Программа воспитательной системы для начальной школы

Содержание.



1.Введение…………………………………………………………………………3



2.Аналитическая записка……………………………………………………….4-5



3.Концептуальные основы……………………………………………………...6-7



4.Цель и задачи……………………………………………………………………8



5.Структура и сущность воспитательной системы………………………….9-11



6.Механизм и план реализации программы………………………………..12-16



7.Управление……………………………………………………………………..17



8.Изучение эффективности……………………………………………………...18



9.Родители в воспитательной системе класса………………………………….19



10.Ожидаемые результаты………………………………………………………20



11.Список литературы…………………………………………………………...21







Введение.

«Нам кажется недостаточным оставить

тело и душу детей в таком состоянии,

в каком они даны природой, мы заботимся

об их воспитании и обучении, чтобы хорошее

стало много лучшим, а плохое изменилось

и стало хорошим»

Древнегреческий философ Лукиан



Современное общество требует изменений в подходах к воспитанию детей, формах и методах для достижения цели воспитания современного, образованного, компетентного молодого человека, способного к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Осуществляет и направляет процесс воспитания – классный руководитель, педагог – профессионал, духовный посредник между обществом, ребенком и родителем. Он является организатором системы отношений через разнообразные виды деятельности, создателем развивающей среды и морально – психологического климата.

В «Конвенции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (стандарты второго поколения) говорится о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной воспитательной системы.

Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


Аналитическая записка.

«Закладка» фундамента эмоциональной направленности личности на познавательный интерес необходима уже в младшем школьном возрасте, ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: «если еще в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками радостного и эффективного учения» (В.В. Давыдов).

Учитывая модернизацию содержания процесса воспитания, задачи, которые перед нами ставит государство, считаю, что роль школы возрастает и является, пожалуй, доминирующей. А школа подразумевает под собой связь учитель - ребенок - семья. Именно классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне-развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.

На первом этапе, этапе проектирования, воспитательной системы класса по результатам наблюдений и диагностических исследований были определены следующие проблемы:

  • сложность в организации совместной деятельности, т.е. неумение детей сотрудничать друг с другом, и как следствие - конфликтность;

  • несформированность нравственных качеств, отношений к себе, классному сообществу, семье, природе, обществу;

  • эгоцентричность, неадекватность самооценки.

Мною, как классным руководителем, ведется работа по сплочению детского коллектива на основе жизненных ценностей. Также строятся отношения с родительским коллективом на основе сотрудничества.

Все вышесказанное привело меня к необходимости создания воспитательной системы класса «Радуга наших ценностей», при разработке которой основными приоритетами для меня стали:


  • развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни;

  • социализация личности;

  • триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся;

  • позитивные потребности ребенка, необходимые для его развития (ЗОЖ, творчество, труд).


Концептуальные основы.

Концептуальными основами воспитательной программы класса является единство целей и задач государственной социальной политики в области воспитания и воспитательной работы школы, социально-педагогическая стратегия воспитания.

Реализовать цели и задачи государства и школы в целом возможно только через организацию жизнедеятельности классного сообщества в рамках воспитательной системы класса, которую строит классный руководитель, учитывая особенности той группы детей, с которой он работает, и, выбирая определенные направления деятельности.

Основные идеи воспитательной системы:


  • формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова);

  • самореализация ребенка в условиях индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

  • идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко);

  • становление социально успешной личности, т.е. умеющей взаимодействовать в коллективе, в семье в обществе.

Принципы, на которых построена программа, реализуют идеи создания воспитательной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребенка и приобщение к общечеловеческим ценностям.

  1. Принцип ценностных ориентации обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей; осуществляется гуманизация межличностных отношений на различных уровнях: дети - дети, дети - семья, дети - педагог.

  2. Принцип индивидуализации предполагает личностный подход, учет индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, способствует самореализации ребёнка.

  3. Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.

  4. Принцип творческой деятельности обеспечивает развитие креативных способностей каждого ребенка, пробуждение инициативности, стремление показать свою индивидуальность в различной деятельности.

  5. Интегративный принцип приводит к соединению в одно целое все виды деятельности, которые имеют одну главную цель - личностное развитие.






















Цель:


создание условий для формирования жизненных ценностных ориентиров личности, ее гражданское становление и социально-педагогическое развитие на основе социального партнерства с семьей.


Задачи:


  1. Способствовать формированию потребности ребенка к самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей на основе сохранения традиций, патриотического и гражданского воспитания;


  1. Моделировать приоритетное отношение к ЗОЖ;


  1. Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;


  1. Заложить основы нравственно полноценной личности.












Структура и сущность воспитательной системы класса.


В разработке воспитательной системы класса мною была использована структура ВСК, предложенная Е.Н. Степановым.

Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития человека в классном обществе.

Благодаря научно-методической и опытно-экспериментальной работе, учеными выделено 5 наиболее важных компонентов ВСК:

  • индивидуально-групповой;

  • функционально-деятельный;

  • диагностико-результативный;

  • пространственно-временной;
    - ценностно-ориентационный.

1. Индивидуально-групповой.

Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Составные элементы:

- классный руководитель (играет главную роль в построении и функционировании ВСК, т.к. его ценностные ориентации, педагогические воззрения, интересы, увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов);

  • учащиеся класса;

  • родители учащихся;

  • педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II. Ценностно-ориентационный.

Ученые называют этот компонент ценностно-смысловым ядром системы, или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы. Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен помнить об этом и уделять пристальное внимание целеполаганию. Этот компонент ВСК включает следующие элементы:

  • ключевая идея замысла системы;

  • цель и задачи воспитания;

  • перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

  • принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Ш. Функционально-деятельностный.

Данный системообразующий фактор обеспечивает упорядоченность и целостность ВС, функционирование и развитие ее необходимых функций и связей. Этот компонент складывается из таких элементов:

  • системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

  • основные функции воспитательной системы;

  • педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нем.

IV. Пространственно-временной

Каждая воспитательная система имеет среду - жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Рассмотрим составляющий данного компонента;

  • эмоционально-психологическая духовно-нравственная и предметно-материальная
    среда жизнедеятельности и развития учащихся

  • предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;

  • связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

  • место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

  • этапы развития воспитательной системы.

V. Диагностико-результативный

Этот фактор обеспечивает изучение эффективности функционирования воспитательной системы и состоит и следующих элементов;

  • критерии эффективности ВС;

  • методы и приемы ее результативности;

- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Деятельность по созданию, внедрению и развитию ВСК можно разделить на этапы;

I этап - проектирование ВС.

II этап - становление.

III этап - стабильное функционирование.

IV этап - завершение функционирования или коренное обновление.












Механизм реализации ВСК «Радуга наших ценностей».


Наша ВСК имеет поэтапное построение, которое основано на периодах взросления младшего школьника, на индивидуальных особенностях детской группы и подчинено целевым ориентирам воспитательной работы школы, программа ВСК начинает действовать с первого по четвертый класс обучения в школе. В процессе реализации воспитательной системы классному руководителю необходимо создать единое воспитательное пространство на основе социального взаимодействия с семьей каждого ребенка.

Этапы функционирования программы:

  1. Навстречу друг другу.

  2. Учимся вместе делать добро.

  3. Творчество нам помогает в пути.

  4. Мы хотим радовать мир.

Реализация программы ВСК происходит через создание игровой ситуации. Для меня, как для классного руководителя, время начальной школы - это путешествие по реке Творчества. Придя в первый класс, ребята попали на корабль, который плывет по этой реке. За время путешествия в детях формируются такие жизненные ценности, как любознательность, творчество, здоровье, добро, взаимопонимание, труд, патриотизм, а приобщение к этим ценностям происходит через природу, самих детей, семью и общество. Пройдя четыре этапа, ребенок становится подготовленным к тому, чтобы из реки Творчества отправиться в путешествие по морю Общения, т.е. в среднюю школу.

Содержание деятельности по программе рассчитано на 4 года обучения, с 1 по 4 класс.

1 этап - проектирование ВСК «Навстречу друг другу» (2010-2011).

На данном этапе необходимо изучить потребности, интересы и другие личностные характеристики детей, родителей, учителей; идет поиск новых видов деятельности; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива, т.е. зарождается социально-педагогическое взаимодействие учителей, детей, семьи, идет процесс познания друг друга.

Задачи:

  • помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям;

  • раскрытие индивидуальных интересов и потребностей;

  • воспитывать самостоятельность деятельности;

  • закладывать основы охраны здоровья;

  • проектирование традиций классного сообщества.

Ожидаемый результат:

Итогом первого этапа ВСК является составление перспективного планирования воспитательной работы на весь курс начальной школы по результатам проведенных исследований, определение приоритетных направлений деятельности, становление взаимодействия всех участников классного сообщества: учитель - ребенок - родители.

Результат личностного развития - модель второклассника.

Ребенок:

  • адаптирован к новой социальной роли;

  • стремится осознать свои интересы и выбрать сферы творчества;

  • умеет организовать свое рабочее место;

  • готов выполнять правила по охране своего здоровья;

  • представляет себя членом классного сообщества.

II этап - становление ВСК «Учимся вместе делать добро» (2011-2012).

Идет процесс образования коллектива, формирование органов самоуправления, рождение традиций классного сообщества, активизация учащихся на основе приобщения к жизненным ценностным ориентирам. Дети учатся участвовать в коллективно-творческой деятельности.

Задачи:

  • развивать познавательные и творческие способности, мотивационную сферу ребенка;

  • закладывать нормы нравственного поведения и гражданского сознания;

  • формировать потребности в ЗОЖ;

  • активизировать роль системы самоуправления в классе;

  • формировать умение высказывать своё мнение и относиться с уважением к мнению другого.

Ожидаемый результат:

На втором этапе дети понимают систему жизненных ценностей человека знают правила сотрудничества и стремятся их выполнять. Наблюдаются признаки коллектива.

Результат личностного развития - модель третьеклассника

Ребенок:

  • стремится к познанию и активной творческой личностной позиции;

  • знает нормы нравственного поведения;

  • проявляет заботу о своём здоровье;

  • открывает отношения «я - коллектив»;

  • умеет обосновать своё мнение.

Ш этап - этап стабильного функционирования ВСК

«Творчество нам помогает в пути» (2012-2013).

Классный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых. На этом этапе возрастает эффективность соуправления и самоуправления, усиливается рост социально-познавательной активности учащихся, определяются эффективные виды деятельности. Вся деятельность преломляется через творчество.

Задачи:

  • создать условия для реализации творческого потенциала личности; формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитывать любовь к Отечеству, семье, школе;

  • создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.

Ожидаемый результат:

В классе функционирует система самоуправления, дети самостоятельно организуют коллективную познавательно-творческую деятельность, это в то же время является основой для развития личности и её самореализации.

Результат личностного развития - модель четвероклассника.

Ребенок:

  • развивает свои индивидуальные познавательные и творческие способности;

  • представляет систему жизненных ценностей;

  • готов взаимодействовать с другими членами классного сообщества, учитывая интересы каждого.

IV этап - завершение функционирования, или конкретного обновления системы «Мы хотим радовать мир» (2013-2014).

Характерна нацеленность сообществ детей, родителей, педагогов на творческий поиск, усложняется содержание деятельности, усиливается требовательность личности к себе. Создаются условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.

Задачи:

  • приобщать к применению творчества в любой деятельности;

  • воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;

  • повышать ценностный потенциал личности;

  • воспитывать чувство ответственности за свое' здоровье;

  • обеспечить преемственность между ступенями обучения.

Ожидаемый результат:

Классный коллектив готов перейти на следующую ступень, по программе в «море Общения», стремится к поиску новых идей, новых способов жизнедеятельности. Ярко выражена индивидуальность коллектива. Дети оперируют системой жизненных ценностных ориентиров во взаимодействии с коллективом, семьей, обществом, природой.

Результата личностного развития - модель пятиклассника.


Ребенок:

  • стремится к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;

  • приобщен к ЗОЖ;

  • знает основы нравственного поведения;

  • осознает свою социальную роль в семье, классе, обществе.

























Управление.

Деятельность участников воспитательной системы построена на принципе триединства: дети - учитель - родители.

Взаимодействие по данной схеме осуществляется при условии реализации единой воспитательной цели, в результате чего происходит развитие не только детей, но и семьи в целом.

Ученическое самоуправление является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Самоуправление влияет на формирование коллектива в целом, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь какой-либо задаче, самостоятельно распределяют обязанности и определяют меру ответственности за выполняемое дело.




















Изучение эффективности воспитательной системы класса.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

  • развитость креативных способностей учащихся;

  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  • сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

  • методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;

  • модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;

  • социометрические методики;

  • тест «Цветок настроения»;

  • сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;

  • анкета «Я и моя школа»;

  • творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»










Родители в воспитательной системе класса.

Согласованная, координированная и интегрированная деятельность со стороны школы и семьи должна быть направлена на создание условий для развития творческой, нравственно-полноценной, эмоционально, социально и физически здоровой личности. Усилия педагога будут безуспешны, если родители ребенка безразличны к его школьной жизни, к тому опыту, который он получает именно в классном коллективе, поэтому классному руководителю необходимо сориентировать родительское сообщество на активное участие в жизнедеятельности класса, на взаимопонимание и взаимопомощь. Лишь при таком взаимодействии воспитание будет успешным. Таким образом, мною, как классным руководителем, определены основные направления деятельности родителей.

Сотрудничество классного руководителя с родителями осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение семьи;

  • Психолого-педагогическое просвещение;

  • Индивидуальная работа с родителями;

  • Информирование о результатах учебной деятельности и воспитании учащихся;

  • Привлечение к активному творческому взаимодействию;

  • Создание актива для работы с детьми, имеющими проблемы в обучение и воспитании.

Формы работы:

  • Родительские собрания;

  • Всеобучи;

  • Индивидуальные и групповые консультации;

  • Обмен опытом;

  • Круглые столы;

  • Конкурсы;

  • КТД

Ожидаемые результаты.

Таким образом, можно говорить о портрете выпускника начальной школы, сформированном педагогом, родителями и самими учениками, который складывается из потенциалов личности:

  • нравственного (ценностного) — восприятие и понимание учениками таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим; потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, в общественных местах, правила уличного движения;

  • познавательного — наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

  • коммуникативного - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, к животным, природе), обладание первичными навыками саморегуляции;

  • художественного — эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства;

  • физического — соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.








Список литературы.


1.Байбородова Л.В. Изучение эффективности воспитательной системы

школы. - Псков, 1994.

2.Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по

воспитательной работе. - М.: 1999.

3.Гаврилин А.В. Воспитательное пространство малого города. – Владимир,

1999.

4.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России. – М.: 2009.

5.Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М.: 2001.

6.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.:2001.

7.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная система в начальной

школе. - Воронеж, 2001.

8.Лебедева Н.П. Школа и здоровье учащихся. - Минск , 1998.

9. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. – М.: 1993.

10. Степанов Е.Н.. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно- методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев.: 1978.






3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ