Методические рекомендации "Как составить разработку музыкального внеклассного занятия"

Методические рекомендации



Как составить разработку музыкального внеклассного занятия


Составляем конспект


Конспект представляет собой более полное раскрытие хода занятия с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя, то есть конспект – это сценарий занятия.

Конспект поможет учителю сконцентрироваться при проведении занятия. В плане-конспекте учитель должен:

  • определить цель занятия;

  • отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом целостности занятия;

  • структурировать последовательность различных видов деятельности детей с учетом принципа контраста;

  • определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;

  • сформулировать комплекс задач (образовательных, развивающих, воспитательных), решение которых предполагается в каждом разделе занятия;

  • подобрать адекватные целям и задачам методы работы и основные дидактические принципы;

  • продумать методику работы, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях, технические сложности в песенном репертуаре.



Перед тем, как начать составлять конспект занятия, советуем познакомиться с примерными конспектами музыкальных внеклассных занятий, предложенных учителем.




Составляем сценарий праздника


В целом сценарий праздника строится по традиционной схеме. Приступая к созданию сценария праздника, очень важно самому себе ответить на два главных вопроса:


  • О чем я буду говорить с детьми на празднике?

  • Зачем я буду об этом говорить?


Первый ответ сразу определит тематическую направленность праздника, его содержание. Второй определит его воспитательную ценность, его роль в формировании духовного, нравственного, эстетического мировоззрения ребенка.


Попробуем отметить основные моменты разработки сценария будущего праздника, которые помогут определить главное в содержании и развитии сценария.

  1. Нужно придумать празднику название.

  2. Оформление праздника станет дополнением и расшифровкой и темы, и содержания.


Так, например, если праздник назван «Осенних листьев пестрый хоровод», то естественно и в оформлении праздника будут преобладать осенние листья; конкурсы будут посвящены осенней листве: «Кто больше всех соберет листьев в свой букет, правильно ответив на вопросы» и т.д.

Если праздник называется «Зимы затейливые краски», то, помимо белого цвета (снега), можно использовать оранжевый (цвет солнца), синий (цвет зимнего неба), а также все цвета радуги (елочные игрушки, гирлянды, яркие шарфы и варежки и т.д.). Здесь же возникает идея зимних игр и конкурсов – нарисовать самого веселого Деда Мороза, придумать красивый костюм для Снегурочки и т.д.


3. Определив тему и название праздника, можно подумать и о декорациях, костюмах, техническом оснащении. Желательно приготовить пригласительные билеты.


4. Составляя сценарий праздника, обязательно учитывайте пожелания ребят (любимые песни, игры, конкурсы).


5. Радостным моментом в празднике является сюрпризный момент, о котором нужно хорошо подумать. Сюрприз является кульминацией или завершающим моментом праздника, и он долго будет напоминать детям о радости, о красоте, о празднике, и будет будить в душах детей самые светлые и добрые струны.





При анализе конспекта учитываются:


  1. Актуальность темы занятия.

  2. Постановка триединой цели занятия с учетом возрастных особенностей детей.

  3. Обоснованность выбора формы и методов проведения занятия.

  4. Тематизм занятия, связь всех его этапов с основной темой, логичность построения структуры занятия.

  5. Уровень сложности, степень информационной и эмоциональной насыщенности занятия.

  6. Воспитательная сторона занятия, влияние на эмоциональное и нравственное воспитание учащихся.

  7. Использование творческих заданий для активизации деятельности учащихся на уроке.

  8. Выбор музыкального материала.

  9. Межпредметные связи и обоснованность выбора интеграционного материала.

  10. Наличие музыкального (на кассетах, дисках) и наглядного материала (рисунки, иллюстрации) к занятию.

  11. Использование разных видов деятельности на занятии, игровых форм и их логическая обоснованность.

  12. Эстетика оформления конспекта.

Особенности организации

музыкального внеклассного занятия


1. Начинать занятие рекомендуется с установки, активизирующей учащих­ся, готовящей их к активно-познавательной и творческой деятельности. На этом этапе ученик должен внутренне подготовиться к восприятию материала, выполнению каких-либо музыкальных видов деятельности (исполнения песни, слушания, выполнения музыкально-ритмических или танцевальных движений, работе в компьютерных программах и т д.).


2. Желательно начать занятие с объяв­ления его темы, назначения, формы его проведения. Затем, в зависимости от формы занятия и применяемых методов, проконтро­лировать эмоциональную и психологическую готовность школьников к глубокому восприятию музыки, провести необходимый инструктаж, подготовить к слушанию.


3. Изучение нового материала эффективно только тогда, когда учителю удается построить необходимые логические причинно-следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой на занятии темы. При этом новая информация должна опираться на уже имеющиеся у учеников знания и умения. Лучше не сразу давать новые знания, а проводить вступительное слово в форме беседы с опорой на имеющиеся знания. Чаще спрашивать: «Что вы уже знаете о творчестве этого композитора?», «Чей это портрет?», «Как вы думаете, кто мог бы написать эту музыку?», «Какой, на ваш взгляд, должна быть музыка моря?» и т. д.


4. На восприятие музыкального материала и эмоциональное отношение к нему учащихся оказывает стимулирующее влияние не только сама музыка с ее «чарующей силой», но и личность учителя, манера его речи, настроение, отношение к прослушиваемой музыке, к исполнению песен и т. д. Учитель должен быть образцом слушателя, исполнителя. Учащиеся должны видеть его заинтересованность в изучении прослушиваемой музыки, его любовь к звучащей музыке и глубокое уважение к творчеству композиторов.



Пример вступительной беседы для младших школьников

/«Марш» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» /


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ