Интегративные подходы к моделированию современного урока

Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей. (Д. Пойа)


Интегративные подходы к моделированию

современного урока


Современный урок искусства – что это?

Для меня современный урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - что учитель хочет добиться; затем устанавливаются средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определяются способы - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", но внутренне связанный с другими "педагогическими действиями" - уроками.

Для меня важны следующие принципы проектирования урока-образа предложенные Т.Г. Русаковой, д.п.н., профессором кафедры ХЭВ ОГПУ:

  1. «ПРИНЦИП СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (сочинения) в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки  учащихся:

а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере  "вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство: учитель и учащиеся;

б) создание необходимых условий для участия детей в "сочинении" и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);

в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.

  1. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры:

а) сценарий урока как реализация замысла;

б) замысел урока (основная цель);

в) драматургия самого процесса урока (сюжет);

г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)

3. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, школьными и внешкольными видами работы:

а) диалог культур "по горизонтали" (использование опыта мировой художественной культуры в различных видах искусства и по "вертикали" (связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой художественной культуры - временной и исторический аспекты диалога различных искусств и культур);

б) интегрирование изобразительного искусства с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн и др.»

Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Для этого необходима особая структура урока,

  • вхождение в ситуацию;

  • проживание ситуации и постижении ситуации изнутри; Формулирование проблемы;

  • выстраивание своего отношения ко всему происходящему, с опорой на личный эмоционально-чувственный опыт; Поиск и накопление материала по поставленной проблеме;

  • анализ ситуации и осмысление накопленного материала;

  • рождение художественного образа; решения поставленной проблемы

  • создание своей творческой работы Реализация, воплощение новой идеи в конкретную форму.

При данном построении урока художественно-творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослым: созерцание, размышление и практическую реализацию идеи.

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения и главное умеющего чувствовать и создавать красоту…

Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря словами В.А. Сухомлинского «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом». Учить рисовать или открывать мир

Наблюдая устойчивую тенденцию к широкой интеграции в содержании и структуре образовательного процесса, которое обусловлено спецификой развития ребенка, я задумалась над словами Павла Петровича Блонского «Предмет познания ребенка мир, какая нужда заставляет нас показывать ребенку вместо единой вселенной ряд отвлеченностей».

Резонно отметить, что современная педагогика, накопив солидный баланс содержания по отдельным предметам, стремиться к их объединению, понимая, что обособленность учебных предметов порождает у детей отрывочные, мозаичные представления об окружающем мире и себе. Исследования ученых - физиологов доказывают, что познание мира наиболее целостно, если ребенок познает мир, предмет, себя с помощью совместной работы всех анализаторов. И не надо забывать что человек – это целостная система и не зря нам дано зрение, осязание, обоняние, слух, вкус.

Только их взаимодействие позволяет субъекту получать более целостную информацию о мире и лучше её усваивать. Ведь ребенок не устроен по образцу аттестата ум и сердце его едины…

Качественные изменения в образовании приводят к поиску новых подходов реализации содержания.

    Несмотря на то, что «исторический анализ этапов развития интеграции содержания образования дает основание полагать, что «эмбрион» интеграции был заложен еще выдающимся педагогом Коменским Я.А.» одна из ведущих идей современной педагогики характеризуется «отсутствием четких теоретических разработок в определении «элементов» - целей, содержания, ценностей, знаний, способов познания и т.п

Для понимания сущности интеграции следует прибегнуть к изучению терминологии

Слово «интеграция» произошло от латинского integratio - «восстановление», «восполнение», от integer, что означает «целый», то есть речь идет о некоем целом, которое было по каким-либо причинам разрушено, утратило свою целостность, но затем восстановило ее благодаря взаимодействию между элементами целого.

В «Философском энциклопедическом словаре» интеграция трактуется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов, причем отдельные элементы могут обладать различной степенью автономии.

Большой советский энциклопедический словарь предлагает следующее определение: «интеграция -

  1. понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

  2. процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации».

        В чём же заключается суть интеграции в обучении?

Применительно к системе обучения "интеграция" как  понятие  может  принимать следующее значение -

это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Цель - создание у школьников целостного  представления  об окружающем мире.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях.   Отметим эти уровни:

  •  внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов физика механика электрика;

  • межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока например образ матери в искусстве;

  • транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования программы по народному творчеству...

природоведение, краеведение,   уроки обучения  грамоте (обучение чтению и письму); школьный курс  литературы   всегда   является   интеграцией   науки   о   литературе, читательской  практики  и  опытов  сочинительства,  т.е.   явлений   разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания. Появляется Мировая   художественная   культура.


   Сразу же обозначим и особенности отбора содержания при  интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и  включение  в интеграцию нового для школы содержательного материала. На  перекрёстке  этих подходов могут быть и разные результаты:

  а)  рождение абсолютно новых предметов (курсов) МХК;

  б)  рождение новых специальных  курсов,   обновляющих  содержание  внутри одного или нескольких предметов;

  в)  рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих  материал  одного или ряда предметов с сохранением независимого существования;

   г)  разовые интегративные уроки разного уровня и характера.

Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов – областей. Такой урок имеет ряд преимуществ:

  • мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, то есть формируется целостная картина мира. Художники наблюдают за моделью, изучают ее характер особенности строения и лишь затем рисуют для кого… для зрителя…

  • Это позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения. Данный урок является источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах. При рисовании натюрморта дети вспоминают геометрию формы, пробуют на вкус, а если это китайский натюрморт, то и особенности культуры Китая… Почему у птицы огромные крылья … а строители использовали именно этот материал… Деятельность способствует формированию информационной компетентности учащихся; развитию логики, так как предоставляется возможность работать с разными источниками информациию

  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
    Использование различных видов работы поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, мышления, речи и памяти учащихся.

  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию способностей детей, если ты говоришь, рисуешь, поешь анализируешь… Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

В связи с этим интегрированный урок требует

Предельно информативного емкого четкого, компактного, - нормированного учебного материала; который должен быть

Логически взаимосвязанным материалом интегрируемых предметов урока…

Следовательно, при планировании и организации таких уроков важно учитывать следующие условия:

1. Определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.





http://www.profistart.ru/images/dot.gif


http://www.profistart.ru/images/dot.gif

На каждом занятии рассматриваем объект, явление с позиции трех, четырех видов искусства. Так, например, блок занятий «Живая, неживая природа» позволяет не только познакомить поближе детей с жанром «натюрморт» в изобразительном искусстве, но и показать возможности слова /через загадки, потешки, стихи/ в описании предметов природы, быта. Музыкальный материал: Ф.Шуберта «Форель», Мак-Доуэл «К дикой розе» стимулирует поиск предмета, который хотел изобразить с помощью музыкальных звуков композитор. Пластические этюды «Капуста», «Роза», «Морковь», двигательные упражнения «Раковины» позволяют проанализировать особенности того или иного предмета. Путешествуя по «Залу настроения», дети понимают, что не только человеку свойственно наличие настроения. Настроение может быть у любого объекта, явления, в том числе и у музыки, у картин, скульптур, стихотворений и сказок. Настроение в картине определяется не только сюжетом, но и колоритом. Определение настроения музыкального звучания называется музыкальным ладом. Слова – эпитеты, сравнения, метафоры помогают поэту, писателю передать то или иное настроение объекта, явления.


Учитывая тяготение детей к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению, внимание уделяю театрализованным играм: инсценированию сценическим и пластическим этюдам, имитационным упражнениям. Весьма эффективен один из видов театральной импровизации - «Живые картины». Пластические композиции по сказкам «Лиса и журавль», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», картинам – В. Перова «Тройка», В. Васнецова «Аленушка», «Иван – царевич и Серый волк», «Богатыри» и т.д. представляют в этой игре для детей загадку, которую нужно отгадать. Это стимулирует участников этюда на точность передачи сюжета, выразительность движений, мимики, пластики соответствующих персонажей произведения.

Рисование сказочных предметов, объектов, явлений само по себе способствует интеграции - как обойтись без чтения сказки или эпизода, его анализа , а слушание соответствующих музыкальных произведений, имитационные упражнения попытки превращения в героев интегративный подход обеспечивают развитие у детей способности соотносить предметы, явления живой и неживой природы, создавать посредством воображения их новые связи, реализовывать свои ощущения, чувства в материале

Рисование музыкальных произведений. «Что изобразил композитор с помощью музыкальных звуков?», «Кто спрятался в этом музыкальном фрагменте?», «Передай настроение музыки с помощью цвета и линий» - такие задания очень нравятся детям. Детское воображение ограничено в данном случае лишь музыкой, а фантазия позволяет найти в музыкальных фразах то, что близко в данный момент ребенку.

Изображения птиц, животных – нам не обойтись без окружающего мира. Природоведения, зоологии строение, повадки среда обитания, возможности слова в описании объекта, музыкальные зарисовки классиков по теме приближают нас к пониманию создаваемого образа …


Практика показывает - интегративная подача материала может быть разной. Один из видов искусства может быть доминирующим, «стержневым», другие же - помогать более глубокому осмыслению художественного образа; виды искусства могут выступать как равноправные, взаимодополняя друг друга.

Таким образом, я уверена, что интеграция разных видов искусства, творческой деятельности внутри художественно - эстетического направления открывает для педагогов – практиков новые возможности для полноценного целостного развития ребенка. Она обеспечивает «разностороннее развитие ребенка, который благодаря интеграции познает объект с разных сторон, с позиции разных видов искусства, с помощью средств выразительности каждого, что способствует углублению и обогащению восприятия…»


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ