Статья "Приемы работы с учебной литературой – один из путей повышения информационной культуры обучающихся"
Приемы работы с учебной литературой – один из путей повышения информационной культуры обучающихся.
Лобачевская Светлана Борисовна, учитель географии МБОУ СОШ №1, г. Новый Уренгой, ЯНАО.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации. Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников могут выступать библиотеки. Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.
Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо “информационный центр”, либо “учебный центр”. Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник — школьник — студент — специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.
Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности. Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся. Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры — одна из самых актуальных проблем, как нам кажется, и решение ее во многом зависит от понимания ее значимости руководителями (школы, ВУЗа), а также от энергии и желания самого библиотекаря. Организация преемственности перехода школьника в библиотеку более высокого уровня с точки зрения предоставления ему более сложной научной, специальной и иной информации имеет большое значение. Этот вопрос стоит остро и требует основательного решения.
Не секрет, что многие ВУЗЫ высказывают претензии к школьным библиотекарям по вопросам воспитания информационной культуры. Большинство студентов 1-ых курсов оказываются не готовы учиться в ВУЗе: они не умеют записывать лекции за преподавателем, они не способны читать литературу в больших объемах, у них вызывает сложности в подготовке и правильном оформлении конспекта или реферата. Потому что в школе этих студентов этому не научили. Однако современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Эффективно решить весь современный комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся возможно за счет внедрения в образовательном учреждении интегрированного учебного курса “Основы информационной грамотности”. Проблема формирования у детей, подростков, юношества информационной культуры имеет не только богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению. Создавались научно обоснованные программы “ББЗ школьникам”, которые с годами видоизменялись и дополнялись с учетом требований времени. Понимая необходимость пропаганды таких знаний, многие школьные библиотеки пытаются создавать свои варианты программ. Появились методические пособия (в 2-х книгах), разработанные ГНПБ им. Ушинского, которые можно очень хорошо использовать в своей работе.
В целом, учебные программы по информационной культуре должны включать следующие традиционные разделы:
- категория книги, ее структура, научный аппарат;
- развитие книгоиздания;
- история возникновения и развития библиотек, в том числе особенности библиотек разных типов;
- школьная библиотека, ее особенности и специфические функции;
- справочно-библиографический аппарат библиотеки (каталоги, картотеки, энциклопедические издания, библиографические издания);
- библиографирование документов, принципы создания указателей, списков, обзоров;
- аналитико-синтетическая переработка документов (создание аннотаций, рефератов, конспектов, другие формы свертывания и переработки информации);
- реальные приемы работы с текстом, в том числе психология чтения и техники продуктивного чтения;
- характеристика информационных ресурсов в государственном и региональном аспектах;
- поиск информации и работа с ней в компьютерных сетях, в частности – в Интернете; ресурсы и сервисы Интернета;
- принципы организации и использования библиографических, фактографических и полнотекстовых баз данных по различной тематике;
- приемы самопрезентации в Интернете (создание личных страниц).
Помимо учебных программ всего курса “Информационная культура” библиотекари могут разрабатывать локальные учебные программы для факультативов на эту тему или делать подробные разработки отдельных разделов или уроков. Специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрываются в динамике от класса к классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении. В своей работе работники школьных библиотек должны ставить следующие цели: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся:
- умение задавать грамотно вопрос;
- знание источников информации и умение ими пользоваться;
- умение правильно применить найденную информацию.
Освоение этого курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся программа предоставляет библиотекарю широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала. Для проведения занятий могут быть использованы традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста (конкурс, турнир, викторина). . В последние годы эти формы обогатились за счет введения элементов занимательности: проводят библиографические КВН, викторины и конкурсы среди различных групп читателей.
Хорошо зарекомендовали себя такие игровые мероприятия, как „Информины“. „Инфор-мина“ (от сочетания слов „информация“ и „викторина“) — это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями для нахождения необходимых изданий, сведений и т. д. Таким образом, на занятиях практикуются методы коллективной совместной деятельности, самостоятельный труд учащихся, соревновательные и игровые приемы. Многие занятия проводятся совместно с педагогами: занятия по словарям русского языка – с педагогами-словесниками, о художниках-иллюстраторах – с учителями ИЗО, обучение работе с электронным каталогом – с учителями информатики.
При проведении любого библиотечного занятия теоретическая часть обязательно закрепляется практической. В качестве закрепления урока проводятся уроки-соревнования на разыскания; на такого рода занятиях ребята выступают в роли библиотекаря, помогая подобрать литературу на заданную тему или найти конкретный ответ на запрос. По давно сложившейся традиции школьные библиотекари уделяют больше всего внимания формированию информационной культуры в начальном звене. Работа ведется в системе, начиная с первого класса, позволяя ребенку постепенно накапливать и углублять знания о книге. С первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги и отличать ее от периодического издания.
В среднем звене темы занятий, проведенных в начальной школе, повторяются и добавляются новые. В объем знании и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях. Углубляются знания учащихся о библиографических пособиях, их специфике, типах, ее создателях. Более подробно и глубоко изучаются структура книги, ее история, художественное оформление, особенности изданий для подростков. Учащиеся знакомятся со справочным аппаратом школьной библиотеки, с традиционными каталогами и картотеками, с электронным каталогом. Предпочтение отдается изучению алгоритмов работы со справочной литературой. Ставится задача научить ребят четко различать отраслевую литературу, знать систему ее расстановки в фонде и соотносить с отражением ее в каталогах и картотеках.
Знания и навыки учащихся 7-9-х классов характеризуются расширением диапазона познавательных интересов. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается прикнижная библиография, справочный аппарат книг, углубляются знания об элементах книги (форзац, титульный лист, фронтиспис, комментарии и их разновидности). Изучаются темы: „Работа со справочной литературой“, „Характеристика научно-познавательной литературы“, „Как работать с критической литературой“. В работе со старшеклассниками необходимо формировать у них навыки быстрого поиска информации, приемы развертывания ее при чтении библиографических источников, технологии составления списков литературы, библиографического ее описания. Если методам самостоятельной работы с книгой, конспектированию и реферированию может научить педагог, то вышеперечисленные навыки может сформировать только библиотекарь. Статистика по России констатирует, что две трети учащихся старших классов обладают низким уровнем информационной культуры, и это, несомненно, отрицательно сказывается на их последующей учебной и профессиональной деятельности. Неумение работать с информацией ярко проявляется в тех случаях, когда старшеклассники начинают участвовать в исследовательских проектах, научно-практических конференциях, олимпиадах, пишут и защищают рефераты. Школьному библиотекарю необходимо ориентироваться на то, что в библиотеках вузов и техникумов наш выпускник будет вынужден вести поиск в электронном каталоге. Для старшеклассников не лишним было бы проводить экскурсии в библиотеках разных видов и типов (областная юношеская, областная научная, ГПНТБ), фондами которых они будут пользоваться в качестве студентов, чтобы они имели представление об их назначении, особенностях их ЭК. Для учащихся старших классов полезны уроки, на которых они знакомятся с основными приемами работы с текстами, способами записи прочитанного, правилами составления списков литературы и алгоритмом написания реферата и научных работ.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ