Воспитание личности учащегося с нарушением слуха в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате 1 вида
Воспитание личности учащегося с нарушением слуха
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе –
интернате 1 вида.
И.В. Гурова, педагог – психолог
Кировской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 1 вида.
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально значимую деятельность.
Поступление в школу, как социально-значимая деятельность, является, переломным моментом в жизни глухого ребенка. Включение в новый вид деятельности — учение предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности младших школьников. Поэтому учебно-воспитательный процесс надо строить так, чтобы он обеспечил максимальное развитие личности, доступное глухому ученику на каждом возрастном этапе.
Сущность воспитания в специальной (коррекционной) школе заключается не в формировании у ребенка отдельных черт и качеств, а в формировании всей личности в целом, системы мотивов и потребностей, в формировании таких доступных для ребенка каждого возраста способов и форм поведения, в которых эти потребности и мотивы могут реализоваться оптимально и для ребенка с нарушением слуха, и для общества.
Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Глухой ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись.
Младшие школьники слышащие очень эмоциональны, это говорит о хорошем понимании, восприятии эмоциональной сферы, что нельзя сказать о воспитанниках с нарушением слуха, у которых часто возникают трудности и проблемы в развитии эмоциональной сферы. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность у слышащих младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, слышащие и глухие младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, глухие и слышащие младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость глухих школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, — на все это необходимо опираться в воспитательной работе.
Воспитатель опирается на коллектив при формировании опыта взаимодействия в среде воспитанников. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для глухих подростков больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива сверстников. Поэтому предъявление требований к глухому подростку в коллективе и через коллектив — один из путей формирования его личности. В воспитательной работе с глухими подростками особенно надо стремиться к тому, чтобы прямое педагогическое воздействие также, как и в коллективе слышащих детей, постепенно перерастало в косвенное педагогическое воздействие через коллектив.
Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе. [2,25 - 30]
В результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, которыми располагает неслышащий ребенок по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления личности неслышащего. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни общества.
Развитие самосознания глухих подростков начинается с осознания ими своего поведения (сначала отдельных поступков, потом всего поведения в целом), затем — своих моральных качеств, характера, своих способностей. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельности (трудолюбие, настойчивость, внимательность, прилежание), затем — качества, выражающие отношение к другим людям (чувство товарищества, чуткость, сдержанность, упрямство), еще позже — качества, выражающие отношение к самому себе (скромность, самокритичность, хвастливость, зазнайство), и, наконец, — сложные, синтетические качества, выражающие многосторонние отношения личности (чувство долга, чувство собственного достоинства и чести, принципиальность, целеустремленность). Такая последовательность в расширении круга осознаваемых качеств личности понятна и легко объяснима: во-первых, учебная деятельность и отношение к людям справедливо считаются подростками основными проявлениями личности; во-вторых, эти качества личности относительно просты и проявляются более наглядно. [1,71 -93]
У глухих подростков более длительное время сохраняется неадекватность самооценки. Самооценки и оценки товарищей нередко бывают ситуативными, часто зависят от мнения педагога, наблюдаются случаи некритичности самооценок, преобладает завышенная самооценка даже у старшеклассников.
Неустойчивостью и неадекватностью отличается и уровень их притязаний, который часто не соответствует возможностям неслышащих школьников и является завышенным. Уровень притязаний глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью, особенно заметной в младшем школьном возрасте.
Использование словесных обозначений определенных эмоций осуществляется глухими школьниками лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определение причин каких-либо эмоций значительно затрудняет детей, обычно называются отчетливо внешне выраженные обстоятельства. Многие эмоциональные состояния, социально-нравственные чувства остаются совсем незнакомыми глухим школьникам до среднего школьного возраста.
В процессе коррекционно-развивающей работы с неслышащими детьми происходит совершенствование понимания эмоциональных состояний и чувств человека. В процессе развития способностей глухих детей обнаруживаются большие индивидуальные различия в уровне и характере развития интеллектуальных способностей, а также в формировании специальных способностей к различным видам конкретной деятельности. При формировании речевых способностей у глухих детей наблюдается стремление общаться устной речью, осознание ее значимости для социально-психологической адаптации в мире слышащих.
Таким образом, мы выделяем правила осуществления воспитательной деятельности с глухими школьниками:
Личность формируется в деятельности и в сфере общения, а не в механически выполняемой работе. Коллективная творческая деятельность обнаруживает индивидуальные различия глухих детей, выявляет их интеллектуальные способности и развивает специальные.
Личность избирательна и поэтому мы можем противостоять воздействиям. У своих воспитанников мы формируем умение выбирать полезные для себя воздействия.
На личность субъекта образования влияет личность педагога. Педагог, работающий в специальной (коррекционной) школе, должен непрерывно самообразовываться.
Список литературы:
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224с.
Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. – СПб.: Речь, 2006. – 96 с.
Основы специальной психологии. /Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
Проблемы развития личности и формирования здорового образа жизни: ценностно – мотивационный подход: Сборник научно методических материалов / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2011. – 160 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ