Учебная рабочая программа по разделу «Музыкальное воспитание » для средней группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 26 п. Поросозеро
Учебная рабочая программа
по разделу « Музыкальное воспитание »
для средней группы
Утверждена
Заведующей МДОУ Детский сад № 26 п.Поросозеро Леонтьевой Е.Н._____________
«_____» ______________ _________г.
Музыкальный руководитель: Менченкова Н.В.
Пояснительная записка
МДОУ Детский сад №26 п. Поросозеро Образовательное учреждение реализует
основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности.
Программа разработана на основе Государственного стандарта дошкольного образования,
комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.; парциальной программы « Ладушки» под
редакцией И.Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Программа предназначена для детей 4-5 лет.
Цель программы:
- Обогащать музыкальные впечатления, способствуя дальнейшему развитию основ
музыкальной культуры.
Задачи ( по разделам музыкальной деятельности ):
Слушание:
-формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать
произведение до конца);
-учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои
впечатления о прослушанном;
-учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко,
медленно, быстро;
-развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий) в пределах сексты,
септимы.
Пение:
-обучать выразительному пению;
-формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно ( в пределах РЕ-СИ первой
октавы);
-развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
-учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь
выразительно, передавая характер музыки;
-учить петь с инструментальным сопровождением и без него.
Песенное творчество:
-учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные
вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь кошечка?», «Где ты?»);
-формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения:
-продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером
музыки;
-учить самостоятельно менять движение в соответствии с двух- и трёхчастной формой
музыки;
-совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному
и в парах;
-учить двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку,
ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и
обратно), подскоки;
-продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная»,
спокойная, «таинственная»; бег: лёгкий и стремительный)
Развитие танцевально-игрового творчества:
-способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых
упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и
пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.);
-обучать инсценированию песен и поставке небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах:
-формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках,
погремушках, барабане, металлофоне.
Музыкально-дидактические игры:
-развивать сенсорные способности детей;
-стимулировать детей на прослушивание произведений, узнавание, сравнение или
выделение выразительных музыкальных средств (высота звучания, тембр, динамика, ритм).
Краткая характеристика программы :
В основе программы лежат следующие принципы:
-Принцип непринуждённости: создание обстановки, в которой ребёнок чувствует себя
комфортно и раскрепощено;
-Принцип целостного подхода в решении педагогических задач: обогащение дошкольников музыкальными впечатлениями через все виды музыкальной деятельности;
-Принцип последовательности: усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания в зависимости от возраста детей;
- Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности;
-Принцип комплексного подхода в выполнении развивающих и воспитательных задач;
-Принцип партнёрства между взрослыми и детьми.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и
музыкального развития детей, предусматривает совместную деятельность музыкального
руководителя, логопеда, воспитателей группы: учитель-логопед проводит работу по
формированию правильного произношения и развитию речи; воспитатели группы помогают
в подготовке и организации проведения праздников, развлечений; развивают эстетическое
восприятие, интерес, любовь к музыке.
Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими
нормативами, что позволяет избежать переутомления детей.
Программно-методическое обеспечение:
-Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез, 2008.-96с.
-Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Комплексное перспективное планирование.
Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
-Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.СПб,1999
- .Буренина А.И. Театр всевозможного.Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.-метод.пособие.
-2-е изд., перераб. и доп.-СПб., 2002
-Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми
нарушениями речи- Москва, Издательство Гном и Д, 2002;
- Макшанцева Е.Д. Скворушка.Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного
возраста.- М.: АРКТИ, 1998.
-Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая
гимнастика и подвижные игры.-Издательство «Детство-пресс», Санкт-Петербург;
-Арефьева С.А. Разбудим голосок: Пособие/Под ред. П.В.Анисимова; Владимирский
областной институт усовершенствования учителей.Владимир, 1994.48с.
- Макшанцева Е.Д. Детские забавы.М.: Просвещение, 1991
- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера,
2004.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Издательство «Композитор», 2000
- Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников, Санкт-Петербург, 1994
- Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. учеб.пособие.- Вып.1, 2, 3, 4.- СПб.:
Музыкальная палитра, 2006
- Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду - 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004
- ж. «Музыкальный руководитель»
- Смирнова И.Г. ж. «Колокольчик»
- Буренина А.И. ж. «Музыкальная палитра»
Дидактическое обеспечение
- музыкальные инструменты (аккордеон, фортепиано)
- картотеки: пальчиковой гимнастики, речевых игр, загадок;
- музыкально-дидактические игры ( для развития звуковысотного, тембрового слуха,
чувства ритма)
- раздаточный материал ( платочки, ленточки, цветочки и т.д.)
- детские музыкальные инструменты: погремушки, деревянные ложки, бубны, колокольчики,
металлофоны, трещотки, маракасы, кастаньеты, треугольник, румба, деревянные палочки,
барабаны, музыкальный молоточек, дудочки)
- наглядный материал ( иллюстрации, картины, игрушки)
- куклы би-ба-бо
- спортивный инвентарь (мячики, обручи, скакалки и т.д.)
- костюмы для театрализации (детские и взрослые)
- настольный театр по сказкам: «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»
- библиотека специальной и методической литературы.
Техническое обеспечение
- магнитофон (2 шт.)
-аудио и видео записи
-СД диски
-телевизор
Содержание программы:
Основной формой обучения являются музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в
неделю в первой половине дня, с сентября по май включительно.
Длительность каждого занятия – 20 мин.
Обучение детей проводится по следующим основным блокам: слушание, пение,музыкально-
ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Построение занятий основывается на общих задачах музыкального воспитания, изложенных
в данной программе.
Музыкальный материал к занятиям подбирается с учетом этапа музыкального обучения,
индивидуальных, речевых, психических возможностей детей.
Программа предусматривает использование на занятиях яркого наглядного материала:
картинки, иллюстрации, дидактический материал, игровые атрибуты ( игрушки, куклы би-ба-
бо и т.д.); музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, треугольник, погремушки,
ложки, трещотка, маракас, кастаньеты, металлофон), «живые» игрушки (воспитатели или
дети, одетые в костюмы). Использование наглядного материала заинтересовывает детей,
активирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде музыкальной
деятельности. Результат- эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение,
хорошее усвоение музыкального материала.
Формы занятий: - фронтальные (вся группа),
-индивидуальные
- объединенные (по 2 группы - подготовка к праздникам).
Кроме обучающих типовых занятий проводятся тематические, комплексные занятия
(совместно с воспитателями группы, как итоговое, обобщающее, тематическое),
Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, а также на
праздниках, вечерах досуга в музыкальном зале и на улице.
Учебный план (1 час соответствует 20 мин.)
вид муз.деят-ти час. в месяц час. в год
слушание 1 9
пение 2 18
муз.-ритм. движ. 3 27
игра на д.м.и. 1 9
муз.-дид.игры 1 9
всего 8 часов всего 72 часа
К концу года дети должны уметь:
Узнавать песни по мелодии.
Различать звуки по высоте (в пределах сексты-септимы).
Петь протяжно, чётко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Мониторинг знаний и умений проводится 2 раза в год : 5-14 ноября и в мае.
Проверка достижения результатов происходит в процессе наблюдения по показателям
развития ребёнка в музыкальной деятельности (из комплексной программы в соответствии с
поставленными задачами)
Уровень музыкального развития дети показывают также на утренниках и занятиях
творческого самовыражения.
Родители могут получить информацию о развитии своего ребенка в музыкальной
деятельности в индивидуальной консультации, а также при посещении открытых занятий.
Итоги реализации программы обсуждаются на итоговом педагогическом совете ( в мае ).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ