Формирование классного коллектива через метод проектирования

Формирование классного коллектива

через метод проектирования

В условиях признания вариативности, гуманизации, демократизации образовательного процесса, классный руководитель получил возможность для создания и развития воспитательной системы, учитывающей  особенности конкретного образовательного учреждения. Многие классные руководители в качестве ведущих направлений работы воспитательной системы видят формирование самосознания ребенка через приобщение к духовности, возрождение и развитие национального образа жизни, привития уважения к предкам, стремление осваивать национальную культуру, формирования личности ребенка через общение в коллективе.

Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности.

На мой взгляд, именно, развитию самосознания личности должно уделяться особое внимание в период учебно - воспитательного процесса в школе. Ученик должен расти ответственным человеком, признающим, что его успехи в жизни закладываются уже сейчас.

Основой для развития самосознания служат - идеи гуманистического воспитания, а средством - воспитательные системы, в центре внимания которых стоит личность, стремящаяся к реализации своих способностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях.

Осуществляя свою воспитательную деятельность, я поставила перед собой задачу - прежде всего, создать условия для разностороннего развития, самореализации школьника в условиях личностно ориентированной коллективной деятельности.

Будучи классным руководителем второго класса, я считаю особенно важным, создание такого классного коллектива, в котором каждый ученик сможет реализовать себя как личность.

Главным признаком личностно ориентированного развития детского коллектива является развитие его гуманистического микроклимата.

Поэтому мною была выбрана воспитательная система - проектирование микроклимата класса.

Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы:

- насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;

- в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;

- велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.

Эти вопросы определяют основные этапы формирования микроклимата: защищенность, сплоченность и активность, которые поддерживают и питают жизнь класса во всех ее проявлениях.



I Этап. Защищенность.

Цель: создание устойчивой защищенности каждого ученика.

Ведущей потребностью ученика в школе является общение со сверстниками, самыми значимыми для него людьми. Поэтому защищенность его в классе зависит в первую очередь от того, как к нему относятся одноклассники, чего и в какой степени боится он с их стороны.

Чего же может бояться ребенок со стороны своих одноклассников?

К сожалению, слишком «агрессивной» стала жизнь, окружающая наших детей, поэтому не исключена вероятность физической агрессии.

Но все-таки чаще встречается страх другого рода. Это страх перед насмешкой и издевкой, страх одиночества и изоляции, страх оказаться не таким как все. Причем порой эти страхи могут быть вымышленными.

Даже внимательному и чуткому учителю трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они маскируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью ребенка.

Поэтому главной своей задачей вижу целенаправленное глубокое изучение своего класса, умение чувствовать состояние ребенка, доверительный диалог с ним.

В качестве реализации этой задачи использую:

- цикл классных часов «Познай себя»;

- тестирование;

- беседы "Дружба", "жестокость", "Добросердечность", "Воля"

- игры (сюжетно-ролевые, интеллектуально-познавательные);

- элементы психологического тренинга;

- создала систему общественных поручений.

Очевидно, что и мой стиль общения с классом, демонстрируемый психологический настрой задает в значительной степени отношения между самими ребятами.

Наличие устойчивой защищенности в классе - главный, но не единственный признак гуманистического микроклимата.



II Этап. Сплоченность.

Цель: формирование общих настроений и переживаний; чувства гордости за свой класс.

Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом. Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником, как своей и в то же время нашей общей. Здесь важна вариативность деятельности, возможность выбора и добровольность участия в воспитательных мероприятиях, формирование у учащихся культуры отношений не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, своему таланту. Средствами реализации этой задачи могут стать:

- коллективные творческие дела класса;

- цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;

- участие в соревнованиях, конкурсах;

- участие в школьных коллективных творческих делах;

- творческий отчет класса;

- походы, экскурсии, коллективные поездки.

Важным условием решения данной задачи считаю чувство гордости за свой класс, когда ученик отождествляет себя с классом, поэтому я стараюсь создавать ситуацию общего успеха.

Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием активности каждого члена коллектива.



III Этап. Активность.

Цель: создание условий для максимальной самореализации;

Формирование умения ставить цели, планировать пути их достижения, анализировать результат, принимать решение и осуществлять выбор.

Этот этап считаю самым значительным в формировании микроклимата класса. Один и тот же человек выглядит и чувствует себя совершенно по-разному в различном окружении: в одном случае он инициативен, стремиться максимально реализовать себя, и может даже являться лидером, в другом - он же «тише воды и ниже травы», опасаясь, любого своего слова и дела.

Вот я и ставлю перед собой вопрос, в какой степени мой класс активизирует, вдохновляет, стимулирует к проявлению и развитию своего внутреннего потенциала. Если микроклимат класса не благоприятен, если с защищенностью и сплоченностью существуют проблемы, трудно рассчитывать, что наш ученик будет активным в такой среде. Поэтому необходимо научить ребят позитивной развивающей самореализации, создать для нее в классе соответствующие условия.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

- участие в подготовке классного часа;

- проведение конкурсов, викторин самими учащимися;

- подготовка и проведение традиционного «Дня именинника»;

- проведение театрализованных представлений;

- часы общения, диспуты, дискуссии;

- цикл занятий «Познай себя».

Эффективно осуществление этих этапов с использованием тематических периодов жизнедеятельности школьников. На этих основаниях в классе  осуществляется работа по воспитательным разделам: "Здоровье", "Учение", "Общение", "Досуг", "Семья".

Программа "Здоровье" реализуется через работу с учащимися участкового педиатра, врача школы, психолога,  классного руководителя. Проводится регулярная диспансеризация детей, изучение у них предрасположенностей к различным заболеваниям. Уделяется много внимания индивидуальной работе со школьником по созданию и соблюдению режима дня, по предупреждению наркомании, курения, алкоголизма.

Совершенствованию самоуправления учащихся в учебно-познавательной деятельности соответствует воспитательная программа "Учение", позволяющая координировать, согласовывать усилия администрации, учителей, родителей в отношении создания условий для активности, самостоятельности, ответственности школьников в учении.

Изучение школьниками норм, правил поведения в конкретных условиях, решение ситуативных задач по нравственным проблемам, анализ поступков, предупреждение конфликтов осуществляется в ходе воспитательной работы на основе подпрограммы "Общение".

Целенаправленное влияние на досуг детей, создание условий культурного отдыха на основе возможностей школы, а также кружками по интересам сопровождается программой "Досуг".

Современной семье необходима помощь в осуществлении психотерапевтической функции по отношению к детям. Традиционным стало проведение  праздников, с привлечением родителей к различным классным и школьным мероприятиям. Такая работа обеспечивается подпрограммой "Семья".

Воспитательная работа по названным программам обеспечивает активную  коллективную деятельность учащихся, а также создание устойчивого микроклимата в классе.

Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую индивидуальность и тем самым способствовать ее развитию - это едва ли не самая сложная задача классного руководителя. И невозможно хотя бы частичное ее решение, если сам педагог не будет ценить каждого своего ученика независимо от его отметок, от его способностей и возможностей.

Необходимо найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание сверстников; создавать для личности ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость.

Создание гуманистического микроклимата класса является первой ступенькой на пути формирования  активной, честной, развитой, доброжелательной, самодостаточной личности ребенка.







Литература.

1. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под редакцией Степанова Е.Н., М., 2000.

2. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. М., 2002.

3. ЯсницкаяВ.Р. Три кита. М., 2002.

4. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2000.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ