Статья "Образовательная программа как средство управления качеством образования в лицее"

Образовательная программа как средство управления

качеством образования в лицее

Директор МАОУ

Одинцовского лицея №6

им. А.С. Пушкина

Стрижак И. Г.


В условиях реформирования всех сфер общественной жизни довольно трудно четко и однозначно определить во всей полноте общественный и государственный заказ на качество образования подрастающих граждан. Однако некоторые черты этого общества нетрудно предсказать: вся мировая политика указывает, что в XXI веке главным ресурсом воспроизводства и развития обще­ства станет образование. Качественное образование обеспечит развитие кадрового потенциала новой экономики, обеспечит кон­курентоспособность молодежи в рыночной среде, способствует предотвращению обострения социальных процессов в обществе и укреплению стабильности государственной системы. Соответс­твенно высокое качество образования становится основным кри­терием и фактором формирования полноценной личности, разви­тия общества.

Следует отметить, что, актуальность управления качеством образования во многом объясняется следующей совокупностью факторов:

Во-первых, в настоящее время очевидно возрастание значи­мости качества образования для человека, и для общества, и для государств. Как показал опыт многих стран, в новых условиях не только и не сколько интеллектуальная элита, сколько качество общего среднего образования определяют интеллектуальный по­тенциал нации, народа и государства. Не только доступность об­разовательных учреждений, но и высокое качество образования, отвечающее требованиям прогресса, является приоритетом эффек­тивного обновления системы образования сегодня и завтра. Зна­чимость качества образования усиливается масштабом системы образования, охватывающей одну пятую часть населения России, которая в ближайшем будущем будет определять судьбы стран.

Во-вторых, злободневность управления качеством образова­ния определяется широкоформатностью, глубиной развала систе­мы образования и необходимостью превращения энергии распада в энергию созидания. Современный кризис российского образо­вания проявляется, прежде всего, в кризисе базовой подсистемы - современной общеобразовательной школы.

В-третьих, актуальность управления качеством образования объясняется сложностью, многоукладностью системы образова­ния, требующей адекватного управленческого воздействия, обес­печивающего преемственность, координацию, стабильность об­разовательных услуг.

Решение проблемы управления качеством образования ос­ложняется недостаточной сформированностью структуры про­цесса управления качеством образования. Сегодня можно кон­статировать, что данный процесс не получил необходимого системного осмысления и операционального технологического воплощения. Однако в настоящее время руководители школ уже вооружены легитимным инструментом управления качеством об­разования - основной образовательной программой.

«Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образова­тельного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие научающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успеш- ность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучаю­щихся».

В соответствии с Законом «Об образовании», внутришкольным нормативным документом, фиксирующем, определяющим стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательного процесса, является основная образовательная программа школы. Этим объясняется определение образовательной программы как одного из приоритетных объектов внутришкольного управления.

Назначение образовательной программы школы определяется тем, что внутренний образовательный стандарт, обусловлен­ный федеральной и региональной образовательной политикой, федеральными и региональными образовательными стандартами, логикой развития муниципальной системы образования, образовательным запросом детей и их родителей, а также особенностя­ми конкретного образовательного учреждения. Другое назначение образовательной программы исходит из современной парадигмы системы образования, которая рассматривает образование как сферу специфических услуг. Логи­ка рынка образовательных услуг предполагает обязательную за­щиту прав потребителя посредством представления информации о деятельности образовательных учреждений, право на выбор об­разовательных услуг, гарантию качества потребительских прав, обеспечивается, в первую очередь, образовательными програм­мами образовательных учреждений.

Управленческий потенциал образовательной программы за­ключается в ежегодной ревизии реализуемого содержания об­разования, фиксировании и утверждении образовательных про­грамм образовательных учреждений как приоритетных объектов управления качеством образования. Образовательное учреждение самостоятельно определяет способы и механизмы разработки и утверждения ООП с учетом своей специфики. В образовательном учреждении должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения данной программы родительской общественности, педагогов всех ступеней школь­ного образования, администрации образовательного учреждения, исходя из целей и задач образовательного учреждения.

Качество образования трактуют как совокупность сущес­твенных свойств образования, соответствующую современной педагогической теории, требованиям нормативно-правовых до­кументов и способную удовлетворить образовательные потреб­ности личности, общества и государства. В свою очередь, под управлением качества образования понимают обеспечение проектирования, достижения и стабилизации качества условий образовательного процесса, качества осуществления образова­тельного процесса и качества результатов. Таким образом, с оп­ределенной долей упрощения можно сказать, что качество - со­ответствие неким заданным стандартам, а управление качеством есть ничто иное, как приведение системы к стандарту.

В нашем лицее сложилась определенная система по стаби­лизации качества образования. Ежегодно администрация лицея выполняет следующие мероприятия:

1 .Разработка (корректировка) пакета инструментария по оп­ределению образовательного запроса лицеистов и их родителей. Январь.

  1. Определение образовательного запроса. Февраль.

  2. Обобщение и педагогическая интерпретация информации но образовательному запросу. Февраль.

  3. Изучение нормативных документов для внесения коррек­тив в идеологическую часть образовательной программы. Фев­раль.

  4. Обсуждение и утверждение изменений идеологии образовательного процесса. Февраль.

  5. Инструктаж и консультирование участников инициатив­ных групп, разрабатывающих новую версию образовательных программ. Февраль - март.

  6. Предварительное комплектование педагогического коллектива лицея в аспекте реализации образовательной программы. Март - апрель.

  7. Формирование проекта образовательной программы лицея как целостного документа. Апрель - август.

  8. Разработка регламента экспертизы образовательной про­граммы лицея. Июнь - июль.

  9. Экспертиза и согласование образовательной программы образовательного учреждения. Август.

  10. Обсуждение и утверждение образовательной программы. Август.

  11. Определение полномочий и ответственности структурных подразделений, сотрудников и руководителей лицея по реализа­ции образовательной программы. Сентябрь.

  12. Контрольно-аналитическое обеспечение реализации образовательной программы. Сентябрь - май.

    1. Определение приоритетных объектов и организационной системы контроля реализации образовательной программы.

    2. Аккумулирование, разработка и систематизация инстру­ментария контроля реализации образовательной программы.

    3. Сбор информации о реализации приоритетных компо­нентов образовательной программы.

    4. Текущий итоговый анализ реализации образовательной программы. Сентябрь - июнь.

  13. Подготовка и реализация управленческих решений. Сентябрь - август.

  14. Разработка управленческих решений.

  15. Организация исполнения управленческих решений.

  16. Контроль и анализ выполнения управленческих решений.

  17. Реализация регламента обновления основной образова­тельной программы - Апрель - август.

Анализ работы показывает, что образовательная про­грамма, стандартизируя содержание образовательного процесса и его программно-Методическое обеспечение, является эффек­тивным инструментом управления качеством образования, а зна­чит, деятельность руководителей школы должна быть в первую очередь направлена На управление реализацией образовательной программы, её ежегодное корректирование.

Литература

    1. Субмуниципальная образовательная программа: управление качеством / под ред. Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщикова. - Че­лябинск: 2001. - С. 6-15.


    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17 декабря» 2010 г. - № 1897.


    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, от «6 октября» 2009 г. - № 373.


    1. Управление качеством образования: вхождение в проблему. – Челябинск: Книга, 1995.-С. 13






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ