Преподавание русского языка по программам ФГОС ООО средствами технологии модульного обучения (из опыта работы)

Преподавание русского языка по программам ФГОС ООО средствами технологии модульного обучения (из опыта работы).


Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование деятельностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Это означает, что фактически учитель создает условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития успешной личности ученика?

Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией. Ведь в жизни современного общества важны не столько знания, сколько компетенции, которые формируются на основе полученных знаний и умений. Нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Именно такой является технология модульного обучения.

Актуальность модульного обучения заключается в том, что учащийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевую программу действий. При помощи модульной технологии достигается личностно- ориентированное обучение, предполагающее общую установку, которой проникается учитель, работающий по данной системе: все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; его задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность. Учащиеся самостоятельно овладевают знаниями, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над учебными модулями.
Работа по учебным модулям - превращение учащихся и преподавателей в партнеров - приводит к изменению характера их деятельности; вместо существующего «натаскивания» у школьников возникает необходимость в самостоятельном прокладывании пути. При этом на учителя возлагается очень ответственная функция - определить эффективность достижения учащимися конечной цели обучения на каждом его этапе и внести соответствующие коррективы.
Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая или специальная), входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки.). Такая система предоставляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции учебных достижений.
Модульное обучение позволяет использовать весь набор методов и форм организации обучения, который накоплен учителем. Это работа в парах и в группах с консультантом, самостоятельная и фронтальная работа, работа с картографическим материалом, с техническими средствами обучения, с таблицами и иллюстрациями и многое другое.
Необходимо отметить, что модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам учения, способам контроля и самоконтроля.

Применение  технологии  модульного  обучения  позволяет  перевести  собственную  деятельность  из  режима  информирования  в  режим  консультирования  и  обеспечить  каждому  ученику  возможность  выбора пути  изучения  модуля  и  оперирования  содержанием  учебного  материала.  На  всех  этапах  педагог  выступает  как  организатор  и  руководитель  учебного  процесса,  а  учащиеся  - как  самостоятельные  исследователи  ряда  проблем,  разрешение  которых  приводит  к  определённой  структуризации  их  знаний  и  умений.  При  работе  с  данной  технологией  деятельность  учителя  заключается  в  разработке  модулей,  составлении  инструкций,  заданий  (основного  и  корректирующего),  рекомендаций  для  учеников,  а  также    в  осуществлении  контроля  и  коррекции  усвоения  школьниками  необходимых  знаний  и  умений.

Модульная технология строится на основе развивающего  обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

Цельность  технологии  модульного  обучения  проявляется,  во-первых,  в  её  гибкости – возможности  приспособления  к  индивидуальным   особенностям  учащихся,  а во-вторых,  в  динамичности – возможности  перехода  от  одних  видов  и  способов  деятельности  к  другим.  Кроме  того,  эта  технология  вбирает  в  себя  идеи  и  разработки  других  методик,  например  КСО  (коллективного  способа  обучения),  предполагает  сочетание  разных  форм  работы:  индивидуальной,  парной,  групповой,  а  также  различных  форм  контроля,  в  том  числе  самоконтроль  и  взаимный  контроль.

Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету.

Модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.

Итак,  применение  модульной  технологии  преследует  достижение  следующих  целей:

  • включение  каждого  школьника  в  осознанную  учебную  деятельность;

  • создание  для  каждого  школьника  режима  наибольшего  благоприятствования  (предоставление  ему  возможности  продвигаться  в  изучении  материала  в  оптимальном  для  себя  темпе);

  • формирование  у  каждого  школьника  навыков  самообучения  и  самоконтроля.

Модульный  урок  преследует  несколько  дидактических  целей  и  при  этом  представляет  собой  вполне  завершённую,  целостную  конструкцию.  Структура  такого  урока,  как  правило,  включает:

  • мотивационную  беседу  (организационный  момент  или  введение  в  тему  урока),  завершающуюся  постановкой  цели  урока;

  • входной  контроль  (проверка  домашнего  задания  и  повторение  изученного  ранее);

  • работу  с  новым  материалом;

  • закрепление  изученного;

  • завершающий  контроль  (проверка  усвоенного  на  уроке);

  • рефлексию  (она  связана  с  самооценкой  учащихся  и  их  суждениями  о  работе  класса  (группы),  с  мнением  об  уроке,  пожеланиями  по  разработке  последующих  уроков).

 

Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов. В каждой технологической карте фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала. Обязательными учебными элементами являются следующие:

 

1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка каждым учащимся индивидуальных задач и целей.

 

2. Контроль знаний: «входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы, промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит учитель, экспертный,т. е. контроль учителя.

 

3. Целевая программа действий.

 

4. Дополнительный материал.

 

5. Оценка каждым учеником общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.

 

6. Дифференцированное домашнее задание.

 

При составлении технологической карты урока учителю необходимо четко представлять, какие конкретные учебные результаты на занятии должен получить каждый ученик, сформулировать их в виде целей, а затем разработать поэтапный план по достижению поставленных целей.

  В начале урока нужно разъяснить учащимся не только тему, но и задачи урока, планируемые результаты. На доске необходимо записать цель каждого учебного элемента. В совокупности цели обеспечивают формирование необходимых представлений, знаний, умений и получение опыта по данной теме.

При  разработке  каждого  учебного  элемента  необходимо  заготовить  ученику  советы  по  работе  и  указание  на  то,  что  надо  делать  на  том  или  ином  этапе.  Такое  указание  может  содержать  схему.  Например,  в  зависимости  суммы  заработанных  баллов  ученику  предлагается  либо  выбрать  корректирующее  задание  (КЗ),  либо  перейти  к  следующему  элементу  (УЭ-2).  Т. е., если  сумма  баллов  меньше  4,  ученик  выполняет  КЗ;  если  сумма  баллов  равна  или  больше  4 – переходит  к  следующему  УЭ.

Освоив учебный элемент, получив за него оценку, ученик выставляет ее на полях в тетради  или  в  оценочном  листе.

 Оценочный  лист

Ф.И.

Тема

Учебный элемент

(УЭ)

Основное  задание (ОЗ)

Корректирующее задание (КЗ)

Сумма  баллов

 

УЭ-1

 

 

 

УЭ-2

 

 

 

УЭ-3

 

 

 

 

 

Итого

 

Самооценка

 

Оценка учителя

 


При  модульной  технологии  обучения  оценивается  выполнение  каждого  учебного  элемента.  Оценки  накапливаются,  на  их  основе  выставляется  итоговая  оценка  за  работу  с  модулем.  Желание  получить  хорошую  оценку – один  из  главных  мотивов  деятельности  ученика.  Он  чётко  знает,  что  полученная  оценка объективно  отражает  качество  его  работы  и  адекватна  затраченным  усилиям.

В конце урока каждый вновь обращается к записи  поставленной перед собой задачи и определяет, насколько удалось ее решить, ставит себе общую оценку. Самооценка совмещается с выбором домашнего задания, вернее, домашнее задание определяется степенью освоения темы.

Таким образом, сегодня в школе нужны образовательные технологии, позволяющие сформировать у школьников универсальные учебные действия по требованиям нового государственного образовательного стандарта, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией. Именно такой является технология модульного обучения, которая позволяет сформировать у учащихся регулятивные и коммуникативные универсальные действия. А овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. 


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ