Рабочая программа по ОПК 5 класс ФГОС
Пояснительная записка.
В настоящее время существует на целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и социально – культурной сферах жизни общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки поменять традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого равновесия страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.
Учитывая вышеизложенное, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Данная позиция вполне соответствует интересам государства в области повышения качества образования и воспитания.
Успешная личностная самореализация и социализация учащихся в современном обществе возможна через формирование у учащихся устойчивого нравственного стержня. Обогащению духовного мира современного школьника будет способствовать глубокое погружение в море духовного, исторического и культурного наследия русского и других народов России, расширение социально-гуманитарного знания традиций духовной культуры.
Программа отражает, прежде всего, содержательные линии, определенные Письмом Министерства образования органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.02 № 14 – 52 – 876 ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»:
Православная христианская картина мира.
История православной религии и культуры.
Православная культура и религии мира.
Православие в истории и культуре родного края.
Письменная культура Православия.
Православный образ жизни
Нравственная культура Православия.
Художественная культура Православия.
Православие – традиционная религия русского народа.
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по курсу «Основ православной культуры» под общей редакцией Т.И.Ионовой, в том числе на основании учебного плана МБОУ Костеревской СОШ №2 (приказ по школе №____от______).
Содержание программы для основной школы учебного предмета «Православная культура», который относится к общеобразовательной области «Духовно-нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей – теологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.
Программа для 5 года обучения включает материалы, которые позволяют, как продолжить занятия с учащимися, изучавшими предмет по пособиям «Православная культура» для 1-3(4) годов обучения в начальной школе, так и начать изучение предмета в средних классах. Для этого она обеспечена учебными пособиями двух уровней: повторительно-обобщающего и информационно-развивающего, представляющих второй учебный концентр раскрытия православной культуры. Его можно условно обозначить как ценностный концентр.
К средним классам у школьников активизируются формы логического мышления. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношения радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе системы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан (в христианской терминологии «блаженства»), позволяющие раскрыть их применительно к возрастным возможностям школьников средних классов.
Цели курса:
- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;
- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
- уметь выделять особенности русской православной культуры;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 урок в неделю.
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социо-культурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Тематическое планирование курса
«Основы православной культуры»
5 класс
Дата
5 «А»
Дата
5 «Б»
№п/п
урока
Раздел, тема урока
Содержание.
Деятельность учащихся
1
Тема 1. Библейская история.
Введение. Православная культура.
Культура. Духовность. Религия. Вера в Бога. Религиозная культура. Православие. Православная культура. Добро. Зло. Историческая память. Культурный человек. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.
2
Библия.
Знакомство с основным содержанием великого памятника христианской духовной культуры
Просмотр презентации, работа в тетради.
3
Добро и зло в человеческом мире.
Представление о мире как творении Божием. Жизнь первых людей. Грехопадение первых людей, возникновение зла, значение слова «грех». Каин и Авель. Нарушение общей гармонии мира, духовный смысл человеческой жизни. Великий потоп.
Чтение отрывков из Библии, их анализ
4
Праведные люди ветхого завета.
Цари и пророки в Священной истории Ветхого Завета. Праведный Авраам и Лот. Гибель Содома и Гоморры. Моисей. Выход евреев из египетского плена. Синайское законодательство.
Чтение притч и анализ
5
Нравственные уроки закона Божиего.
Саул, Давид, Соломон — цари. Илия, Елисей, Иона — пророки о Мессии. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, музыке, поэзии.
Чтение отрывков из Библии, пересказ, анализ
6
Евангелие – главная книга о спасителе и спасении. Рождество и детство Иисуса Христа
7
Жизнь Иисуса Христа в миру.
Иоанн Предтеча. Крещение. Пост. Искушение Иисуса. Избрание 12 учеников. Начало проповеди. Заповеди блаженства. Чудеса Иисуса Христа.
Притчи: «О милосердном самарянине», «О блудном сыне».
8
Страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа.
Предательство Иуды. Моление Христа в Гефсиманском саду. Взятие под стражу. Крестный путь на Голгофу. Страдания. Распятие. Смерть Иисуса. Явление воскресшего Господа ученикам. Вознесение Господне. Пасхальные традиции на Руси.
9
Тема 2. Православный храм.
Православный храм: назначение, архитектуры.
Устройство храма. Литургия. Таинства. Базилика. Крест. Ротонда. Алтарь. Иконостас. Богослужебные предметы. Престол. Жертвенник. Священнослужители
Просмотр учебного видеофильма, тестовая работа
10
Колокольный звон: его назначение в русской культуре.
Колокольный звон, его виды. Значение колокольного звона. Царь-колокол.
Сообщения, опрос
11
Русское православное чудо: Кидекшский храм Бориса и Глеба.
Знакомство с храмом Бориса и Глеба, житие Бориса и Глеба.
Просмотр презентации, работа с карточками
12
Роспись Храма. Андрей Рублев.
Икона. Образ. Первообраз. Иконописный канон. Пост. Левкас. Паволока. Темпера
Просмотр презентации, осмысление
13
Язык христианской православной культуры
Христианские святыни. Христианское искусство. Символ. Крест. Нимб. Голубь. Рыба. Красота. Воздвижение Креста. Жертвенная любовь
Просмотр презентации, закрепление материала при выполнении карточек с заданиями
14-15
Экскурсия в православный храм.
Устройство храма.
16-17
Тема 3. Православные праздники.
Понятие «Церковного года». Праздники.
Понятие о православной недели «седмицы», двунадесятые и великие праздники, пост, его виды.
Сообщения, просмотр презентации
18
Жизнь людей по православному календарю.
Знакомство с духовной поэзией Б. Пастернака, А.Фета, И.Тургенева, А. Майкова, Б. Спринчан.
Беседа, выполнение тестовых заданий.
19
Иконы. Икона Владимирской Божией матери.
Знакомство с понятием «икона», ее отличие от картины на религиозную тематику, каноны написания икон. Икона Владимирской Божией матери.
Сообщения, просмотр презентации
20-21
Тема 4. Православная нравственность
Заповеди.
Знакомство с заповедями религиозной православной культуры, фйормировать любовь и уважение к культуре своего народа через заповеди.
Просмотр презентации, разгадывание кроссворда, выполнение заданий по теме
22
Золотое правило этики
Смысл «золотого правила этики», иллюстрация этого правила на примерах сказок, пословиц и притч.
Просмотр презентации, анализ прочитанных рассказов
23
Что может быть семьи дороже
Формирование понятий «Семья», нравственность, «ближний».
Просмотр презентации, обсуждение проблемы семьи в современном обществе
24
Пасха.
Беседа, просмотр видеофильма
25-26
Тема 5. Азбука и первые книги на Руси.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – учителя славян в христианской вере, составители славянской азбуки.
Первоначальные знания о трудах славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Чтение раздаточного материала, просмотр презентации
27-28
Азбука. Глаголица. Кириллица.
Знание и понимание вклада славянских просветителей Кирилла и Мефодия в развитие Православия в России.
Сообщения, беседа, тест
29
Тема 6. Православные святые земли Владимирской.
Жизнь Серафима Саровского.
Жизнь и подвиг Серафима Саровского.
доклады
30
Подвиг.
Понятие подвига и его места в жизни каждого человека. Как мы понимаем, что такое подвиг?
Просмотр видеофильма, беседа
31
Святые воины.
Формирование понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей
32
День победы (день Святого Георгия)
Духовная красота. Духовный подвиг. Отечество земное. Отечество Небесное. Воинская доблесть. Ратный подвиг. Подвиг веры. Духовная смерть. Вечная жизнь.
33,34
Итоговые уроки
Итоговая контрольная работа за курс «ОПК» 5 класс
35
Резервный урок.
Учебно-методический комплект
1. Православная книга земли Владимирской: Книги для чтения/ Коллектив авторов; под ред. Т.А. Ионовой.- Владимир: Калейдоскоп, 2007. – 144 с.
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга первая «Основы православной культуры» 2-е издание, стереотипное. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.- 127с.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга вторая «История христианской Церкви в житиях ее святых» 3-е издание, стереотипное. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.- 143с.
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 175с.
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации» 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 127с.
5. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» Православная культура 5 год обучения.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Основы православной культуры»
5 класс
Дата
5 «А»
Факт. Дата
5 «А»
Дата
5 «Б»
Факт. Дата
5 «Б»
№ п/п урока
Тема урока
Деятельность учащихся (УУД)
познавательные (П),
регулятивные (Р),
коммуникативные(К),
личностные (Л).
Формы контроля
Основные средства обучения.
3.09
3.09
1
Тема 1. Библейская история.
Введение. Православная культура.
П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение.
Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.
Л. - Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Текущий контроль
беседа
10.09
10.09
2
Библия.
П.- смысловое чтение, анализ информации;
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.
Л. – Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям
Презентация
17.09
17.09
3
Добро и зло в человеческом мире.
Тест
Презентация, Библия фрагменты (распечатки)
24.09
24.09
4
Праведные люди ветхого завета.
Работа в группах
Раздаточный материал
01.10
01.10
5
Нравственные уроки закона Божиего.
презентация
8.10
8.10
6
Евангелие – главная книга о спасителе и спасении. Рождество и детство Иисуса Христа
презентация
15.10
15.10
7
Жизнь Иисуса Христа в миру.
тест
Видеофильм, раздаточный материал
22.10
22.10
8
Страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа.
Итоговый тест по теме.
Библия, презентация
5.11
5.11
9
Тема 2. Православный храм.
Православный храм: назначение, архитектуры.
П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию.
Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.
видеофильм
12.11
12.11
10
Колокольный звон: его назначение в русской культуре.
Аудиоматериалы колокольных звонов
19.11
19.11
11
Русское православное чудо: Кидекшский храм Бориса и Глеба.
П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах;
К. - определять общую цель и пути ее достижения.
Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.
Презентация
26.11
26.11
12
Роспись Храма. Андрей Рублев.
Тест
Слайд-шоу
3.12
3.12
13
Язык христианской православной культуры
П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;
К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.
тест
презентация
10.12
17.12
10.12
17.12
14-15
Экскурсия в православный храм.
зкскурсия
24.12
14.01
24.12
14.01
16-17
Тема 3. Православные праздники.
Понятие «Церковного года». Праздники.
П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;
К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль;
Л. - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Календарь православных праздников
21.01
21.01
18
Жизнь людей по православному календарю.
презентация
28.01
28.01
19
Иконы. Икона Владимирской Божией матери.
Видеоряд, иконы
4.02
11.02
4.02
11.02
20-21
Тема 4. Православная нравственность
Заповеди.
П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), построение рассуждений, обобщение;
Р. – составление плана и последовательности действий;
К. – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Л. - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.
тест
презентация
18.02
18.02
22
Золотое правило этики
Презентация, тексты
25.02
25.02
23
Что может быть семьи дороже
презентация
14.03
14.03
24
Пасха.
видеофильм
11.03
18.03
11.03
18.03
25-26
Тема 5. Азбука и первые книги на Руси.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – учителя славян в христианской вере, составители славянской азбуки.
П. - использовать знаково-символические средства;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Л. - Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям.
презентация
01.04
8.04
01.04
8.04
27-28
Азбука. Глаголица. Кириллица.
Тест
Презентация, доклады,
распечатки
15.04
15.04
29
Тема 6. Православные святые земли Владимирской.
Жизнь Серафима Саровского.
П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи совместно с учителем;
К. – формулировать собственное мнение и позицию, слушая собеседника;
Л. – уважительное уважение к истории и православной культуре.
Презентация, доклад
22.04
22.04
30
Подвиг.
П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Л.- Гуманистическое сознание.
презентация
29.04
29.04
31
Святые воины.
П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания.
Л. – гуманистическое сознание.
Презентация, кроссворд
6.05
6.05
32
День победы (день Святого Георгия)
Видеофильм, изображение герба РФ
13.05
20.05
13.05
20.05
33,34
Итоговые уроки
Опрос, итоговая контрольная работа
35
Резервный урок.
Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»
Вариант – 1
Как называются части православного храма?
Объясни слова: православие, милосердие, культурный человек.
Перечисли символы христианской культуры.
Вставь пропущенные слова: «Апостолы – это ближайшие _______ - Иисуса Х_________; апостолы М______, М_______, Л______, И_______написали четыре Е_________».
Объясни, почему связаны слова: «раскаяние – прощение».
Кого христиане называют святыми людьми?
Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, жадность, печаль.
Объясни смысл праздника Рождества Христова.
Продолжи предложение: «Иисус Христос – Сын …».
Назови храмы твоего города, названные в честь православных праздников.
Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»
Вариант – 2
Назови три самые главные христианские добродетели.
Объясни слова: культура, христианство, храм.
Перечисли главные православные праздники.
Вставь пропущенные слова: «Святые братья – К_______ и М________ создали _________ азбуку. Б________ состоит и В______ Завета и Н________ Завета. В храме книги Священного П_______ читают на церковнославянском я________».
Объясни, почему связаны слова: «непослушание – грех –наказание».
Назови имена известных тебе христианских святых.
Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: ненависть, неверие, нетерпеливость.
Объясни смысл праздника Воскресения Христова.
Продолжи предложение: «Богородица – Дева______».
Назови храмы твоего города, названные в честь святых.
Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»
Вариант – 1
Задание. Исследуй житие любого православного святого по следующему плану:
- Семья. Какие положительные качества личности проявлялись в его детстве?
- Служение Богу.
- Прославление (Как и почему его стали почитать люди?).
- Иконописное изображение святого.
- Храмы, освящённые в честь святого (Где находится? Когда построен?).
Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»
Вариант – 2
Задание. Исследуй любой православный праздник по следующему плану:
- История праздника.
- Связь православного праздника с Библейской историей или каким-либо историческим событием.
- Церковные традиции праздника (например, освящение воды на Крещение Господне и т.д.)
- Икона православного праздника.
- Храмы, освящённые в честь православного праздника (Где находится? Когда построен?).
Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
Вариант – 1
Назови имена известных тебе апостолов.
Объясни слова: христианский мученик, спасение, смирение.
Для чего Христос призвал своих учеников?
Перечисли имена святых- воинов.
Установи правильно соответствие:
Константин и Елена - великомученик,
Георгий Победоносец - святитель,
Иоанн Златоуст - равноапостольные
О ком идёт речь? Удивлённый смелостью юных христианок, император стал настойчиво требовать, чтобы они отвергли его приказ. «У нас есть Бог – Небесный Отец, - ответили они, Его детьми мы хотим остаться. А твоих богов не принимаем и угроз твоих не боимся. Мы готовы умереть ради Господа Иисуса Христа». Мать похоронила своих дочерей и на третий день умерла.
Как называется азбука, названная в честь первого апостола славян?
Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
Вариант – 2
Назови имена известных тебе святых мучеников.
Объясни слова: воины Христовы, добродетели, духовная красота.
Для чего святые братья Кирилл и Мефодий создали азбуку?
Перечисли имена святых - целителей.
Установи правильно соответствие:
Кирилл и Мефодий - великомученик
Антоний Великий - преподобный
Димитрий Солунский - равноапостольные
О ком идёт речь? «Святые братья, родились в Риме в 3 веке. Они были врачами и по их молитвам к Богу получали исцеление страдавшие от болезней люди. «Мы только возлагаем руки на больных, - говорили святые, - а исцеляет могущественная сила Господа Иисуса Христа».
Как называется главное правило христианской веры, составленное на 1 и 2 Вселенских Соборах, которое и поныне читают в православных храмах?
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
Вариант-1
1. Знание о том, чем жили и что много веков создавали благочестивые православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу:
а)вера б)православная культура в)религия г)традиция
2. Религия, которая играла ведущую и решающую роль в истории русской культуры и государства:
а)православие б)христианство в)ислам г)буддизм
3. Проповедники религиозного учения:
а)миссионеры б)ораторы в)ученые г)проповедники
4. Святой великомученик и целитель:
а) Василий Великий б)Пантелеимон в)Павлин Милостивый
г)Иоанн Дамаскин
5. Император, при котором закончились гонения, и христианство стало официальной религией Римского государства:
а)Константин б)Диоклетиан в)Юстиниан г)Михаил
6. Святые, посвятившие свою жизнь защите христианского вероучения как епископы Церкви:
а)Василий Великий б)Григорий Богослов в)Иоанн Златоуст
7. Святой-основоположник монашества. Родился в Египет в 3 веке: а)Феодор Стратилат б)Антоний Великий в)Григорий Богослов г)Пантелеимон
8. Почему святителя Павлина называли Милостивым?
9. Ради чего страдали и умирали христианские мученики?
10. Перечисли символы христианской православной культуры.
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
Вариант-2
1. Созданная людьми среда жизни, в которой они сохраняли самое главное: неизменное понимание добра и зла, ценностей жизни:
а)работа б)образование в)культура г)наука
2. Человек, знающий и с уважением относящийся к христианской православной культуре своего Отечества и проявляющий терпимость и уважение по отношению к культуре других народов мира: а)образованный б)богатый в)одарённый г)культурный
3. Вера в Бога и почитание его человеком:
а)познание б)религия в)идолопоклонство г)фантастика
4. Святой воин, которого изображают на иконах на коне с копьем в руках, пронзающим змея:
а)Феодор Стратилат б)Пантелеимон в)Георгий Победоносец г)Димитрий Солунский
5. Святые братья-врачи, безвозмездно исцеляли людей, прославлены в лике мучеников: а)Косма и Дамиан б)Борис и Глеб
в)Кирилл и Мефодий г)Петр и Павел
6. Святой, живший в 3 веке, которому прислуживали в пустыне хищники: а)Павел Фивейский б)Георгий Победоносец в)Иоанн Златоуст г)Иоанн Дамаскин
7. В житии этой святой сказано, что из великой грешницы, с Божией помощью, она стала величайшей святой и показала людям пример покаяния: а)Мария Египетская б)великомученица Екатерина в)царица Елена г)великомученица Варвара
8. С какими врагами сражались Воины Христовы?
9. Почему святых братьев Кирилла и Мефодия называют равноапостольными?
10. Перечисли основные христианские православные добродетели.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ