Школа педагогического мастерства. Комплексное занятие для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мы живем в Вологде»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 26»
Школа педагогического мастерства. Комплексное занятие для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мы живем в Вологде»
Подготовила и провела: Юлина Надежда Александровна
Вологда
Задачи:
учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях;
учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города;
формировать грамматический строй речи – закреплять умение детей согласовывать имя прилагательное с именем существительным;
продолжать учить детей составлять связный рассказ о своей семье;
закрепить умение выразительно исполнять песню «Семья»;
познакомить детей с промыслами вологодчины (кружевоплетение, берестоплетение);
познакомить детей с элементами архитектуры;
развивать у детей коммуникативные умения, творчество детей;
развивать чувство ритма, ритмичность движений под музыку;
развивать общую и мелкую моторику;
воспитывать культуру отношения к другому и самому себе, доброе и внимательное отношение к старшим;
воспитывать любовь к своему родному городу.
Ход занятия
Дети стоят в кругу. Звучит песня «Моя Россия», муз. Струве. Воспитатель говорит слова:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Надежда Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мариночка...). Дети передают мяч друг другу по кругу и называют имя.
В. – Как я рада вас всех видеть, вы все такие милые, добрые, разные. Мы все друзья, живем в одной группе, в одном городе, в одной стране. Как называется страна, в которой мы живем?
Д. – Россия.
В. – Покажите Россию на карте. Как называется город, в котором мы живем?
Д. – Вологда.
Дети показывают на карте Вологду.
В. – Дети, сегодня мы отправимся на экскурсию в картинную галерею.
Дети выполняют движения под песню «Когда мои друзья со мной», муз. Шаинского, сл. Танича.
Дети садятся на места. Воспитатель выставляет фотографию здания картинной галереи и предлагает рассмотреть.
В. – Какое это здание современное или старинное?
Д. – Старинное.
В. – Какие элементы архитектуры вы видите?
Д. – Колонны.
В. – Какие элементы архитектуры вы еще знаете?
Д. – Арка, купол, шпиль. (дети находят среди иллюстраций эти элементы архитектуры)
В. – В картинной галерее открыто много выставок. Вот одна из них.
(показывает на экспозицию бересты)
В. – Что вы видите в этом зале?
Д. – Изделия из бересты.
В. – Значит какие это изделия?
Д. – Берестяные.
В. – Назовите эти изделия.
Д. – Шкатулка, лапти, солонка, серьги и т.д.
Д/и «Какой, какая, какие?»
В. – О чем можно сказать берестяной, берестяная, берестяное, берестяные?
Д. – Берестяной туесок, берестяная шкатулка, берестяное панно, берестяные лапти.
В. – Издавна на Руси носили лапти и задорно плясали в них.
Дети встают, выполняют движения:
Ставим ногу на носок,
А потом на пятку.
Будем русского плясать,
А потом вприсядку.
Затем дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на следующую экспозицию, где находится кружево.
В. – Что находится в этом зале?
Д. – Кружева.
В. – За окном снежок искрится.
Под коклюшек разговор
Выплетает кружевница
Зимний звездчатый узор…
Воспитатель показывает кружевные изделия.
В. – Чем выплетают кружева кружевницы?
Д. – Коклюшками.
В. – Звонко, красиво стучат коклюшки. Давайте их послушаем.
Игра «Ритмическое эхо» (девочки)
В. – А сейчас мы будем мастерами по кружевоплетению.
Д/и «Выложи ниточкой по контуру»
(узор на бархатной бумаге)
Вниманию детей предлагается фотовыставка «Моя семья».
Звучит песня Ю.Антонова «Под крышей дома моего».
Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи и рассказывают, кто на них изображен. По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.
В. спрашивает: «С кем ты живешь? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Кто кому сын (дочка)? Для мамы ты кто? А для бабушки? Для брата? Для сестры? Ты любишь своих близких? Почему? Как ты заботишься о других? Кто заботится о тебе? Кто чем занимается?»
В. – А сейчас заглянем в большую семью дядюшки Ермолая.
Физкультминутка «Как у дяди Ермолая вся семейка небольшая»
Как у дяди Ермолая вся семейка небольшая
(хлопки)
Только сам да сама, только кум да кума
(выставляют ноги на носок)
Да два сына с усами
(показывают двумя пальцами усы)
Да две дочери с косами
(фонарики)
Да две внучки на печи уплетают калачи
(руки «полочкой» с приседанием)
В. - Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это…
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
Но однажды произошла вот такая история.
Инсценирование стихотворения «Мама приходит с работы»
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом:
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам приходил бегемот?
- Нет.
- Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может этаж не наш?
- Наш.
- Просто приходил Сережка, поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада, оказалось, я напрасно волновалась.
Дети встают в круг.
В. – Сейчас покажем дружную семейку.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Дети исполняют песню «Семья».
В. - Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц:
“При солнышке тепло, при матери – добро.”
“Нет милее дружка, чем родная матушка.”
“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.”
Воспитатель предлагает нарисовать детям семью. Звучит песня «Взрослые и дети», муз. Шаинского, сл. Танича.
Литература:
Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2003;
Рябинина О. «Истории из сундучка», ООО «Центр народных ремесел» г.Череповец;
Арефьва Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», Москва, 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ