Игры и занятия в жизни детей
Игры и занятия в жизни детей.
В сущности, что такое "детство"? Основа детства - это игра! Когда человек перестает играть - он перестает быть ребенком. Этот процесс наблюдается у всех высших животных, у которых детеныши играют в охоту, а взрослые - охотятся реально. И процесс взросления в живой природе происходит гармонично.
Что касается человека, то как физически, так и психологически, человеческие детеныши взрослеют поздно, недаром избирательное право раньше 18 лет не дают. Что же касается права на создание семьи (и права на секс), то и тут закон ставит рамку в 18 лет (хотя по физиологии 14 правильнее).
По логике закона, до 18 лет человек официально считается ребенком. Но так ли это? Увы, но современная жизнь перемещает искусственное взросление на гораздо более ранний период.Вы со мной согласитесь, рассуждения, взгляды, интересы 9-летних детей уже вовсе не кажутся детскими...
Как уже было сказано выше, основа детства - это игра. А что такое игра? Игра - это не жизнь, игра - это модель жизни. Когда волчонок кусает товарища за шею, он кусает его не всерьез, играючи, прекрасно сознавая эту разницу и соразмеряя силу челюстей с крепостью братской шеи. Когда мальчик играет в солдатиков или создает игрушечное государство - он знает, что это игра. И девочки играют с куклами в "дочки-матери" не всерьез. Иначе говоря, дети до поры до времени живут в мире отдельном от реальности, в мире сказки и чудес.
Сейчас маленькие дети уже живут в реальности. Они не играют в деньги - они ими пользуются. Они не командуют полками пластмассовых солдат - они командуют (если удается) компанией одноклассников. И в куклы играть уже незачем, потому что любовные романы начинаются с первого класса. И вполне реальные, с изменами, драмами, клятвами...
А ведь период детства, период игры имеет очень глубокий смысл. Ребенок по определению знает мало и умеет мало. И в ходе игры он учится, осваивает жизнь, но без риска что-то всерьез испортить. Ведь это - только игра, в которой ребенок совершенно свободен! Свободен в своей фантазии, идеях, даже в своих ошибках. На которых он тоже учится, не причиняя вреда реальным объектам.
Реальная жизнь полна ограничений (основанных как на реалиях Вселенной, так и на условностях общества), а игра - она свободна! Там машины могут прыгать по горам, бумажные самолеты висеть в воздухе, а если любимая кукла заплачет от обиды, то можно и время повернуть, ситуацию переиграть так, что плакать ей уже не придется.
Когда ребенок играет сам с собой, он развивает сам себя. Он учится принимать решения и видит их последствия. Но в отличие от жизни реальной, там все можно исправить! И учиться снова, и снова...
В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
1. Играют ли ваши дети дома?
2. Какие они предпочитают игры: коллективные или одиночные, шумные или спокойные, интеллектуальные или подвижные?
3. Как относятся родители ребенка к организации игр детьми в доме?
4. Принимают ли участие родители в играх своих детей?
Вся жизнь дошкольника была связана с игрой,т.к. основным видом деятельности является игровая деятельность. При поступлении в школу изменился вид деятельности, и основной, преобладающей становится учебная деятельность. Но игра полностью не уходит и не должна уходить из жизни ребенка. Детям необходимо играть так же, как и необходимо работать взрослому. Причины, побуждающие ребенка играть, - это любопытство и потребность активно действовать, а из этого и создаются интересы, так необходимые для успешного обучения. Поэтому в период поступления детей в школу нужно определиться, как использовать игру в новой обстановке. Среди игр, которые по-прежнему будут использоваться детьми, - сюжетно-ролевые, игра-труд, дидактические и подвижные игры, игры-забавы и развлечения, игровые праздники. Особое значение для школьника имеют сюжетно-ролевые, дидактические игры.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Это такие игры, как «Школа», «Магазин», «Больница». Этими играми наиболее часто заняты наши дети.
Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
Дидактические игры - игры, предназначенные для интеллектуального развития детей. Эти игры используются учителями в учебно-воспитательных целях.
Подвижные игры - игры, требующие от играющих активных двигательных действий. Подвижные игры младших школьников носят соревновательный, творческий, коллективный характер. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость.
Вот некоторые практические советы:
1. Участвуйте в выборе игры и места ее проведения.
2. Игры ребенку нужны разные: игры коллективные и игры одиночные.
3. Следите по возможности за содержанием той игры, что ведут дети.
4. Подойдите разумно к выбору игры, учитывая ситуацию: постоянные бурные игры неуместны, постоянные пассивные игры также не принесут пользы.
5. В совместных играх родителей и детей не переходите границы: чересчур увлекшись игрой не показывайте детям свое превосходство, а также не уподобляйтесь в игре карикатурному персонажу, изображающему отца ребенка, играющего железной дорогой и не дающего ребенку притронуться к ней.
6. Вашим детям можно предъявлять требование в такой форме: «После игры нужно прибрать в твоей комнате. Ты будешь убирать сам или с помощью твоих друзей?»
7. Вместо обвинений ищите решения.
На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, т.к. в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино, телевидение, и особое место занимают увлечения по интересам, занятия, направленные на развитие их творчества.И здесь мы родители должны помочь детям соорентироваться в выборе занятий.
Что мы родители можем сделать, чтобы увлечь ребенка каким-нибудь занятием?
Разумеется, любому ребёнку будут полезны и интересны занятия под руководством специалиста в компании сверстников - в кружке,в секции, в изостудии и т.д. А если нет такой возможности: далеко возить, нет специалистов?..
Попробуйте наладить творческий процесс дома: не сковывая инициативу ребёнка, подсказывайте ему, чем можно заняться и что для этого использовать.
1. Создайте ребенку дома условия для игр и творчества. Оборудуйте несколько зон, которые он будет использовать по своему усмотрению:
уголок для спокойного отдыха и чтения, для релаксации - с ковром, подушками, уютной лампой;
место на полу для занятий с большими игрушками - конструктором, железной дорогой, кукольным театром;
достаточно большой стол для рисования, настольных игр - одному или с друзьями;
место, где ребенок мог бы оборудовать себе секретное убежище с помощью одеял и других подручных средств - как палатку, шалаш или домик;
ящик для игрушек и вещей, полезных в игре, время от времени можно часть забытых игрушек из обычного шкафа или стеллажа перекладывать в этот сундук, добавлять туда другие предметы, которые могут пробудить фантазию ребенка
2. Осваивайте с ребенком обычные виды детского творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др.) и показывайте, как можно разнообразить эти занятия:
в качестве изобразительных средств можно использовать все что угодно. Для рисования - обычный песок и сыпучие продукты - крупы, для аппликации - нитки, листья, ракушки и камешки, для скульптуры - картофельное пюре, папье-маше и пену для бритья, вместо кисточки - собственные пальцы или ладошки, скалку и т д.
для конструирования и строительства предлагайте разнообразные материалы от готового конструктора до подручных средств - например, картонных коробок разных размеров.
старайтесь поддерживать исследовательские и экспериментаторские интересы малыша - на прогулке, в поездке, дома.
помогайте ребенку освоить возможности его собственного тела - предлагайте игры на развитие координации движений, пространственных представлений, подвижные игры.
3. Выбирайте подарки, которые могут стать основой будущего увлечения:
стимулирующие воображение, фантазию,
подарки, помогающие освоить новые навыки - различные инструменты, наборы для ручной работы, возможно, приборы - например, фотоаппарат или микроскоп,
интересные справочные издания, энциклопедии (возможно, и в электронном виде), музыкальные записи, видеофильмы, альбомы с репродукциями, абонементы в театр.
4. Рассказывайте сыну или дочери о собственных детских увлечениях. Может быть, вы до сих пор храните альбомы со своей детской коллекцией марок или значков - рассмотрите их вместе с ребенком, поищите информацию о том, чего только не коллекционируют люди, помогите выбрать и положить начало новой коллекции.
5. Конечно, не забывайте время от времени бывать на экскурсиях и в разнообразных музеях. Найдите возможность познакомить сына или дочь с профессионалами - наверняка среди ваших знакомых найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый-исследователь. Можно побывать в мастерской художника, на операции в больнице или на реставрационных работах в музее.
А если ребенок увлечен каким-то занятием настолько, что забывает об учебе?
Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Значит, можно попробовать убедить ребенка или подростка, что освоение школьных знании поможет ему стать настоящим профессионалом. Будущему модельеру нужно создавать выкройки - для этого хорошо бы владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию, спортсмену нужны знания анатомии и физиологии и т. д.
Стоит ли настаивать на занятиях в кружке или секции, если ребенок не испытывает к ним интереса?
Прежде всего, это проблема выбора - сделал его сам ребенок, или вы помогли ему сориентироваться, или попросту навязали свои представления о том, что ему пригодится в жизни.
Например, нередко кто-то из родителей мечтает вырастить из сына или дочери музыканта-профессионала, потому что у самого в детстве не сложилось - не было условий или собственные родители не были так уж настойчивы.
Разумеется, все мы знаем примеры, когда эта настойчивость плодов не приносила, а давала прямо противоположные результаты: ребенок либо выбирал себе совершенно другое направление, либо становился пассивным, нетворческим исполнителем.
Стоит иметь в виду: вовсе не у многих детей к 10-12 годам уже сформированы устойчивые интересы. С одной стороны, время для поиска есть всегда. Надо предоставлять ребенку широкие возможности для выбора. А с другой - необходимо поддерживать его интерес к выбранному занятию.
Многое будет зависеть от вашей поддержки, в том числе и материальной. Интересуетесь ли вы, чем занимается ребенок в кружке или секции, какие у него успехи, как складываются там отношения с ребятами, чем ему помочь. Стараетесь ли снабжать всем необходимым для занятий - будь то спортивная форма, ракетка «как у всех» или мольберт и дорогие краски.
Позволять ли ребенку менять занятия как перчатки?
Уточните сначала, что не позволяет ребенку или подростку удержать свой интерес на чем-нибудь одном. Вовсе не обязательно, что это природная лень или легкомыслие. Причины могут быть самыми разными.
Возможно, не сложились отношения с руководителем кружка или тренером, с кем-то из ребят. Или ребенок быстро теряет интерес, если не видит моментальных результатов. Он может болезненно переживать успехи других и собственные неудачи. Не исключено, что он сам или родители переоценили его способности к этому конкретному занятию. В любом из этих случаев ситуацию можно изменить.
Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное - чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Как сказал народный артист России, профессор Зиновий Корогодский, «к творческим интересам ребенка нельзя относиться прагматично, подсчитывая, какие «дивиденды» принесет в ближайшем будущем его увлечение. Оно принесет душевное богатство, которое необходимо и доктору, и летчику, и бизнесмену, и уборщице».
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение! »
Давайте же будем играть , заниматься вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра, занятие по интересам — прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместное занятие ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений.
Открывайте мир вместе с ребенком!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ