Проблемы формирования духовно-нравственной личности
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Дергаевской СОШ № 23
Иванова О.В.
Проблемы формирования духовно-нравственной личности.
Воспитание-всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание – один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил педагога, специальных знаний и мастерства. И хотя нравственное воспитание осуществляется в рамках общей педагогической деятельности, неотделимо от нее, от учителя требуется особое умение преднамеренно усиливать связьразличных сторонжизни учащихся сморальными нормами и требованиями, ненавязчиво, тонко и тактично привлекать к ним внимание воспитанников. Можно сколько угодно говорить о морали, о ее значении и красоте, но, если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработаются способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям – то, что мы называем нравственным обликом личности.
Работа классного руководителя многогранна, приходится решать множество вопросов и и проблем, связанных с воспитанием детей. Перед тобой 25 пытливых деток со своим сложным внутренним миром, своим «Я», каждого нужно познать.
Чтобы познать человека, нужно его полюбить.
Л.Фейербах.
Работа с новым классом начинается со знакомства с семьей ученика. Посещение на дому- знакомство с семейным укладом, бытом, взаимоотношениями. Это помогает классному руководителю выработать правильную тактику в воспитательном процессе. Не все дети воспитываются в благополучных семьях, отсюда и «трудные» дети, с которыми ведется индивидуальная работа.
Ребенок- это цветок, и взрасти он должен на удобренной почве. А это значит: окружен любовью и вниманием, чувствует себя комфортно. Атмосфера в классе взаимопонимающая. Ученик имеет свой равный голос, а контроль за этим осуществляет Совет Справедливых Судей (ССС). В его задачу совместно с классным руководителем входит решение конфликтных ситуаций, оценка поступков и проступков. Развитию доброго отношения друг к другу помогают коллективные дела, «общение» с природой, совместное приготовление еды у костра, классные часы на нравственные темы.
Все это возможно, если ученик всецело доверяет своему учителю, идет за ним. В свою очередь он должен быть очень требовательным к себе и придерживаться 10 заповедей учителя.
Заповедь первая. Входя в класс, помни, что все сидящие там – твои дети:
Заповедь вторая. Возлюби детей своих как самого себя:
Заповедь третья. Учи их, помня, что победы – это твоя радость, их поражение – твое горе. Все ошибки, совершенные ими – твоя беда:
Заповедь четвертая. Не принимай поспешных решений:
Заповедь пятая. Помни, что все приходят в этот мир, чтобы быть счастливыми:
Заповедь шестая. Все дети талантливы, и долг педагога, раскрыть этот талант:
Заповедь седьмая. Живи ради детей, и пусть будет тебе наградой их уважение:
Заповедь восьмая.Передать знания, значит разбудить в людях спящий ум, воспитывать в своих детях способность любить, значить вырастить настоящих людей:
Заповедь девятая. Уважай ученика и учись у него:
Заповедь десятая. Пусть сопутствует тебе удача на твоем тернистом пути.
Тематика классных часов, посвященных воспитанию нравственности с использованием художественной литературы (5-11 классы).
«Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человеческая последовательно оседала в книге: племена, люди, государство исчезали, книга оставалась».
А. Герцен.
5 класс.
«В жизни есть место подвигу» ( по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»).
- Какой подвиг совершил Вася?
- Как ы вы поступили, оказавшись в ситуации героев рассказа Юрия Яковлева?
«Будь твердым, добивайся справедливости» ( по рассказу Ю.Яковлева «Воробьев стекло не разбивал).
- За что боролся герой рассказа Семен, повторяя фразу «Воробьев стекло не разбивал»?
- Так ли вы последовательны в своих действиях, когда речь заходит то справедливости?
6 класс.
«Воровство ли это?» Обсуждение прочитанного рассказа писательницы Елены Матвеевой «Пуговицы».
Елена Матвеева повела рассказ о тихой, незаметной, но очень талантливой художнице Тане Осиповой. На выставке изготовленной ею макет «Северная деревня» был самым великолепным. Учителя и ученики восхищались работой Тани. Для создания следующей композиции «Дремучий еловый лес» она срезала пуговицу с пальто девочки. Пуговицы были в виде шляпок мухомора.
ВОРОВСТВО ЛИ ЭТО? (семья Тани жила бедно…)
- Кто завидовал Тане? Почему она не смогла простить Таню?
- Как бы вы поступили будучи в роли главной героини?
- Умеете ли вы прощадь ошибки, оплошности своих друзей?
«Бой равнодушию» (Л.Басова «Зойка и пакетик»)
«Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на свете предательство и убийство»
А.Дементьев.
Людмила Басова пишет о явлениях горьких, болезненных. Само материнское сердце водит рукою писателя Басова лучше кого бы то ни было знает: все дело в любви. Любовь рождает жизнь, нелюбовь жизнь убивает. Нельзя о худом молчать, нельзя, чтобы худо торжествовало в халупах и квартирах с хрустальными люстрами. Лицо нелюбви всюду одинаковое, потому- то и прячут его под личинами. Не оставляй же, читатель, никого: ни друга своего, ни встречного человека со- злом один на один. Вставай рядом. Чем меньше равнодушных, тем больше шансов спасти пакетика
- Какие проблемы поднимает автор?
- Как вы думаете, почему Зоя чувствует себя одинокой? Дневник Анюты за 1944год.
- Помогли ли откровенные записи девочки Зое?
- Пакетик и Бомбейка. В чем их беда?
- Как вы считаете, чем обделены эти дети?
7 класс
«БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ, ИМЕЙТЕ ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ»
ЧЕЛОВЕК, НЕ УМЕЮЩИЙ СОСТРАДАТЬ, СТРАШНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
А.Лиханов.
(по повести В. Железникова «Чучело»).
- Могли ли бы вы оказаться такими стойкими и бескомпромиссными как Лена?
- Приходилось ли вам сопротивляться в своей жизни несправедливости?
- Смогли бы вы отказаться от своих сегодняшних желаний ради большой цели, ради мечты, как делал дедушка Лены?
- Считаете ли вы правдоподобным то, что весь класс раскаялся и почувствовал себя виноватым?
- Считаете ли вы, что в жизни надо противостоять злу?
- Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга?
«ТВОРИТЕ ДОБРО РАДИ САМОГО ДОБРА» ( по повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»)
Повесть учит воспитанию любви к природе, прекрасному, быть милосердным, уметь помочь и поддержать в трудную минуту.
8 класс
УРОК-ДИСПУТ:
«Надо воспитывать чувство стыда» ( по рассказу В.Токаревой «Центр памяти»).
Страшно, когда взрослые люди имеют смутное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. С этой путаницы и начинается замерзание души. Виктория Токарева заставляет увидеть ненормальность нашей обыденности и задуматься об опасностях, которые нам угрожают.
ЧАС РАЗМЫШЛЕНИЯ.
«Почему подросткам бывает порой трудно в жизни?» ( по книге Добрякова «Король живет в интернате»)
- Почему сын не замечал, что мама его- особый человек?
- Кто помог «обрести» сыну мать?
- Доброта, взаимопонимание в противовес злобе, ненависти.
9 класс
Дискуссия об уважении себя
«Научитесь быть личностью» (В.И.Чередниченко «Прикасаясь к будущему»)
- Человек, который не думает о себе- явление ненормальное
- Уважать себя, значит думать не только и не столько о себе, сколько о тех, кто тебя окружает
«Наболевшие процессы духовной и социальной жизни общества» ( по рассказу В.Астафьева «Людочка»)
- Кто виновен в гибели Людочки?
- Осуждаете ли вы поведение матери?
- В чем долг матери, по-вашему?
- Что спасет мир от бесчеловечности?
10 класс
«Жить праведно и честно» (чтение и обсуждение книги Ч.Айтматова «Плаха»)
- Какие нравственные проблемы решает автор?
- Авдий Калистратов- борец-одиночка. Можно ли одному изменить мир?
- Наркомания и алкоголизм, деградация личности- смертоносный обвал
- Экологическая катастрофа
«Какой же он учитель?»(по повести А.Лиханова «Благие намерения»)
Если вы решили посвятить себя детям, изучите повесть. А. Лиханов посвятил ее своей учительнице Аполлинарии Николаевне, школе она отдала семьдесят лет.
Дети- сироты при живых родителях. Нормально ли это? Ответственность заложена в самой породе родительства. Первый спрос с того, кто дает человеку жизнь. Ответственность в положении каждого взрослого: дети зависят от нас экономически и морально. «С ними сердце жалеть нельзя»…
УРОК_ РАЗМЫШЛЕНИЕ
«Такого могло не быть» (В.А.Еремин «Улица- подросток-воспитатель»)
- Твои друзья-кто они?
- Твое времяпрепровождение?
- Каковы твои интересы?
- Оглянись вокруг, жизнь- интересная штука.
На родительских собраниях очень полезно знакомить с цитатами из произведений А.Лиханова «Последние холода». Например: Ах, взрослые, умные, мудрые люди! Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики!
Как неправильно звучит и действует ваше слово, в которое, может, вы и смысла такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережить, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу.
Жизнь впереди долга, и требуется немало вложить в эту упрямую голову.
Как объяснить вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глядь и хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже святая материнская любовь не дороги, не любы.
Хрупкая, ломкая это вещь - душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!
Становление личности - процесс зачастую мучительный и всегда нелегкий, и долг каждого взрослого, оказавшегося рядом с детьми на определенном отрезке времени,- помочь, поддержать, окружить их любовью и вниманием. Именно любовь к маленькому существу должна быть основополагающим в воспитании детей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ