Сценарий театрализованного представления «Тайна сокровенного знания»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОПАХОРСКАЯ СОШ
Районное методическое объединение учителей географии
Игровые технологии в обучении предметов
естественно-научного цикла
«Тайна сокровенного знания»
Сценарий театрализованного представления.
учитель географии и природоведения
МОУ Краснопахорская СОШ
Желтикова А.В.
Апрель 2011
Игровые технологии в обучении предметов
естественно-научного цикла
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.
Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов: обобщение и повторение знаний, изучение нового материала, формирование практических навыков и умений.
Это могут быть игры-путешествия, игры-соревнования, деловые игры в старших классах, геолото и другие.
В последнее время, к сожалению, стала наблюдаться тенденция к снижению понимания значимости естественных наук, в частности географии. Это неизбежно приводит к ослабеванию интереса к данному предмету со стороны учащихся, восприятию его как второстепенной дисциплины.
Для развития и поддержания интереса школьников к предмету мной не только расширяется набор приемов обучения на уроках, но и проводится работа по вовлечению учеников к активной внеклассной работе. Регулярно осуществляются тематические экскурсии, создание проектов, участие в предметных неделях.
Чаще всего на предметных неделях используются игры: Брейн-ринг, «Счастливый случай», «Слабое звено», «Поле чудес», «Тропа знаний».
В этом году мной была опробована иная игровая форма, суть которой сводится к проведению театрализованного представления с участием самих учащихся.
Предварительно перед детьми был поставлен проблемный вопрос о приоритетности среди естественных наук, который должен был решиться через творческую активность учащихся, а именно – создание сценария театрализованного действия.
На следующем этапе был проведен конкурс по определению самого интересного и творческого сценария. Активными экспертами в данном вопросе выступали учащиеся старших классов.
Победителем был выбран сценарий сказки-путешествия, который в дальнейшем был мной совместно с детьми доработан по содержанию и форме.
Этот проект вызвал неподдельный интерес у школьников, каждый из которых старался принять активное в нем участие.
На мой взгляд создание сценариев театрализованных действий, с их последующей постановкой с участием школьников актуальны и применимы как для среднего, так и для старшего звена, т.к. в такой форме работы достигается широкий круг целей и решается целый ряд педагогических и воспитательных задач:
- повышается интерес к предмету;
- формирование образного восприятия предмета;
- расширение кругозора в образовательной области;
- способствовать выбору профиля обучения на старшей ступени образования;
- развитие самостоятельного мышления;
- развитие творческого начала;
- развитие навыков коллективного взаимодействия.
Тайна сокровенного знания
Сценарий театрализованного представления.
Ведущий: В большом-пребольшом царстве знаний жил-был добрый и мудрый князь естественных наук. И было у него четыре дочери: География, Биология, Химия и Физкультура. И всем были дочки хороши: и умницы и красавицы, да только не было мира между ними. Постоянно сестры ссорились, а все по одной причине, кто же из них нужнее, кто полезнее, а значит и кто важнее.
Долго думал князь, как же примирить дочерей своих любимых да ненаглядных, но все никак придумать не мог, и потому печалился сильно. Но в один прекрасный день пришел к нему его советник и предложил отправить всех четырех в совместное путешествие,
Князь: Доченьки мои любимые, где же вы? Подойдите ко мне поскорее, да не мешкайте, поторапливайтесь!
Из-за кулис выходят дочки непрестанно толкая друг друга и тихо переругиваясь.
Биология: А я все знаю про все живое, как кто на свет появляется и почему, кто как растет. И про людей все знаю, и про животных и про растения всякие. Знаю про рыб, что по морям-океанам плавают, да и в реках-озерах проживают, про насекомых, жучков-паучков, мух, бабочек стрекоз, все я знаю. Все живое мне известно!
Химия: Да что твое живое! Я зато знаю из чего все твое живое состоит, каждую частичку могу в своей таблице найти. А еще знаю, как эти частички друг с другом объединяются и разбегаются. Я даже если захочу смогу сделать даже ТО ЧЕГО, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
География: А куда идти вашему живому, где ваши частички искать? Кто знает? Я! А как и почему дожди идут, питая ваши растения, как моря и реки образуются, где ваши рыбы плавают и как по ним плавать, кто знает? Я!! А как через горы перебраться, как в пустыне не потонуть в зыбучих песках? Это тоже я знаю!!! А еще только я знаю, где ваши частички в земле-матушке искать!!!
Физкультура (подбоченясь, попеременно напрягая мускулы то на одной, то на другой руке): Ага, значит вы все знаете, умные то-бишь… Ага… Зато я СИЛЬНАЯ!!! Как сейчас дам больно каждой в лоб, все про свои пути-дороги, птичек-рыбок и частички разные позабудете!!!
Князь: Тише доченьки, не ссорьтесь, я для вас задание придумал…
Дочки (все сразу, перебивая друг друга): Я! Я!... Только Я! Я одна смогу… Мне поручи!
Князь: Нет, доченьки, я такое дело поручу вам всем сразу, ибо дело непростое и ответственное дюже! Надобно из тридевятого царства от старого мудреца свиток Сокровенного Знания доставить! Так что держать вам путь дорогу всем вместе! Ступайте, да поспешайте!
Выходят дочки из дворца, оглядываются вокруг, недружелюбно косятся друг на друга. Начинают спорить в какую сторону идти. Каждая показывает в своем направлении. Наконец рассорившись, разбегаются в разные стороны.
Ведущий: разбежались дочки по сторонам разным, да только все равно все четверо угодили в лес волшебный. Целый день плутали, натыкаясь друг на друга, но так и не решаясь пойти вместе. А день клониться к вечеру начал.
Сцена. На пеньке сидит География и с любопытством изучает какой-то большой лист, попутно делая какие-то записи в блокноте, измеряя что-то не листе линейкой.
С разных сторон выходят остальные сестры, уставшие охают и хромают.
Химия: Ой, сестрицы гляньте-ка! Злыдня какая! Свиток ведь небось раздобыла втихаря, нам ничегошеньки не сказала, сидит читает!
Биология: Экая пакостница, ведь побежит к отцу сейчас, скажется лучшею, а мы так тетёхами и останемся перед всем честным народом!
Физкультура: Ага… Побежит… Ну и пусть бежит, все равно далеко не убежит! Догоню и как дам больно! И свиток-то мой будет! И это я к отцу пойду, а он меня лучшею наречет. А вы так действительно и будете тетёхами…
Все трое с угрожающим видом молча крадутся к Географии. Та вскакивает.
География: Тише, сестрицы, тише! Не свиток это вовсе, а карта царства нашего, а вот и карта тридевятого царства. Я маршрут прокладываю!
Трое остальных сестер хором: Что-о-о???
Химия: Дай посмотреть! Хм. Какие-то непонятности… Ни формул тебе, ни таблицы…
Биология: А ну-ка… Допустим это карта. Так что же, вот эта линия, вся такая кривая и ломаная наш маршрут? Здесь же все просто: по прямой раз-два и готово. А ты небось решила нас водить-уводить, за нос поводить, чтоб устали мы да и заплутали вконец, а ты хитрованка сама карту одна цап-царап и к папеньке?
Физкультура: Ага… Вы то может и устанете, а я подготовленная, сильная, меня так просто на обскачешь. Ща как дам больно!
География: Да вы сестрицы опять все не так поняли! Как тут прямо-то пройти? Вот здесь видите – болото, его конечно с юго-запада было-бы короче обойти, да только горы там высокие, так что только через северо-восток…
А здесь повернуть надо, ибо пески зыбучие на пути у нас, а тут и по речке на лодочке срезать можно. Вот так-то.
Химия: Похоже правду говорит, да только завтра уже путь наш продолжать надо. А сейчас покушать бы чего…
Физкультура: Да… покушать пора. У нас, спортсменов вообще с питанием режим строгий, а я тут с вами и обед пропустила и полдник, а если без ужина останусь, то вообще осерчаю…
Остальные сестры хором: И дашь всем больно?
Физкультура: Не… Не смогу… Ослабла совсем.
Устало опускается рядом с Географией на пенек.
География: Не грусти, сестрица. Мы ведь в лесу, а тут еды полным-полно. Вон, смотри видишь гриб, огромный такой…
Физкультура (радостно вскакивая): Где?
География: Да вон там, красный такой с точками белыми, экий красивый!
Биология (озабочено): Стойте-стойте, сестрицы, не вздумайте его есть, это же мухомор. Отравитесь. Сейчас я вам покажу, что в лесу съедобного, а что кушать совсем нельзя. Вон черника – ягода и вкусная и для глаз полезная, а вон – волчье лыко: красиво на кусту блестит, да только сущая отрава. Ну, с мухомором вы уже знакомы, а вон стоит подбоченясь гриб-боровик, он же Белый Гриб, царь всех грибов, но осторожнее, рядом с ним из-под листа выглядывает его двойник, ложный белый, он же гриб-горчак.
В общем я сейчас сама все съедобное соберу, да и вас накормлю
(ходит, собирает в подол ягоды)
Биология: Ну вот сестрицы, конечно не царский стол, но подкрепиться можно, а завтра поутру снова в путь.
Ведущий: Уснули сестрицы на мягком мху крепким сном, прижавшись друг к другу, а поутру поднялись и дружно двинулись в путь. К середине следующего дня достигли они замка мудреца.
Сестры хором: Мудрец-мудрец, выйди к нам, по важному делу к тебе из царства знаний через леса-поля, да реки мы к тебе прибыли.
выходит Мудрец
Мудрец: Здравствуйте красавицы, здравствуйте умницы. Наслышан я уже о вас и даже знаю, зачем пожаловали, да только прежде отгадайте мои загадки!
Сестры хором: загадывайте, дедушка, да поскорее только, а то спешим мы сильно!
Мудрец: Экие вы быстрые! Нате-ка вам листок, прочтите загадки и ответы мне на них дайте!
Сестры удивленно: Так здесь же пусто!
Мудрец (радостно пританцовывая с ехидной улыбочкой): А вот и не пусто. Просто чернилами такими написано, что не каждый прочитать сможет.
Химия: Кажется, я что-то понимать начинаю. Дайте сестрицы мне этот листок сюда! Да, точно, это симпатические чернила. Они состоят из крахмала, а чтобы их прочесть, надо полить сверху йодной настойкой.
Достает из кармана несколько баночек, по очереди сыпет из них на лист.
Сестры хором: гляньте, гляньте, действительно буквы, а вот и все загадки прочесть можно.
Загадки про каждый предмет. Читает мудрец. Отгадки после недолгого обсуждения сестры дают хором
Химия: Я возьму ракушек кучку,
На них капну кислотой
Что же? Что же? Здесь получим?
Почему погас огонь?
То не ветер пламя гасит
Здесь реакция такая
Что выходит СО.
География: Широка страна моя родная
Много в ней полей, лесов и гор
Но на небе дыры возникают
И в Байкал стекает грязный сор.
Биология - наука класса самых важных
Так как требует она
Ответов точных, разных
Как скрестить, кого и с кем
Где тычинка, пестик
Это интересно всем.
Мудрец: Вот какие умницы-красавицы! Все загадки мои прочесть смогли, и отгадали верно. Отдам я вам Свиток сокровенного знания. И легкого вам пути обратно, и папеньке своему мой поклон, да наилучшие пожелания.
Идут по лесу. Трое веселых, только Физкультура грустит.
Физкультура (периодически вздыхая и охая): Бедная я несчастная, ни на что не годная. Все пригодились: География нам путь-дорогу указала, Биология накормила, Химия помогла загадки прочитать. А я зачем? Совсем бесполезная…
Вдруг из-за кулис выбегают Разбойники. С криками, свистом и гиканьем налетают на сестер, отталкивают Физкультуру, отбирают свиток и убегают
Физкультура (отряхиваясь и оглядываясь): Это я не понял… Че было-то… Кто, как. Ну и дела…
Остальные три сестры хором причитают: Ой отобрали, ой злыдни, что делать-то… Как же к папеньке-то. Ой беда-беда. Вот позор-то.
Физкультура: А-а-а, поняла! Ну держитесь!!!
Убегает за разбойниками. Через минуту возвращается радостная со свитком в руках.
Физкультура (бодро и гордо): Догнала! А чего-же не догнать? Они разбойники народ курящий, спортом не занимаются, только и могут что гуртом на прохожих нападать. Ну ничего, теперь надолго запомнят! Как я им дала БОЛЬНО!
Все четверо скрываются за кулисами.
Ведущий: Вот так в радостном настроении и вошли они в отчий дом. А на пороге встречал их князь.
Князь: Ну как доченьки, исполнили что велел?
Дочки хором: да!
Дочки наперебой: Ой, что было-то. Сначала заблудились, а География дорогу проложила, потом от голода животы посводило, да Биология накормила, а друг-то твой Мудрец каков: невидимых загадок назагадывал, только Химия их все равно прочитать нам помогла. А разбойники, разбойники-то на обратном пути чуть не обокрали, но Физкультура нас защитила!
Князь (улыбаясь и нетерпеливо потирая руки): Ну давайте-давайте, разворачивайте…
Дочки вместе разворачивают свиток.
Дочки хором: А, ну это мы уже проходили. Видно Мудрец не знает, что дважды шутка уже не шутка. Или у него все такими невидимыми чернилами написано.
Князь: Да не написано там ничего. Пустой он.
Дочки изумленно: Как? А в чем же тогда сокровенное знание???
Князь (поворачиваясь к залу и выходя на середину сцены): А сокровенное знание в том, что нет предметов неважных, нет предметов ненужных. Каждый предмет – это наука, и каждая наука всем нужна, для всех важна и свою пользу всем приносит. Запомните это и учите усердно!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ