Мониторинг эффективности воспитательной системы

Сидоренко Любовь Владимировна

МОУ «Октябрьская СОШ» Красноармейского района Челябинской области

Учитель начальных классов

Мониторинг эффективности воспитательной системы. Содержание.

.

1.1.Наблюдение за развитием личности……………………………………1

* Карта одаренного ребенка или с девиантным поведением………………..

* Наблюдение за изменением позиции ребенка с течением времени по

вопросам тестирования…………………………………………………………

* Методика для изучения социализированности личности учащегося………

.2.Мониторинг семьи и семейных отношений……………………………

* Социальный паспорт класса и школы………………………………………..

* Картотека неблагополучных семей………………………………………….

* Тест «Моделирование жизненных ситуаций»………………………………

*Рисунок «Моя семья»………………………………………………………….

* Рисунок «Один дома»…………………………………………………………

* Методика родительского отношения……………………………………….

*Методика изучения удовлетворенности родителей работой ОУ………….

1.Мониторинг развития личности, семьи..

Понятие « мониторинг» в воспитательной системе появилось относительно недавно. Из наиболее часто использовавшихся ранее методик можно назвать определение уровня воспитанности по Капустину. Надо отдать должное этой методике. Но есть у нее и недостатки: громоздкий аппарат для исследования, слишком большое количество респондентов, что затрудняет ее использование. Сейчас в современной педагогике предлагается большое количество различных тестов, опросников, анкет. Методик. Следует только выбрать желаемое из этого моря информации. Исходить при этом следует, прежде всего, из самой цели мониторинга ( буквально «постоянное наблюдение за процессом воспитания с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям»), а также Концепции воспитания школы. В МОУ «Октябрьская СОШ» мониторинг построен по следующим направлениям:

1. Мониторинг за развитием личности.

2. Мониторинг семьи и семейных отношений.

В школе нет социального педагога, психолога, поэтому весь объем работы приходится проделывать заместителю директора по воспитательной работе и классным руководителям. Ввиду большой загруженности педагогов, а также запоминания респондентами тестов и опросников, мониторинг проводится 1 раз в 2 года. К такой системе педагоги пришли еще и потому, что процесс воспитания – длительный, трудолюбие, например, нельзя воспитать за 1 месяц или за 3. Поэтому подвижки в процессе развития личности заметить сложно.






1.1. Наблюдение за развитием личности.

Ниже будет сделана попытка описания только некоторых методик наблюдения за развитием личности.

*Карта одаренного ребенка (ребенка с девиантным поведением, ребенка, состоящего на учете ). Классный руководитель заводит на детей такую карту, куда постоянно заносит достижения ребенка, результаты его участия в классных и школьных делах. Если это карта ребенка с девиантным поведением- аналогично вносит достижения, проступки, записывает проделанную работу.


Карта ребенка,

проявляющего способности в овладении каким- либо видом деятельности.

Ф.И.О. ребенка …………………………….

Год рождения 24.08.1992

Общая оценка здоровья учащегося (группа) физкультурная – основная, здоровья- 2.

Наличие вредных привычек нет

Социально-психологическая атмосфера семьи

  1. Данные о родителях(Образование, место работы)

Мать …………. образование средне-специальное, учитель физкультуры МОУ «Октябрьская СОШ»

Отец ………………….., средне-специальное, Межрегионгаз, экскаваторщик.

Другие члены семьи брат Андрей, младший

Тип семьи – полная, благополучная, материально обеспеченная.

Характер взаимоотношений с ребенком демократичный, отношения в семье теплые.

Организация режима и отдыха в семье, обязанности ребенка рациональная организация труда и отдыха. Вся семья активно занимается спортом, проводят вместе семейные праздники, организуют трудовую деятельность, имеют приусадебный участок и подсобное хозяйство. Ксюша помогает маме по дому, в огороде.

Кто из членов семьи занимается воспитанием ребенка – оба родителя.

Особенности учебной деятельности:

Области учения, интересующие учащегося – гуманитарные науки,физкультура, изобразительная деятельность.

Отношение к учению добросовестное, ответственное.

Интеллектуальные возможности учащегося средние.

Мотивы учения положительный пример родителей, ответственность за порученное дело, стремление к получению профессии.

Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

Позиция учащегося в коллективе положительный лидер, активно занимается общественной деятельностью.

С кем в классе наиболее близок ……………….

Характер взаимного влияния положительный.

Взаимоотношения с другими одноклассниками доброжелательные отношения со всеми, имеет свою точку зрения и не боится ее выражать открыто. А также отстаивать.

Стиль общения с окружающими толерантная, открытая. Коммуникабельная.

Отношение к общественному мнению уважает мнение окружающих, прислушивается.

Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду.

Отношение к общественным поручениям ответственность, инициативность, исполнительность, активность.

Выполнение поручений всегда очень хорошо.

Отношение к физическому труду положительное.

Направление интересов

К какой деятельности проявляет больший интерес занятия спортом, КВН, организация и проведение общешкольных дел, хорошо поет.

Какие кружки, секции посещает баскетбол, волейбол, легкая атлетика, русская лапта, отделение ИЗО детской музыкальной школы

Культурный кругозор уровень достаточно высокий. За годы обучения Ксюша показала себя с самой лучшей стороны. Она хорошо учится все эти годы, активно занимается спортом, участвует в спортивной жизни школы, села, района. В школьной сборной по волейболу, баскетболу и по русской лапте является последние годы ведущим игроком. В составе женской сборной Красноармейского муниципального района по волейболу неоднократно защищала честь района на уровне области. В школе и в классе Ксения является положительным лидером, принимает участие во всех общешкольных делах, входит в Совет старшеклассников. Пользуется большим авторитетом среди сверстников и педагогов. Организует классные и общешкольные вечера, охотно участвует в общественно-полезном труде. Входит в состав школьного трудового объединения и ежегодно признается одним из лучших его членов. В этом году школьное трудовое объединение опять заняло первое место в соревнованиях среди ШТО , Ксения в составе отряда участвовала в защите его деятельности.

Ксюша – разносторонне развитая девушка. Она хорошо поет, в школьной «Фабрике звезд» неоднократно становилась победителем. Участвует в школьной команде КВН, где тоже неоднократно призером игр района. Ксюша заканчивает отделение ИЗО при детской музыкальной школе. Удивляет, как Ксения может успевать сочетать все эти свои интересы с учебой, везде добиваясь хороших результатов.

Достижения Ксении:

Муниципальные конкурсы

2001 год:

* В составе команды Октябрьской школы награждена Грамотой Президента детского благотворительного фонда Бобиренко Н.С.

* В составе команды КВН Октябрьской школы награждена грамотой Управления культуры, информации и печати Красноармейского района за 1 место.

2004 год.

* Грамота Управления образования за победу в районном конкурсе «Мозаика детства».

2007 год:

* Грамота за 2 место по настольному теннису среди производственных коллективов Березовского сельского поселения.

2008 год.

* Грамота МУ «Физкультура и спорт» за 1 место в Кубке района по волейболу;

*Грамота МУ «Физкультура и спорт» как лучшему игроку первенства ДЮСШ;

* 3 место в районной олимпиаде школьников по физической культуре;

* 2 место в районной олимпиаде школьников по технологии;

* 2 место в первенстве района по легкой атлетике среди школьников на дистанции 200м.

Региональные конкурсы:

2007 год.

* Диплом Министерства культуры Челябинской области лауреата 2 степени 2 областного фестиваля театра малых форм «Театральная весна-2007» в составе команды Октябрьского СДК.

* Награждена дипломом Министерства культуры Челябинской области за участие в зональном туре 2 областного фестиваля театров малых форм «Театральная весна» в составе театра эстрадных миниатюр «Юморина» Октябрьского СДК.

* областные соревнования в Кыштыме в составе сборной Красноармейского муниципального района;

* участие в составе сборной муниципального района в Миасском на приз Шведова;

* 1 место в областном соревновании по волейболу на приз памяти И.И. Черенкова.

2008 год.

*Диплом лауреата 2 областного фестиваля детских и молодежных любительских театров

в составе Театра эстрадных миниатюр Октябрьского ДК.

* участие в областных соревнованиях на приз Шведова в составе сборной команды муниципального района;

* участие в отборочных играх на Олимпиаду в составе сборной муниципального района.


Карта

ребенка с девиантным поведением (проблемный)

Ученика школы_____________________________________________________

_поселка________________________________________________________________района

1.Фамилия, имя, отчество_______________________________________________________

2.Число, месяц и год рождения___________________________________________________

3.Постоянное место жительства__________________________________________________

4.Состояние здоровья: состоит ли на учете в психо-неврологическом диспансере, с какого времени и по какой причине_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.В каком классе обучается(лся)?_________________________________________________

6.Переводился ли он из школы в школу, исключался ли из школы когда, по какой

причине?_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7.Каково отношение к обучению в школе, выполнению домашних заданий? Успеваемость.

Оставался ли на второй год, по каким предметам, в каком классе?_____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какими предметами интересуется? В каких кружках, секциях занимается, любит ли читать, какой литературой увлекается?____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Какое участие принимал в общественной жизни школы?___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Особенности поведения в школе, в семье, в общественных местах. Отношение к учителям, взрослым____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.С кем дружит (фамилия, имя, отчество, возраст, чем характеризуется)?______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Имеет ли дурные привычки и наклонности (курит, пьет, принимает наркотики, с какого времени)?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13.Совершил ли правонарушения, когда, какие, с кем? Имел ли приводы в милицию, когда, за что?__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Причины отклонения от норм поведения:_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Какие меры воспитания применялись, кем, когда, их результаты:___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Ф.И.О.,образование, специальность, место работы отца, матери, или лиц, их заменяющих (если нет кого-либо из родителей, то с какого времени и по какой причине )

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

17.Взаимо отношение между членами семьи. Имеют ли в их поведении отклонения от норм (алкоголизм, хулиганство, судимость и др.)?___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Характер влияния семьи на несовершеннолетнего: _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19.Бюджет семьи в перерасчете на одного человека:_________________________________

_____________________________________________________________________________

20.Предлагаемые меры, необходимые для исправления несовершеннолетнего:__________


«____»_____________200___г.


Классный руководитель:



* наблюдение за изменением позиции ребенка с течением времени по вопросам тестирования. Педагог проводит исследование в классном коллективе, составляет таблицы с указанием уровня у каждого ребенка. Поскольку такие исследования проводятся регулярно, это позволяет отследить, как, например, конкретный ребенок включен в деятельность классного коллектива в этом году, год назад, 2 года назад. Эти наблюдения позволяют проводить коррекцию взаимодействия с данным ребенком, у которого наблюдается спад.

*Методика для изучения социализированности личности учащегося.

Эта методика выбрана педагогами потому что здесь в простой форме можно исследовать параметры социально адаптированной личности ( а именно эти качества мы и стараемся развить в ребенке в соответствии с Концепцией школы) (разработана профессором М. К. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

З. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.


Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных.

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой, Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

6 Класс

Фамилия, имя

Социальная адаптированность

Социальная автономность

Социальная активность

Нравствен-ная воспитан-ность

……..

3,4

Высокий

1,8

низкий

3

высокий

3,4

высокий

………

3,2

Высокий

1,6

низкий

2,2

средний

3,6

высокий

………

2,6

Средний

1,6

низкий

2,6

средний

2,8

средний

……..

2,6

Средний

1,6

низкий

1,8

низкий

2,8

средний

……..

2,2

Средний

2,2

средний

2,8

средний

2,4

средний

……..

1

Низкий

3

высокий

2,4

средний

1,8

низкий

……..

2,8

Средний

2,8

средний

3

высокий

2,2

Средний

………

2,4

Средний

3

высокий

3,4

высокий

3

Высокий

……….

3,6

Высокий

1,6

низкий

2,4

средний

3,2

Высокий

……….

4

Высокий

2,2

средний

3,4

высокий

2,4

Средний

……

2,6

Средний

1

низкий

2,2

средний

3

Высокий

…….

2,6

Средний

2,4

средний

3

высокий

3,2

Высокий

…….

2,4

Средний

1,4

низкий

2,8

средний

2,2

Средний

……

3

Высокий

3,2

высокий

3

высокий

3,2

Высокий

……

3

Высокий

2,8

средний

3,2

высокий

3,6

Высокий

По классу

Средняя степень развития соц.качеств

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень


Таким образом, по каждому классу составляется таблица, из которой хорошо видно, какой уровень развития данного качества имеется у конкретного ребенка, какую коррекцию поведения и воспитательной работы следует проводить классному руководителю. У старшеклассников эта же таблица будет включать в себя данные за прошедшие годы, что позволит лучше проследить динамику развития качеств личности. Для сравнения даются данные за 2002 год( первая строка)- 5 класс и 2007 год( 2 строка)- 10 класс. Видно, что у всех детей наблюдается положительная динамика качеств, что свидетельствует о хорошей эффективности деятельности классного руководителя и коллектива школы.

10 Класс

Фамилия, имя

Социальная адаптирован-ность

Социальная автономность

Социальная активность

Нравствен-ная воспитан-ность


1,2


1,6

низкий


низкий

1.5


2,8

низкий


средний

2,4


3

средний


высокий

1,6


2,4

Низкий

Средний


2,6

3,2

средний

высокий

3,0

3,4

высокий

высокий

2,8

3,8

средний

высокий

1.3

2,2

низкий

средний


2,1

2,8

средний

средний

2,4

3,4

средний

высокий

2.0

2,8

средний

средний

1,6

2,6

низкий

средний


3.0

3,4

Высокий

Высокий

2,9

3,8

средний

высокий

3,1

3,8

высокий

высокий

2,0

2,6

средний

средний


1,9

2,8

низкий

средний

2,8

3

средний

высокий

2,7

3,2

средний

высокий

1,8

2,2

низкий

средний


1,6

2,2

низкий

средний

2,9

3,2

средний

высокий

3,1

3,8

высокий

высокий

1

1,8

низкий

низкий


1

1,6

низкий

низкий

2,9

3,6

средний

высокий

2,8

3,6

средний

высокий

1,8

3,4

низкий

высокий


1.6

2,2

низкий

средний

2,2

3,4

средний

высокий

2

3

средний

высокий

1,6

2

низкий

средний






1.2. Мониторинг семьи и семейных отношений.

*Социальный паспорт класса и школы.

В каждом классе ведется социальный паспорт класса и таблица с характеристикой семей. Это необходимо для планирования социальной защиты семей и оказания педагогической помощи всем семьям, а также для организации работы с родителями. Записи в этих документах ведутся карандашом, так как социальный состав семей постоянно меняется.

Знание социального состава семей помогает классному руководителю составить списки на льготное питание детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, вовремя подать заявление на оказание материальной помощи. Кроме этого, классный руководитель может использовать потенциал родителей для организации внеклассной работы с классным коллективом. Помогает это знание и организации просветительской работы с родителями ( есть родители-педагоги - пусть помогут в проведении родительских собраний, если в классе низкий процент родителей с высшим образованием- ясно, что в родительском коллективе нужно проводить повышение педагогических знаний.). На основе социальных паспортов классов создается паспорт школы, который помогает в организации единого воспитательного пространства.






Рабочий экземпляр характеристики семей.







Паспорт неблагополучной семьи


1.Фамилия, имя, отчество, год рождения

-отца_________________________________________________________________________

-матери_______________________________________________________________________

2.Место проживания семьи (в соответствии с пропиской)____________________________

_____________________________________________________________________________

-с какого времени проживает по данному адресу, где проживали ранее_________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-кому принадлежит жилье_______________________________________________________

-площади помещения, его техническое и санитарное состояние_______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Состав семьи:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-взаимоотношения между членами семьи, с соседями:_______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-специальность, место и продолжительность работы взрослых членов семьи, их характеристика________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-образование (что, когда окончил )________________________________________________

-место учебы детей, их характеристика____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-наличие судимостей___________________________________________________________

-наличие психических или физических отклонений у членов семьи____________________

_____________________________________________________________________________

-нуждаются в амбулаторном или принудительном лечении___________________________

4.В чем заключается неблагополучная обстановка?

-Употребление членами семьи алкоголя, психотропных и наркотических веществ________

_____________________________________________________________________________

-Уклонение от воспитания детей__________________________________________________

-Вовлечение в пьянство, занятие проституцией, преступной деятельностью_____________

_____________________________________________________________________________

-Истязание детей_______________________________________________________________

5.Целесообразность мер, принимаемых к взрослым членам неблагополучно семьи:

-Использование мер общественного, административного воздействия__________________

_____________________________________________________________________________

-Ограничение в дееспособности:__________________________________________________

-Лишение родительских прав____________________________________________________

-Отобрание детей без лишения родительских прав__________________________________

6.Формы и методы контроля неблагополучной семьи.

7.Проводимые мероприятия по оздоровлению обстановки в семье и их результативность.




7.Проводимые мероприятия по оздоровлению обстановки в семье и их результативность.


Дата

Проведенные мероприятия

Результативность





Картотека неблагополучных семей. ( см. выше) В школе создана и ежегодно ( к сожалению) прибавляется картотека неблагополучных семей, картотека мало-обеспеченных семей, картотека неполных семей и т. д. На обратной стороне карты фиксируются мероприятию по улучшению климата в семье . К сожалению, в данной карте классный руководитель не отразил меры социальной защиты, проводимой школой применительно к этой семье ( трудоустройство в ШТО, постановка на льготное питание, организация второго завтрака, бесплатного для ребенка).


* Тесты по изучению семейных отношений.

*Рисунок «Моя семья» Оценка результатов рисунка «Моя семья»

При расшифровке методики считываются:

1) анализ структуры рисунка, т.е. расположение рисунка и членов семьи;

2) объяснение особенностей графической представленности (т.е. выраженности в рисунке) членов семьи;

3) анализ процесса рисования.

При анализе структуры рисунка обычно 85 % детей рисуют полную семью. Возможны

варианты (вообще изображены не люди, а посторонние предметы или семья зверей, или

могут быть изображены люди, не связанные с семьей. Это бывает при травматических

переживаниях, связанных с семьей, подчеркивает чувство отверженности, покинутости,

чувство тревожности, небезопасности).

Если ребенок рисует свою семью, но уменьшает ее состав, то он может не нарисовать

того, кто мало значим.

Если нет брата, сестры (например, сложилась конфликтная ситуация или ситуация

конкуренции с братом или с сестрой).

Иногда добавляются зверюшки, птицы- это говорит о желании иметь кого-то под

защитой. Ребенок может рисовать всех членов семьи , кроме себя (когда ребенок

чувствует себя отверженным, если семья его не принимает). Когда ребенок рисует только

себя — это эгоцентричность.

Если нарисован сам ребенок, но очень маленького размера, присутствует схематизм

изображения — это чувство покинутости.

Если увеличен состав семьи — то это неудовлетворенность семьей. Ребенок испытывает

потребность в равномерных связях. Если изображены маленькие дети, маленькие собачки

— то неудовлетворенность в опеке младших.

Если изображены взрослые, но не связанные с семьей, значит, в семье у ребенка не

удовлетворяются эмоциональные контакты или это говорит о разрушении целостности

семьи.

Следует обратить внимание, кроме состава ,на расположение членов семьи. Если они

заняты совместной деятельностью — это указывает на сплоченность. Сомкнугые руки—

показатель психологического благополучия,, включенности в семью.

Если один или несколько членов семьи отделены от общей группы или если не включен

сам ребенок — этим выражается чувство отчуждения. Если не включен другой член семьи

— проявляется негативное отношение ребенка к этому человеку.

Группировка семьи возможна по половой принадлежности. Сын с папой и дедушкой —

это может отражать микрогруппы в семье.

Анализ особенностей нарисованных фигур включает:

а) количество деталей тела (есть ли голова, уши, зрачки, волосы, нос брови, рот, шея, руки, пальцы, ноги, ступни, их прорисовка);

б) украшения и детали одежды;

в) количество использованных при рисунке цветов — это говорит о хороших эмоциональных отношениях с человеком.

Схематизм, неоконченность рисунка свидетельствуют о негативном отношении.. Пропуск в рисунке существенных частей тела (рук, ног) говорит о плохом отношении, агрессивности побуждений к данному члену семьи. Наличие и выделение зубов, ногтей на пальцах говорит об агрессии. Если ребенок нарисовал кого-то первым, то это более значимый член семьи. Если ребенок стирает резинкой и качество не улучшается, то можно судить о конфликтном отношении к этому человеку.

Величина изображения может являться отражением силы, превосходства, значимости. Например, если нарисована больше всех мама, а папа, бабушка — маленькие. Если ребенок самый большой или равен с родителями в размерах, то это говорит об эгоцентричности, соревновании за родительскую любовь с другими детьми. Если ребенок

значительно меньше, чем другие члены семьи — значит, ребенок испытывает чувство

незначительности, ненужности.

Ребенок должен рисовать себя как 1/3 взрослого (от величины родителей).

Детали тела. Если ребенок рисует большие плечи, длинные пальцы — это желание

компенсировать свою слабость.

Отсутствие рук у себя — показатель чувства бессилия. Если члены семьи без рук

(например, мать), то этим ребенок показывает ограниченность активности.

Голова. Отсутствие части лица (например, рот) у одного члена семьи — это нарушения в

сфере общения . Надо обратить внимание, как ребенок нарисовал остальных. Штриховка

лица говорит о конфликте ребенка с данным членом семьи.

Процесс рисования. Предполагается, что ребенок начинает рисовать с наиболее

привлекательного члена семьи (но если рисует не схематично). Схематичный рисунок

означает, что ребенок хочет избавиться от этого члена семьи.

Если начинает рисовать с предметов, не связанных с семьей (солнышко, травка и тому

подобное) — то отсутствие благополучия в семье.

*Рисунок «Один дома».

Ребенок на согнутом пополам листе должен нарисовать себя. С правой стороны- когда дома никого нет, с левой- когда вся семья в сборе. Методика дает возможность проанализировать состояние ребенка одного ( более раскрепощенное поведение, ведь никто его не видит и никто не одергивает нотациями и поучениями) и в присутствии других членов семьи. Иногда наблюдается резкое различие между половинками – значит, ребенок не чувствует себя дома спокойно и защищено, существует конфликт или противоречия.

* Методика родительского отношения.

ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

С помощью этого теста вы можете определить характер своего отношения к

способы поведения, которые предпочитаете в общении с ним, особенно

восприятия и понимания его личности и поступков.

Инструкция

Внимательно прочитайте предложенные утверждения, касающиеся вашего от

своему ребенку, и в случае согласия в бланке ответов поставьте знак «+», i

несогласия поставьте знак «-«. Ответы давайте искренне, иначе точной

восстановить будет нельзя.

Вопросы:

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку расположение.

7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку принос; большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку липнет все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37 Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка- эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов:

Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку:

Принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных вами на соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого типов отношения.

  1. Принятие – отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

  2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

  3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 57, 59.

  5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Подсчитай количество положительных ответов по каждому показателю и обратитесь к следующим описаниям.



* МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цифры означают следующие ответы:

4— совершенно согласен;

З — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

1) Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

2) В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

3) Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4) Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка

5) В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный Руководитель

6) Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

7) Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

8) Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

9) В Школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

10) В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

11) Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

12) В Школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

13) Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

14) Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

15) Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

( удовлетворенность родителей)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ