Рекомендации по построению различных моделей «портфолио» учащихся основной школы

Рекомендации по построению различных моделей «портфолио»

учащихся основной школы

Общие положения

 

«Портфолио» (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

          Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая  экзамены и т.д.

          Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и  результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

        Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в  широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

     Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

 поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

      Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, - профильного обучения.

     Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

    В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации.

    В эксперименте предстоит опробовать различные модели портфолио, конкретные варианты которых будут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети (МОС). Необходимое условие – единство подхода к портфолио в рамках экспериментальной муниципальной образовательной сети. При этом, в целях экспериментальной работы, предлагаем учитывать нижеследующие положения. 

  1. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

А) «Портфолио документов» портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Преимущества данного варианта:

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения данного варианта:

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материалов


Позиции


Компоненты

Результаты (баллы)

Блок А

Олимпиады

Городская:

-победитель

-призёр

Районная:

-победитель

-призёр

Школьная (победитель)

 

5

4

 

3

2

1

Блок Б

Иные сертификаты

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.

Образовательные тестирования и курсы по предметам

Школьные и межшкольные научные общества

Конкурсы и мероприятия, организованные МОС

 

 

 

 

От 1 до 5

   Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен – 5; за два экзамена –10, либо как-то иначе.

            Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе.

Б) «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Преимущества данного варианта:

даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения данного варианта:

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» есть доп.форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

Примерный вариант записей в «портфолио работ»: 

    Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

   Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.

   Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.

   Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.

   Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.

  Эклективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.

   Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.

  Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

  Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.

  Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.

 Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

 Другое. 

В) «Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.

Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

Преимущества данного варианта:

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением  и выбором профильного направления.

Ограничения данного варианта:

Сложность формализации и учета собранной информации.

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

     Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);

     Рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

     Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;

     Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

     Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;

     Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

     Другое 

2.   На основании предложенных вариантов портфолио в ходе эксперимента предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).  

Приведем примеры:

a)      Портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».

b)      Портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; либо  «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо  «раздел работ» + «раздел отзывов».

c)      Портфолио «простые» (3 варианта – то есть либо «в чистом виде» портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов). 

3.      В эксперименте предстоит отработать: 

1)  Структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов.

2)  Варианты представления итоговых документов.

3)  Формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы.

4)  Возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке.

5)  Период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).

       В ходе эксперимента по предпрофильной подготовке участвующим в нём экспериментальным территориям и учреждениям необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какие модели портфолио или их компоненты являются наиболее действенными и реализуемыми, Как они могут входить в образовательный рейтинг выпускника?

2) Какие формы итогового документа по портфолио наиболее удобны и функциональны?

3) Какой срок является оптимальным для накапливания материалов портфолио?

4) Какое значение целесообразно придавать портфолио учеников при зачислении их в профильные классы и школы?

5) Как могут взаимодействовать учителя, ученики и родители при формировании и оценке портфолио?

6) Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?

 4. Прочие положения для экспериментальной апробации 

1) Целесообразным является создание в муниципальной образовательной сети (МОС) экспертной группы по портфолио (ЭГ).

Название «экспертная группа» условно, это может быть соответствующая «комиссия», «совет» и т.п. ЭГ создается при координационном органе по профильному обучению (муниципальном  координационном совете), которые начали уже развертываться в ряде экспериментальных территорий (или при муниципальном методическом центре/кабинете).

ЭГ разрабатывает требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио, которые являются обязательными для образовательных учреждений данной сети. Все материалы и документы, разработанные ЭГ, утверждаются муниципальным органом управления образованием. Муниципальный орган управления образованием может руководствоваться этими документами, в частности, при решении вопросов о порядке комплектования 10-х классов.

Вышесказанным обеспечивается организационная и содержательная целостность двух составляющих образовательного рейтинга: итоговой аттестации и индивидуальной накопительной оценки («портфолио»).

 2) ЭГ определяет состав портфолио, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных образовательных достижений, проектных и исследовательских работ, публикаций и других свидетельств учебной и творческой активности ученика:

Возможные варианты:

- Наряду с дипломами олимпиад и конкурсов, возможно рассматривать сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования, свидетельства о прохождении определённых курсов (иностранного языка, информационных технологий и др.) и оценивать их, “приводя к общему знаменателю”, в соответствии с установленными в территории критериями.

Сама экспертная группа по портфолио может также выступать инициатором проведения образовательных, творческих конкурсов внутри данной образовательной сети с последующей  сертификацией их результатов.

ЭГ определяет перечень материалов, из которых формируется «портфолио работ», устанавливает критерии для их отбора.

ЭГ определяет перечень и устанавливает форму для материалов «портфолио отзывов»: резюме, рецензии, характеристики и т.п. 

3) ЭГ осуществляет ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений в соответствии с установленными им шкалами. 

4) ЭГ разрабатывает предложения по следующим позициям:

      максимальный общий балл портфолио, т.е. его возможный удельный вес в суммарном образовательном рейтинге ученика, а также порядок его исчисления;

      механизмы и способы качественного оценивания материалов рабочего портфолио и варианты его учета при  формировании итогового образовательного рейтинга ученика

      способы организации информации в портфолио отношений и формы учета этого портфолио.

 5) Учёт документов, входящих в портфолио, и определение итогового балла производится школой. Возможный вариант: школа выдаёт выпускнику итоговый документ по портфолио, заверенный школьной печатью и подписью представителя администрации.

 6) ЭГ разрабатывает проект итогового документа по портфолио, дополняющего аттестат.

Возможные варианты:

- Портфолио представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.

- Портфолио представляет собой зачётную книжку, которую ученик получает в школе и в которой помимо итоговых результатов содержится информация об индивидуальной учебной активности школьника и его достижениях за определённый срок (творческие работы, участие в проектах, олимпиадах и т.п.).

 - Портфолио представлен файловой папкой, содержащей различные отзывы.

 7) Муниципальный координатор, координационный орган (совет) по профильному обучению и ЭГ отвечают за информирование всех участников образовательного процесса об установленных в муниципальной образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки.

В заключение следует отметить, что в рамках первого года эксперимента (2003-04 уч.г.) мы не можем и не должны претендовать на получение неких исчерпывающих и окончательных результатов по вопросам формирования и использования портфолио. Весьма вероятно, то конкретная модель портфолио, принятая в начале эксперимента в той или иной муниципальной  образовательной сети, будет в дальнейшем подвергаться модификациям, усовершенствованиям – это вполне естественно, ибо мы фактически вводим новое для отечественной педагогической практики понятие и средство. Главная цель эксперимента на данном этапе – это первоначальное накопление многообразного эмпирического материала и опыта по теме портфолио. Дальнейшее осмысление этого опыта позволит придти к более четким и уже апробированным вариантам и моделям.

Следует также отметить, что хотя сегодня введение портфолио было, по преимуществу, мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников 9-го класса и вопросами оптимизации механизмов формирования 10-х профильных классов, вполне возможно предположить, что в дальнейшем (при закреплении понятия и определенных форм портфолио в российской школьной практике) портфолио сможет строиться, во-первых, не только применительно к 9-классникам и, во-вторых,  не только в привязке к своей «рейтинговой функции» - можно предполагать, что портфолио сможет оказаться  новым педагогическим средством, интересным и эффективным для учащихся более раннего возраста.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ