Папка педагога по самообразованию
МДОУ д/с №2 г.Лиски
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
________________________________________________
Ф.И.О. педагога
________________________________________________
должность
_
Общий стаж
Пед. стаж
Пед. стаж в данном МДОУ
Категория
Дата последней аттестации
Дата предполагаемой аттестации
ТЕМА: «________________________________________
________________________________________
________________________________________»
название темы
__________________
учебный год
__________________
возрастная группа
Этап работы над темой: _________________
Дата начала работы над темой: _________________
Предполагаемая дата окончания работы: _________________
МДОУ д/с №2 г.Лиски
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
Работа по теме самообразования не менее 1 года;
Изучение научно-методической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Октябрь 2009г.
По материалам методкабинета
Старший воспитатель:
Великжанина С.В.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
Изучают необходимую литературу.
Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
Тема: «…»
Цель: «…»
повышение профессионального уровня;
изучение методической литературы по теме самообразования;
внедрение технологии или методики в практику;
разработка конспектов или вариантов планирования;
проведение семинара-практикума;
обобщение и систематизация знания по_______
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
Разработать перспективный план работы с детьми
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
Организовать работу кружка, создать учебную программу.
Оформить в группе уголок…..
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
Подготовить (принять участие) в семинаре …..
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Выход темы:
Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)
Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Используемая литература:
Автор, название, год издания, издательство.
Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Этапы самообразования
Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:
– систематический просмотр определенных телепередач;
– чтение конкретных педагогических периодических изданий;
– чтение методической, педагогической и предметной литературы;
– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических
технологий;
– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
– прохождение курсов повышения квалификации;
– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
– организация кружковой и свободной деятельности по теме;
– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;
– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.
Индивидуальный план самообразования
На ______________________ учебный год
ФИО________________________________________________________________________
Должность ______________________________________________
Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Этап работы над темой _______________
Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________
Основные вопросы для изучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список изучаемой литературы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Изучение передового педагогического опыта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практический выход ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Мероприятия Срок проведения
_____________________________________________________
_____________________________________________________/________________________
Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной работы в МДОУ д/с №2 г.Лиски
Возможная проблема
Пути решения
1. Не могу определиться с темой самообразования
Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
Подбор литературы:
Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения
конкретной выбранной литературы:
Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.
Включите современные взгляды на проблему
Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
2009-2010 учебный год
Материалы методкабинета
Старший воспитатель: Великжанина С.В.
Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов в МДОУ д/с №2 г.Лиски
Самообразование – целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению
своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.
В.А.Сухомлинский
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:
курсы повышения квалификации,
участие в методических объединениях,
учеба в институте,
конкурсы профессионального мастерства
Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Основные критерии самообразования педагогов:
Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.
Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.
Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:
Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;
Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.
Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).
Составление общего плана работы педагогов по самообразованию
на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются
проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это
помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому
саду.
Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Ноябрь 2009г.
Старший воспитатель:
Великжанина С.В.
МДОУ д/с №2 г.Лиски
Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов.
Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:
5 – да;
4 – скорее да, чем нет;
3 – и да, и нет,
2 – скорее нет;
1 – нет).
Ф.И.О.педагога _________________________________________________
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное
время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю
положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.
Дата заполнения______________________
МДОУ д/с №2 г.Лиски
Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике».
Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________
Аспект педагогической деятельности
Степень затруднения
Очень
сильно
Сильно
Почти не затрудняюсь
Не испытываю затруднений
Могу поделиться опытом
1
2
3
4
5
Планирование воспитательно-образовательной работы:
Календарное
Перспективное
Умение поставить цель и задачи воспитательной работы
Выбор форм воспитательной работы
Введение инновационных форм воспитательно-образовательной работы
Знание детской возрастной психологии
Организация и проведение игровой деятельности
Организация и проведение занятий.
Индивидуальная работа с воспитанниками
Работа с «трудными» воспитанниками
Работа с родителями
Обеспечение разумной дисциплины
Эффективное использование пособий и игр
Изготовление наглядного материала для оснащения групповой комнаты.
Проведение диагностики.
Составление анализа работы
Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства.
Дата заполнения_______________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ