Развитие УУД учащихся на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС нового поколения

«Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

Выступление

на секции иностранных языков

учителя иностранного языка МБОУ «Никольская СОШ»

Малышкиной Л.В.

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда, самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Рассмотрение результата образования не как наращивание предметной информации, а как комплекс умений, позволяющих добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях, ставят новые ориентиры для современной школы, что требует изменения задач, решаемых учителем в современном образовательном процессе. Учитель не только передает объективные знания учащимся, а способствует развитию их инициативы и самостоятельности, организует деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности.

В сложившейся ситуации становится актуальным вопрос, касающийся изменений требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Методологическую основу ФГОС нового поколения составляет Программа формирования универсальных учебных действий, основывающаяся на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики и на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

- реализацию требований Стандарта к личностным , метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, осуществлении учебной деятельности;

- формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно или социально значимой проблемы.

Программа развития универсальных учебных действий должна обеспечивать:

- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.);

- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

УУД – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения ЗУН и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Виды УУД:

1. Личностные УУД (Самоопределение – внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Смыслообразование – мотивация, границы собственного знания и незнания. Морально- этическая ориентация – ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков).

Результатом усвоения личностных УУД является 1). овладение ИЯ как средством глубокого понимания своей культуры и культуры страны изучаемого языка, постижение менталитета других народов; 2). Воспитание личностных качеств - активности, умения сотрудничать, личной взаимоответственности; 3) приобщение к общечеловеческим ценностям – патриотизм, нравственность, экологическая и этическая культура).

Работа в этом направлении может осуществляться в следующих формах: праздники, видео-уроки, уроки-экскурсии, уроки-сказки, а также при выполнении заданий типа : написать письмо Санта-Клаусу, создать слайды памятников сказочным героям, выпуск постеров, путешествие по сайтам стран изучаемого языка, оформление открыток к праздникам, обмен мнениями, выражение своей точки зрения и т.д.

2. Регулятивные УУД (управление своей деятельностью, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, инициативность и самостоятельность).

Результатом усвоения регулятивных УУД является 1). формирование навыков овладения ИЯ, 2). способность к самоизучению, привитие навыка самостоятельной работы над изучением ИЯ, 3). развитие языковых способностей, адекватного восприятия грамматических явлений в речи, 4). развитие памяти, мышления, воображения. Для достижения указанных результатов можно использовать такие задания: прочитать начало рассказа, придумать продолжение, подготовить презентацию о прочитанной книге, о фильме, составить тестовые задания по определенной теме, выполнить задания по алгоритму, действия по предложенному плану и т.д.

3. Познавательные УУД (работа с информацией, учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций – сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогии, подведение под понятие). Познавательными результатами по ИЯ является умение осуществлять межкультурное общение в различных видах деятельности, выявление языковых закономерностей , способность к логическому изложению. Формированию познавательных УУД могут служить следующие задания: прочитать отрывки и соединить их в логической последовательности, сравнить тексты, указать их различия, составить кроссворд, озаглавить прочитанный текст, задания на информационный поиск, проектная и исследовательская деятельность, составление схем, таблиц, самостоятельное выведение правил и т.д.

4. Коммуникативные УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества). Планируемыми коммуникативными результатами по ИЯ должны стать 1). Развитие умения общаться, вести дискуссии, эффективно сотрудничать, используя различные виды деятельности; 2). Приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различиях с родным языком. Для достижения данных результатов используются следующие задания: подготовить диалог по теме, найти материал в Интернете, подготовить коллаж, дать литературный перевод стихотворений , нарисовать рисунок к тексту, выполнение проектных работ, презентаций, театрализованные постановки, ролевые игры и т.д.

Таким образом, в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ