Портфолио как комплексная технология оценки образовательных достижений обучающихся
Луткин С.С.
Портфолио как комплексная технология оценки образовательных достижений обучающихся.
В современных условиях профессионального обучения важно активизировать деятельность студентов по самообразованию, повысить уровень осознания ими своих целей и возможностей. Необходимы адекватные системы оценивания образовательной деятельности учащихся, с тем, чтобы их отношение к обучению становилось более ответственным.
Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося позволяет решить обозначенные выше задачи. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.
Портфолио (учебный портфель) - это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Этот «портфель» используется для:
- определения динамики развития студента, результатов его самореализации;
- демонстрации стилей учения, свойственных студенту, особенностей его культуры;
- рефлексии студентом собственной учебной работы;
- преемственности нового и ранее изученного материала;
- установления межпредметной связи различных образовательных областей.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Выделяют различные виды портфолио, которые в силу своей специфики имеют приоритетную направленность.
Портфолио достижений: включает в себя результаты работы студента по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (известными, доступными, необходимыми) способами;
Рефлексивный портфолио: основан на анализе и оценке студентом целей, хода и результатов своей учебной работы; особенностей работы с различными источниками информации; ощущений; впечатлений; размышлений;
Проблемно-ориентированный портфолио: отражает цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;
Портфолио для развития навыков высшего мышления: отражает работу студента на уровне анализа – синтеза – оценивания. Самомониторинг.
При обозначенном своеобразии каждый вариант портфолио как технология комплексной оценки предполагает реализацию функций управления образовательной деятельностью студентов:
Мотивирующая. Концептуальным моментом запуска портфолио является самостоятельный выбор студентом темы, вида, целей, структурных разделов и критериев оценки составленного по итогам учебных занятий портфолио. Ситуация, в которой обучающийся сам формирует свою образовательную траекторию и предъявляет требования к собственной учебной работе, формирует субъектную позицию студента уже в начале образовательной деятельности.
Прогностическая. Благодаря тому, что студент лично, при содействии преподавателя формулирует ожидаемые результаты создаваемого портфолио и критерии их оценки, обучающийся заранее осведомлен о процедуре контроля образовательных достижений. Более того, конкретизация форм оценивания и перечень разделов портфолио подлежащих обязательной проверке также согласовывается со студентом. Все это оказывает программирующее воздействие субъекта образовательной деятельности.
Рефлексирующая. Рефлексия как особый вид интеллектуальной деятельности, связанной с оценкой собственных действий и их результатов присутствует на каждом этапе реализации технологии. На этапе запуска студент применяет рефлексию для осмысления своих образовательных приоритетов и возможностей. В ходе наполнения учебного портфеля происходит рефлексия поступающих информационных материалов, логики и эффективности обучающих занятий, стиля собственной учебной деятельности. В момент завершения и оценки студенту необходимо отрефлексировать уровень своих достижений и возможные ошибки, недостатки сделанной работы.
Контролирующая. Портфолио позволяет в наглядной форме отчуждать и фиксировать продукты образовательной деятельности. Студент может осуществлять текущий контроль за тем, как он продвигается в своей работе на фоне успехов и достижений товарищей. В то же время, преподаватель получает достаточно очевидный показатель продуктивности студента и возможные пробелы в методической обеспеченности образовательного процесса организуемого им. Итоговые процедуры контроля лишены конфликтных ситуаций связанных с различным толкованием зачетных требований, так как данные вопросы согласовываются при запуске портфолио и отслеживаются в ходе его наполнения.
Существуют различные подходы к оцениванию портолио:
- оценивается только процесс и характер работы над портфолио;
- оценивается по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
- оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
- оценивается окончательный вариант портфолио по определенным критериям;
- оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;
- портфолио не оценивается, а студент выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
Набор критериев формулируемых студентом совместно с преподавателям должен соответствовать особенностям учебного предмета, целям его освоения, условиям обучения. В любом случае, следует в качестве критериев следует предусмотреть наличие обязательных рубрик и выводов; использование исследовательских методов работы проективный характер портфолио, «личностную привязку» содержания; качество оформления, анализ полезности портфолио для самого студента.
Портфолио при технологически грамотном использовании развивает компетентность обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в коммуникативной, рефлексивной и проектировочной деятельности. Кроме того, портфолио расширяет спектр методических приемов обучения используемых в образовательном процессе. Повышается значимость различного рода письменных работ студента по учебному предмету: черновые записи, графики-органайзеры, схемы, таблицы, рисунки, раздаточные материалы преподавателя, дневники самонаблюдений и описания прошедших занятий. Несомненным преимуществом обучения с применением портфолио является сохранность, структурированность накопленного обучающего материала, возможность реконструирования и воспроизведения пройденных разделов и тем.
Вышеизложенное доказывает превосходство портфолио как технологии оценки образовательных достижений над традиционными формами оценивания.
Таблица №1.
Отличие портфолио от традиционных форм оценивания студентов.
Критерий сравнения
Традиционные формы оценки
Портфолио
1.
Источник критериев оценки
Критерии формулирует преподаватель в зачетных требованиях к курсу
Формулирует студент при содействии преподавателя во время запуска портфолио.
2.
Процедура выставления оценки
Оценку выставляет преподавателя, субъективность оценивания
Взаимооценка студентов и коллегиальное обсуждение возможной оценки.
3.
Характер представления оценки
Количественные характеристики: баллы, оценки, зачет/незачет, рейтинговый показатель
Качественные характеристики результата, развернутое описание достоинств и недостатков работы
4.
Мотивирующая сила оценки
Формирует мотивацию боязни неудач. Учебно-познавательная деятельность актуализируется перед процедурой контроля.
Способствует развитию мотивации успеха, изначально задает ориентир и уровень учебно-познавательной активности
5.
Объект оценки
учебные элементы содержания обучения, ключевые компетентности в учебно-познавательной и предметной области
Общекультурные, предметные и надпредметные компетентности, навыки целеполагания, рефлексии и критическое мышление
6.
Эмоционально-ценностное отношение к оценке
Утилитарно-формализованное, оценка как средство достижения прагматичных интересов (получение стипендии, статус, престиж, премии)
Личностно-заинтересованное, оценка как значимый момент признания успеха и результативности обучающегося.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ