подростков, апробировать на практике.

Объект исследования − лидерские качества у подростков.

Предмет исследования – педагогические методы развития лидерских качеств у подростков.

Гипотеза заключается в предположении: уровень развития лидерских качеств у подростков можно повысить, если разработать и применить специальный комплекс занятий (тесты, различные игры, тренинги), направленных на развитие личностных характеристик лидеров. Если развивать лидерские качества, то развивать их эффективно.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и типы лидерства в педагогике.

2. Выделить особенности школьного возраста в 8 – 11 классах.

3. Выявить лидеров в ученическом коллективе.

4. Разработать программу занятий по развитию лидерских качеств в 8 – 11 классах.

5. Оценить результативность программы занятий по развитию лидерских качеств в 8 – 11 классах.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

-Эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

































Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у подростков

    1. Понятие и типы лидерства: психолого-педагогический аспект

Слово «лидер» происходит от английского «lead» (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих людей, членов какой-либо группы, организации и выполняющий комплекс функций

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Лидер – это высоко рейтинговая, авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в совместной деятельности индивидов и регулирует взаимосвязи и взаимоотношения в микрогруппах¹.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

Порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь


¹ Клименко О. Е. // Внешкольник // Воспитание личности лидера. – 2006. – №10. – С. 15.

данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной

группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер) ¹.

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру)³.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в

различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели) ².

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет

¹ Вешловский С. Г. Личность, семья, школа. – С.Питербург, 1996. – С. 173.

² Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человека. – М.:Просвещение, 1978. – С. 193.

³ Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986. – С. 51.


возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.

Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы¹.

Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

Лидерство − это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока


¹ А. В. Петровский. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Полиздат, 1982. – С. 152.

не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики.

Обязательное условие лидерства − обладание властью в конкретных

формальных или неформальных организациях самых разных уровней и

масштабах.

Качества присущие лидеру.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический)¹.

Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства − получение максимальной информации в минимальное время².

Одно из основных качеств лидера среди молодежи − это быть на шаг впереди всех. Быть в курсе новых веяний моды, новостей, обладать знаниями не доступными для других. То есть иметь большую осведомлённость, обладать большей информацией. Обладание информацией – ресурс, имея который человек получает преимущество перед другими. Лидер знает, где и как получить такой ресурс. Недостаток подобной информации многие подростки компенсируют за счёт собственных домыслов и фантазий. Они делятся друг с другом приукрашенными примерами из собственной жизни,


¹ Фрадков М. // Внешкольник // Концептуальный подход к работе с подростками-лауреатами. – 2006. –.№10 – С. 4.

² Ж.А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2002


или вообще несуществующих событий, которые легко принимаются в их

среде. Таким образом, лидерские качества подростка проявляются еще и умением свободно выражать свои фантазии, принимая их за реальность. При этом, молодежный лидер умеет подкреплять свои домыслы частичкой реальных фактов. Тогда доверие к такому лидеру резко возрастает.

Ещё одна отличительная черта молодёжного лидера − умение быть нестандартным, оригинальным, даже ортодоксальным, нешаблонно преподносить стандартные мысли. Облекать собственные идеи в нечто интересное, интригующее. И конечно, мотивировать других на реализацию этих идей. Здесь проявляется одно из важных качеств молодежного лидера – смелость. Лидерам, обладающим этим качеством, доверяют, к ним тянутся, за ними идут. Оправданный риск и смелость – неотъемлемая черта лидерства вообще. С другой стороны, чрезмерная смелость и бесшабашность (ощущение вседозволенности) позволяет подростку переступить некую черту, за которой находятся такие асоциальные проявления, как алкоголизм, проституция, наркотики и т.д. Поэтому, для молодежи, особенно с ярко выраженным лидерским потенциалом, необходимо прививать моральные устои и навыки, а также учить осознавать последствия своих действий. Это позволяет из молодёжного лидера формировать зрелого, незаурядного человека².

Еще одно очень важное и интересное качество лидера, как в молодежной среде, так и среди зрелых лидеров – харизма – особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Выражение «у него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним¹

¹ Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.:Академический Проект. 2004. – С. 65.

² Шилова Т.А. Волевая активность как фактор формирования направленности личности подростка. // Вопросы психологии познавательной деятельности. МГПИ им. В.И. Ленина, 1984, С, 169-171.



1.2. Особенности личностного развития подростков

Подростковый возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

Современный подросток − человек с кипучей энергией, инициативностью, сталкивается с культурой, в которой универсальные инструкции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни; общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого человека, делает его «удобным» для управления во всех социальных системах. Но, к счастью, всегда есть юные молодые люди, которых тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости самой жизни, открытой для неё через существование живого «Я». Это живое «Я» проявляет себя в широком размахе колебаний и противоречий переживаний, связанных с необходимостью найти и установить своё собственное содержание, освоить своё собственное психологическое пространство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко несёт в себе черты устойчивости¹.

Какие потребности есть у старшеклассников? Потребность в самоутверждении, принятии в определенной среде, выделении из общей массы. Для молодежного лидера необходимо быть ярким, смелым, уверенным в своих словах и поступках.

Лидерство в молодежных кругах ориентировано, в основном, на процесс. Хорошо провести время одна из главных ценностей подростка. Это общение, которое порой не имеет каких-либо конкретных целей, кроме самого процесса общения. Во время этих коммуникаций юноши и девушки выясняют свой статус. Для них важна поддержка, так как часто нет прочно

¹ Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978. − С.77.

сформированной собственной системы ценностей. Их система ценностейполучают подтверждение собственной значимости от сверстников ичасто складывается под воздействием средств массовой информации, интернета, общения с другими сверстниками, или людьми на которых они хотят быть похожи. При этом, уходя из-под влияния родительской опёки, они стараются отрицать ту систему ценностей, которая насаждается им родителями, или вообще людьми другого поколения (учителями, воспитателями, тренерами).

Среди молодежи важно иметь статус «включенности» в разные социальные группы. Не случайно молодым людям так важно совместное время провождение, ощущение сопричастности, поддержка окружающих. Они формируют свой мир, в котором им легче проявить себя и удовлетворить ряд базовых потребностей, таких как самоактуализация, внимание, уникальность. Сейчас в среде Интернет очень популярно создание живых журналов и различных сообществ по интересам, форумов, чатов. Наглядный пример: формирование определенного сленга для конкретных групп. В таких группах также появляются лидеры, при этом они могут меняться в зависимости от темы обсуждения¹.

Некоторые группы имеют определённую направленность. Например, в спортивной секции по борьбе лидером становится самый сильный участник секции, а по бегу самый быстрый. Поскольку подростки всё время проверяют свои силы – соревнуются. Но в тех же группах ситуация коренным образом может измениться если изменить контекст. Лидером станет совершенно другой участник. К сожалению, направления актуализации некоторых подростковых групп является совершенно асоциальной. И если у подростка нет возможности быть лучшим или, по крайней мере, признанным в спорте, учёбе и т.д. Он идёт по другому пути и часто этот путь оказывается тупиковым. Например, для подростков важно чувствовать себя взрослыми.


¹ Л. И. Уманский. Психология организаторской деятельности школьтников: учебное пособие для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение. 1980. – 160с.


Курение служит возможностью доказать всем окружающим, что этот рубеж достигнут. Это тоже доказательство собственной значимости, которое

собирает вокруг себя людей, имеющих такую возможность реализоваться¹.

Привлечь внимание и быть в центре событий – актуальная проблема

для молодежи. Это достигается за счет внешних проявлений. Таких как одежда, прическа, манера разговаривать и держать себя в компании. Очень много магазинов специализирующихся именно на одежде для молодежи. Это помогает выдерживать определенный статус и ощущать свою принадлежность к модным течениям. Молодежный лидер, как правило, выделяется среди сверстников по внешнему виду. Особенно это касается девушек, для которых ценность быть привлекательной очень значимо. Можно также отметить внешние различия в лидерстве у девушек юношей. Молодые люди лидеры, как правило, отличаются хорошими физическими данными, поскольку часто свою позицию приходиться доказывать. Уверенное, иногда вызывающее поведение, часто громкий голос с нисходящими интонациями. У девушек лидерство направленно на привлечение внимания, за счет модной одежды, прически, коммуникативных навыков. Физическая привлекательность играет огромную роль².

В зависимости от коллектива лидерство может проявляться не во внешних аспектах, а во внутренних качествах и особенностях.

1.3 Подходы и технологии развития лидерских качеств

Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Для развития лидерства используется ряд нижеследующих процедур³:

* выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя


¹ Борисова А.В. «Формирование лидерской позиции подростков в условиях деятельности детских общественных организаций» Сборник Проблемы развития современной общеобразовательной школы: инновационный подход. Белгород 2005. − С. 111.

² Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах. //Дисс. канд. философских наук. − Л., 1969. − С. 97.

³ Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности.//Психологический журнал, 1985, Т. 4, № 5, С. 3-18.



ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера;

* развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде

всего, профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели, и т. д.;

* обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сверстников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;

* приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы¹.

Формирование лидерской позиции подростков может осуществляться в рамках:

  1. тематической, специализированной смены, на которую, как правило дети приезжают целенаправленно (специально отобранные ребята, социально одаренные дети, лидеры детских организаций, школьные активы и т.п.);

  2. обычной смены, обеспечивающей условия для реализации;

потребностей подростков(в общении, физической активности, познании), соответствующих возрасту участников смены и возможность лагеря. Это

¹ Панкрухин А. П. // subscribe.ru

достигается за счет усиления позиции самостоятельности, активности, ответственности ребят при проведении мероприятий смены, обучения методам рефлексии, групповой работы и

т.д.;

  1. комбинированной смены за счет включения в обычную смену непродолжительных по времени лидерских программ, сюжетно-ролевых игр, инициаций, создания органов самоуправления и т.п¹.

При работе с подростками используют личностно-ориентированный

подход, которое позволяет обосновать новое понятие, введенное в научный

оборот О. С. Газманом: «Педагогическая поддержка развития и обогащения личностного роста и совершенствование возможностей подростка-лидера»

Она заключается в создании условий для деятельности подростка-организатора социальных инициатив в общественно и личностно-значимых видах деятельности, направленное на социальное, интеллектуальное, физическое и психологическое благополучие и оздоровление подростка и его ближайшее социальное окружение, формирование социального опыта, ценностей толерантного взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.

К развитию лидерских качеств применяются методы такие как: психологический тренинг навыков с помощью игровых занятий, элементы веревочного курса, обучение методам управления своим внутренним состоянием, тренинг по разрешению командных задач различной сложности, жетонные системы.

Вот некоторые упражнения² (см. приложение №1):

  • "Эмпатия"

  • "Коммуникация"

  • "Спич на 1,5 минуты"

  • "Цветовая перцепция"

¹ Вендов А.И. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах. //Дисс. канд. психол. наук. -Л., 1973. − С.56.

² А.Л. Уманский Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. Научное издание - Кострома: КГУ, 2004. − С. 120 .

  • "Артистизм"

Условия игр позволяют актуализировать лидерские возможности и лидерскую готовность всем желающим. Деловая игра как форма работы

педагога через создание поля стимулирует лидерство в группах учащихся.

Для участника педагогически простраивается ситуация, позволяющая проявить и реализовать собственную готовность к принятию роли лидера, "работающая" на все критерии лидерства (мотивационный, статусный, интерактивный и деятельностный)¹.













































¹ Волохов А. «Вариативно-программный подход к деятельности детских общественных объединений». Воспитание школьников. 2000. − С.62.

Глава 2. Система педагогических методов и технологий развития личностных качеств в 8 – 11 классах

2.1 Диагностика выявления лидеров в ученическом коллективе

Для выявления лидеров в ученическом коллективе мы использовали диагностику лидерских способностей (позволяет оценить способность человека быть лидером), методику на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) (исследование коммуникативных и организаторских способностей, без которых не может быть обеспечен успех в работе), методику изучения самооценки Г. Айзенка (для того, чтобы определить самооценку учащихся, понять на сколько они оценивают себя, верят в свои силы и способности) и социометрию (чтобы определить лидера в конкретном коллективе, изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп).

Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)¹

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику (см. приложение № 1).

В 8 классе школы №44 г. Нижний Тагил была проведена данная диагностика. Ее данные приведены ниже.






¹ Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320


Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

п/п

учеников

Сумма балов

Уровень выраженности лидерских способностей

1

26

2

2

28

2

3

26

2

4

31

2

5

36

3

6

27

2

7

24

1

8

29

2

9

20

1

10

25

1

11

23

1

12

24

1

13

28

2

14

32

2

15

21

1

16

24

1

17

26

2

18

28

1

19

30

2

20

27

2

21

31

2

22

24

1

23

26

2

24

27

2


Примечания:

1 − качества лидера выражены слабо.

2 − качества лидера выражены средне.

3 − лидерские качества выражены сильно.

4 − данный человек как лидер склонен к диктату

Аналитические данные исследования данной методикой заключаются в следующем:

46,4 % исследованных имеют слабовыраженные лидерские способности.

50% человек имеют средний уровень выраженности лидерских способностей, что говорит средней выраженности лидерских качеств.

У 3,6 % исследованных лидерские качества выражены сильно.


Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)¹

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности

работников таких профессий − руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д. К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек-человек».

Для решения этих задач разработана методика «КОС-1». В аббревиатуре методики отражены ее функциональное значение (исследование коммуникативных и организаторских способностей), номер варианта (1). Авторы данной методики − В.В. Синявский и В.А. Федорошин. В основе разработки − известные проективные методики анкетного типа. Что же касается содержания материала методики, его структурного размещения, формы и способа обработки экспериментального материала, то они выполнены в соответствии с поставленными проф. консультационными задачами. Методика «КОС» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных

¹ Профконсультационная работа со старшеклассниками (Под ред. Федоришина Б.А. – Киев: Радиньска школа. 1980. − С. 158.

ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом.

Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Возможности проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-1» «Лист вопросов». Спектр вопросов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей. При построении вопросника были учтены также различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы (приведем несколько примеров):

а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;

в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;

В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

Программа изучения организаторских склонностей учащихся включает вопросы иного содержания (приведем несколько примеров):

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся. Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы» (см. «Обработка»), в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности.

Обработка результатов. Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности. Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20). При этом удобно использовать простую формулу:

К = n/20,

где К − величина оценочного коэффициента;

n -- количество совпадающих с дешифратором ответов.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.

Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 -- о низком уровне.

Оценочный коэффициент (К) − это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка.

Испытуемые, получившие оценку «1» (= 1), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.

У испытуемых, получивших оценку «2» (= 2), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (= 5), обладает очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Данную методику проводили в 8 классе школы №44 г. Нижнего Тагила. Результаты этой методики приведены ниже.

Таблица 2. Данные исследования методика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)


п/п

учеников

Уровень коммуникативно-организаторских способностей

1

3

2

4

3

3

4

5

5

5

6

3

7

2

8

4

9

4

10

4

11

3

12

3

13

3

14

3

15

5

16

4

17

3

18

4

19

4

20

4

21

3

22

3

23

3

24

4

Примечания:

1 − крайне низкий уровень проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.

2 − развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего.

3 − средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

4 − высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

5 − очень высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

По данным исследования данной методикой выявилось следующее:

3,6 % человек имеет 2 уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, который находится на уровне ниже среднего. Данные люди не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

У 39,3 % испытуемых присутствует 3 уровень со средними проявлениями коммуникативных и организаторских склонностей. Для данных людей характерен проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

39,3 % испытуемых отнесены к 4 уровню с высоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

17,8 % испытуемых имеют 5 уровень, характеризующийся очень высоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей. Данные люди испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

Социометрия¹

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;


¹ Методы психологической диагностики. — М., 1993 − С. 78.

б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и

предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 − кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 − кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант − непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N − число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант − параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р -- вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N -- число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Обработка результатов. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали − только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 − тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую - +2 (-2), в третью - +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы − возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма − карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма. Социограмма - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью).

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Методика изучения самооценки Г. Айзенка¹

Для того, чтобы определить самооценку учащихся, понять на сколько они оценивают себя, верят в свои силы и способности проведена данная методика.

¹ Хрестоматия по возрастной психологии. Ред. Фельдштейн Д.И. . М.: МПА. 1994. − С. 65.


В процессе данного исследования была применена методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. Методика предполагает следующую процедуру проведения: ученикам был предложен тест, включающий в себя десять вопросов о наиболее часто встречающихся психических состояниях. Ребятам надо было выбрать один из трех вариантов ответов: да, иногда, нет.

После обработки данных я получила следующие результаты:

Учащиеся

Количество баллов

Самооценка

1.Анисова А


7

Высокая

2. Васева А.

10

Средняя

3. Глухарева А.

8

Средняя

4. Денисова А.

8

Высокая

5. Доронин И.

7

Высокая

6. Елохина А.

6

Высокая

7. Киселева Е.

8

Средняя

8. Краева М.

6

Высокая

9. Краснояров М.

8

Средняя

10. Масленников О.

8

Средняя

11. Морозова Н.

8

Средняя

12. Паникаров Е.

7

Высокая

13. Пуглеева К.

9

Средняя

14. Рустамова О.

6

Высокая

15. Сметанин И.

9

Средняя

16. Султанов Л.

4

Высокая

17. Фоминых А.

7

Высокая

18. Чулкова А.

6

Высокая

19. Шабров С.

6

Высокая

20. Широков М.

8

Средняя

21. Шихов В.

7

Высокая

22. Шлыков Н.

6

Высокая

23. Шульц Л.

6

Высокая

24. Брюханов М.

7

Высокая


Проанализировав полученные данные, я выяснила, что примерно 41% учащихся имеют среднюю самооценку, примерно 59 % учащихся с высокой самооценкой. Ребят с заниженной самооценкой нет. Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек, можно увидеть, что примерно у 60% мальчиков уровень самооценки высокий, у 40 % средний; примерно 58 % девочек имеют высокую самооценку, 42% среднюю.

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод о том, что выявлены люди с наибольшими склонностями к лидерству(3,6%), обладающие высокими коммуникативно-организаторскими способностями (17,8 %) и люди с наименьшими склонностями к лидерству(46,4%),

обладающие невысокими коммуникативно-организаторскими способностями (3,6 %). Так же выявлены люди со средним уровнем развития лидерских и коммуникативно-организаторских способностей (39,3 %).

2.2 Программа занятий по развитию лидерских качеств в 8 – 11 класса

Проект «Школа лидерства»

Лозунг проекта:

«Настоящим лидером становится тот, кто мужественно, не следуя общепринятым канонам, создает себя, оттачивая, развивая, воплощая свой природный потенциал

Если ты хочешь:

  • воплотить в жизнь собственные идеи и проекты;

  • расширить свои способности;

  • получить практические навыки управления командой;

  • пробовать себя в роле организаторов различных мероприятий;

  • пройти серию тренингов, направленных на повышение личной эффективности;

  • встретиться с интересными людьми и расширить круг общения;

  • сделать свою жизнь ярче, интереснее - тогда участвуй в проекте «Школа лидерства»!»

Программа «Лидер»¹

Она действует на базе Нижнетагильской школы №44. Её целью является развитие лидерских качеств у подростков.

Основная идея программы заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для выявления и реализации лидерского потенциала каждого обучаемого.

Что значит быть лидером:

  • Уметь располагать к себе людей, оказываться в центре их внимания, вызывать уважение и симпатию к себе.

  • Уметь повести людей за собой, добиться того, чтобы тебя слушали и тебе подчинялись.

  • Уметь вызывать к себе доверие окружающих, быть в их глазах авторитетом.

  • Быть готовым взять на себя ответственность за происходящее, принимать решения и нести ответственность за их последствия

  • Быть способным сплачивать людей, объединять их вокруг какой-либо общей идеи или вокруг самого себя.

Цель проекта: способствовать формированию активной жизненной позиции, направленной на самоутверждение и самоопределение личности.

Задачи проекта:

  • Формирование лидерского мировоззрения и Я - концепции;

  • Развитие творческих и организаторских способностей подростка;

  • Развитие лидерского потенциала в группе (классе, школе);

  • Стимулирование потребности к самообразованию, самопознанию,

¹ http://www.bg140.ru/

самореализации, способствующих самоопределению личности

Основные направления деятельности по реализации проекта:

  • создание системы школьного самоуправления;

  • совместная деятельность активов класса и Парламента гимназии;

организация творческой учебы актива;

  • взаимодействие с молодежными общественными организациями района, города;

  • участие в молодежных акциях, слетах, фестивалях, проектах.

Участники проекта: учащиеся 8-11 классов

1 ступень – Лидерство – я могу!

2 ступень – Лидерство – я управляю собой!

3 ступень – Я управляю группой!

1ступень–Лидерство - я могу!

Базовый курс – это введение в проект «Школа лидерства»

Основная цель: помочь подростку по-новому взглянуть на себя и на свои возможности. Это комплекс практических занятий, в процессе которых каждый открывает для себя способы управления внешними обстоятельствами.

2ступень–Лидерство – я управляю собой!

  • Научить подростков ориентироваться в своих жизненных планах, видеть свои цели и находить способы их достижения, творчески подходить к воплощению идей

  • Научить справляться и вести себя грамотно в ситуациях конфликта и стресса

  • Помочь подростку в профессиональном самоопределении

3 ступень – Лидерство – я управляю группой

  • Формирование навыков работы в команде;

  • Определение, осмысление и осознание целей своей жизни, способность видеть перспектив своей будущей жизни;

Ожидаемый результат:

Комплексное развитие лидерских качеств у подростков должно быть направлено на формирование их психологической готовности к лидерству, которая структурно включает в себя мотивационный, когнитивный и деятельностные компоненты:

а) когнитивная деятельность к лидерству включает понимание поставленных задач, знание приемов и стратегий лидерства, алгоритмов организаторской деятельности в группе, способность к практическому мышлению.

б) мотивационная готовность к лидерству характеризуется внутренную готовность к принятию роли лидера, желанием выполнять лидерские функции, интересом к организаторской деятельности.

в) деятельностная или поведенческая готовность к лидерству предполагает развитую способность к практическим лидерским действиям, умение использовать имеющиеся знания о лидерстве в практике, быстроту нахождения оптимального решения управленческих задач.

Продолжительность проекта:

Проект рассчитан на долгосрочную перспективу (1 год).

Он проходит в несколько этапов (ступеней).

2.3 Оценка результативности программы по развитию лидерских качеств

Целью контрольного этапа нашего исследования было путем повторной диагностики проявления лидерских качеств у учащихся проверить эффективность занятий по развитию лидерских качеств у подростков.

В результате данной диагностики мы обнаружили некоторые изменения в проявлениях лидерских качеств испытуемых экспериментальной группы учащихся. На сновании проведенного констатирующего эксперимента у 15% исследованных лидерские качества выражены сильно, 10 % исследованных имеют слабовыраженные лидерские способности, 75 % человек имеют средний уровень выраженности лидерских качеств. Когда на начальном этапе была совсем другая картина (см. параграф 2.1.). Если говорить о коммуникативных и организаторских склонностях, то можно увидеть изменения в следующем: 30% испытуемых со средним проявлением коммуникативных и организаторских склонностей, 45% испытуемых с высоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей, 25% человек характеризуются с очень высоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей. Если соотнести с начальным этапом, то изменения есть в коллективе уже нет людей, которые не стремятся к общению, которые чувствуют себя скованно в новой компании. Уже все могут отстаивать свое мнение, выступать перед аудиторией, больше времени проводят в компании (см. 2.1.). Социометрия показала тоже изменения: отвергнутых в классе уже нет, все стали больше общаться. Заниженная самооценка поднялась.

Были выявлены факторы, характерные для лидера в данной социальной группе. При проведении диагностического исследования выяснилось, что эти дети обладают компонентами личностных качеств: понимание, повышенная мотивация, интеллект, воображение, независимость.

Основная идея программы «Лидер» заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для выявления и реализации лидерского потенциала каждого обучаемого.

Особенность построения предложенной программы в том, что каждое занятие включает в себе развитие когнитивного, эмоционально-мотивационного и деятельностного компонентов лидерства.

По окончании программы «Лидер» у учащихся сформировывается активная жизненная позиция, направленная на самоутверждение и самоопределение личности. Они уже могут свободно располагать к себе людей, оказываться в центре их внимания, вызывать уважение и симпатию к себе; могут повести людей за собой, вызывать доверие окружающих, становятся для кого-то авторитетом; некоторые еже могут брать ответственность на себя, способны сплачивать людей возле себя. Все это учащиеся проходят через развитие своих творческих и организаторских способностей, развитие лидерского потенциала в классе. Подростки учатся справляться и вести себя грамотно в ситуациях конфликта и стресса, у них формируются навыки работы в команде. И из этого следует, что данная программа достаточно эффективна и результаты не заставляют себя ждать. Подростки расширяют свои способности и делают свою жизнь ярче и интереснее.













































Заключение

Мы выявили наиболее эффективные способы развития лидерских качеств и обосновали методическую систему, направленную на развитие лидерских качеств у подростков, применив на практике.

Справились с поставленными нами задачами: рассмотрели понятие и типы лидерства в педагогике, выделили особенности школьного возраста в 8 – 9 классах, выявили лидеров в ученическом коллективе (1 мальчик и 1 девочка), разработали программу занятий по развитию лидерских качеств в 8 – 9 классах (программа «Лидер»), оценили результативность программы занятий по развитию лидерских качеств в 8 – 9 классах (см. параграф 2.3.).

Для решения этих задач была разработана литература по лидерству, педагогики, рассмотрены некоторые статьи по воспитанию личности лидера и некоторые другие. Были также разработаны методы для развития личностных качеств (проведена диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); методика на выявление коммуникативных способностей (КОС-1); проведена социометрия и методика изучения самооценки Г. Айзенка). Также были проведены специальные упражнения с подростками ("Эмпатия", «Коммуникация», "Спич на 1,5 минуты", "Цветовая перцепция", "Артистизм"). Разработана программа «Лидер», чтобы создать благоприятные условия для выявления и реализации лидерского потенциала каждого обучаемого.

Мы повысили уровень развития лидерских качеств у подростков, разработав и применив специальный комплекс занятий (тесты, различные игры, тренинги), направленные на развитие личностных характеристик лидеров. Если развивать лидерские качества, то развивать их эффективно. Как мы это и сделали.

Подростки научились располагать к себе людей, оказываться в центре их внимания, вызывать уважение и симпатию к себе, вызывать к себе доверие окружающих, быть в их глазах авторитетом, сплачивать людей, объединять их вокруг какой-либо общей идеи или вокруг самого себя.

Приложение №1

Упражнения:

  • "Эмпатия" − своеобразный задел групповой работы.

Его цель: не только тренинг эмпатии (проникновения вчувствования в переживания, состояние другого человека), но и создание атмосферы доверия к ведущим, открытости.

Один из ведущих предлагает участникам "вчувствоваться", понять другого ведущего. Через несколько минут участникам предлагается высказать свое мнение что за человек ведущий? Какой у него характер? Что он любит? Его влечения? (в свободной форме, все, что хочется сказать). Все высказывания фиксируются и потом анализируются. Ведущий, которого "эмпатировали", активно включается в работу и помогает анализировать происшедшее, что нарушает привычный порядок вещей. По эффекту Клапарда это приводит к осознанию автоматизированных процессов.

  • "Коммуникация" − проводится после блока информации "Три стороны общения". Слушатели уже знают, что общение имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Упражнение моделирует коммуникативную сторону общения.

Три-четыре участника удаляются из аудитории. Ведущий, используя картинки, рассказывает о своем путешествии в Болгарию. Вводная для участников: как можно подробнее от своего лица пересказать следующему участнику ("Как будто это было с Вами"). При этом пользоваться картинками нельзя. Все пересказы фиксируются с помощью видеоаппаратуры. Последующий анализ позволяет выйти на схему "Коммуникация", дать анализ трудностей процесса коммуникации, особенностей коммуникационных процессов и понимания других людей.

  • "Спич на 1,5 минуты" − используется методика "трех зеркал". Каждому участнику дается задание: в течение 1,5 минуты произнести нечто с целью вызвать симпатии в группе. Упражнение записывается с помощью видеоаппаратуры и затем анализируется. Первым анализ ведет "автор", затем группа и, наконец, ведущие ("три зеркала"). По ходу анализа рассматриваются особенности перцептивных процессов, успехи и трудности участников (что помогает и мешает в общении), строится совместными усилиями схема "Гений общения".

  • "Цветовая перцепция" − модифицированная методика А.Н. Лутошкина, эмоционально-символическая аналогия.

Выявляется не только настроение каждого члена группы, но и мнение каждого о настроении членов группы, что позволяет тренировать процессы перцепции.

  • "Артистизм" позволяет отработать элементы невербальной передачи и приема информации.

Данный упражнения позволяют педагогу стимулировать лидерство по всем критериям: мотивационному (показатели интеграция интересов группы, расширение коммуникативных контактов); статусному (показатель эмоциональный статус лидера); интерактивному (показатели влияние на ведомых, решение конфликтов, эмоционально-волевое воздействие, психологический такт); деятельностному (показатель - организация взаимодействия).

Условия игр позволяют актуализировать лидерские возможности и лидерскую готовность всем желающим. Деловая игра как форма работы педагога через создание поля стимулирует лидерство в группах учащихся. Для участника педагогически простраивается ситуация, позволяющая проявить и реализовать собственную готовность к принятию роли лидера, "работающая" на все критерии лидерства (мотивационный, статусный, интерактивный и деятельностный).







Приложение 2

Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

Ключ к тесту

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае − 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:

- Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

- Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

- Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

- Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал

- Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

да;

нет.

- Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас одноклассников занимают более высокое положение в вашем классе, чем Вы?

да;

нет.

- Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

да;

нет.

- Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть лидером среди сверстников?

да;

нет.

- Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-либо?

да;

нет.

- Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

да;

нет.

- Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

да;

нет.

- Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить Вашу учебную, познавательную активность?

да;

нет.

- Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

да;

нет.

- Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

да;

нет.

- Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

да;

нет.

- Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

да;

нет.

- Считаете ли Вы себя мечтателем?

да;

нет.

- Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

· да;

· нет.

- Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд?

· да;

· нет.

- Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

· будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

· возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

- Какое из двух мнений Вам ближе?

· настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

· настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

- С кем Вы предпочитаете работать в группе, классе?

· с покорными людьми;

· с независимыми и самостоятельными людьми.

- Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

· да;

· нет.

- Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью вашего отца?

· да;

· нет.

- Умеете ли Вы в дискуссии на какую-либо учебную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

· да;

· нет.

- Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

· предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

· просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

- Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

· да;

· нет.

- Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

· да;

· нет.

- Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

· да;

· нет.

- Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

· самый компетентный человек;

· тот, у кого самый сильный характер.

- Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

· да;

· нет.

- Уважаете ли Вы дисциплину?

· да;

· нет.

- Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее?

· тот, который все решает сам;

· тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

- Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы учитесь или работаете командой?

· коллегиальный;

· авторитарный.

- Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

· да;

· нет.

- Какой из следующих портретов больше напоминает Вас?

· человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

· человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

- Как Вы поведете себя на собрании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

o промолчите;

o будете отстаивать свое мнение.

- Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

· да;

· нет.

- Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

· да;

· нет.

- Что бы Вы предпочли?

· работать под руководством хорошего человека;

· работать самостоятельно, без руководителей.

- Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

· согласен;

· не согласен.

- Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

· да;

· нет.

- Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

· да;

· нет.

- Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

· опускаете руки;

· появляется сильное желание их преодолеть.

- Упрекаете ли Вы людей людям, если они этого заслуживают?

- да;

- нет.

- Считаете ли Вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

· да;

· нет.

- Как Вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

· введу нужные изменения немедленно;

· не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

- Сумете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

· да;

· нет.

- Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

· да;

· нет.

- Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

· да;

· нет.

- Кем бы Вы предпочли стать?

· художником, поэтом, композитором, ученым;

· выдающимся руководителем, политическим деятелем.

- Какую музыку Вам приятнее слушать?

· могучую и торжественную;

· тихую и лирическую.

- Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

· да;

· нет.

- Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

· да;

· нет.


Приложение 3

Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых не большим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто и Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ