Конспект мастер- класса о методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Мастер-класс

по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.


Тип: сообщение

Форма: мастер-класс

Оборудование: 6 шляп, цветная бумага, ножницы, белые листы, ручки

Цель:

  • Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно

Задачи:

  • Показать участникам возможности использования резервов группового мышления

  • Воспитывать культуру обмена мнениями

  • Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов.

  • Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования.

Преимущества метода

  • Наглядность применения.

  • Параллельное мышление.

  • Умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения


Ход мастер-класса.

Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Перед вами красивый осенний пейзаж. (слайд№1)

Как красиво… Какие краски…И мы глядя на пейзаж, со сменой красок воспринимаем его по-разному. То это летний пейзаж, то осенний, от изменения цвета меняется наше восприятие. Вот и метод Эдварда де Боно представляет нам Шесть метафорических Шляп разных цветов, каждая из которых представляет основной тип мышления. ( слайд№2)

Наденьте свою мыслительную шляпу – говорил Эдвард де Боно. А начиналось все с притчи.

ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше решении задачи

- Мне вспомнились слова «ЧЕЙ ОБРАЗ НА СЕБЯ МЫ ПРИМЕРЯЕМ, С ТОЙ ГАММОЙ ПОРОДНИМСЯ МЫ ДУШОЙ…»

Выдвижение ситуаций, проблем

Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».

- Попробуйте определить типы использования шляпы.

1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета). 2. Снять Шляпу (уйти от мышления). 3. Сменить Шляпу (переключить мышление). 4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).

Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода уроке развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).

На самом деле метод Шести шляп имеет волшебное значение— это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную картинку. Данный метод предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».

  • Почему используется головной убор - шляпа?

Шляпа - это предмет туалета, который легко надеть и снять. Головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек (бейсбольная кепка, солдатская пилотка и т.д.), а в соответствии с этим предлагает новую модель поведения, новый взгляд на окружающее.

Описание Метода шести Шляп

Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА:

- С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить.

- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: (ваши ассоциации?), солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны. Вопросы:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: (Ассоциации ?) осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: ( Ассоциации -?) свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: (ассоциации -?) растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы, , в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Я в синей шляпе. Я отстаиваю мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знаю, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Мне, синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

Ведущий. Предлагаю вам разделиться на группы и «примерить» одну из шляп.

Участники группы работают по тексту «Красота» Юрия Бондарева.

В белой шляпе будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

В красной шляпе – проанализируют текст с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении .

В чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

В жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.

Группа в зелёной шляпе попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

В синей шляпе и дирижёром оркестра буду я.

На выполнение работы даётся 10 минут. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник. Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Выступление 1-2 минуты на каждую группу.

Ведущий. А теперь послушайте окончание притчи.


Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой

стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

- Меняйте шляпы, коллеги!


Рефлексия. Упражнение «Мы вместе». Не шляпке написать пожелание друг другу и подарить, кому вам хочется сейчас.





























Участники семинара делятся на пять групп. Каждая группа получает задание:


Белая шляпа.


Отберите самую важную информацию в тексте. Представьте её в виде тезисов


Красная шляпа.


Каждый участник группы должен выразить свои чувства по поводу прочитанного текста.

Высказывания можно начать так: «Меня удивило…», «Меня восхитило…», «Меня возмутило…», «На меня не произвело никакого впечатления…» и т.д.



Чёрная шляпа.


Вам нужно опровергнуть высказывания автора о красоте. Свои мысли аргументируйте.


Зелёная шляпа.

Вам нужно подумать над тем, какие ассоциации вызывает у вас слово «красота». Результаты своих размышлений представьте в виде рисунка


Жёлтая шляпа.

Вам необходимо задуматься, почему понятие «красота» стало предметом размышлений многих писателей и философов.

Информация для ваших размышлений:

  1. «Красота спасёт мир». Ф.М. Достоевский.

  2. «Красивые всегда смелы». М. Горький.

  3. «Все беды-то от красоты». А.Н. Островский (пьеса «Гроза»).

  4. «В отличие от Достоевского Л. Толстой решительно отказался соединять понятия красоты, добра и истины…Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Добро…есть не что иное, как стремление к добру, то есть к Богу. Красота же…есть не что иное, как то, что нам нравится. Понятие красоты не только не совпадает с добром, но скорее противоположно ему, так как добро большею частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий. Чем больше мы отдаёмся красоте, тем больше мы удаляемся от добра». Л. Розенблюм.



Каждая группа защищает свою работу. Материал, созданный во время самостоятельной работы, представлен в виде слайдов, проецирутся на экран.


Участники группы работают по тексту «Красота» Юрия Бондарева.



Не есть ли красота отражение человеком природы, подобно познанию?

И я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утрами и звёздным ночами, студёным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманам и, дождями, белым снегом, - представил, что наша земля непоправимо осиротела. Что ж, вообразите: на ней более нет человека – и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом. Ни криком отчаяния.

В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблём, юдолью человека в мировом пространстве и вмиг утратилась, исчезла бы её красота. Ибо нет человека – и красота не может отразиться в нём, в его сознании, и быть оценённой им. Для кого она? Для чего она?

Красота не может познать самоё себя, как это может сделать изощрённая мысль, утончённый разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва, так же, как, в сущности, и разум для разума, - в этом поедающем самоуглублении нет свободной игры, притяжения и отталкивания, живого дыхания, поэтому оно обречено на гибель.

Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, добрый или восхищённый созерцатель, ведь ощущение красоты – это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить.

Красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.

Книга, написанная последним художником на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии прекрасного, всего лишь бумажный хлам, мусор, потому что цель книги – не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передаче мыслей, переселении чувств.

Все музеи мира, собравшие всю красоту, все шедевры живописи, выглядели бы страшными раскрашенными сараями без присутствия человека в них.

Красота искусства без человека становится извращённо-безобразнейшей, то есть более невыносимой, чем безобразие естественное.





Использованная литература:

  1. Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления». Минск, «Попурри» - 2006.

  2. Юрий Бондарев. Мгновения. Роман-газета, № 20 (858) 1978.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ