Информационно-аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности учителя начальных классов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БИЧЕВАЯ РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ.










Информационно-аналитический отчет

о результатах профессиональной деятельности

учителя начальных классов


Нефёдовой Ольги Борисовны


в 2008-2011 г















Хабаровский край

2012


СОДЕРЖАНИЕ


I. Организация учебной деятельности……………… стр. 3 – 13


II. Внеурочная деятельность ………………………… стр. 13-14


III. Выполнение функций классного руководителя…………………… …………………….. стр. 14-18


IV. Обобщение и распространение

педагогического опыта … …………………………… стр. 18-19


V. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка… ……………………………………. стр. 20


VI.Заключение …………………………………………. стр.21





























  1. Организация учебной деятельности.

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший- учит ее находить»

А. Дистервег

Я, Нефёдова Ольга Борисовна, 1969 года рождения, работаю в МБОУ СОШ с. Бичевая учителем начальных классов. Педагогический стаж 17 лет. В 1997 году закончила Биробиджанское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов, в 2007 году закончила ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» г. Хабаровск, получив квалификацию «учитель-логопед». Имею вторую квалификационную категорию. Последнюю аттестацию проходила в 2006 году.

В данной школе работаю с 1994 года. Работала воспитателем группы продлённого дня, учителем физической культуры, где была классным руководителем и в 2006 году выпустила 11 класс. В начальной школе работаю с 2007 года по УМК «Школа 2100», выпустив 1 набор учащихся. В настоящее время работаю в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО. В учебном кабинете имеется небольшая классная библиотека, набор таблиц, гербарии. Кабинет оснащен компьютером, принтером, интерактивной доской.

Определяя свою педагогическую деятельность, я исхожу из того, что основная цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Трудолюбие, широкая эрудиция, творческий подход к делу – считаю основой педагогической деятельности. Ответственное отношение к своим обязанностям, применение современных образовательных и педагогических технологий позволяют мне добиваться высокой результативности учебно-воспитательного процесса.

Проработав 5 лет в начальной школе, владею методикой начального обучения, обладаю прочными знаниями нормативно – правовой базы учебно-воспитательного процесса. Знаю возрастные психические особенности развития ребенка, понимаю значимость профессии учителя начальных классов в современных экономических условиях. Об этом свидетельствует успешная сдача квалификационного экзамена 26 октября 2011 года в «Региональном центре оценки качества образования»

Изучив нормативно – правовые документы, разные направления современной педагогики, считаю в своей работе главным развивать и воспитывать такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу относятся: трудолюбие, ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Цель моей педагогической деятельности: создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся.

Таким образом, приоритетной целью в своей работе считаю развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эту общую цель ставлю на каждом этапе обучения.

Оптимистическая вера в наличие творческих способностей у каждого ребенка, приоритет положительного стимулирования учения, требовательность, основанная на доверии, активизирует учебную и творческую мотивацию учащихся.

Зная способности каждого ребенка, в обучении сочетаю коллективные формы работы с индивидуальными, с опорой на дифференциацию. Большое место на уроках занимает самостоятельная работа. Я убеждена в том, что только тогда у учащихся развиваются пытливость, логическое мышление и культура умственного труда, когда они умеют самостоятельно выполнять различные задания. Считаю, что разнообразие видов учебной деятельности, дифференцированный подход к нагрузке детей, атмосфера доброжелательности, отношения сотрудничества между учителем и учениками, учёт особенностей каждого ребёнка позволяет ученикам чувствовать себя личностью.

Пятый год работаю по учебно-методическому комплекту «Школа 2100» допущенный и рекомендованный Министерством образования РФ. С 1 сентября 2011года работаю в рамах реализации ФГОС НОО. Данная система отвечает концепции развития школы и уровню подготовки учащихся, здоровьесберегающим, информационно – коммуникационным и другим современным технологиям. Самостоятельно разработала рабочие программы на 2011-2015 учебный год по: «Русскому языку», «Литературному чтению», «Риторике», «Математике и информатике», «Окружающему миру», «Технологии», «Изобразительному искусству», «Музыке», «Физической культуре».

Преподавание предметов, которое я осуществляю, построено на использовании таких образовательных технологий и методик, как игровые, ИКТ, проблемно-диалогические, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, технологии оценивания учебных достижений. Продумывая каждый этап урока, использую различные формы и методы работы.

Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы построения обучения, на уроках включаю дидактические игры как одно из средств реализации программных задач, занимательный материал: загадки, задачи – шутки, головоломки, логические игры, сказки, проблемные ситуации и т.д.

Слова Ш. А. Амонашвили: «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» - стали для меня одним из основных правил в работе. Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал.

Урок в современной школе направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества. Главным стимулом творчества, на мой взгляд, являются нетрадиционные формы обучения. В своей работе я использую такие нестандартные формы уроков, как урок – игра, урок – турнир, урок – исследование, урок – путешествие, урок – сказка, и другие. Уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков и проводятся они три – четыре раза в четверть. Именно нетрадиционные уроки позволяют поддерживать интерес к учению, процессу познания вообще, поскольку удивить ученика и вызвать интерес к предмету сделать сравнительно легко. Гораздо труднее удержать интерес и активность на уроках.

В учебный процесс широко внедряю ИКТ, что способствует развитию познавательного интереса учащихся. Это обосновано следующими факторами:

  • Красочность и наглядность информации

  • Эстетичность подачи материала

  • Расширение горизонта получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий

  • Экономия времени урока

  • Возможность разнообразия подачи информации

  • Удобства размножения раздаточного материала

Применяя новые информационные технологии, я пришла к выводу:

    • Облегчается процесс контроля и оценки знаний

    • Активизируется познавательная деятельность учащихся

    • Легко осуществляется дифференцированный подход в обучении

    • Повышается интерес к учению

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, презентации с использованием программы Power Point;

для организации коллективной и групповой работы (проекты);

как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (рабочие программы, поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:

  • тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;

  • памятки по русскому языку, математике, литературному чтению,

технологии.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, к урокам литературного чтения и окружающего мира.

Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Опыт применения данной технологии позволил:

- повысить эффективность обучения;

- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

- вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

Учитывая психофизиологические особенности каждого ребёнка применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся. Образовательная система «Школа 2100» пропагандирующая принцип «минимакса», позволяет реализовать данную технологию в полной мере.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, релаксационных, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Динамические паузы основываю на методе двигательной коррекции, который изучив, внедряю в свою систему работы. Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучаю:

  • Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии

  • Игровые оздоровительные технологии

  • Весёлые физминутки на уроках

  • Метод двигательной коррекции.

  • Дыхательная гимнастика

  • Формирование здорового образа жизни.

  • Релаксационная гимнастика.


Зная, что одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников, на своих уроках я учу детей самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности, используя технологию оценивания учебных достижений.

Основные задачи данной технологии:

определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Одним из правил технологии оценивания учебных достижений является то, что оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний. В первом классе введена безотметочная, но не безоценочная система обучения. Я использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, отношения его к выполнению учебной задачи, не сравнивая с другим. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех деятельности ребёнка. Для себя провожу мониторинг индивидуальных наблюдений каждого ребенка, оценивая по уровням: высокий, средний, низкий. Мои малыши оценивают себя сами: в дневнике (за каждый урок), в тетрадях, прописях (за определённый вид работы).

Используя, проблемно-диалогическую технологию на уроках, я сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогаю ученикам выделить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, сообщаю тему с мотивирующим приемом). Тем самым у ребят вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания учащимися. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Используемая мною на уроках «литературного чтения» технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в программе «Школа 2100», предполагает использование таких приемов как, комментированное чтение и диалог с автором через текст. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения.

Но нужно помнить, что параллельно с применением новых информационных технологий, нужно использовать в работе и такие разнообразные приемы и методы, как рассказ, беседа, практикум, что способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. Ребёнок воспринимает окружающий мир, прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Уроки математики учат адекватно ориентироваться в пространстве и времени. Это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности.

Знакомство с тем или иным математическим понятием я осуществляю при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Веду целенаправленную систематическую работу по формированию у детей таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, что приводит детей к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Моим первоклассникам было трудно самостоятельно сформулировать выводы из-за несформированности математической речи, но в результате кропотливой работы, ребята с этим успешно справляются. Развитие мышления становится основой развития других психических процессов: памяти, внимания, математической речи и способностей. Это ещё одно направление в моей педагогической деятельности, в котором предстоит работать в следующие годы.

Как и на других уроках, на уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.

В вычислительном плане особое внимание уделяю рациональным способам и технике вычислений. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий, важное значение придаю алгоритмизации. Все объяснения даю в виде чётко сформулированной последовательности шагов.

Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: определять, является ли предложенный текст задачей, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. В процессе работы упражняю детей в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя: измени вопрос, условие, определи, что можно узнать из условия задачи, поставь дополнительный вопрос.

Процесс нахождения решения задачи может быть алгоритмизирован лишь частично, так как он, как правило, содержит этап нестандартных эвристических действий. Но частичная алгоритмизация приводит к формированию общего умения решать задачи. При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.

В январе 2012 года в рамках межсетевого взаимодействия между школами села Бичевая и Полётное мною был показан открытый урок математики в 1 классе МБОУ СОШ с. Полётное по теме «Задачи на нахождение целого и части». Это был урок «Морское путешествие» Приложение 1. Презентация и самоанализ данного урока опубликованы в Медиатеке и на личном профиле в разделе «материалы» на сайте «12-го Всероссийского интернет-педсовета»

http://pedsovet.org/profile/

Основная цель уроков математики – выработать у детей основы математической культуры, включающие в себя как прочные и осознанные вычислительные умения и навыки, так и достаточно высокий уровень логического мышления, пространственного воображения

На уроках математики использую мультимедийный учебники «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. «Уроки Кирилла и Мефодия. Занимательные приключения» и « Лесная математика и Занимательное хозяйство», которые помогают развить математические способности, учат решать задачи. Диск «Я считаю лучше всех» помогает освоить умножение и деление, таблицу умножения и деление с остатком. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

На уроках русского языка стараюсь развивать у учащихся орфографическую зоркость. В разработанной мною системе заданий представлены упражнения, развивающие фонематический слух, упражнения для ознакомления с понятием «орфограмма» и её опознавательными признаками, словообразовательные упражнения, помогающие усвоить словарное богатство русского языка. Дети учатся с большим желанием и интересом. Как результат - хороший показатель качества знаний по русскому языку. На уроках русского языка использую мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык», который включает анимированные интерактивные тренажеры по различным темам. Учебный материал уроков представлен в игровой форме. В декабре 2011года проводила открытый урок обучения грамоте по теме «Звук [ш]. Строчная буква ш» Приложение 2 . Ход урока и презентация к данному уроку опубликованы в разделе «Начальная школа» (Азбука, письмо) на сайте «12-го Всероссийского интернет-педсовета» http://12.pedsovet.org

Уроки окружающего мира провожу в доступной форме, используя различные методы и формы работы, учу анализировать, раскрывать взаимосвязи в природе, прививаю бережное отношение ко всему окружающему. Большое место на уроках отвожу опытам, наблюдениям, экскурсиям. Большинство уроков проходят с применением ИКТ, что позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей, поэтому на своих уроках стараюсь его использовать. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребенка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше.

По предмету «Окружающий мир» использую диски «Природа России», «Мир природы», «Природа и человек», «Большая детская энциклопедия», «Времена года». Благодаря наглядным анимациям, динамическим рисункам, схемам и таблицам ребенок учится понимать таинственные законы природы.

Готовые мультимедийные презентации по различным темам и предметам беру на сайтах:

http://www.uroki.net

http://www.uchportal.ru

http://www.zavuch.info

http://viki.rdf.ru

http://www.rusedu.ru

http://it-n.ru

http://numi.ru

http://nsc.1.september.ru/urok/

http://www.school 2100.ru

Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Несколько лет назад я освоила эту компьютерную программу. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Вот некоторые темы последних презентаций по разным учебным предметам:



Обучение грамоте

1. «Звук [ш]. Строчная буква ш.

2. «Звук [з]. Строчная буква з.»

3. «звук [б]. строчная буква б.»


Математика

  1. «Число 9. Цифра 9.»

  2. «Число 7. Цифра 7.»

  3. «Число 6. Цифра 6.»

4. «Задачи на нахождение целого или части»


Окружающий мир

  1. «Зима-покой природы»

  2. Исследовательский проект «Органы чувств»


Внеклассная работа

  1. «Путешествие на остров «Фантазий» - игровая программа для ребят, посещающих пришкольный лагерь.

  2. «Правила поведения в школе» - классный час.

  3. «Откуда берётся хлеб» - классный час.

  4. «Права ребёнка в новом веке» - классный час

  5. «Адаптация ребёнка к школе» - родительское собрание в 1 классе.

  6. «Агрессия ребёнка» - родительское собрание в 1 классе.

  7. «Мои первые уроки» - родительское собрание в 1 классе.

Применение новых технологий на уроках способствует приобретению и развитию навыков и умений самостоятельной, творческой, более продуктивной работы учащихся, использование активных методов преподавания, современных технологий повысило интерес к изучению предметов, активность учащихся на уроках и внеурочной деятельности, качество знаний обучающихся.

Мною недостаточно изучена технология модульного обучения, проектная технология. В изучении современных образовательных технологий я вижу пути совершенствования своей педагогической деятельности.

Большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моих классов не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

В результате у большинства обучаемых мною детей (к сожалению, не у всех) развивается интерес к процессу обучения, самостоятельность мышления, умение работать с различными источниками информации, применять знания на практике, оценивать свою деятельность.

Результатом моей работы является то, что в моих классах нет неуспевающих. При переходе в среднее звено можно отметить, что более 50% выпускников имеют хорошие и отличные отметки, продолжая учиться в средних классах, они подтверждают свои глубокие, прочные знания, развитые творческие возможности.

Так выглядят результаты моей педагогической деятельности за 3 года.

Качество знаний обучающихся за три года.

2008-2009 учебный год - 54%

2009-2010 учебный год - 58%

2010-2011 учебный год - 58%


Процент успеваемости обучающихся за три года.

2008-2009 учебный год - 100%

2009-2010 учебный год - 100%

2010-2011 учебный год - 100%


Слабая сторона моей организации учебно-воспитательной работы заключается в том, что ребята мало принимают участие в предметных и межпредметных конкурсах, олимпиадах. В дальнейшем планирую усилить работу в этом направлении.


  1. Внеурочная деятельность.

«Конечная цель всякого воспитания –

воспитание самостоятельности

посредством самодеятельности»

А. Дистервег

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Воспитательными результатами внеурочной деятельности являются:

1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний

2-й уровень: развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям

3-й уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия

Образовательными результатами внеурочной деятельности являются:

1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

2-й уровень: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3-й уровень: получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действие для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили).

Учитывая всё перечисленное в 2011 году я разработала и подкорректировала такие программы внеурочной деятельности, как «Логоритмика» (Приложение 3), «Азбука нравственности» (Приложение 4), «Уроки доктора Здоровье» (Приложение 5).

Данные программы охватывают спортивно-оздоровительную деятельность и проблемно-ценностное общение. Ребята с удовольствием стопроцентно посещают занятия. На занятиях узнают о строении организма, правилах гигиены, закаливания, оказания первой помощи. Познают основы психологии: влияние эмоций на жизнь человека, взаимосвязь поведения человека в обществе и здоровья. Осваиваются навыки перекрёстных движений, двигательных, релаксационных упражнений. Формируется техника правильного дыхания, правильная речь.

Внеурочная деятельность, которую я провожу, конечно, требует много сил, времени на поиск и изучение нового, полезного для здоровья ребят, но видя, что эта работа полезна и интересна, надеюсь продолжить её в дальнейшем.

  1. Выполнение функций классного руководителя.

Параллельно с образовательными задачами, большое внимание уделяю воспитательной работе. В проведение внеклассных мероприятий стараюсь вовлечь весь класс. Большое количество мероприятий было проведено с помощью и непосредственным участием родителей. Ведь не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Многие из них заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии, другие ведут аморальный образ жизни. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер и просто улицу. Вот и вырастают эти дети - одни сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми, завистливыми и жестокими, другие прямо противоположны по уровню жизни, но такие же агрессивные. Поэтому работа с семьей – одна из главных задач школы.

Много интересных встреч и праздников, познавательных игр и конкурсов проводится в классе. И всегда вместе с нами – родители, которые помогают в оформлении класса, изготовлении костюмов.

Взаимодействие с родителями учащихся, их непосредственное включение в учебно-воспитательный процесс позволило сплотить классный коллектив. В своей работе использую различные формы проведения родительских собраний: диспуты, круглый стол, лектории. Так были проведены собрания по теме: «5 класс - период адаптации в средней школе» - лекторий, «Агрессия ребёнка», «Адаптация ребёнка к школе» - диспуты, «Родительская любовь и её роль в воспитании детей» - круглый стол. Активное участие принимали родители в подготовке и проведении «Выпускного вечера в начальной школе», проведении конкурса «Папа, мама и я – спортивная семья», праздновании «Дня матери» и других мероприятиях.

На 2011-15год разработана программа развития классного коллектива «Ступеньки успеха» - это программа осуществления «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Воспитательный процесс программы «Ступеньки успеха» происходит по 4 направлениям:

1 направление — «Семь Я» или индивидуальная работа с учащимися.

2 направление - «Ты да я, да мы с тобой». Работа с коллективом класса, взаимодействие с органом ученического самоуправления класса.

3 направление - «Мы вместе». Взаимодействие с педагогическими работниками, учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.

4 направление - «Папа, мама, я – дружная семья». Работа с семьёй.

В процессе работы по программе учащиеся преодолевают 4 ступеньки, называемые ступеньками успеха. Младшеклассники очень любят выполнять различные поручения. Они чувствуют себя нужными, ищут возможности проявить себя. Если вовремя создавать для этого условия, не ослабнет их интерес к жизни класса. Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость свою и каждого.

В 1 классе все дела проходят под девизом «Делай как я!», дети действуют с помощью взрослых и старших, копируют их действия. Во 2 классе они проявляют частичную самостоятельность, работают под девизом «Делай лучше меня!». Ребята самостоятельно выполняют части работы, находят некоторые отдельные способы её осуществление, проявляют элементы творчества. В 3 классе они уже приобретают относительную самостоятельность, работают род девизом «Делай сам, делай вместе с друзьями», в 4 классе – под девизом «Научился сам - научи товарища». Младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

Для выяснения социальной обстановки в классе, уровня воспитанности и тревожности, для составления и коррекции плана воспитательной работы я провожу различные диагностики. С помощью начальной диагностики обобщаются демографические данные учеников, составляется социальный паспорт класса, выявляются познавательные способности и личностные качества. Для этого используются следующие виды:

  • индивидуальные беседы с учащимися;

  • анкетирование родителей на первом родительском собрании;

  • посещение некоторых семей на дому;

  • изучение уровня воспитанности учащихся;

  • изучение уровня школьной тревожности.

В дальнейшей работе для изучения интересов и склонностей учащихся проводятся и другие виды диагностики.

На одном из первых классных часов мы приняли «Законы жизни коллектива», которые стараемся соблюдать.

Закон правды:

  • Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон добра:

  • Будь добр к другу, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы:

  • Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

Закон любви:

  • Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств.

Закон милосердия:

  • Тебе сегодня хорошо, рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

Закон памяти:

  • Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.

Закон уважения:

  • Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Закон старости:

  • Помни: старость уважают все народы. Будь цивилизован.

Закон свободы:

  • Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости:

  • Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести:

  • Вспоминай о своей физической силе наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве. «Человек – главное чудо на свете»

Ребята моих классов принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, где занимают призовые места. Приложение 6.

В межаттестационный период мною были проведены следующие внеклассные мероприятия: «Новогодний бал» для учащихся 1-4 классов Приложение 7 , «Выпускной вечер в начальной школе» Приложение 8.

Все дети в классе имеют поручения, которые добросовестно выполняют. Отношения в классном коллективе хорошие, доброжелательные. 4 класс выпустился в среднюю школу практически сформированным коллективом, со своими законами, правилами жизни. 1 класс – коллектив находится ещё в фазе развития, и я надеюсь, что при выходе из начальной школы классный коллектив будет соответствовать таким требованиям как:

  • хорошо организованный, самоуправляющийся с демократично сформированными органами самоуправления;

  • каждый член живет интересами школы, болеет и переживает за ее дела, успехи или неудачи;

  • все имеют возможность участвовать в управлении школой и защищать ее честь;

  • подавляющее большинство сопричастно с делом школы, ведь любить и ценить можно то, что ты создал и к чему приложил руку, голову;

  • обязательность для мероприятий, в которых участвует вся школа, дел, которые бы объединяли всех.

Основные условия моего общения со всеми учащимися, это: уважение, доверие, вера в успех.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере!

Если не можешь быть капитаном.

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни,

Только найди свое дело.

Если ты не сможешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.


  1. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Название работы

Тема

Дата

Выступление на ШМО

«Рабочие программы по предмету в рамках реализации ФГОС»

Апрель 2011

Выступление на педагогическом совете

«Прохождение квалификационного испытания в связи с новым порядком прохождения аттестации»

Ноябрь 2011

Выступление на районном семинаре для учителей начальной школы, работающих в 1 классах.

«Организация коррекционной работы с учащимися 1-х классов»

20 декабря 2011

Представление системы работы на конкурсе «Учитель года» в рамках сетевого взаимодействия МБОУ СОШ с.Полётное и МБОУ СОШ с.Бичевая

Приложение 9.

« Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности школьника, в рамках реализации ФГОС»


14 января 2012

Участие в конкурсе

«Учитель года» в рамках сетевого взаимодействия МБОУ СОШ с. Полётное и МБОУ СОШ с. Бичевая


Январь 2012

Размещение материала на сайте

«12-го Всероссийского интернет-педсовета» http://12.pedsovet.org


Публикации:

1.«Выпускной вечер в начальной школе» -сценарий

2.«Новый год для учащихся начальной школы»-сценарий

3.«Звук[ш]. Буква ш»-конспект урока+презентация

4.«Решение задач на нахождение целого и части»- презентация

5.«Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности школьника, в рамках реализации ФГОС»-презентация


Декабрь 2011- январь 2012


  1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Всякое настоящее образование

добывается только

путем самообразования. 
Н.А. Рубакин

В процессе педагогической деятельности я постоянно совершенствую своё мастерство: активно использую в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы, легко перестраиваюсь и избавляюсь от малопродуктивных и непригодных форм и методов, систематически прохожу курсы при ХКИРО Приложение 10.

Количество

часов

Сроки

обучения

Тематика

Наименование

учреждения

1.

144

03.01.2002-

04.04.2002

Обновление содержания физкультурного образования, как механизм управления качеством образования

Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификационных и педагогических кадров.

2.

24

04.04.2002

Педагогическая валеология

Региональный научно-методический Центр валеологии.

3.

114

08.01.2008-

26.01.2008

Обновление содержания профессиональной деятельности педагогов начальной школы, внедрение современных технологий преподавания в УМК «Школа 2100»

Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификационных и педагогических кадров.

4.

120

09.03.2011-

24.04.2011

Обновление содержания образования и внедрение педагогических технологий в начальной школе в условиях требований ФГОС НОО

Хабаровский краевой институт развития образования


  1. Заключение.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

(В. Ключевский)

Подводя итог работы за четыре года, я могу сказать, что сталкиваюсь с такими трудностями в работе, как низкий уровень развития учащихся, организация работы с родителями, работа с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы. Однако, анализ проведённой работы, поддержка коллектива Приложение11, награждение грамотой в 2011году за «Добросовестное и творческое отношение к работе в обучении и воспитании учащихся» Приложение 12, доверие родителей Приложение 13, вера в свои силы и в ребёнка, желание работать, вселяют надежду в то, что организация учебно-воспитательной деятельности в дальнейшем будет более плодотворно.

















Директор МБОУ СОШ с. Бичевая О. В. Никитенко






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ