Программа воспитательной системы для начальной школы
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Аналитическая записка……………………………………………………….4-5
3.Концептуальные основы……………………………………………………...6-7
4.Цель и задачи……………………………………………………………………8
5.Структура и сущность воспитательной системы………………………….9-11
6.Механизм и план реализации программы………………………………..12-16
7.Управление……………………………………………………………………..17
8.Изучение эффективности……………………………………………………...18
9.Родители в воспитательной системе класса………………………………….19
10.Ожидаемые результаты………………………………………………………20
11.Список литературы…………………………………………………………...21
Введение.
«Нам кажется недостаточным оставить
тело и душу детей в таком состоянии,
в каком они даны природой, мы заботимся
об их воспитании и обучении, чтобы хорошее
стало много лучшим, а плохое изменилось
и стало хорошим»
Древнегреческий философ Лукиан
Современное общество требует изменений в подходах к воспитанию детей, формах и методах для достижения цели воспитания современного, образованного, компетентного молодого человека, способного к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Осуществляет и направляет процесс воспитания – классный руководитель, педагог – профессионал, духовный посредник между обществом, ребенком и родителем. Он является организатором системы отношений через разнообразные виды деятельности, создателем развивающей среды и морально – психологического климата.
В «Конвенции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (стандарты второго поколения) говорится о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной воспитательной системы.
Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Аналитическая записка.
«Закладка» фундамента эмоциональной направленности личности на познавательный интерес необходима уже в младшем школьном возрасте, ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: «если еще в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками радостного и эффективного учения» (В.В. Давыдов).
Учитывая модернизацию содержания процесса воспитания, задачи, которые перед нами ставит государство, считаю, что роль школы возрастает и является, пожалуй, доминирующей. А школа подразумевает под собой связь учитель - ребенок - семья. Именно классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне-развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.
На первом этапе, этапе проектирования, воспитательной системы класса по результатам наблюдений и диагностических исследований были определены следующие проблемы:
сложность в организации совместной деятельности, т.е. неумение детей сотрудничать друг с другом, и как следствие - конфликтность;
несформированность нравственных качеств, отношений к себе, классному сообществу, семье, природе, обществу;
эгоцентричность, неадекватность самооценки.
Мною, как классным руководителем, ведется работа по сплочению детского коллектива на основе жизненных ценностей. Также строятся отношения с родительским коллективом на основе сотрудничества.
Все вышесказанное привело меня к необходимости создания воспитательной системы класса «Радуга наших ценностей», при разработке которой основными приоритетами для меня стали:
развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни;
социализация личности;
триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся;
позитивные потребности ребенка, необходимые для его развития (ЗОЖ, творчество, труд).
Концептуальные основы.
Концептуальными основами воспитательной программы класса является единство целей и задач государственной социальной политики в области воспитания и воспитательной работы школы, социально-педагогическая стратегия воспитания.
Реализовать цели и задачи государства и школы в целом возможно только через организацию жизнедеятельности классного сообщества в рамках воспитательной системы класса, которую строит классный руководитель, учитывая особенности той группы детей, с которой он работает, и, выбирая определенные направления деятельности.
Основные идеи воспитательной системы:
формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова);
самореализация ребенка в условиях индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко);
становление социально успешной личности, т.е. умеющей взаимодействовать в коллективе, в семье в обществе.
Принципы, на которых построена программа, реализуют идеи создания воспитательной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребенка и приобщение к общечеловеческим ценностям.
Принцип ценностных ориентации обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей; осуществляется гуманизация межличностных отношений на различных уровнях: дети - дети, дети - семья, дети - педагог.
Принцип индивидуализации предполагает личностный подход, учет индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, способствует самореализации ребёнка.
Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.
Принцип творческой деятельности обеспечивает развитие креативных способностей каждого ребенка, пробуждение инициативности, стремление показать свою индивидуальность в различной деятельности.
Интегративный принцип приводит к соединению в одно целое все виды деятельности, которые имеют одну главную цель - личностное развитие.
Цель:
создание условий для формирования жизненных ценностных ориентиров личности, ее гражданское становление и социально-педагогическое развитие на основе социального партнерства с семьей.
Задачи:
Способствовать формированию потребности ребенка к самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей на основе сохранения традиций, патриотического и гражданского воспитания;
Моделировать приоритетное отношение к ЗОЖ;
Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;
Заложить основы нравственно полноценной личности.
Структура и сущность воспитательной системы класса.
В разработке воспитательной системы класса мною была использована структура ВСК, предложенная Е.Н. Степановым.
Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития человека в классном обществе.
Благодаря научно-методической и опытно-экспериментальной работе, учеными выделено 5 наиболее важных компонентов ВСК:
индивидуально-групповой;
функционально-деятельный;
диагностико-результативный;
пространственно-временной;
- ценностно-ориентационный.
1. Индивидуально-групповой.
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Составные элементы:
- классный руководитель (играет главную роль в построении и функционировании ВСК, т.к. его ценностные ориентации, педагогические воззрения, интересы, увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов);
учащиеся класса;
родители учащихся;
педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
II. Ценностно-ориентационный.
Ученые называют этот компонент ценностно-смысловым ядром системы, или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы. Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен помнить об этом и уделять пристальное внимание целеполаганию. Этот компонент ВСК включает следующие элементы:
ключевая идея замысла системы;
цель и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Ш. Функционально-деятельностный.
Данный системообразующий фактор обеспечивает упорядоченность и целостность ВС, функционирование и развитие ее необходимых функций и связей. Этот компонент складывается из таких элементов:
системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
основные функции воспитательной системы;
педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нем.
IV. Пространственно-временной
Каждая воспитательная система имеет среду - жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Рассмотрим составляющий данного компонента;
эмоционально-психологическая духовно-нравственная и предметно-материальная
среда жизнедеятельности и развития учащихсяпредметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
этапы развития воспитательной системы.
V. Диагностико-результативный
Этот фактор обеспечивает изучение эффективности функционирования воспитательной системы и состоит и следующих элементов;
критерии эффективности ВС;
методы и приемы ее результативности;
- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Деятельность по созданию, внедрению и развитию ВСК можно разделить на этапы;
I этап - проектирование ВС.
II этап - становление.
III этап - стабильное функционирование.
IV этап - завершение функционирования или коренное обновление.
Механизм реализации ВСК «Радуга наших ценностей».
Наша ВСК имеет поэтапное построение, которое основано на периодах взросления младшего школьника, на индивидуальных особенностях детской группы и подчинено целевым ориентирам воспитательной работы школы, программа ВСК начинает действовать с первого по четвертый класс обучения в школе. В процессе реализации воспитательной системы классному руководителю необходимо создать единое воспитательное пространство на основе социального взаимодействия с семьей каждого ребенка.
Этапы функционирования программы:
Навстречу друг другу.
Учимся вместе делать добро.
Творчество нам помогает в пути.
Мы хотим радовать мир.
Реализация программы ВСК происходит через создание игровой ситуации. Для меня, как для классного руководителя, время начальной школы - это путешествие по реке Творчества. Придя в первый класс, ребята попали на корабль, который плывет по этой реке. За время путешествия в детях формируются такие жизненные ценности, как любознательность, творчество, здоровье, добро, взаимопонимание, труд, патриотизм, а приобщение к этим ценностям происходит через природу, самих детей, семью и общество. Пройдя четыре этапа, ребенок становится подготовленным к тому, чтобы из реки Творчества отправиться в путешествие по морю Общения, т.е. в среднюю школу.
Содержание деятельности по программе рассчитано на 4 года обучения, с 1 по 4 класс.
1 этап - проектирование ВСК «Навстречу друг другу» (2010-2011).
На данном этапе необходимо изучить потребности, интересы и другие личностные характеристики детей, родителей, учителей; идет поиск новых видов деятельности; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива, т.е. зарождается социально-педагогическое взаимодействие учителей, детей, семьи, идет процесс познания друг друга.
Задачи:
помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям;
раскрытие индивидуальных интересов и потребностей;
воспитывать самостоятельность деятельности;
закладывать основы охраны здоровья;
проектирование традиций классного сообщества.
Ожидаемый результат:
Итогом первого этапа ВСК является составление перспективного планирования воспитательной работы на весь курс начальной школы по результатам проведенных исследований, определение приоритетных направлений деятельности, становление взаимодействия всех участников классного сообщества: учитель - ребенок - родители.
Результат личностного развития - модель второклассника.
Ребенок:
адаптирован к новой социальной роли;
стремится осознать свои интересы и выбрать сферы творчества;
умеет организовать свое рабочее место;
готов выполнять правила по охране своего здоровья;
представляет себя членом классного сообщества.
II этап - становление ВСК «Учимся вместе делать добро» (2011-2012).
Идет процесс образования коллектива, формирование органов самоуправления, рождение традиций классного сообщества, активизация учащихся на основе приобщения к жизненным ценностным ориентирам. Дети учатся участвовать в коллективно-творческой деятельности.
Задачи:
развивать познавательные и творческие способности, мотивационную сферу ребенка;
закладывать нормы нравственного поведения и гражданского сознания;
формировать потребности в ЗОЖ;
активизировать роль системы самоуправления в классе;
формировать умение высказывать своё мнение и относиться с уважением к мнению другого.
Ожидаемый результат:
На втором этапе дети понимают систему жизненных ценностей человека знают правила сотрудничества и стремятся их выполнять. Наблюдаются признаки коллектива.
Результат личностного развития - модель третьеклассника
Ребенок:
стремится к познанию и активной творческой личностной позиции;
знает нормы нравственного поведения;
проявляет заботу о своём здоровье;
открывает отношения «я - коллектив»;
умеет обосновать своё мнение.
Ш этап - этап стабильного функционирования ВСК
«Творчество нам помогает в пути» (2012-2013).
Классный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых. На этом этапе возрастает эффективность соуправления и самоуправления, усиливается рост социально-познавательной активности учащихся, определяются эффективные виды деятельности. Вся деятельность преломляется через творчество.
Задачи:
создать условия для реализации творческого потенциала личности; формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитывать любовь к Отечеству, семье, школе;
создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.
Ожидаемый результат:
В классе функционирует система самоуправления, дети самостоятельно организуют коллективную познавательно-творческую деятельность, это в то же время является основой для развития личности и её самореализации.
Результат личностного развития - модель четвероклассника.
Ребенок:
развивает свои индивидуальные познавательные и творческие способности;
представляет систему жизненных ценностей;
готов взаимодействовать с другими членами классного сообщества, учитывая интересы каждого.
IV этап - завершение функционирования, или конкретного обновления системы «Мы хотим радовать мир» (2013-2014).
Характерна нацеленность сообществ детей, родителей, педагогов на творческий поиск, усложняется содержание деятельности, усиливается требовательность личности к себе. Создаются условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.
Задачи:
приобщать к применению творчества в любой деятельности;
воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;
повышать ценностный потенциал личности;
воспитывать чувство ответственности за свое' здоровье;
обеспечить преемственность между ступенями обучения.
Ожидаемый результат:
Классный коллектив готов перейти на следующую ступень, по программе в «море Общения», стремится к поиску новых идей, новых способов жизнедеятельности. Ярко выражена индивидуальность коллектива. Дети оперируют системой жизненных ценностных ориентиров во взаимодействии с коллективом, семьей, обществом, природой.
Результата личностного развития - модель пятиклассника.
Ребенок:
стремится к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;
приобщен к ЗОЖ;
знает основы нравственного поведения;
осознает свою социальную роль в семье, классе, обществе.
Управление.
Деятельность участников воспитательной системы построена на принципе триединства: дети - учитель - родители.
Взаимодействие по данной схеме осуществляется при условии реализации единой воспитательной цели, в результате чего происходит развитие не только детей, но и семьи в целом.
Ученическое самоуправление является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Самоуправление влияет на формирование коллектива в целом, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь какой-либо задаче, самостоятельно распределяют обязанности и определяют меру ответственности за выполняемое дело.
Изучение эффективности воспитательной системы класса.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
развитость креативных способностей учащихся;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
социометрические методики;
тест «Цветок настроения»;
сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
анкета «Я и моя школа»;
творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»
Родители в воспитательной системе класса.
Согласованная, координированная и интегрированная деятельность со стороны школы и семьи должна быть направлена на создание условий для развития творческой, нравственно-полноценной, эмоционально, социально и физически здоровой личности. Усилия педагога будут безуспешны, если родители ребенка безразличны к его школьной жизни, к тому опыту, который он получает именно в классном коллективе, поэтому классному руководителю необходимо сориентировать родительское сообщество на активное участие в жизнедеятельности класса, на взаимопонимание и взаимопомощь. Лишь при таком взаимодействии воспитание будет успешным. Таким образом, мною, как классным руководителем, определены основные направления деятельности родителей.
Сотрудничество классного руководителя с родителями осуществляется по следующим направлениям:
Изучение семьи;
Психолого-педагогическое просвещение;
Индивидуальная работа с родителями;
Информирование о результатах учебной деятельности и воспитании учащихся;
Привлечение к активному творческому взаимодействию;
Создание актива для работы с детьми, имеющими проблемы в обучение и воспитании.
Формы работы:
Родительские собрания;
Всеобучи;
Индивидуальные и групповые консультации;
Обмен опытом;
Круглые столы;
Конкурсы;
КТД
Ожидаемые результаты.
Таким образом, можно говорить о портрете выпускника начальной школы, сформированном педагогом, родителями и самими учениками, который складывается из потенциалов личности:
нравственного (ценностного) — восприятие и понимание учениками таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим; потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, в общественных местах, правила уличного движения;
познавательного — наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
коммуникативного - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, к животным, природе), обладание первичными навыками саморегуляции;
художественного — эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства;
физического — соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Список литературы.
1.Байбородова Л.В. Изучение эффективности воспитательной системы
школы. - Псков, 1994.
2.Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по
воспитательной работе. - М.: 1999.
3.Гаврилин А.В. Воспитательное пространство малого города. – Владимир,
1999.
4.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. – М.: 2009.
5.Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М.: 2001.
6.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.:2001.
7.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная система в начальной
школе. - Воронеж, 2001.
8.Лебедева Н.П. Школа и здоровье учащихся. - Минск , 1998.
9. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. – М.: 1993.
10. Степанов Е.Н.. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно- методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев.: 1978.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ