Папка педагога по самообразованию


МДОУ д/с №2 г.Лиски







«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»


________________________________________________

Ф.И.О. педагога


________________________________________________

должность


_

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации









ТЕМА: «________________________________________

________________________________________

________________________________________»

название темы



__________________

учебный год

__________________

возрастная группа


Этап работы над темой: _________________

Дата начала работы над темой: _________________

Предполагаемая дата окончания работы: _________________









МДОУ д/с №2 г.Лиски


Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:


  • Работа по теме самообразования не менее 1 года;

  • Изучение научно-методической литературы;

  • Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

  • Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

  • Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

  • Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

  • Обучение на курсах повышения квалификации;

  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

  • Активное участие в работе методического объединения района;

  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

  • Обобщение опыта работы по теме самообразования.


Памятка для анализа процесса самообразования:


  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)

  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.




Октябрь 2009г.

По материалам методкабинета

Старший воспитатель:

Великжанина С.В.











Система работы педагогов по самообразованию:


В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.

  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.

  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.

  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.


Тема: «…»

Цель: «…»

  1. повышение профессионального уровня;

  2. изучение методической литературы по теме самообразования;

  3. внедрение технологии или методики в практику;

  4. разработка конспектов или вариантов планирования;

  5. проведение семинара-практикума;

  6. обобщение и систематизация знания по_______


Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)

    2. Разработать перспективный план работы с детьми

    3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

    4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

    5. Оформить в группе уголок…..

    6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,

    7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

    8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»


Выход темы:

  • Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)

  • Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

  • Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

  • Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

  • Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Используемая литература:

Автор, название, год издания, издательство.


Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:


Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

  • Формирование основ педагогического мастерства;

  • Развитие умений и конструктивных способностей.



Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

  • Проявление творческого потенциала педагога;

  • Пропаганда своих достижений;

  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;

  • Адаптация к педагогической деятельности.


Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;

  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Этапы самообразования

  1. Интерес (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее



Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических

технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и свободной деятельности по теме;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;

– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.

Индивидуальный план самообразования


На ______________________ учебный год

ФИО________________________________________________________________________

Должность ______________________________________________


Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задачи________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Этап работы над темой _______________

Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________

Основные вопросы для изучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Список изучаемой литературы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Изучение передового педагогического опыта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практический выход ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Мероприятия Срок проведения

_____________________________________________________

_____________________________________________________/________________________

Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной работы в МДОУ д/с №2 г.Лиски


Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы:

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

2009-2010 учебный год

Материалы методкабинета

Старший воспитатель: Великжанина С.В.

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов в МДОУ д/с №2 г.Лиски

  Самообразование – целенаправленная работа
  педагога по расширению и углублению
  своих знаний, совершенствованию 
  имеющихся и приобретению новых
  профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)


Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

В.А.Сухомлинский

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:

  • курсы повышения квалификации,

  • участие в методических объединениях,

  • учеба в институте,

  • конкурсы профессионального мастерства


Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.






Основные критерии самообразования педагогов:


  1. Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.

  2. Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.

  3. Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:

    • Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»; 

    • Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.

    • Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.

  4. Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

    • презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).

  5. Составление общего плана работы педагогов по самообразованию

на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются

проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это

помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому

саду.



Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.


Ноябрь 2009г.

Старший воспитатель:

Великжанина С.В.




МДОУ д/с №2 г.Лиски


Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов.

            Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет;

1 – нет).

Ф.И.О.педагога _________________________________________________

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

1.      Я стремлюсь изучить себя.

2.      Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3.      Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4.      Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5.      Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное

время.

6.      Я анализирую свои чувства и опыт.

7.      Я много читаю.

8.      Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9.      Я верю в свои возможности.

10.  Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.  Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.  Я управляю своим профессиональным развитием и получаю

положительные результаты.

13.  Я получаю удовольствие от освоения нового.

14.  Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.  Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.

                     

Дата заполнения______________________












МДОУ д/с №2 г.Лиски

Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике». 

Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения


Очень

сильно

Сильно

Почти не затрудняюсь

Не испытываю затруднений

Могу поделиться опытом

1

2

3

4

5

  1. Планирование воспитательно-образовательной работы:

Календарное

 

 

 

 


Перспективное






  1. Умение поставить цель и задачи воспитательной работы

 

 

 

 


  1. Выбор форм воспитательной работы

 

 

 

 


  1. Введение инновационных форм воспитательно-образовательной работы

 

 

 

 


  1. Знание детской возрастной психологии

 

 

 

 


  1. Организация и проведение игровой деятельности

 

 

 

 


  1. Организация и проведение занятий.






  1. Индивидуальная работа с воспитанниками

 

 

 

 


  1. Работа с «трудными» воспитанниками

 

 

 

 


  1. Работа с родителями

 

 

 

 


  1. Обеспечение разумной дисциплины

 

 

 

 


  1. Эффективное использование пособий и игр

 

 

 

 


  1. Изготовление наглядного материала для оснащения групповой комнаты.






  1. Проведение диагностики.






  1. Составление анализа работы






  1. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства.








Дата заполнения_______________________________


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ