СТАТЬЯ "РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УРОКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования № 491 «Марьино» г. Москвы
СТАТЬЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УРОКАХ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(из опыта работы классного руководителя
по формированию навыков проектной деятельности)
Автор:
Саберова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж 17 лет,
высшая квалификационная категория
эл. почта: [email protected]
2013 г.
2012–2013 учебный год, начало. «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь». Те, кто взял в этом году пятиклассников, поймут, почему я вырвала из контекста «Реквиема» Анны Ахматовой именно это строчку. В начале учебного года многие из нас, если не все, восприняли «каменное слово» ФГОС как приговор. В голове каша, а тут ещё нам объясняют, что по ФГОС учащиеся должны быть заняты внеурочной деятельностью 10 часов в неделю. Из них 1 час – это обязательная проектная деятельность, которую должны вести классные руководители. При этом ни программы, ни учебников нет.
Для начала мне надо было понять, что такое «современный урок». На многие свои вопросы получила ответ, пройдя дистанционные курсы в научной школе А.В. Хуторского. В одной из его лекций прочитала: «Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося».
Хорошо выстроенный современный урок будет развивать у учащихся универсальные учебные действия (УУД) и приведёт к хорошим предметным, метапредметным и личностным результатам.
Я поняла, что, обучая детей проектной деятельности и применяя полученные ими навыки на своих уроках, я формирую все (!) виды УУД, добиваясь предметных, метапредметных (работа с текстом, с ИКТ и т.д.) и личностных результатов у каждого ребёнка, т.к. работа в группах, а затем рефлексия (анализ собственной деятельности и деятельности других, полученных знаний и умений) деятельности каждого позволяет охватить всех учащихся в классе – нет таких, кто просто отсиживается. Это несомненный плюс.
В сентябре мы с моим 5-м классом начали работу с того, что разобрали виды проектов:
1. Практико-ориентированный проект. Имеет целью решение социальных задач.
2. Информационный проект. Разрабатывается для сбора информации о чём-либо с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
3. Исследовательский проект. По структуре похож на научное исследование.
4. Творческий проект. Предполагает создание альманахов, театральных постановок, фильмов, рисунков и т.п.
5. Ролевой проект. Самый сложный. Учащиеся выбирают для себя литературных или исторических персонажей, вживаются в них и с их точки зрения пытаются ответить на проблемные вопросы в дискуссии или монологе.
6. Языковой (лингвистический) проект. Направлен на формирование речевых умений и навыков, изучение фольклора и др.
7. Культурологический проект. Направлен на изучение историко-географических, этнографических, политических особенностей события, процесса и т.п.
8. Игровой проект. Узкоспециализированный, направлен на изучение специфических терминов, профессиональное моделирование в выбранной сфере деятельности.
Выяснили, что учащимся 5–6 классов легче и интереснее заниматься информационными и творческими проектами. В моём музыкальном классе больше творческих проектов (защита рисунков, инсценировок, создание брошюр).
Далее мы осваивали этапы работы над проектом:
1. Постановка проблемы, её анализ, выбор темы проекта.
2. Выдвижения вариантов решения проблемы и планирования деятельности по реализации проектов (формирование групп, поэтапное планирование работы).
3. Сбор и структурирование информации.
4. Изготовление и оформление продукта.
5. Выбор формы презентации (электронная версия, плакат, брошюра, инсценировка и т.п.) и её подготовка.
6. Презентация.
7. Рефлексия.
Самым трудным этапом для нас оказалась рефлексия. Для того чтобы помочь детям, я подготовила для них раздаточный материал для рефлексии (вопросник):
Чтобы оценить выступление, ответьте на вопросы:
1. Правильно ли двигались выступающие?
2. Уместны ли были мимика и жесты?
3. Соответствовал ли внешний вид выступающих обстановке и задаче выступления?
4. Смотрели ли выступающие на своих зрителей?
5. Была ли информация новой и интересной?
6. Понятна ли главная мысль выступления?
7. Оригинально ли была подана информация?
Иногда, когда работу группы критиковали, доходило до слёз детей. Мне тоже трудно было не вмешиваться, принимать их точку зрения и не навязывать свою.
Любое исследование начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема. Именно поэтому проектная деятельность учащихся – это одна из наиболее сложных форм самостоятельной работы. Метод проектной деятельности хорошо реализуется на проблемных уроках и уроках-обобщениях пройденного материала.
Современный урок требует, в частности, открытого задания. «Нужно сформулировать для детей проблему с неизвестным для них и для нас решением. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда задание формулируют сами ученики» (А.В. Хуторской). На курсах научной школы А.В. Хуторского я разрабатывала такую учебную ситуацию, где предоставила ученикам для их работы созданный мною кейс (материал для работы над проблемным вопросом). Мою работу прокомментировали так, что это уже не открытое задание, т.к. я «зажала» его рамками кейса.
Мой класс прошёл диагностику МЦКО (Московский центр качества образования) по проектной деятельности. В работе были представлены три общие темы («Экскурсия по Москве», «Цветы в интерьере», «Праздничный стол»). Каждая из 4-х групп, на которые был разделён класс, сама выбрала тематическое направление. Две группы конкретизировали темы, превратив их в свои собственные задания. Например, «Экскурсия по Москве в метро» и «Цветочный городок в детском санатории». Учащимся был предоставлен материал, но при этом они могли им не ограничиваться, а использовать интернет-ресурсы. Вот это и есть открытое задание.
Уроки проектной деятельности учат детей распределять время и обязанности, в этом им помогает «Лист продвижения по работе». Результатом урока становится проектный продукт. Презентация продукта – это не только привычная электронная версия, но ещё и рисунки, плакаты, брошюры, инсценировки. У меня в 5 классе был интегрированный урок (литература + проектная деятельность) по теме «Сказка С.Я. Маршака «12 месяцев» с опережающим домашним заданием (у учащихся было 2 дня на подготовку проекта). На уроке же были презентация проектов и рефлексия. Ученики сами разделились на группы (на момент начала урока я сама не знала, сколько групп будет), сами выбирали логически законченный эпизод сказки для инсценировки. Свой выбор они объясняли, отвечая на вопросы: почему они взяли именно этот эпизод? какая проблема в нём поднимается? как они разделяли обязанности? кого выбрали главным в группе и почему? к какому выводу пришли, вживаясь в образы героев сказки?
Новый учебник литературы предполагает работу с проектами. Там есть задания с пометой «Проект». Например, нарисовать рисунок по одному из стихотворений С.Есенина. Учащимся хорошо удаётся защищать свои рисунки. В таких заданиях, как правило, предлагаются тема и форма проекта. Учащиеся же ищут проблемный вопрос, ставят перед собой цели, определяются с продуктом и его презентацией самостоятельно.
Метод проектной деятельности помогает ученику стать живым участником образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта.
В статье использовалась следующие материалы:
- «Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителей», Г.В. Александрова, БАЛАСС, 2010
- Дистанционный оргдеятельностный курс «Методика разработки эффективного урока в условиях реализации ФГОС», 2013, Институт образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос», Научная школа А.В. Хуторского, http://www.eidos-institute.ru, e-mail: [email protected]
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ