Мастер – класс «Знакомство с произведением Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса»

Мастер – класс

«Знакомство с произведением Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса».


Алгоритм построения мастерской:

- Сегодня я провожу мастер-класс по применению технологии продуктивного чтения на уроках литературы. Это значит, что пассивных зрителей, как на открытом уроке, быть не должно. Сегодня мы будем знакомиться с рассказом «Роза Парацельса», автором которого является аргентинский писатель Херхе Луис Борхес. Подробнее об этом человеке расскажет Сайченков С..


Индивидуальное сообщение о Х.Л.Борхес.


1.Работа с текстом до чтения.

- В названии рассказа мы видим имя известного человека – Парацельса. Кто же такой Парацельс?

Индивидуальное сообщение Ознобленникова М..


- Предположите по названию, о чём может быть этот рассказ?

Ответы учеников.


2. Работа с текстом во время чтения.

- Сейчас мы прослушаем текст и посмотрим, правильными ли были ваши предположения.

Прослушивание текста. (Аудио с презентацией)


Задание:

  1. Проследить, как меняется состояние ученика и Парацельса, каковы причины этих изменений?

Работа в тетрадях. Сверка с эталоном. Самооценка.


Ученик

Парацельс

Усталость

Самоуверенность

Наивность

Настойчивость

Упрямство

Нетерпеливость

Недоверчивость

Разочарованность


Усталость

Взволнованность

Уверенность в своих знаниях

Спокойствие

Невозмутимость

Мудрость

Сожаление


2. Допишите рассказ, отвечая на вопрос: «Встретятся ли учитель и ученик в будущем?»

Представление своего творческого продукта. Самооценка.

Дослушать текст.



3. Работа с текстом после чтения.


Работа в парах.


1. Вопрос автору. Составьте вопросы автору по содержанию текста, какие у вас возникли при прочтении рассказа.


Примерные вопросы:

Почему об одном ученике молил Бога Парацельс?

- Почему деньги были в правой руке, а роза в левой?

Почему Парацельс называет ученика доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?

- Что означает слово Камень? Почему написано с большой буквы?

- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?

Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?

- Почему П. не показал юноше чудо?


Заслушивание вопросов. Самооценка.

Записать вопросы на доске.


Работа в группе.


2.Найти слова-символы, выписать, дать толкование.


Пример символов:

Камень – символ истины, путь, цель жизни.

Роза – красота, жизнь, бессмертие.

Пустыня – пустота, незнание, неверие.

Пепел – небытие.

Слово – знание, мудрость, опыт.

Дорога – трудность, путь к познанию.


Ответ от группы. Сверка с эталоном.

Самооценка работы группы.



Индивидуальная работа.


3.Выбрать слово, о котором хочется поразмышлять. Написать ряд ассоциаций.


4. Создание итогового творческого продукта. Ответить на один из поставленных вопросов.

Напишите свои рассуждения в нескольких предложениях в форме: Мысли вслух…


Чтение творческого продукта. Самооценка.


- На все ли вопросы мы с вами ответили? Конечно, нет. Вопросы остались. Их много. На многие из них вам поможет ответить Жизнь. Рассказ Борхеса очень глубокий и заставляет о многом задуматься. На какие размышления он натолкнул вас, чему научил? Об этом вы подумаете и напишите дома. Итак, домашнее задание мини сочинение-рассуждение “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”


Подведение итогов, выставление оценок.










































Ученик


Усталость

Самоуверенность

Наивность

Настойчивость

Упрямство

Нетерпеливость

Недоверчивость

Разочарованность

Парацельс


Усталость

Взволнованность

Уверенность в своих знаниях

Спокойствие

Невозмутимость

Мудрость

Сожаление

Почему Парацельс молил Бога только об одном ученике?

Почему деньги были в правой руке, а роза в левой?

Что означает слово Камень? Почему написан

с большой буквы?

Почему же Парацельс отказывается от ученика?

Цветок принес ученик, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?

Почему Парацельс не показал юноше чудо?

Слова-символы:

Камень – символ истины, путь, цель жизни.

Роза – красота, жизнь, бессмертие.

Пустыня – пустота, незнание, неверие.

Пепел – небытие.



Слово – знание,

мудрость, опыт.


Дорога – трудность, путь к познанию.














































Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса".

7-й класс

Цель:

создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.


Задачи:

Формирование аналитических навыков при работе с текстом.

Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.

Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.

Развитие критического мышления.

Развитие личностной рефлексии

Вопросы выбора жизненного пути.


Оборудование:

Текст у каждого.

Алгоритм самооценки у каждого.

Презентация.

Аудио чтение текста рассказа «Роза Парацельса».


Технология: продуктивное чтение.

Ход урока


Это – удивительная страна. Она сочетает в себе и экзотику и близкую нам европейскую культуру. Здесь есть горы и джунгли, Патагония с колониями морских животных и многое другое. Прославилась она на весь мир благодаря футболу и энергичному танцу - танго.





Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!


Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите.


Любовь, Красота, Гармония, Страсть, Нежность, Хрупкость, Ранимость


У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия.


Рассказ называется “Роза Парацельса”


Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.


Что вы знаете об алхимии?


(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)


Чтение рассказа.

Какие вопросы у вас возникли после прочтения?

Какие вопросы требуют обдумывания?


ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:


О каком ученике молил Бога Парацельс?


- Почему деньги были в правой руке, а роза в левой?


В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?


Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?


Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?


Что означает слово Камень? Почему написано с большой буквы?


Почему П. не показал юноше чудо?


После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?


В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.


А для этого надо поработать с текстом.


Задания группам:


1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений?


2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?


3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?


4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.


Записи ведутся по принципу “двойного дневника”:


цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу


САМОКОНСТРУКЦИЯ


СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ


СОЦИАЛИЗАЦИЯУченик

Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото) Самонадеянность, невоспитан- ность (не просит, а требует), наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.

“…Смотрел с недоверием…” Недоверчивость

Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства…Немедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка” Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью

“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу) Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость

В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы

К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения” Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен

После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь” Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)

После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?” Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество П. Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+-

Самонадеянность-

Наивность

Юношеская запальчивость Настойчивость+

Упрямство-

Нетерпеливость+-

Недоверчивость-+

Разочарованность-



Учитель

Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала” Способен ценить прекрасное

П. засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога” Спокойствие П., объясняющееся и старческой слабостью и мудростью

После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П. Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?

После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением” Понял, что это не тот ученик, который ему нужен

После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался” Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”

Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?” Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо

После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. был невозмутим” Мудрость

Уверенность в своих знаниях

В нетленности всего сущего

ВЫВОД:

Спокойствие

Невозмутимость

Уверенность в своих знаниях

Мудрость

Сожаление



- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником)


- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?


- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?


СОЦИАЛИЗАЦИЯ


3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”


Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:


ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ


ВЕРА –

1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа

2.Убеждение в существовании Бога.


ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности.

Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия


Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.


Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…)


Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)


Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.


Какие еще вы выписали фразы?


ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”


(К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)


ПУТЬ = КАМЕНЬ


(жизнь) = (цель)


Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая”


(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)


“…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” )


П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.


Послушаем ваши варианты финала.


РАЗРЫВ


Чтение учителем финала


П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”


Почему П. не показал Розу ученику?


Как это характеризует П.?


П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений.


Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования)


Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?


(Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла)


Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?


ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ


Что же хотел показать Борхес?


(Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.)


РЕФЛЕКСИЯ


Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн.


Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”


Диалог с Борхесом”


Диалог с Парацельсом”


Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать











































































Рефлексия









и ассоциации к ним, смысл которых вам остался непонятен… Чтение цепочек слов…; б) составьте вопрос по содержанию текста, какие у вас возникли

Актуализация жизненного опыта

Индуктор – текст

Создание творческого продукта / индивидуально /


/ Допишите рассказ, отвечая на вопрос: «Встретятся ли учитель и ученик в будущем?» /

Социализация (представление своего творческого продукта)


/ Чтение результата /

Обращение к новой информации и обработка / работа в парах, группах /


/ Вариативные задания: а) Выделите ключевые слова и ассоциации к ним, смысл которых вам остался непонятен… Чтение цепочек слов…; б) составьте вопрос по содержанию текста, какие у вас возникли при прочтении… Заслушивание вопросов…/

Создание итогового творческого продукта


/ Напишите свои рассуждения в нескольких предложениях в форме: Мысли вслух… Диалог с самим собой… Диалог с Борхесом… Может быть…/

Итоговая ассоциализация


/ Чтение творческого продукта /

Рефлексия


/ Выскажите свои чувства и мысли по поводу тренинга…/


- Надеюсь, что в скором будущем проведение мастерской станет для Вас изведанным творческим чудом…


9. Домашнее задание: разработать и поделиться опытом проведенМастер-класс по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса" с применением технологии продуктивного чтения.

7-й класс


Ход урока


Это – удивительная страна. Она сочетает в себе и экзотику и близкую нам европейскую культуру. Здесь есть горы и джунгли, Патагония с колониями морских животных и многое другое. Прославилась она на весь мир благодаря футболу и энергичному танцу - танго.





Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!


Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите.


Любовь, Красота, Гармония, Страсть, Нежность, Хрупкость, Ранимость


У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия.


Рассказ называется “Роза Парацельса”


Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.


Что вы знаете об алхимии?


(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)


Чтение рассказа.

Какие вопросы у вас возникли после прочтения?

Какие вопросы требуют обдумывания?


ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:


О каком ученике молил Бога Парацельс?


- Почему деньги были в правой руке, а роза в левой?


В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?


Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?


Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?


Что означает слово Камень? Почему написано с большой буквы?


Почему П. не показал юноше чудо?


После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?


В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.


А для этого надо поработать с текстом.


Задания группам:


1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений?


2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?


3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?


4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.


Записи ведутся по принципу “двойного дневника”:


цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу


САМОКОНСТРУКЦИЯ


СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ


СОЦИАЛИЗАЦИЯУченик

Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото) Самонадеянность, невоспитан- ность (не просит, а требует), наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.

“…Смотрел с недоверием…” Недоверчивость

Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства…Немедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка” Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью

“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу) Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость

В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы

К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения” Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен

После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь” Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)

После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?” Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество П. Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+-

Самонадеянность-

Наивность

Юношеская запальчивость Настойчивость+

Упрямство-

Нетерпеливость+-

Недоверчивость-+

Разочарованность-



Учитель

Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала” Способен ценить прекрасное

П. засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога” Спокойствие П., объясняющееся и старческой слабостью и мудростью

После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П. Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?

После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением” Понял, что это не тот ученик, который ему нужен

После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался” Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”

Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?” Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо

После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. был невозмутим” Мудрость

Уверенность в своих знаниях

В нетленности всего сущего

ВЫВОД:

Спокойствие

Невозмутимость

Уверенность в своих знаниях

Мудрость

Сожаление



- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником)


- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?


- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?


СОЦИАЛИЗАЦИЯ


3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”


Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:


ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ


ВЕРА –

1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа

2.Убеждение в существовании Бога.


ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности.

Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия


Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.


Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…)


Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)


Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.


Какие еще вы выписали фразы?


ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”


(К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)


ПУТЬ = КАМЕНЬ


(жизнь) = (цель)


Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая”


(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)


“…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” )


П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.


Послушаем ваши варианты финала.


РАЗРЫВ


Чтение учителем финала


П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”


Почему П. не показал Розу ученику?


Как это характеризует П.?


П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений.


Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования)


Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?


(Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла)


Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?


ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ


Что же хотел показать Борхес?


(Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.)


РЕФЛЕКСИЯ


Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн.


Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”


Диалог с Борхесом”


Диалог с Парацельсом”


Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать
























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ