РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению комплексной работы для учащихся 4 классов (оценка метапредметных результатов)
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению комплексной работы для учащихся
4 классов (оценка метапредметных результатов)
Содержание:
Введение
Организация
Особенности комплексной работы для учащихся 4 классов
Рекомендации по проведению комплексной работы для учащихся 4 классов
Проверка и оценка результатов выполнения комплексной работы для учащихся 4 классов
Приложение 1. Протокол проведения комплексной работы для учащихся 4 классов.
Введение
В рамках разработок, связанных с введением стандартов второго поколения, одним из ведущих направлений является формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями является основой обучения, т.к. создает возможность самостоятельного усвоения ими новых знаний и умений, включая умения учиться.
Данная работа направлена на проверку сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.
Организация
Инструментарий проверки включает следующие материалы:
1. Рекомендации по организации и проведению комплексной работы для учащихся 4 классов.
2. Комплексная работа для учащихся 4 классов (2 варианта).
3. Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы для учащихся 4 классов.
Комплексная работа проводится в 4 классе в конце учебного года в апреле.
Проведение работы осуществляется учителем, не работающим в классе в присутствии наблюдателя.
В ходе работы учащихся учитель фиксирует время выполнения работы и проблемы, возникающие у учащихся в процессе их выполнения в протоколе проведения тестирования (приложение 1).
Работы учащихся оцениваются учителями начальных классов. Указания по оцениванию выполнения заданий даются в соответствующих рекомендациях.
Описание процедуры проведения дается в следующих разделах данных рекомендаций.
Особенности комплексной работы для учащихся 4 классов
Комплексная работа направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Варианты предлагаемой комплексной работы включают информационные тексты, содержание которых базируются на исторических, обществоведческих и естественнонаучных фактах. Данные содержательные области в целом охватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемые различными школьными предметами.
Содержание комплексной работы определяется следующими документами: Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2010 г.), Примерной основной образовательной программой начального общего образования (2010 г.) и примерными учебными программами начального общего образования (2010 г.).
Структура и общее содержание итоговой работы
Комплексная работа состоит из одного или нескольких текстов и заданий, связанных с информацией, представленной в тексте.
Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенных текстов, и на их основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов.
Тексты-ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями.
Учащимся предлагается прочитать текст или тексты и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а также с разными учебными предметами и личным опытом школьника. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ.
В работе оценивается сформированность трех групп умений. Ниже представлено описание этих групп.
1 группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).
2 группа умений включает в себя работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Примерное распределение заданий по отдельным группам составляет: группа 1 – 30%, группа 2 – 50% и группа 3 – 20% от максимального балла за выполнения всех заданий.
Время выполнения комплексной работы
На выполнение комплексной работы отводится 45 минут, включая и организационную часть.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое правильно выполненное задание с выбором одного ответа оценивается одним баллом. Задание считается выполненным верно, если тестируемый выбрал (обвел) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Задания с выбором нескольких правильных ответов и задания со свободным ответом оцениваются в зависимости от содержания и уровня сложности задания от 1 до 3 баллов.
Число заданий по разным вариантам варьируется от 16 до 20. Максимальный балл за выполнение всей работы по всем вариантам – 24.
Каждый вариант работы сопровождается рекомендациями для проверяющих по оцениванию выполнения работы. Они включают схемы оценивания каждого задания, отдельные комментарии и примеры.
Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом. На основе первичных баллов за выполнение заданий определяется балл ученика как процент от максимального балла за выполнение каждой группы заданий и работы в целом.
Если результаты выполнения всей работы, отдельной ее части или отдельных заданий ниже 50%1, то это идентифицирует проблемы в освоении как отдельных общеучебных умений, так и читательской грамотности в целом. Несформированность как всей совокупности, так и отдельных умений работать с текстом, может значительно повлиять на успешность обучения учащихся в основной школе. В связи с этим необходимо организовать специальную работу, как с учителями, так и с учащимися в данном направлении.
Рекомендации по проведению комплексной работы для учащихся 4 классов
Специальной подготовки учащихся к выполнению комплексной работы не требуется. В процессе выполнения работы учащиеся должны продемонстрировать то, чему они научились в школе. Учащихся нужно проинформировать только о дате проведения работы и об изменении расписания уроков в день ее проведения.
Комплексная работа проводится на основе подготовленных рекомендаций для учителя.
Время работы, включая и организационную часть, – 45 мин. Время выполнения заданий учащимися – 40 мин.
Рекомендации для учителя по проведению работы
В процессе выполнения работы следует соблюдать следующие основные правила:
1. Проведение работы осуществляется в соответствии со Сценарием, приведенным ниже.
2. Работы раздаются учащимся таким образом, чтобы у учащихся, сидящих за одним столом или соседними столами, были разные варианты.
3. Работа выполняется в буклетах, которые раздаются учащимся. Не следует предлагать учащимся сначала выполнить работу на черновике, а потом переписать ее в тетрадь. Если по ходу работы необходимо сделать какие-либо расчеты или записи, то предлагается это сделать в самой работе на полях или на любом свободном месте.
4. В процессе выполнения работы никто не должен помогать учащимся выполнять задания. Если ученик затрудняется в выполнении того или иного задания, учитель может посоветовать ему перейти к следующему заданию.
5. Основные вопросы, которые задают учащиеся в процессе работы, фиксируются учителем в протоколе проведения экспериментальной работы (см. Приложение 1).
Сценарий проведения работы
Организационная часть
Перед началом выполнения работы учитель объясняет учащимся цель работы, раздает варианты работы.
Ниже приводится примерный текст, с которым учитель обращается к учащимся.
Ребята! Сегодня вы будете выполнять работу, цель которой – узнать, как вы умеете читать разные тексты и выполнять задания на основе этих текстов.
На выполнение работы отводится 40 минут.
Сейчас я раздам вам тексты работы с заданиями. Не открывайте их до моего разрешения. Для работы вам понадобятся ручка, карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
Подпишите, пожалуйста, свои работы. Запишите на обложке номер (название) школы, класс, фамилию и имя.
В работе дана инструкция о том, как следует выполнять задания. Давайте вместе прочитаем инструкцию.
Учитель читает инструкцию из работы учащихся, а ученики по своим тетрадям следят за его чтением.
У вас есть вопросы? (Ответьте на вопросы учащихся)
2) Выполнение работы
А теперь приступайте к работе. На выполнение заданий у вас 40 минут. Внимательно читайте каждое задание и постарайтесь его выполнить как можно лучше. Пожалуйста, начинайте.
В процессе выполнения работы учитель заполняет протокол проведения экспериментальной работы, отмечает время начала работы и все проблемы, которые возникают у учащихся в ходе ее выполнения.
Спустя 40 минут после начала работы (за 5 минут до конца работы) скажите:
У вас осталось 5 минут. Проведите горизонтальную линию на полях около того задания, которое вы сейчас выполняете.
Просмотрите задания, которые вы еще не выполнили. Может быть, вы сможете выполнить некоторые из них в оставшееся время.
Если вы закончили работу, то проведите горизонтальную черту у последнего задания. У вас есть еще время для проверки, как вы выполнили задания.
Когда время выполнения работы закончилось:
Время на выполнение работы закончилось. Остановитесь. Закройте работы и сдайте их.
Большое спасибо за работу!
После сбора работ учащихся учитель завершает заполнение протокола проведения комплексной работы, отмечая в нем время работы, а также все проблемы, которые возникли во время ее выполнения.
Проверка и оценка результатов выполнения комплексной работы для учащихся 4 классов
Работы учащихся проверяются и оцениваются учителями начальной школы. Проверка работ осуществляется в соответствии со специально разработанным документом «Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы для учащихся 4 классов».
Баллы за выполнение заданий, которые проверяются учителями, выставляются в работы учащихся, в специальные клеточки на полях около задания. Если ответ на задание отсутствует, то в клеточку выставляется латинская буква «N».
П Приложение 1.
Название региона:
Номер или название школы:
Тестируемый класс:
Ф. И. О. Школьного координатора
Ф. И. О. лица, проводящего тестирование:
Статус лица, проводящего тестирование:
Учитель, не работающий с тестируемыми
Учитель, ведущий занятия с тестируемыми
Другое. Запишите, пожалуйста:
Дата проведения тестирования:
Время проведения работы
Начало
Конец
Организационная часть
____ч________мин
____ч________мин
Выполнение работы
____ч________мин
____ч________мин
Возникли ли у тестируемых какие-либо проблемы во время работы, например, задания оказались слишком трудными, не хватило времени, появилась усталость)?
○--Нет ○--Да. Пожалуйста, поясните.
Отметьте номера вариантов и номера заданий, которые вызвали затруднения у учащихся.
Выскажите, пожалуйста, свои предложения по совершенствованию проверочных материалов.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО за ВАШУ РАБОТУ!
1При анализе и интерпретации результатов полезно учитывать следующие критерии сформированности умений: минимальный критерий сформированности умения (успешность выполнения равна 50%) и оптимальный критерий (успешность выполнения равна 65%).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ