Статья. Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?
Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?
Эти дети немного другие.
И это надо помнить.
И это надо забыть.
Помнить потому, что их обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …
Для слабовидящих детей характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. Учебная деятельность слабовидящих детей имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так же приходится говорить о том, что учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слабовидящих детей значительно ниже.
В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.
Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, учителю же остается только руководить и направлять его деятельность.
Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено
отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению.
Практика показывает, что это бывает в трех случаях:
- во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия»;
- во-вторых, у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);
- в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника.
У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются.
Бывает когда у детей (особенно в первых классах, но нередко и позднее) более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения задании ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа.
1) воспитания положительного отношения к учению
2) формирование учебных интересов
Таким образом, мощным инструментом выработки интереса к учебе у младших школьников является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребенка и создание интересного для него контекста обучения.
Выделяю несколько ключей реализации данной проблемы:
«Ключ согласования» - с помощью его, организовываю процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей.
Материал урока должен быть интересен детям.
Согласование расписания с особенностями возраста.
Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).
Согласование моих усилий с усилиями родителей и всем окружением ребенка.
«Ключ разнообразия» - внесение неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий.
Варьирование несущественных и существенных признаков в заданиях, подача заданий в сказочной, игровой форме.
Изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий).
Разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.
«Ключ опережения»
«Перспективная подготовка» - начало попутного прохождения трудной темы.
Работа с 1 класса с «Толковым словарем» - каждый день они узнают значение нового слова.
Задания за пределами школьной программы (выпуск тематических газет, участие в конкурсах, олимпиадах).
«Ключ наглядности»
Достигаю наглядности учебного материала с помощью компьютера, мультимедийного проектора (в т.ч. видео и аудио-материалов).
«Предметная наглядность» - использую реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал
Использую сюжетную наглядность (задача в контексте сюжета)
«Театрализованная» наглядность (использование элементов кукольного театра в обучении).
«Ключ поэтапности» - материал изучается детьми поэтапно (Технология поэтапного формирования умственных действий Гальперина)
Основные этапы обучения: ознакомление с материалом, проговаривание, внутреннее оперирование знаниями
Шаги подачи материала:
«закладываю ресурс» - опережающее обучение
«делаю эмоциональную подводку» - излагая материал в яркой, увлекательной форме
воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами
воспроизведение детьми изученного материала без опор.
«Ключ самостоятельности»
В ходе урока передаю часть своих функций детям или сказочным героям и через них «провожу» обучение и воспитание.
Через «сказочных посредников» (Незнайка, инопланетяне и т.п.).
Через «живых посредников» (одноклассники, а в день самоуправления – ученики старших классов).
«Ключ коллективизма»
«Эффект коллективизма» - правила, принятые коллективом, облегчают организацию работы на уроке (дети, выполнившие задание, поднимают руку с поднятой вверх ручкой)
Работа в парах и командах: дети в классе разделены на 2 команды. Они работают над задачами в ходе учебной и внеучебной деятельности.
В своей работе для повышения мотивации ребёнка к учёбе учитель может использовать следующие приёмы:
Прием: «Успех»
Аплодисменты всего класса за успешную работу (1-2 раза за урок).
Найти, за что можно похвалить каждого ребенка ежедневно.
Показать работы лучших учеников перед классом.
В начале года дети пишут себе письма, в которых каждый ставит себе задачи на этот учебный год, а в мае – мы вскрываем письма и обсуждаем – что получилось, а над чем еще нужно работать.
Прием: «Личная польза»
Перед изучением новой темы, я рассказываю детям о возможности применения этих знаний в реальной жизни.
Я активно поощряю участие детей в олимпиадах и конкурсах (дипломы, грамоты, сладкие призы).
На уроке я использую игровую форму занятий (телепередача, путешествие, посвящаем урок знаменательному дню и т.д.).
Прием: «Помощь»
Помощь - важнейший мотив для воспитания человека, лучший способ переработать и запомнить изучаемый материал.
Помощь сказочному герою («Помоги Незнайке, …»).
Учитель может попросить помощь себе (совместное исследование).
Помощь слабым («Помоги Максиму проверить…»).
Организовать коллективную работу так, чтобы дети помогали членам своей команды.
Прием: «Использование возможностей технических средств обучения»
Показ презентаций.
Аудиозаписи.
Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»
Для этого можно использовать «пассивные фиксаторы внимания»
Смена ритма и форм работы.
Перемещение по классу помогает избежать монотонности.
Использование специальных команд, концентрирующих внимание («Внимание», «Давайте подумаем», «докажите»).
Учить слушать учителя и мнения одноклассников.
«Активные фиксаторы внимания»
Помогают специальные упражнения на внимание (найди лишнее, кто быстрее...)
Часто мы работаем «хором» (чтение выражений, повторение правил, коллективные ответы)
Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»
Всегда повышает внимание детей разрядка:
Часто для этого я использую игры с движением
Детям также очень нравится музыка и визуализации («Давайте представим себя в лесу…, полетим к звёздочке…»)
Я даю задание на время (песочные часы)
Я использую и задание с повышенным темпом, что увеличивает скорость выполнения задания.
Снятие психологических барьеров при ответах:
Я в ходе урока использую снятие мышечных зажимов с помощью аутотренинга, специальных физминуток.
Детям легче отвечать по шаблону, хором, по алгоритму решения задач, что снимает с них излишнее напряжение.
Создание нестандартных сюжетов задач:
Детям нравиться составлять фантастические задачи. Я предлагаю детям задачи из позиции человека престижной профессии («Ты космонавт, директор, банкир, нефтяной магнат, мэр города ...»)
Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Наша задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем – через развития учебной мотивации. Думаю, что при благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ