Рабочая программа по учебной дисциплине «Нетрадиционные техники рисования» (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа по учебной дисциплине «Нетрадиционные техники рисования»
(старшая, подготовительная группа)
Автор :
Филиппова Светлана Павловна,
воспитатель М ДОУ № 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка.
Цель :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности .
Задачи :
Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.
Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах детской Деятельности.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Принципы построения и реализации программы.
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ :
Принцип сезонности (воспитательного познавательного интереса с учетом природных и климатических особенностей данной местности)
Принцип систематичности и последовательности (эстетическое воспитание и развитие детей в логике « от простого к сложному», « от близкого к дальнему».
Принцип цикличности ( постепенное усложнение и расширение от возраста к возрасту)
Принцип природосообразности (художественно – творческое развитие детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей).
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ :
Принцип эстетизации ( предметно развивающая среда).
Принцип взаимосвязи (связь продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности ).
Принцип обогащения ( сенсорно – чувственный опыт).
Принцип естественной радости ( радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, эмоциональной открытости ).
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 33. педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Педагогическая диагностика.
Для выявления степени овладения ребенком навыки изобразительной деятельностью можно определить воспользовавшись диагностированием (разработанной доктором педагогических наук Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»).
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе :
1-й – 3 балла
2-й – 2 балла
3-й – 1 балл
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок. — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.
Анализ продукта деятельности:
1.Содержание изображения (анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения)
2.Передача формы:
• форма переда точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
• части предмета расположены неверно.
4. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
• по всему листу;
• на полосе листа;
• не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
• соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана неверно.
5. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризую передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом;:
а) цветовое решение изображения:
• передан реальный цвет предметов;
• есть отступления от реальной окраски:
• цвет предметов передан неверно:
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
• слитная;
• линия прерывистая;
• дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
• средний;
• сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
• слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция силы нажима:
• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура:
• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
• адекватна;
• неадекватна (завышенная, заниженная):
• отсутствует:
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
• к предложенному заданию:
• к процессу деятельности;
• к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла:
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Содержание программы ( в виде таблице)
Блоки
Старшая группа
Подготовительная группа
1
2
3
1.Растения
и природа
1. Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения нетрадиционной техникой рисования.
2. Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в предметных и сюжетных рисунках.
3. Учить передавать существенные различия в величине предметов.
5. Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета.
1. Учить передавать характерные особенности кустов, деревьев разных пород: березы, тополя, осины, рябины, ели и др.
2. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли вблизи и в отдалении.
3. Учить различать разные оттенки цветов по степени яркости
4. Учить использовать несколько цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба, земли, снега, листвы путем размыва и смешивания красок.
2.Живопись
1. Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства.
2. Воспитание устойчивого интерес к познанию истории и культуры русского народа.
1. Воспитывать эмоционально откликаться на произведения искусства, активно высказывать свои суждения об увиденном.
2. Применять полученные элементарные знания в собственной творческой деятельности.
3.Декоративно-прикладное искусство
1. Познакомить детей с видами народно-прикладного искусства — хохломской, городецкой, дымковской росписью .
2. Учить детей составлению узоров по мотивам росписей.
3. Развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров; рисовать на разнообразных формах волнистые линии, завиток, цветы, ягоды.
1. Дать детям обобщенное представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Познакомить с изделиями прикладного искусства — жостово, гжели росписи.
2. Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам хохломской и дымковской росписей: строить на разных изделиях композицию узора с учетом их формы; знать и изображать элементы росписей; использовать цветосочетания. характерные для дымковского, хохломского узоров
4.Уроки раскрепощения
1. Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.
2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на лист.
3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.
5.Мир сказки
1. Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
2. Показать возможность создания сказочных образов на основе фантазийного преображения образов реальных.
3. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов (тематика), композиций, а также материалов, инструментов, технических способов и приёмов реализации замысла.
4. Учить, детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.);
Тематический план старшей группы.
Месяц
№ блока
Название занятия
Задачи занятия
сентябрь
«Лето красное прошло»-рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
Выявление уровня развития художественных способностей.
1
«Деревья в нашем парке»
Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.
3
«Золотая хохлома»
Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов по мотивам хохломской росписи.
октябрь
3
«Хохломское блюдо»
Продолжать знакомить с хохломскими предметами. Уметь выделять новые элементы узора, самостоятельно составлять узор на круге.
4
«Музыка леса»
Развитие творческого воображения при восприятии музыки (темп, динамика, мелодия) и поэзии
5
«Где живут волшебники?»
Создание иллюстраций к различным сказкам : создание контрастных по характеру образов одного героя.
2
«Лес точно терем расписной»
Познакомить детей с разнообразием осенних пейзажей в репродукции картин художников, побуждать к самостоятельной передаче осенних образов.
ноябрь
1
«Я рисую море…»
Познакомить детей с холодной гаммой цветов, развивать зрительную память, научить видеть цвет и форму в природе.
5
«В некотором царстве…»
Побуждать детей передавать особенности сказочных образов, добиваться выразительности с помощью цвета.
3
«Дымковская игрушка»
Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской. Учить рассматривать и выделять элементы узора. Упражнять в рисовании элементов дымковского узора.
3
«Индюк»
Учить самостоятельно выбирать цвета для узора, закрепить умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму.
декабрь
4
«Узоры Деда Мороза»
Развивать эстетические чувства детей, чувства прекрасного в жизни и искусстве, эмоциональное освоение классической музыки, языка поэзии.
1
«Какими бывают облака?»
Воспитывать умение любоваться красотой и разнообразием окружающего мира, делать выбор величины изображения, гармонично заполнять лист.
2
«Белая береза под моим окном…»
Воспитывать у детей умение восхищаться зимней природой, побуждать сравнивать репродукции картин по их содержанию и настроению.
5
«Красивая сказка»
Развивать наблюдательность, внимание, фантазию, продолжать развивать умение самостоятельно задумывать содержание и настроение рисунка.
январь
1
«Волшебные снежинки»
Вызывать у детей желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы, научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке цвета и формы.
3
«В гостях у мастеров Городца»
Знакомство с Городецкими предметами и росписью, учить выделять характерные особенности. Закрепить умение составлять оттенки цвета.
3
«Роспись доски Городецким узором»
Упражнять в рисовании Городецких цветов, закреплять навыки смешивания красок, развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.
февраль
1
«Превращение капельки»
Дать представление детям о изменение природы с появлением солнца. Научить видеть цвет и форму, сопоставлять внешнее и внутреннее, фиксировать смысловое соответствие.
4
«Четыре желания»
Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее. рассказывать о ней, развивать чувство ритма в изображении.
5
«Осьминожья сказка»
Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета.
1
«Озорные рыбки»
Учить создавать образ рыбки, используя средства выразительности :пятно, клякса, линия. При изображении упражнять в использовании приема цветового контраста.
март
2
«Времена года»
Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Воспитывать интерес к произведениям искусства.
3
«Солнышко, покажись!»
Учить детей рисовать по замыслу, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона, используя знакомые элементы хохломской росписи.
5
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»
Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения , передавая характер и настроение героев, выделять главное, изображая на переднем плане.
1
«Весна – Красна»
Продолжать развивать у детей интерес к природе, развивать фантазию и воображение, чувство композиции и пропорций.
апрель
4
«Образы весны»
Вызывать у детей интерес к пробуждающейся весной природе;
продолжать формировать умения различать оттенки настроений при восприятии музыки и пейзажной живописи, соотносить их с разными эмоциональными состояниями весны;
3
«Дымковские кони»
Закрепить знания детей о дымковской игрушке. Учить выделять основные элементы росписи. Развивать творчество детей.
1
«Цветы луговые»
Побуждать детей передавать особенности образов цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета, воспитывать умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции.
5
«Сказка в гости к нам пришла»
Вызвать интерес к рисованию своих фантазий по мотивам русских народных сказок, новых изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно, индивидуально.
май
3
«Праздничная скатерть»
Продолжать учить рассматривать предметы с Городецкой росписью, выделять средства выразительности. Совершенствовать технические навыки рисования.
1
«Радуга-дуга»
Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги.
«Чудесная мозайка» - рисование по замыслу (педагогическая диагностика)
Выявление уровня развития художественных способностей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ