Портфолио как комплексная технология оценки образовательных достижений обучающихся

Луткин С.С.

Портфолио как комплексная технология оценки образовательных достижений обучающихся.


В современных условиях профессионального обучения важно активизировать деятельность студентов по самообразованию, повысить уровень осознания ими своих целей и возможностей. Необходимы адекватные системы оценивания образовательной деятельности учащихся, с тем, чтобы их отношение к обучению становилось более ответственным.

Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося позволяет решить обозначенные выше задачи. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

Портфолио (учебный портфель) - это коллекция работ и  результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Этот «портфель» используется для:

- определения динамики развития студента, результатов его самореализации;

- демонстрации стилей учения, свойственных студенту, особенностей его культуры;

- рефлексии студентом собственной учебной работы;

- преемственности нового и ранее изученного материала;

- установления межпредметной связи различных образовательных областей.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Выделяют различные виды портфолио, которые в силу своей специфики имеют приоритетную направленность.

Портфолио достижений: включает в себя результаты работы студента по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (известными, доступными, необходимыми) способами;

Рефлексивный портфолио: основан на анализе и оценке студентом целей, хода и результатов своей учебной работы; особенностей работы с различными источниками информации; ощущений; впечатлений; размышлений;

Проблемно-ориентированный портфолио: отражает цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;

Портфолио для развития навыков высшего мышления: отражает работу студента на уровне анализа – синтеза – оценивания. Самомониторинг.

При обозначенном своеобразии каждый вариант портфолио как технология комплексной оценки предполагает реализацию функций управления образовательной деятельностью студентов:

  1. Мотивирующая. Концептуальным моментом запуска портфолио является самостоятельный выбор студентом темы, вида, целей, структурных разделов и критериев оценки составленного по итогам учебных занятий портфолио. Ситуация, в которой обучающийся сам формирует свою образовательную траекторию и предъявляет требования к собственной учебной работе, формирует субъектную позицию студента уже в начале образовательной деятельности.

  2. Прогностическая. Благодаря тому, что студент лично, при содействии преподавателя формулирует ожидаемые результаты создаваемого портфолио и критерии их оценки, обучающийся заранее осведомлен о процедуре контроля образовательных достижений. Более того, конкретизация форм оценивания и перечень разделов портфолио подлежащих обязательной проверке также согласовывается со студентом. Все это оказывает программирующее воздействие субъекта образовательной деятельности.

  3. Рефлексирующая. Рефлексия как особый вид интеллектуальной деятельности, связанной с оценкой собственных действий и их результатов присутствует на каждом этапе реализации технологии. На этапе запуска студент применяет рефлексию для осмысления своих образовательных приоритетов и возможностей. В ходе наполнения учебного портфеля происходит рефлексия поступающих информационных материалов, логики и эффективности обучающих занятий, стиля собственной учебной деятельности. В момент завершения и оценки студенту необходимо отрефлексировать уровень своих достижений и возможные ошибки, недостатки сделанной работы.

  4. Контролирующая. Портфолио позволяет в наглядной форме отчуждать и фиксировать продукты образовательной деятельности. Студент может осуществлять текущий контроль за тем, как он продвигается в своей работе на фоне успехов и достижений товарищей. В то же время, преподаватель получает достаточно очевидный показатель продуктивности студента и возможные пробелы в методической обеспеченности образовательного процесса организуемого им. Итоговые процедуры контроля лишены конфликтных ситуаций связанных с различным толкованием зачетных требований, так как данные вопросы согласовываются при запуске портфолио и отслеживаются в ходе его наполнения.

Существуют различные подходы к оцениванию портолио:

- оценивается только процесс и характер работы над портфолио;

- оценивается по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);

- оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;

- оценивается окончательный вариант портфолио по определенным критериям;

- оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;

- портфолио не оценивается, а студент выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.

Набор критериев формулируемых студентом совместно с преподавателям должен соответствовать особенностям учебного предмета, целям его освоения, условиям обучения. В любом случае, следует в качестве критериев следует предусмотреть наличие обязательных рубрик и выводов; использование исследовательских методов работы проективный характер портфолио, «личностную привязку» содержания; качество оформления, анализ полезности портфолио для самого студента.

Портфолио при технологически грамотном использовании развивает компетентность обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в коммуникативной, рефлексивной и проектировочной деятельности. Кроме того, портфолио расширяет спектр методических приемов обучения используемых в образовательном процессе. Повышается значимость различного рода письменных работ студента по учебному предмету: черновые записи, графики-органайзеры, схемы, таблицы, рисунки, раздаточные материалы преподавателя, дневники самонаблюдений и описания прошедших занятий. Несомненным преимуществом обучения с применением портфолио является сохранность, структурированность накопленного обучающего материала, возможность реконструирования и воспроизведения пройденных разделов и тем.

Вышеизложенное доказывает превосходство портфолио как технологии оценки образовательных достижений над традиционными формами оценивания.

Таблица №1.

Отличие портфолио от традиционных форм оценивания студентов.


Критерий сравнения

Традиционные формы оценки

Портфолио

1.

Источник критериев оценки

Критерии формулирует преподаватель в зачетных требованиях к курсу

Формулирует студент при содействии преподавателя во время запуска портфолио.

2.

Процедура выставления оценки

Оценку выставляет преподавателя, субъективность оценивания

Взаимооценка студентов и коллегиальное обсуждение возможной оценки.

3.

Характер представления оценки

Количественные характеристики: баллы, оценки, зачет/незачет, рейтинговый показатель

Качественные характеристики результата, развернутое описание достоинств и недостатков работы

4.

Мотивирующая сила оценки

Формирует мотивацию боязни неудач. Учебно-познавательная деятельность актуализируется перед процедурой контроля.

Способствует развитию мотивации успеха, изначально задает ориентир и уровень учебно-познавательной активности

5.

Объект оценки

учебные элементы содержания обучения, ключевые компетентности в учебно-познавательной и предметной области

Общекультурные, предметные и надпредметные компетентности, навыки целеполагания, рефлексии и критическое мышление

6.

Эмоционально-ценностное отношение к оценке

Утилитарно-формализованное, оценка как средство достижения прагматичных интересов (получение стипендии, статус, престиж, премии)

Личностно-заинтересованное, оценка как значимый момент признания успеха и результативности обучающегося.


3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ