Курс занятий по развитию у детей младшего школьного возраста коммуникативной компетентности

МКОУ «Новоярковская СОШ» Каменского района

Алтайского края





Курс занятий по развитию у детей младшего школьного возраста коммуникативной компетентности.








Составила Баева Н.В.

учитель начальных классов









2010 г.

Содержание

1 Занятие Знакомство

2 Занятие Знакомство (продолжение)

3 Занятие Будь внимателен к друзьям

4 Занятие Будь внимателен к другу

5 Занятие Будь внимательным

6 Занятие Я и мои чувства

7 Занятие Я и мои чувства

8 Занятие Я и мои друзья

9 Занятие Я и мои чувства

10 Занятие Я умею доверять. Прощание.



















Введение



Несмотря на высокое развитие общества, науки, техники проблема общения остро стоит в современном обществе и до сих пор остается нерешенной. Особенно остро с этой проблемой сталкиваются учителя начальных классов.

К сожалению, зачастую мы видим, что дети, приходящие в начальную школу, не умеют общаться. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор.

В большинстве семей давно забыты традиции и праздники. Число детей, растущих «без присмотра», возросло. У родителей много времени занимает работа, личные трудности. Телевизор становится единственным источником общения для ребенка. К сожалению, оттуда дети чаще всего берут негативную информацию. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

И мы часто сталкиваемся с тем, что ребенку очень трудно общаться со сверстниками, перед ним встает проблема выбора темы и зачастую он не может ее решить. Зачастую дети не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями.

Данный курс занятий составлен с целью развития у детей младшего школьного возраста коммуникативной компетентности.









1 занятие


Тема: Знакомство

Цели:

  • установить контакт детей с психологом;

  • организация взаимодействия детей в ходе совместной деятельности;

  • создать благоприятные условия для работы группы.

Материалы:

  • игрушка – гном.

Психолог встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят кругом, и садится вместе с детьми.

1.Ритуал приветствия

Психолог:

-Здравствуйте, дети! Меня зовут Наталья Владимировна. Я очень рада встрече с вами. Поздравляю вас, вы стали учениками, ходите в школу. А что такое школа? (Ответы детей).

В школе вы познакомитесь с Миром Знаний, но существует еще и Сказочный Мир Знаний. А где он находится? Конечно, прежде всего, в сказках, но и в этой комнате тоже.

Но кто это меня зовет?

Учитель встает, походит к шкафу, берет игрушку-гнома.

-А, это ты, Тиша! Вот видите, чудеса уже начались.

2.Знакомство с Тишей

-Ребята, это гном Тиша. Он –хозяин этой комнаты, и очень хочет познакомиться с вами. Как же мы будем знакомиться? (Ответы детей).

Хорошо, давайте сделаем так: каждый по очереди возьмет гнома в руки и, глядя ему в глаза, скажет такие слова: «Здравствуй, Тиша, меня зовут …». Я начну первая.

3.Игра «Подойдите ко мне те, у кого…»

-Чтобы познакомиться с вами получше, я предлагаю провести игру, которая называется «Подойдите ко мне те, у кого…». Правила следующие: я встану в центр круга, и ко мне будут подходить (подбегать) те, кого я позову. (…у кого есть брат, кто любит мороженое, и т.д.).

4.Игра «Поменяйтесь местами те, у кого…»

-А теперь чуть изменим игру (стульев на 1 меньше, чем игроков). Водящий стоит в центре круга. Он называет признак, и пока дети с этим признаком меняются местами, водящий должен занять свободный стул. Тот игрок, которому не хватило стула становится водящим

5.Гимнастика

6.Игра «Жучок»

Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

7.Игра «Комплимент»

Взять соседа за руки, и глядя ему в глаза, сказать ему несколько комплиментов.

8.Игра «Паровозик»

Все дети стоят в кругу. «Паровозик» (ребенок) начинает двигаться по кругу, произнося свое имя: Ваня, Ваня… Затем он выбирает кого-то из круга, подходит к нему, берет его за пояс, и они уже двигаются по ругу вместе, произнося имя второго ребенка. Игра закончится тогда, когда в роли «паровозика» побывают все дети.

9.Подведение итогов

10.Ритуал прощания

«Хоровод». Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.



2 занятие


Тема: Продолжение знакомства

Цели:

  • продолжить знакомство;

  • способствовать сплочению группы, продолжая создавать благоприятный климат в группе.

Материалы:

  • игрушка-гном


1.Ритуал приветствия

Цели:

  • вспомнить прошлое занятие;

  • создать настрой на работу.

2.Определение настроения в цвете:

-Только что Тиша мне сказал, что у него неприятность: он не запомнил имена всех детей.

3.Игра «Снежный ком»

Учитель предлагает первому ученику назвать свое имя, второму –имя первого и свое и т.д., последний должен назвать имена всех детей и свое имя.

4.Игра «Назови соседей»

Ребенок должен назвать вое имя и имена соседей, сидящих справа и слева.

5.Игра «Бип»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети сидят на стульях, водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бип».

6.Гимнастика

7.Игра «Зеркало»

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения.

Взрослый следит за правильностью отражения.

8. Игра «Отвечает сосед»

В кругу стоит водящий, все сидят. Он подходит к игроку и задает вопрос, но ответить должен сосед слева, а не тот, к кому подошли.

Кто ошибается становится водящим.

9.Подведение итогов

10.Ритуал прощания.

Передавать игрушку гнома по кругу и говорить добрые слова на прощание.





















  1. занятие


Тема: Будь внимателен к друзьям

Цели:

  • создать условия для самораскрытия детей;

  • способствовать сплочению группы.

Материалы:

  • гном Тиша (игрушка)


1.Ритуал приветствия

2.Игра «Жмурки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры. Все дети идут, приплясывая и, напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

-Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

3.Игра «Цвета эмоций»

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет.

4.Гимнастика

5.Игра «Ассоциации»

Цель: воспитываются наблюдательность, воображение.

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

6.Игра «Спички»

Всем членам группы учитель предлагает взять столько спичек, сколько он хочет. После этого ведущий просит их рассказать о себе, откладывая по одной спичке (одна спичка равна единице информации).

7.Подведение итогов

8.Ритуал прощания

«Хоровод». Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаясь друг другу, говорят пожелания.
















4 занятие


Тема: Будь внимателен к другу

Цели:

  • способствовать сплочению группы;

  • способствовать снятию эмоционального напряжения;

  • создать условия для развития:

    • умения договариваться друг с другом,

    • умения оказывать и принимать знаки внимания от сверстников

Материалы:

  • гном Тиша (игрушка), солнцезащитные очки


1.Ритуал приветствия

2.Игра «Объятие»

Сядьте в один большой круг. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой.

Свои дружеские чувства к другому человеку можно выразить, обнимая его.

Первый ученик спрашивает своего соседа: «Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?». Если ответ «Да», то можно обнимать соседа. Игра заканчивается тогда, когда объятие дойдет до ученика, начавшего игру.

3.Игра «Говорящие очки»

Дети сидят в кругу.

-Сегодня я принесла волшебные очки. Один ученик их одевает, а другой смотрит в эти очки и произносит слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?». Как только ученик в очках услышит это заклинание, он тут же должен от имени очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес того, кто произносил заклинание.

Затем очки передаются того, кто спрашивал и т.д. (игра продолжается по кругу, очки должны одеть все дети).

4.Гимнастика

5.Игра «Путаница»

Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться –кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

6.Игра «Варежки»

Варежки вырезаны из бумаги. Количество пар равно количеству пар участников игры. Учитель раскладывает варежки с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные по помещению. Дети разбегаются по классу. Отыскивают свою «пару» и вместе с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

7.Аплодисменты

Дети стоят в кругу. Ведущий ходит по кругу, подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика и ситуация повторяется. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать следующего.

8.Подведение итогов

9.Ритуал прощания

«Хоровод» (см. занятие №1).










5 занятие


Тема: Будь внимательным

Цели:

  • способствовать сплочению группы;

  • создать условия для развития умений;

  • подчиняться требованиям одного;

  • оказывать и принимать знаки внимания от сверстников;

  • вступить в контакт с другим человеком.

Материалы:

  • гном Тиша (игрушка)

1.Ритуал приветствия

2.Игра «Сделай комплимент» (по кругу соседу справа)

3.Игра «Бип» (см. занятие № 2)

4.Игра «Мальчик (девочка) –наоборот»

Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимаются двигательная расторможенность, негативизм.

Ход игры. Участники встают в круг. Ведущий показывает действия. Все повторяют за ним. Мальчик-наоборот должен делать не так, как все.

5.Гимнастика

6.Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия.

-К какому празднику вы сейчас готовитесь? (к Новому году).

На новый год принято дарить подарки. Тиша предлагает нам прорепетировать перед Новым годом и сейчас подарить друг другу подарки.

7.Игра «Подарок»

«Подарок» нужно подарить соседу, сидящему справа, но называть его нельзя, а лишь показать жестами, мимикой.

8.Игра «Да и нет не говорить»

-А кто приходит поздравить нас с Новым годом? (Дед Мороз)

«Да» -хлопок

«Нет» -ногами топает.

-Дед Мороз известен всем?

-Он приходит ровно в 7?

-Дед Мороз старик хороший?

-Носит шубу и калоши?

-Дед Мороз боится стужи ?

-Со Снегурочкой он дружит?

-На елку вы пойдете

Двойки в сумки принесете?

-Скоро дед Мороз придет

Всем подарки принесет?

9.Подведение итогов

10.Ритуал прощания

«Хоровод» (см. занятие №1).













6 занятие


Тема: Я и мои чувства

Цели: создать условия для развития у детей умений:

  • вступать в контакт с другим человеком;

  • понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое;

  • договариваться, приходить к общему мнению.

Материалы:

  • игрушка-гном, карточки с номерами (1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-5)


1.Ритуал приветствия

2.Упражнение «Почесать спинку»

Дети встают в два круга –внешний и внутренний, поворачиваются направо. Каждый ученик видит перед собой спину своего одноклассника. По команде двое стоящих рядом ученика начинают делать массаж впереди стоящим (растирают ладонями плечи). Когда они закончат, те двое делают такой же массаж следующим и т .д. по кругу, пока массаж не «обойдет» всех учеников.

3.Этюд «Встреча с другом»

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; развивать выразительные движения.

Ход этюда. Взрослый рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!».

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

4.Гимнастика

5. Игра «Зоопарк»

Дети в парах (разбиваются на них по карточкам с цифрами 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-5 и т.д.) должны договориться и показать заданное им животное.

    1. заяц, 2-2 –корова, 3-3 –медведь и т.д.)

6.Упражнение «Соединитесь в пары»

В кругу нечетное количество игроков.

Ведущий дает команду:

-Соединитесь в пары… (носами, руками и т.д. )

Тот, кто остался без пары, становится ведущим.

7. Игра «Кораблик»

Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представь себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» вы должны изображать хорошую погоду, при слове «буря» -дети начинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Один из детей должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я –самый сильный матрос».

8.Итог занятия

9. «Хоровод» (см. занятие №1).














7 занятие


Тема: Я и мои чувства

Цели: 1)создать условия для развития умений:

  • оказывать и принимать знаки внимания от сверстников;

  • подчиняться требованиям другого;

2)способствовать сплочению группы.

Материалы:

  • игрушка-гном, солнцезащитные очки


1.Ритуал приветствия

2.Упражнение «Говорящие очки» (см. занятие №4)

3.Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение выполняется в парах. Одному из игроков завязывают глаза. Второй ученик водит «слепого» по комнате, преодолевая вместе с ним различные препятствия.

4.Гимнастика

5. Игра «Окажи внимание другому»

Участники становятся в круг, один ребенок стоит в центре. Дети по очереди говорят ему что-нибудь хорошее, приятное. Комплимент начинается со слов: «Я думаю, что ты…». В ответ, стоящий в центре, говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…», повторяет сказанное ему, а затем делает еще одну похвалу в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»

6.Игра «Передай по кругу»

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимой) горячую картошку, ледышку, бабочку.

7.Игра «В магазине зеркал»

Цель: упражнять в уверенности, умении подчиняться требованиям другого.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркале (зеркала – дети) и подумала, что это друге обезьянки, стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

8.Подведение итогов

9.Ритуал прощания

«Хоровод» (см. занятие №1)
























8 занятие


Тема: Я и мои друзья

Цели: Создать условия для развития умений:

  • реагировать на провоцирующее поведение;

  • отстаивать свою точку зрения;

  • обратиться с просьбой;

  • ответить отказом на чужую просьбу.

Материалы:

  • игрушка-гном


1.Ритуал приветствия

2.Игра «Да и нет»

Дети в парах стоят напротив друг друга. Договариваются кто будет говорить «Да», а кто «Нет».

Один начинает игру после слова «Да», а другой отвечает –«Нет». Первый снова говорит «Да» и т.д.

Слова можно произносить по-разному: тихо или громко, нежно или грубо. Важно, чтобы никто никого не обидел.

Анализ упражнения:

-Как ты себя чувствуешь?

-Как тебе удобнее спорить, произнося слова «Да» или слово «Нет»?

3.Игра «Я с пум-пумом?»

Дети сидят в кругу. Водящий рассматривает всех игроков и задумывает один при знак (пум-пум). Затем каждый из игроком по очереди спрашивает у него: «Я с пум-пумом?» Если у игрока есть заданный признак, то он отвечает: «Да», если этого при знака нет, то говорит: «Нет».

После того, как спросят все игроки, они должны догадаться какой «пум-пум» загадывал водящий. Кто первым отгадает, становится водящим.


4.Гимнастика

5.Ролевое проигрывание ситуаций

Ситуации для разыгрывания по ролям:

1.Ты долго работал и отлично выполнил домашнее задание, но когда вернулся с прогулки домой, увидел, что маленькая сестренка пролила на твою открытую тетрадь ярко-зеленую краску.

2.Твои одноклассники решили подшутить над тобой и положили на твой стул острую кнопку, а ты на нее сел.

3.Ты не справился с заданием и попросил одноклассника помочь тебе, а он сказал, что у него сейчас другие дела.

(Разыгрывание и обсуждение каждой ситуации ).

6.Игра «Аплодисменты» (см. занятие №4)

7.Подведение итогов

8.Ритуал прощания

«Хоровод». Дети встают в круг, улыбаются друг другу и по очереди говорят пожелания.

















9 занятие


Тема: Я и мои чувства

Цели: Создать условия для развития у детей умений:

  • реагировать на справедливую и не справедливую критику;

  • воздействовать друг на друга.

Материалы:

  • игрушка-гном


1.Ритуал приветствия

2.Игра-разминка «Похлопывающий массаж»

Дети разбиваются на пары, выбирают кто будет первым номером, а кто вторым.

Первые номера встают на колени, наклоняются вперед и кладут голову на ладони перед собой. Вторые должны встать сбоку от первых номеров на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Постукивание должно быть похоже на легкий цокот копыт лошади. Постукивание производится то правой, то левой рукой постепенно от плеч до пояса.

Затем меняются ролями.

-Как ты себя теперь чувствуешь ?

-Что тебе больше понравилось?

3.Упражнение «Улыбнись-ка!»

Дети разбиваются на пары. Они должны организовать диалог. Один участник обвиняет другого в каком-либо поступке (например: «Ты опять не сделал уроки!»…), а второй участник отвечает на обвинение, сопровождая свою речь улыбкой.

-Помогла ли улыбка справиться с состоянием тревоги ?

4.Гимнастика

5.Игра «Баба Яга»

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействовать друг на друга.

Ход игры. Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, учителя), когда они сердятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас ? Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2 сценки и обсуждаются).

6.Этюд «Негаданная радость»

-Ребята, кто из вас был в цирке? Хотели бы вы в него пойти? А что вы можете увидеть в цирке?

-Представьте, что в комнату входит мама, с улыбкой смотрит на своих детей и говорит: «А у меня, детки, новость. Я купила билеты в цирк! Скорее собирайтесь!».

Покажите как сначала удивились, а потом обрадовались дети, Как они от радости скачут, хлопают в ладоши, кричат: «Ура! Мы идем в цирк!»

7.Игра «Комплименты»

Взять соседа за руку и, поглаживая ее, сказать ему комплимент. Сосед принимает этот комплимент и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» (игра продолжается по кругу).

8.Подведение итогов

9.«Хоровод» (см . занятие №1»)









10 занятие


Тема: Я умею доверять. Прощание

Цели:1)создать условия для развития у детей умений:

  • довериться своим одноклассникам;

  • подчиниться требованиям одного

2)способствовать осознанию опыта, полученного на занятиях, закреплению дружеских отношений.

Материалы:

  • игрушка-гном


1.Ритуал приветствия

2.Игра «Запрещенное движение»

Ведущий показывает какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения, дети их повторяют, неожиданно ведущий показывает запретное движение, кто его повторит, становится ведущим.

3.Игра «Разведчики»

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Ход игры. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет чрез комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

4.Гимнастика

5.Игра «Щепки на реке»

Дети встают в два ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами чуть больше вытянутой руки.

-Представьте, что вы –вода одной реки. По реке сейчас поплывут «щепки» (каждый ребенок по очереди «проплывает» от начала реки до конца). «Вода» должна помочь «щепке» найти свой путь. «Щепка» сама выбирает как она будет двигаться (быстро, медленно, кругами, прямо и т.д.).

6.Игра «Дракон кусает свой хвост».

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

7.Игра «Объятие» (см. занятие №4).

8.Итог работы

9. «Хоровод»

-Ребятки, в играх вы показали себя добрыми, веселыми и дружными . Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

До свидания, мои славные, добрые, смелые, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры.












Список литературы


  1. Алябьев Е.А. Психогимнастика в начальной школе. –М.: Сфера, 2003. –84с.

  2. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Человекознание. 1 класс. –М.: Генезис, 1998. –159с.

  3. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. –Ростов-на-Дону: Ценикс, 1997. –348с.

  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. –Ярославль:

  5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. –М.: Педагогическое общество России, 2001. –318с.

  6. Никитюк А.С. Тренинговые игры.//Классный руководитель. -№4. –М., 2001. –с.37-39.

  7. Общение и формирование личности школьника. /Под рук. А.А.Бодалева, Р.А.Кричевского. –М .: Педагогика, 1987. –149с.

  8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М.: Сфера, 2001. –238с.

  9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М.: Изд-во МГУ, 1989. –216с.

  10. Трофимова Г.С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учебное пособие. –Ижевск, 1994.

  11. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет. –Ярославль: Академия развития, 2002. –142с.

  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Соч.: в 4ч. –М.: Генезис, 1982. –Ч3. –152с., Ч4. –158с.

  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. –359с.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ