ТОК – ШОУ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Краснинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Ленинск-Кузнецкого район Кемеровской области












ТОК – ШОУ

«РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ».






подготовила

воспитатель

Сулешко Татьяна Владимировна









С. Красное

2012


ТОК – ШОУ

«РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ».

ЦЕЛЬ:

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

ЗАДАЧИ: дать участникам возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении ситуаций;

развитие памяти, внимания, логического мышления;

воспитывать необходимость осуществления профориентационной работы в соответствии с формированием гармоничной личности, в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

ОБОРУДОВАНИЕ: Флоротабло, список профессий, карточки с ситуациями (прил. 2), сигнальные карточки (прил. 3), схема «Выбор профессии».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходиться играть различные роли. Одна из главных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующей специальных знаний и опыта. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч. Сделать хороший выбор профессий – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход. То есть формула выбора может быть выражена словами: «НАДО», «МОЖНО», «ХОЧУ» (пояснение диаграммы) (прил. 1).

Выбор профессии

а – зона оптимального выбора;

б – зона совпадений и стремлений личности с потребностями общества в кадрах;

в – зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.

При выборе профессии выпускники совершают ряд типичный ошибок. Я их перечислю.

Ошибки и затруднения пи выборе профессии.

  1. Отношение к выбору профессий как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование.

  2. Предрассудок, когда некоторые профессии считают недостойными.

  3. Выбор профессии за компанию, чтобы не отставать.

  4. Перенос отношения к представителю той или иной профессии на сому профессию.

  5. Увлечение только внешней стороной профессии.

  6. Отождествление школьного предмета с профессией.

  7. Неумение разобраться в своих личных качествах.

  8. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

(«Технология» Симоненко В.Д.)


Вам еще предстоит сверхзадача выбора профессии, а сейчас придется каждому сыграть роль. Шекспир когда-то заявил устами одною из героев пьесы «Как вам это нравится?»:

Весь мир театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль…

Каждый ученик делает выбор по флорограмме (табло с изображением представителей флоры – их 15. Каждый вид – это код профессиограммы, это описание особенностей профессии).


ФЛОРГРАММА

(изображены растения и написаны их названия)

МАК – юрист РЯБИНА – экономист

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ – косметолог ТЮЛЬПАН – учитель

РОЗА – пилот ЛИЛИЯ – эколог

МАТЬ-И-МАЧЕХА – менеджер по рекламе

РОМАШКА - бухгалтер КУВШИНКА – оператор ЭВМ

ЕЛЬ – психотерапевт ПИОН - плотник

МАЛИНА – журналист ГЛАДИОЛУС – офицер

КАЛИНА – налоговый инспектор КОЛОКОЛЬЧИК – композитор

Учащиеся, прослушивая профессиограмму, ориентируются на перечень профессий.



Перечень профессий (50% используется в игре).

  1. Врач 9. Бухгалтер 17. Певец

  2. Учитель 10. Официант 18. Композитор

  3. Косметолог 11. Психотерапевт 19. Оператор ЭВМ

  4. Политик 12. Экономист 20. Инспектор по налогам

  5. Юрист 13. Контролер 21. Секретарь

  6. Продавец 14. Повар 22. Плотник

  7. Пилот 15. Эколог 23. Столяр

  8. Писатель 16. Токарь 24. Агроном


Ведущий: Французский философ Клод Гельвеции считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление идет. Вы себя строите, создаете, а сейчас сделайте свой выбор по флоротабло, назовите растение, которое вам больше нравится, а я зачитаю вам профессиограмму, которая закодирована этим растением. В ней 5 блоков информации. Вы поднимите сигнальную карточку тогда, когда будете уверенны в ответе. Отвечаете на первый блок, получаете 5 баллов, на второй – 4 балла и так далее. Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь, получаете ситуацию по своей профессии. Выбор делаете по очереди.


Профессиограммы.

Гладиолус: Офицер

  1. Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики, отличное знание своей службы – 5 баллов.


  1. Несколько раз во время службы меняет место жительства и работу. Трудоустройство определяется условиями контракта – 4 балла.

  2. Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет – 3 балла.

  3. Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат – 2 балла.



  1. Олег Газманов поёт, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища – 1балл.

Каждую профессиограмму будет сопровождать поэтическое вступление или цитата. Для офицеров это слова А. Суркова:


Только отважным героям

Радость победы дана.

Смелый к победе стремится,

Смелым – дорога вперед,

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берёт.

Подсолнух: Эколог

  1. Этот специалист так формирует свой собственный способ использования живых ресурсов природы – брать в природе только проценты, основную часть оставлять нетронутой – 5 баллов.

  2. Обладает способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью, готов защищать природу, наблюдателен – 4 балла.


  1. Этот специалист констатирует:

Но жадность сжигает людей иных

Раньше, чем довелось родиться.

И люди порою «братьев меньших»

Не бьют, а «гуманно» лишь грабят их,

Грабеж – это всё-таки не убийство. – 3 балла.

  1. Проводит количественные учёты, инструментальные измерения, собирает образцы растений, животных, почв для изучения и анализа, работает в заповедниках. – 2 балла.

  2. Этот специалист знает, что в начале 90-х годов каждый день в мире погибало около 50 видов животных, смывалось 87 млн. грязи, засорилось 55 га леса и т. п. – 1 балл.

Ведущий: Ещё Фёдор Тютчев отмечал, что Природа – живая часть мироздания:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


Мак: Юрист

  1. Их иногда называют буквоедами, им приходится интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов. – 5 баллов.

  2. Умеют убеждать, ставить и решать проблемы, вести переговоры, имеют качества исследователя, навыки практической психологии, владеют техническими средствами. – 4 балла.

  1. Прогнозируют последствия применённых правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами. – 3 балла.

  2. Как известно, правда и в огне не горит, и в воде не тонет. Специалистам приходится осваивать истину, быть аккуратным, гибким. – 2 балла.

  3. Сегодня все больше внимания уделяют вопросам правового регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. – 1 балл.

Ведущий: Юрист призван помогать людям, восстанавливать справедливость, ведь не все желают соблюдать законы, а древнегреческий философ Платон еще в IV веке до нашей эры говорил «Людям необходимо установить законы и жить по законам иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей».

Анютины глазки: косметолог

  1. Этот специалист признан, компенсировать недостатки природы. Подавляющее большинство клиентов – женщины. – 5 баллов.

  2. Консультирует клиентов по вопросам питания, проводи процедуры, выписывает рецепты, изучает причины незначительных заболеваний. – 4 балла.

  3. имеет следующие умения и навыки: готовность служить клиенту, способность продвигать товары и услуги, опыт продажи различных кремов, масок и т.д. – 3 балла.

  4. Они служат красоте:

Красота загадочней, ярче и шире,

Словно всюду от счастья висят ключи. – 2 балла.

  1. Делаю маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы. Работают в парикмахерских, косметических салонах, гостиницах, ведут собственную практику. – 1 балл.

Ведущий: ещё много веков назад римский поэт Публий Овичий подчеркивал:

Божий дар – красота;

И если прикинуть без лести,

То ведь придется признать:

Дар этот есть не у всех.

Нужен уход красоте,

Без него красота погибает.

Даже если лицом

Схожа с Венерой самой.


Роза: Пилот

  1. Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют свою жизнь многие люди. – 5 баллов.

  2. Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами. – 4 балла.


  1. У работников должно быть острое зрение, хороший слух, развитая память, высокая работоспособность. – 3 балла.

  2. Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готовым работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасности и сочувствия людям. – 2 балла.

  3. Они могут петь:

Первым делом, первым делом самолеты,

Ну а девушки? А девушки потом. –1 балл.


Ведущий:

А сами пилоты становятся не сразу.

Летчик над тайгою точный курс найдет,

Прямо на поляну посадит самолет.

Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски,

В общем-то, зеленый, молодой народ.

(Гребенников Н.)

Тюльпан: учитель

  1. Специалист разрабатывает содержание занятия и создаёт творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. - 5 баллов.


  1. Имеет качества исследователя, организаторские способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, умение ладить с детьми и взрослыми, использовать современные технические средства обучения. – 4 балла.

  2. Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. – 3 балла.

  3. Двадцать пар за указкой следят,

Куда ж это Волга впадает?

Что жители делают и что там растет,

Иван Иваныч всем объясняет. – 2 балла.

  1. Даст адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных или частных школах. – 1 балл.

Воспитатель:

Быть учителем прекрасно, трудно, ответственно, волнительно, занимательно.

Пусть будет меньше праздников, чем буден,

Но тот, кто стал учителем, поймёт,

Какое счастье – быть полезным людям,

Учить Его Величество – народ!



Ромашка: бухгалтер

  1. Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а на какие расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1.000.000. человек. – 5 баллов.

  2. Им должен быть учтён каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде. – 4 балла.

  3. Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережность и неприятие коррупции. – 3 балла.

  4. Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговорками: «Деньги счет любят», «Деньги счетом крепки». – 2 балла.

  5. Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста – балансовый отчет, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700году. – 1 балл.

Ведущий: Все мы знаем, что нас, людей, от животных отличает наличие сознания, а поэт Губерман даже высказался более конкретно:

Наша разность –

Не в мечтаниях бесплотных,

Не в культуре и не в туфлях на ногах,

Человека отличает от животных

Постоянный счет и забота о деньгах.

Пион: плотник.

  1. Когда-то они гвоздями не пользовались, а ценили топор, говоря: «Топор – всему делу голова». Эта профессия распространена и нужна всегда. – 5 баллов.

  2. Этот специалист на строительстве объекта занят от начала и до конца строительства. Он одевает здания в леса, вставляет окна, двери. – 4 балла.

  3. Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью. – 3 балла.

  4. В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так: «Мой глаз – ватерпас». – 2 балла.

  5. Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен без гвоздей. – 1 балл.

Ведущий:

Звонко стучат топоры.

Возносятся стены послевоенной поры.

Работа кипит. Только держись!

Это в село возвращается жизнь.

Кактус: журналист

  1. Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, даёт оценку ситуациям. – 5 баллов.

  2. Способен оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее, должен быть объективным. Должен уметь писать тексты, сценарии, делать видео – и фотосъёмки. – 4 балла.

  3. Участвует в пресс-конференциях, в различного рода демонстрациях, судебных заседаниях, военных операциях, встречах акционеров. - 3 балла.

  4. Сотрудничает с местной администрацией, милицией, службой скорой помощи, больницами. – 2 балла.

  5. Местом его работы может быть телевидение, радио, газета, журналы, любое периодическое издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний. – 1 балл.

Ведущий:

Газетная заметка 10 строк.

Раскрыт секрет ещё одной страницы.

Предвидел ли могущественный Бог,

Что этакий с ней казус приключится?

Жила себе незрима и вольна,

Носилась безымянная по свету…

И вот в газе наименована она –

И таинства волнующего нету…

Когда все участники «выберут» себе профессии, то они получают карточки с ситуациями (прил. 2). Здесь ответ оценивается по трехбалльной системе.

Ведущий: У вас росли года.

Исполнилось семнадцать.

Встаёт вопрос: что делать?

Чем в жизни заниматься?

Чтобы найти решение на пять,

О профессиях побольше надо знать.


Сейчас я буду называть профессию, и давать несколько вариантов ответа, в которых объясняется, чем занимаются специалисты данной профессии. Вы делаете выбор и поднимаете сигнальные карточки: первый номер ответа – красная карточка, второй – желтая, третий – зеленая. У вас есть возможность набрать ещё несколько баллов.


ГЕРОНТОЛОГ

  1. Специалист, изучающий жизнь героев.

  2. Специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры.

  3. Специалист, изучающий старения живых организмов.




МЕТРОЛОГ

  1. Испытатель эскалаторов в метро.

  2. Контролер измерительной техники.

  3. Изготовитель швейного инструмента.


ВАЛЬЦОВЩИК

  1. Специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе.

  2. Вальщик деревьев в лесу.

  3. Специалист, изготавливающий коленчатые валы.


ПРОВИЗОР

  1. Составитель меню.

  2. Ревизионный работник в столовой.

  3. Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.




КИНОЛОГ

  1. Работник киностудии.

  2. Собаковод.

  3. Изготовитель киноэкранов.


ФЛОТАТОР

  1. Работник в торговом флоте.

  2. Работник в сельском хозяйстве по изготовлению инвентаря.

  3. Работник, обслуживающий машины по разделению минералов.


Ведущий: Итак, ребята, подведем итоги. У каждого из вас была возможность набрать 18 баллов.

(Церемония поздравления и вручения призов победителям).

В заключение же я хочу сказать, что каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, свободный выбор работы.

Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.




Литература.

  1. С. Петева Мир профессий: Человек – природа, - М.: Молодая гвардия 1985.

  2. Е. Прощитская. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы – М.; Просвещение, 1991.

  3. Н.С. Пряжников: Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. 8-11кл, «ВАКО», Москва, 2005.

  4. М.С. Гуткин, П.С. Лернер и др.: Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобр. учреждений /2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

  5. А. П. Соловьев: Правила выбора профессии: пособие для родителей и учителей – Лениздат, 1975.

  6. М. Ю. Савченко: Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: ВАКО, 2005.



























Приложение 1


ДИАГРАММА.









НАДО

можно









ХОЧУ
























Приложение 2

Карточки с ситуациями.


Ситуация для офицера.

Почти 300 лет назад шведская армия вторглась в Россию. Русское войско выступило под командованием Петра I. Решающее сражение произошло под Полтавой. В ночь накануне битвы Петр не спал – одолевали заботы. Под утро вбежал граф Шереметьев и сказал, что на сторону шведов переметнулся унтер-офицер Семеновского полка. Петр задумался. Если перебежчик расскажет о русском лагере, то поражения не миновать. Особенно Петра беспокоил отряд новобранцев. Солдаты необстреляны могут сплоховать в бою. Шведы, узнав об этом, постараются направить удар по слабому месту. Что бы вы сделали на месте Петра?

(Ответ: изменить план сражения, переодеть новобранцев в форму другого полка, закаленного в боях, а их – в форму новобранцев).





Ситуация для эколога.

Поясни с точки зрения эколога каждую строчку:

- Эти, Байкал загубили которые.

- Только в Байкале живут эпишура, тюлень …

- Частично заповедникам стало озеро,

(Ответ: 1 - Эти – люди. 2 - Байкальский омуль. 3 – Байкал, на Байкале 8 заповедников и 3 национальных парка).




Ситуация для юриста.

В школе г. Энкса ученик 6 «А» класса Сидоров Олег разбил стекло во время игры. Директор школы заставил родителей ученика вставить разбитое стекло, а кроме того, запретил ученику посещать спортивную секцию, что было записано в приказе по школе совместно с вынесенным выговором. Прав ли директор в своих действиях?

(Ответ: не прав, достаточно было одного наказания. Согласно статье 5 Конституции РФ – никто не может быть повторно осуждён за одно и то же деяние).



Ситуация для косметолога.


К вам пришла пациентка, у которой сухой тип кожи лица. Она спрашивает: «Правильно ли я делаю маски: во вторник из яичного желтка (1), в четверг – фруктово-дрожжевую (2), а в субботу – банановую маску (3). Что вы ответите?

(Ответ: Маски полезны, и их можно делать ежедневно, но с учетом типа кожи. В данном случае для сухой кожи полезны маски 1 и 3, а вот маска 2 подходит для жирного типа кожи. Её исключить.)





Ситуация для пилота.

Полет воздушного судна делится на несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадка. Два этапа требуют от пилота переключение внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как вы думаете, какие т почему?

(Ответ: взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы, учесть все земные факторы).

Ситуация для учителя

Перед 8 марта учительница приходит на урок и чувствует, что дети готовятся её поздравить: они суетятся, шепчутся. Что делать?

а) Спокойно подождать, пока дети вас поздравят, а затем начать урок.

б) Сгладить неловкость и первой поздравить девочек с праздником.

в) Ободряюще сказать: «Я жду, торопитесь, а то мы никогда не начнем работать!»

(Ответ: Вариант б).



Ситуация для бухгалтера.

Доход семьи состоит из зарплаты родителей – 6.000 рублей, пенсии бабушки – 1,5тыс. рублей и стипендии дочки – 500рублей. Расходы на питание составляют 3.000 рублей, на оплату жилья, света идет 800 рублей, на проезд за месяц – 600 рублей, на медицинское обслуживание – 1.000 рублей. Дочке в этом месяце необходимо купить сапоги, а они стоят 2.800 рублей. Будет ли в этом месяце бюджет семьи дефицитен или профицитен, если сапоги купят?

(Ответ: Дефицитен на 200 рублей, т.е. на2,5%).



Ситуация для плотника.

Вас попросили построить дом для семьи, которая рассчитывает, что в нём будут жить и внуки, и правнуки. Предложили на выбор брёвна березовые, лиственничные и сосновые. Из каких бревен вы будете строить дом и почему? Какие вопросы зададите хозяевам относительно данной постройки?

(Ответ: Строить из лиственницы, так как она пропитана смолами и долговечна, не гниёт. Дом может простоять до 200 лет. Вопросы о площади, высоте, размещение комнат, окон, украшениях).




Ситуация для журналиста.

Главный редактор пригласил Вас к себе и, передав факты о злоупотреблении властью на заводе его директором, попросил написать об этом в сатирической форме. На следующий день вы принесли:

очерк, репортаж, памфлет, шарж, статью, открытое письмо.

(Ответ: памфлет).























Приложение 3

Сигнальные карточки





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ