Портфолио как метод оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся
«Портфолио как метод оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся»
Авторы: Бойко Наталья Валерьевна– учитель начальных классов
МАОУ «Гимназии «Новоскул»
г. Великий Новгород
"У каждого ученика будет "портфолио",
то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений –
результаты районных, областных олимпиад,
интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
Это очень важно при определении готовности
школьника к углубленному изучению ряда предметов"
(министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)
В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею, и что я могу. Поэтому у каждого человека должно сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.
Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, в школе он будет успешным. Но не всем удается каждый предмет в начальный классах усвоить на «отлично», или на «хорошо». Поэтому задача учителя помочь ребенку научиться адекватно, оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику, научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Дети, приходя из детского сада, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной.
Если это условие будет выполняться, удастся избежать многих конфликтов между учителем и детьми, между родителями и детьми, а также между учителем и родителями. Это даст положительную динамику в процессе обучения и воспитания. У ребенка повысится интерес к учебной деятельности, к познанию.
Портфель достижений предполагает активное включение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Это совместный творческий процесс обучающегося, его родителей и педагога.
Цель: фиксация своих достижений в жизни; формирование позитивного самоотношения; помощь в анализе ребенком своего характера, способностей, самопознании и самооценке.
Основными задачами ведения портфолио являются:
повышение качества образования в школе;
поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
создание ситуации успеха для каждого ученика.
Функции портфолио:
Накопительная – фиксация достижений в хронологическом порядке.
Презентационная – для участия в конкурсных процедурах.
Рефлексивная – собранный материал всегда поможет описать собственный опыт, остановиться на деталях, обобщить материал.
Проективная – материалы п. после обобщения и анализа могут служить основанием для планирования дальней шей деятельности.
Портфолио может быть представлено в бумажном или
в электронном виде.
Этапы и условия ведения портфеля ученика
В первом классе учитель сам распределяет материал по файлам, привлекая к этой работе и родителей. Здесь преследуются следующие цели:
- помощь в отборе и оформлении,
- особое внимание к особенностям их чад, - поддержка и коррекция умений
Очень часто бывает, что даже в таком возрасте родители не всё знают
о своих детях: о чём они думают? что переживают? Рассматривая на собраниях «Портфолио» своих детей, родители в какой-то степени лучше узнают своего ребёнка, пересматривают свои взгляды и своё отношение на некоторые вещи.
Родители в основном принимают это новшество, поддерживают и участвуют в этом процессе.
Во втором классе эта работа делается вместе с детьми, а с третьего - самостоятельно, с рекомендациями учителя. В четвёртом классе ученики уже полностью самостоятельно контролируют процесс отбора материалов в файлы, по мере необходимости обращаясь к своим одноклассникам.
Структура портфолио обучающегося в начальной школе:
Титульный лист содержит основную информацию: фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, школа, класс, контактная информация (телефон, e-mail и т.п.), фото автора, место и год создания.
Раздел «Мой мир»
моё имя (информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя);
моя семья (рассказ о своей семье или небольшой рассказ о каждом члене семьи, можно сделать рисунок «Генеалогическое дерево моей семьи» и вклеить в него фотографии);
мой город (рассказ о родном городе, о его интересных местах, здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы);
мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах и увлечениях);
мои увлечения (здесь можно написать о занятиях
в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования, рассказы или фотографии любимых занятий ребенка);моя школа (страницы истории школы, об ее традициях, рассказ и фото)
мои учителя (фотографии и рассказ об учителях – предметниках).
Раздел 2. «Моя учеба»
Формами предоставления образовательных результатов являются: табель успеваемости, итоговые контрольные работы, диктанты, тесты. Обязательными являются материалы стартовой, промежуточной и итоговой диагностики по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы проследить динамику, достижение формирование УУД. Раздел должен содержать выборки детских работ по предметам, листы достижений по предметам, интересные проекты, отзывы о прочитанных книгах, сочинения, графики роста скорости чтения, творческие работы по предметам.
Одним из самых сложных направлений, в диагностики достижений обучающихся является выявление уровня сформированности УУД.
Раздел 3. «Мое творчество»
Творческие работы: поделки, рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
Раздел 4. «Мои достижения»
Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, викторинах, концертах и мероприятиях). Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма ребенка.
Учащиеся являются активными участниками и победителями мероприятий, конкурсов, олимпиад по предмету: городские и областные олимпиады, интеллектуальные марафоны, международная игра – конкурс «Кенгуру», Всероссийские дистанционные конкурсные мероприятия (http://www.mir-konkursov.ru, http://www.prodlenka , http://www.farosta.ru, http://www.nic-snail.ru и другие).
Презентация «Портфолио» в начальной школе, её оценка.
Учащийся презентует содержание своего «Портфолио» на ученическом классном или родительском собрании, классном часе, праздничном мероприятии, посвящённом окончанию начальной школы и др.
На презентацию он может выходить индивидуально или в группе учащихся.
Оценку выступления осуществляет классный «Совет по Портфолио», в который могут входить родители, педагоги, завуч школы, шефы-старшеклассники.
Критерии оценки презентации «Портфолио»:
определение цели представления материала;
краткое и содержательное предъявление достижений;
самостоятельность предъявления;
отражение собственной позиции ученика (самоанализа и самооценки);
наличие поставленных задач на будущее;
логика рассуждений и культура речи;
эстетичность оформления.
Система работа по ведению портфолио позволяет обучающимся быть успешными не только в школе, но и за её пределами.
Литература
Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.
Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции от 17 07.2009).
Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
Планируемы результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст
№ 17785 от 22 .12. 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ