«Личностно- ориентированный подход, как фактор повышения интеллектуального развития обучающихся в воспитательной работе начального уровня»

Мясникова Наталья Евгеньевна

«Личностно- ориентированный подход, как фактор повышения интеллектуального развития обучающихся в воспитательной работе начального уровня»


Авторы опыта педагогическую деятельность осуществляют в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Старый Оскол Белгородской области, которое расположено в микрорайоне «Восточный».


Наличие в ближайшей зоне школы искусств, спортивного клуба «Невский», играет существенную роль в учебно-воспитательном процессе. Школа работает в две смены. Режим работы обеспечивает занятость обучающихся по интересам в кружках и секциях. В 4 ж классе (учитель Мясникова Н.Е.) - 25 учеников, в 4 а классе (учитель Щучкина Л.А. ) - 26 учеников. Из них в полных семьях проживают 19 человек, в неполных (разведённые родители) - 5 человек. Среди семей обучающихся класса нет неблагополучных и проблемных семей. Социальная среда достаточно разнообразна. Служащие - 52%, рабочие - 40%, пенсионеры - 8%. Преобладают семьи, где родители имеют среднее специальное и высшее образование. Высшее – 38%, среднее специальное - 32%, среднее - 2%, начальное профессиональное- 28%. В большинстве случаев родители заинтересованы в развитии способностей своих детей, в укреплении и сохранении здоровья.

Ценности и приоритеты нового времени потребовали пересмотра всей системы образования. Реформирование системы российского образования не может ограничиваться фрагментарными, косметическими изменениями (в виде частичного обновления содержания учебного материала), а требует системных изменений, затрагивающих методологию всего образовательного процесса. Так возникли и стали обретать силу научные исследования, направленные на создание инновационной личностно-ориентированной системы образования в России.

При этом образование личности заключается, прежде всего, в развитии ее потребностей и мотивов. По мнению ведущих психологов (И.В.Дубровина, А.К.Дусавицкий, М.В.Матюхина, и др.), специальное целенаправленное управление мотивацией как важнейшей характеристикой личности в настоящее время не менее важно, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.

Начнем с анализа мотивации к моменту прихода ребенка в школу. Объективно этот этап развития характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Выделим теперь позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста. В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх (особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов). В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться. Мотивы первоклассников малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в задании на развитие интеллектуальных способностей. Мотивы слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных направлений, объединенных по их внешним признакам. Мотивы содержат в себе ориентировку школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности. До конца обучения в начальной школе у школьника порой не формируется воля к преодолению трудностей в добыче знаний (это нередко косвенно стимулируется самими учителями). Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1-го к 3-му классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.


При выявлении уровня мотивации к обучению по методике «Изучение учебной мотивации» М. Р. Гинзбурга, были получены следующие результаты:


Уровни мотивации

2010-2011 учебный год

4 ж класс

  1. очень высокий уровень мотивации

23%

  1. высокий уровень учебной мотивации

27%

  1. нормальный уровень мотивации

29%

  1. сниженный уровень мотивации

12%

  1. низкий уровень учебной мотивации

9%


Диагностика по методике «Учебная мотивация школьников»

И.Ф. Яценко показала низкий уровень учебной мотивации обучающихся (проблемы с памятью наблюдались у 38% обучающихся, вниманием 53%, воображением 37%, мышлением 40% ).

С помощью личностно-ориентированного подхода возможно поддерживать процессы самопознания личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. С этой целью было разработано направление «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника». Одной из главных составляющих личностного подхода в учебно-воспитательном процессе являются следующие принципы: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъективности, индивидуальности.

Учитель, родитель не должен проживать жизнь ребенка, они должны строить процесс воспитания таким образом, чтобы их воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. Планируя работу с классом, за основу берутся такие общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

 Ценность личности человека выведена на первостепенное место. На уважении людей друг к другу, на учёте индивидуального развития человека базируется личностно-ориентированное воспитание. С формирования этой общечеловеческой ценности должен начинать свою работу учитель.

 Педагогу предоставляется возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. Главная задача учителя - развивать и раскрывать индивидуальности детей, умеющих жить в коллективе и строить отношения на основах дружбы и взаимопомощи, воспитание личности, способной выстраивать свою жизнь, достойную настоящего Человека.

        Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.

Человек развивается, формирует свои навыки, линии поведения, ценностные ориентиры в процессе совместной деятельности с людьми. В ходе общения с ними он приобщается к знаниям о жизни, для него опыт предыдущих поколений становится фундаментом собственного опыта. Многие свойства личности формируются в семье, поэтому в своей работе считаю важным изучить детей, их семьи, выявить склонности, интересы, потребности. В результате изучения семей учащихся класса, было выявлено, что в 5 семьях дети проживают без отца, в 2 семьях детей воспитывают матери с отчимами.

        Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к школе я считаю создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Если ребёнок чувствует подбадривание учителя, в классе складывается благоприятный микроклимат, у ребёнка появляется интерес. Всё это снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности, ребёнку становится интересным этот процесс, он с желанием идёт в школу.

         Большую помощь в определении воспитательных задач оказывает диагностирование, которое направлено на изучение и распознавание состояния объекта воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.

Чтобы не ущемить интересы детей и лучше их узнать, я решила провести диагностику «Сфера интересов». Эта методика направлена на изучение интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству. Обработав данные, было выявлено, что дети выделяют в первую очередь по значимости развлечение, коллектив. Они находятся на достаточном уровне. На среднем уровне оказались интерес к трудоёмким, активным видам деятельности, общение, творческая деятельность. Все остальные сферы интересов (широта интересов, организуемый взрослыми труд, самовоспитание) находятся на низком уровне. Проведение этой диагностики позволило определить направления воспитательной работы с классом и индивидуально развивать способности каждого.

          В процессе работы я использую все виды внеурочной деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая, что позволяет младшему школьнику духовно расти и доставляет ему удовлетворение.

Для изучения исходного состояния интеллектуального развития учащихся использован метод, разработанный на основе тестов структуры интеллекта Р.Б.Кэттела и К.Рассела.

При распределении учащихся по уровням интеллектуального развития оказалось, что к высокому уровню были отнесены- 38%; у 30% развитие интеллекта был выше среднего; у 20%- средний; у 10%- ниже среднего; 2% учащиеся характеризовались низким уровнем интеллектуального развития.

Очевидным является поиск путей решения проблемы интеллектуального развития младших школьников , в частности, проблемы развития интеллектуальных умений как основы организации преобразующей деятельности учащихся во внеклассной работе.

Термин интеллект появился в древности.На ранних этапах становления личности происходит интеллектуальное развитие человека.Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память. К 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 годам – наполовину, к 12 годам – на три четверти.

Каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта, об этом и свидетельствуют научные исследования. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат взаимодействия с благоприятными педагогическими условиями.

Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогике, опыт практической педагогической работы- всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятсвует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта так определяет цели обучения: развитие интеллектуальной и в целом познавательной активности учащихся, развитие речи, мышления , воображения школьников. Учащиеся должны осуществлять группировку, классификацию явлений по заданным признакам, восполнять недостающие данные, выявлять избытьчные данные, научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и аббстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Ребёнок, обучаясь в начальной школе, должен обладать достаночно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предмета, отличать существенные признаки.

Развитие теорети ческого мышления способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и самим себе.

Учитывая выше названные проблемы данный опыт призван решить противоречия между:

  • фактическим уровнем развития интеллектуальных умений младших школьников и предъявленными требованиями к интеллектуальному и личностному развитию их в среднем и в старшем звене;

  • необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях обучения и воспитания;

  • между ростом значимости интеллектуального развития младших школьников и недостаточной компетентностью, необходимой для его развития;

  • уровнем развития эмоциональной сферы младших школьников и уровнем сформированности основных приёмов умственной деятельности.

Решить выявленные противоречия возможно путём совершенствования организации процесса развития интеллектуальных способностей. В основе данного процесса находится реализация новых принципов проведения внеклассных мероприятий, существенное изменение методики проведения каждого структурного этапа внеклассного мероприятия во всех классах начальной школы. Учащимся необходимо включатся в активную поисковую деятельность, включающую в себя самостоятельное наблюдение, анализ материала с целью добывания знаний, совместное обсуждение различных вариантов ответов, поиск оптимальных решений поставленных задач.


Ведущей педагогической идеей опыта можно считать идею о том, что совершенствование технологии организации и содержательной наполняемости разлиных структурных компонентов внеклассного мероприятия позволит учителю успешно рашеть задачу развития интеллектуальных умений младших школьников, необходимых для осуществления активной преобразующей деятельности учащихся.

Сущность опыта заключается в разработке системы принципов, методов и приёмов совершенствования технологии организации внеклассного мероприятия в системе обучения и воспитания, направленных на максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность с целью развития основных интеллектуальных умений. При этом используются различные приёмы актуализации субъектного опыта ребёнка, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Изучив труды М.Б. Матюхиной [10] учебная мотивация - это процесс, который запускает, поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, авторы создают ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.


Характеристика условий , в которых возможна реализация опыта

Данные материалы могут быть реализованы в различных образовательных учреждениях в системе работы с обучающимися различных возрастных групп, при организации системы классно-урочных занятий и внеурочной деятельности, не зависимо от определенного УМК.

Целью данного опыта является: обеспечение положительной динамики формирования интеллектуальных навыков младших школьников. Из данной цели вытекает необходимость создания условий для формирования интеллектуальных навыков младших школьников;

отслеживание динамики интеллектуального развития обучающихся.

Анализ опыта работы учителей за три года по методике

М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации», показал, что использование здоровьесберегающих технологий в школьной практике положительно сказывается на формировании учебной мотивации младших школьников. Это можно наблюдать в следующих таблицах:

Уровень учебной мотивации обучающихся:


Уровни мотивации

2010-2011 учебный год

2011 – 2012 учебный год

Первое полугодие

2012-2013 учебный год

1.Очень высокий уровень мотивации

25%

35%

46%

2.Высокий уровень учебной мотивации

30%

35%

42%

3.Нормальный уровень мотивации

26%

21%

7%

4.Сниженный уровень мотивации

10%

5%

5%

5.Низкий уровень учебной мотивации

9%

5%

0%


Из данной таблицы видно, что уровень школьной мотивации повысился на

21 %, в том числе: на 12 % -хорошая школьная мотивация, а низкая школьная мотивация снизилась на 5%, негативное отношение к школе отсутствует. Обучающиеся стали более ответственны за свои действия, повысилась самооценка, они стали более уверены в своих силах, снизился уровень тревожности.

Сравнительный анализ развития памяти, внимания, воображения и мышления обучающихся на начало первого этапа осуществления опыта и заключительного позволяет сделать вывод, что учебная мотивация младших школьников имеет положительную динамику, что видно из таблицы:


Наименование показателей

Динамика перехода обучающихся по степеням проявления показателей интеллектуального развития обучающихся

2010-2011 учебный год

2011 – 2011 учебный год

Первое полугодие

2012-2013 учебный год

память

50%

52%

55% (+5%)

внимание

44%

48%

49%(+5%)

воображение

63%

63%

70%(+7%)

мышление

42%

44%

51%(+9%)

Память и внимание обучающихся улучшились на 5%, воображение на 7%, мышление на 9%.

Мониторинг интеллектуального развития обучающихся (в %) по методике И.Ф. Яценко «Изучение уровня учебной мотивации»:

Отмечается рост успешности обучающихся.

Об этом свидетельствует участие детей в конкурсах:

За время работы над данной проблемой, в течение последних трёх лет, сложилась определённая система, направленная на формирование мотивации к учебной деятельностии у младших школьников посредством использования приемов здоровьесберегающих технологий. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока, во внеурочной деятельности приёмов здоровьесберегающих технологий, укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию учебной мотивации младших школьников посредством использования приемов здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.





Библиографический список:


  1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1994. – 136 с.

  2. Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.

  3. Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html

  4. Дружинин, В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

  5. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.

  6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

  7. Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1996.

  8. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.

  9. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/

  10. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1989. - 400 с.

  11. Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками. М.:Профит Стайл, 2008. – 256 с.

  12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.

  13. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

  14. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003

13. Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/551512/

http://rrcbalakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/vnedrenie tekhnologii raskreposhhennogo razvitija v f bazarnogo/

http://www.hrono.info/proekty/bazarny/index.php

































11


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ