Мастер – класс «Знакомство с произведением Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса»
Мастер – класс
«Знакомство с произведением Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса».
Алгоритм построения мастерской:
- Сегодня я провожу мастер-класс по применению технологии продуктивного чтения на уроках литературы. Это значит, что пассивных зрителей, как на открытом уроке, быть не должно. Сегодня мы будем знакомиться с рассказом «Роза Парацельса», автором которого является аргентинский писатель Херхе Луис Борхес. Подробнее об этом человеке расскажет Сайченков С..
Индивидуальное сообщение о Х.Л.Борхес.
1.Работа с текстом до чтения.
- В названии рассказа мы видим имя известного человека – Парацельса. Кто же такой Парацельс?
Индивидуальное сообщение Ознобленникова М..
- Предположите по названию, о чём может быть этот рассказ?
Ответы учеников.
2. Работа с текстом во время чтения.
- Сейчас мы прослушаем текст и посмотрим, правильными ли были ваши предположения.
Прослушивание текста. (Аудио с презентацией)
Задание:
Проследить, как меняется состояние ученика и Парацельса, каковы причины этих изменений?
Работа в тетрадях. Сверка с эталоном. Самооценка.
Ученик
Парацельс
Усталость
Самоуверенность
Наивность
Настойчивость
Упрямство
Нетерпеливость
Недоверчивость
Разочарованность
Усталость
Взволнованность
Уверенность в своих знаниях
Спокойствие
Невозмутимость
Мудрость
Сожаление
2. Допишите рассказ, отвечая на вопрос: «Встретятся ли учитель и ученик в будущем?»
Представление своего творческого продукта. Самооценка.
Дослушать текст.
3. Работа с текстом после чтения.
Работа в парах.
1. Вопрос автору. Составьте вопросы автору по содержанию текста, какие у вас возникли при прочтении рассказа.
Примерные вопросы:
– Почему об одном ученике молил Бога Парацельс?
- Почему деньги были в правой руке, а роза в левой?
– Почему Парацельс называет ученика доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?
- Что означает слово Камень? Почему написано с большой буквы?
- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?
– Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?
- Почему П. не показал юноше чудо?
Заслушивание вопросов. Самооценка.
Записать вопросы на доске.
Работа в группе.
2.Найти слова-символы, выписать, дать толкование.
Пример символов:
Камень – символ истины, путь, цель жизни.
Роза – красота, жизнь, бессмертие.
Пустыня – пустота, незнание, неверие.
Пепел – небытие.
Слово – знание, мудрость, опыт.
Дорога – трудность, путь к познанию.
Ответ от группы. Сверка с эталоном.
Самооценка работы группы.
Индивидуальная работа.
3.Выбрать слово, о котором хочется поразмышлять. Написать ряд ассоциаций.
4. Создание итогового творческого продукта. Ответить на один из поставленных вопросов.
Напишите свои рассуждения в нескольких предложениях в форме: Мысли вслух…
Чтение творческого продукта. Самооценка.
- На все ли вопросы мы с вами ответили? Конечно, нет. Вопросы остались. Их много. На многие из них вам поможет ответить Жизнь. Рассказ Борхеса очень глубокий и заставляет о многом задуматься. На какие размышления он натолкнул вас, чему научил? Об этом вы подумаете и напишите дома. Итак, домашнее задание мини сочинение-рассуждение “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”
Подведение итогов, выставление оценок.
Ученик
Усталость
Самоуверенность
Наивность
Настойчивость
Упрямство
Нетерпеливость
Недоверчивость
Разочарованность
Парацельс
Усталость
Взволнованность
Уверенность в своих знаниях
Спокойствие
Невозмутимость
Мудрость
Сожаление
Почему Парацельс молил Бога только об одном ученике?
Почему деньги были в правой руке, а роза в левой?
Что означает слово Камень? Почему написан
с большой буквы?
Почему же Парацельс отказывается от ученика?
Цветок принес ученик, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?
Почему Парацельс не показал юноше чудо?
Слова-символы:
Камень – символ истины, путь, цель жизни.
Роза – красота, жизнь, бессмертие.
Пустыня – пустота, незнание, неверие.
Пепел – небытие.
Слово – знание,
мудрость, опыт.
Дорога – трудность, путь к познанию.
Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса".
7-й класс
Цель:
создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.
Задачи:
– Формирование аналитических навыков при работе с текстом.
– Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.
– Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.
– Развитие критического мышления.
– Развитие личностной рефлексии
– Вопросы выбора жизненного пути.
Оборудование:
Текст у каждого.
Алгоритм самооценки у каждого.
Презентация.
Аудио чтение текста рассказа «Роза Парацельса».
Технология: продуктивное чтение.
Ход урока
Это – удивительная страна. Она сочетает в себе и экзотику и близкую нам европейскую культуру. Здесь есть горы и джунгли, Патагония с колониями морских животных и многое другое. Прославилась она на весь мир благодаря футболу и энергичному танцу - танго.
Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!
Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите.
Любовь, Красота, Гармония, Страсть, Нежность, Хрупкость, Ранимость
У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия.
Рассказ называется “Роза Парацельса”
Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.
– Что вы знаете об алхимии?
(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)
Чтение рассказа.
– Какие вопросы у вас возникли после прочтения?
– Какие вопросы требуют обдумывания?
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:
– О каком ученике молил Бога Парацельс?
- Почему деньги были в правой руке, а роза в левой?
В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?
– Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?
– Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?
Что означает слово Камень? Почему написано с большой буквы?
Почему П. не показал юноше чудо?
После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?
В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.
А для этого надо поработать с текстом.
Задания группам:
1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений?
2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?
3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?
4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.
Записи ведутся по принципу “двойного дневника”:
цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу
САМОКОНСТРУКЦИЯ
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯУченик
“Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото) Самонадеянность, невоспитан- ность (не просит, а требует), наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.
“…Смотрел с недоверием…” Недоверчивость
“Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства…Немедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка” Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью
“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу) Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость
В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы
К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения” Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен
После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь” Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)
После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?” Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество П. Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+-
Самонадеянность-
Наивность
Юношеская запальчивость Настойчивость+
Упрямство-
Нетерпеливость+-
Недоверчивость-+
Разочарованность-
Учитель
“Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала” Способен ценить прекрасное
“П. засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога” Спокойствие П., объясняющееся и старческой слабостью и мудростью
После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П. Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?
После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением” Понял, что это не тот ученик, который ему нужен
После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался” Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”
“Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?” Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо
После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. был невозмутим” Мудрость
Уверенность в своих знаниях
В нетленности всего сущего
ВЫВОД:
Спокойствие
Невозмутимость
Уверенность в своих знаниях
Мудрость
Сожаление
- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником)
- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?
- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”
– Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:
ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ
ВЕРА –
1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа
2.Убеждение в существовании Бога.
ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности.
Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия
– Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.
– Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…)
– Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)
Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.
– Какие еще вы выписали фразы?
“ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”
(К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)
ПУТЬ = КАМЕНЬ
(жизнь) = (цель)
“Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая”
(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)
“…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” )
П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.
Послушаем ваши варианты финала.
РАЗРЫВ
– Чтение учителем финала
“П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”
– Почему П. не показал Розу ученику?
– Как это характеризует П.?
– П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений.
– Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования)
– Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?
(Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла)
– Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?
ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ
– Что же хотел показать Борхес?
(Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.)
РЕФЛЕКСИЯ
– Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн.
Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”
“Диалог с Борхесом”
“Диалог с Парацельсом”
Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать
Рефлексия
и ассоциации к ним, смысл которых вам остался непонятен… Чтение цепочек слов…; б) составьте вопрос по содержанию текста, какие у вас возникли
Актуализация жизненного опыта
Индуктор – текст
Создание творческого продукта / индивидуально /
/ Допишите рассказ, отвечая на вопрос: «Встретятся ли учитель и ученик в будущем?» /
Социализация (представление своего творческого продукта)
/ Чтение результата /
Обращение к новой информации и обработка / работа в парах, группах /
/ Вариативные задания: а) Выделите ключевые слова и ассоциации к ним, смысл которых вам остался непонятен… Чтение цепочек слов…; б) составьте вопрос по содержанию текста, какие у вас возникли при прочтении… Заслушивание вопросов…/
Создание итогового творческого продукта
/ Напишите свои рассуждения в нескольких предложениях в форме: Мысли вслух… Диалог с самим собой… Диалог с Борхесом… Может быть…/
Итоговая ассоциализация
/ Чтение творческого продукта /
Рефлексия
/ Выскажите свои чувства и мысли по поводу тренинга…/
- Надеюсь, что в скором будущем проведение мастерской станет для Вас изведанным творческим чудом…
9. Домашнее задание: разработать и поделиться опытом проведенМастер-класс по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса" с применением технологии продуктивного чтения.
7-й класс
Ход урока
Это – удивительная страна. Она сочетает в себе и экзотику и близкую нам европейскую культуру. Здесь есть горы и джунгли, Патагония с колониями морских животных и многое другое. Прославилась она на весь мир благодаря футболу и энергичному танцу - танго.
Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!
Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите.
Любовь, Красота, Гармония, Страсть, Нежность, Хрупкость, Ранимость
У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия.
Рассказ называется “Роза Парацельса”
Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.
– Что вы знаете об алхимии?
(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)
Чтение рассказа.
– Какие вопросы у вас возникли после прочтения?
– Какие вопросы требуют обдумывания?
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:
– О каком ученике молил Бога Парацельс?
- Почему деньги были в правой руке, а роза в левой?
В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?
– Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?
– Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?
Что означает слово Камень? Почему написано с большой буквы?
Почему П. не показал юноше чудо?
После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?
В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.
А для этого надо поработать с текстом.
Задания группам:
1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений?
2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?
3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?
4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.
Записи ведутся по принципу “двойного дневника”:
цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу
САМОКОНСТРУКЦИЯ
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯУченик
“Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото) Самонадеянность, невоспитан- ность (не просит, а требует), наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.
“…Смотрел с недоверием…” Недоверчивость
“Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства…Немедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка” Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью
“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу) Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость
В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы
К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения” Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен
После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь” Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)
После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?” Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество П. Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+-
Самонадеянность-
Наивность
Юношеская запальчивость Настойчивость+
Упрямство-
Нетерпеливость+-
Недоверчивость-+
Разочарованность-
Учитель
“Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала” Способен ценить прекрасное
“П. засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога” Спокойствие П., объясняющееся и старческой слабостью и мудростью
После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П. Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?
После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением” Понял, что это не тот ученик, который ему нужен
После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался” Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”
“Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?” Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо
После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. был невозмутим” Мудрость
Уверенность в своих знаниях
В нетленности всего сущего
ВЫВОД:
Спокойствие
Невозмутимость
Уверенность в своих знаниях
Мудрость
Сожаление
- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником)
- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?
- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”
– Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:
ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ
ВЕРА –
1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа
2.Убеждение в существовании Бога.
ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности.
Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия
– Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.
– Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…)
– Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)
Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.
– Какие еще вы выписали фразы?
“ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”
(К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)
ПУТЬ = КАМЕНЬ
(жизнь) = (цель)
“Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая”
(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)
“…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” )
П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.
Послушаем ваши варианты финала.
РАЗРЫВ
– Чтение учителем финала
“П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”
– Почему П. не показал Розу ученику?
– Как это характеризует П.?
– П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений.
– Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования)
– Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?
(Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла)
– Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?
ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ
– Что же хотел показать Борхес?
(Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.)
РЕФЛЕКСИЯ
– Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн.
Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”
“Диалог с Борхесом”
“Диалог с Парацельсом”
Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ