Рабочая программа по учебной дисциплине «Нетрадиционные техники рисования» (старшая, подготовительная группа)




Рабочая программа по учебной дисциплине «Нетрадиционные техники рисования»

(старшая, подготовительная группа)








Автор :

Филиппова Светлана Павловна,

воспитатель М ДОУ № 24
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка.








Цель :


Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности .



Задачи :


  1. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.

  2. Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах детской Деятельности.

  3. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов.

  4. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров.

  5. Формировать умение оценивать созданные изображения.

  6. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.


Принципы построения и реализации программы.


  1. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ :

  • Принцип сезонности (воспитательного познавательного интереса с учетом природных и климатических особенностей данной местности)

  • Принцип систематичности и последовательности (эстетическое воспитание и развитие детей в логике « от простого к сложному», « от близкого к дальнему».

  • Принцип цикличности ( постепенное усложнение и расширение от возраста к возрасту)

  • Принцип природосообразности (художественно – творческое развитие детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей).


  1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ :

    • Принцип эстетизации ( предметно развивающая среда).

    • Принцип взаимосвязи (связь продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности ).

    • Принцип обогащения ( сенсорно – чувственный опыт).

    • Принцип естественной радости ( радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, эмоциональной открытости ).




Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 33. педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).



Педагогическая диагностика.


Для выявления степени овладения ребенком навыки изобразительной деятельностью можно определить воспользовавшись диагностированием (разработанной доктором педагогических наук Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»).

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе :

1-й – 3 балла

2-й – 2 балла

3-й – 1 балл

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок. — 45, низ­шее — 15 баллов. На основе набранной суммы мож­но дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.


Анализ продукта деятельности:

1.Содержание изображения (анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения)

2.Передача формы:

форма переда точно;

есть незначительные искажения;

искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

части расположены верно;

есть незначительные искажения;

части предмета расположены неверно.

4. Композиция (для более полной и точной харак­теристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

по всему листу;

на полосе листа;

не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

есть незначительные искажения;

пропорциональность разных предметов передана неверно.

5. Цвет (в этом критерии также выделены две груп­пы показателей: первая характеризую передачу ре­ального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом;:

а) цветовое решение изображения:

передан реальный цвет предметов;

есть отступления от реальной окраски:

цвет предметов передан неверно:

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соот­ветствующей замыслу и выразительности изображе­ния:

многоцветная или ограниченная гамма — цвето­вое решение соответствует замыслу и характеристи­ке изображаемого;

преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).


Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии с проведен­ным исследованием по формированию у детей руч­ной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

слитная;

линия прерывистая;

дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

средний;

сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

крупными размашистыми движениями, иногда вы­ходящими за пределы контура;

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция силы нажима:

ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура:

ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2. Регуляция деятельности этом критерии выделены три группы показателей для более деталь­ной характеристики отношения детей к деятельно­сти):

а) отношение к оценке взрослого:

адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

адекватна;

неадекватна (завышенная, заниженная):

отсутствует:

в) эмоциональное отношение к деятельности: на­сколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

к предложенному заданию:

к процессу деятельности;

к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с во­просами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельно­сти со стороны взрослого, сам с вопросами к взрос­лому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла:

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию за­мысла.






















Содержание программы ( в виде таблице)


Блоки

Старшая группа

Подготовительная группа

1

2

3

1.Растения

и природа

1. Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения нетрадиционной техникой рисования.

2. Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти измене­ния в предметных и сюжетных рисунках.

3. Учить передавать существенные раз­личия в величине предметов.

5. Формировать умения различать близкие цвета, свет­лые и темные оттен­ки одного цвета.


1. Учить передавать характерные особен­ности кустов, деревьев разных пород: березы, тополя, осины, ряби­ны, ели и др.

2. Помочь в овла­дении способом изображения предметов в сю­жетном рисунке на широкой полосе земли вблизи и в отдалении.

3. Учить различать разные оттенки цветов по степени яркости

4. Учить использовать несколько цветов ак­варельных красок при изображении вечерне­го или утреннего неба, земли, снега, листвы путем размыва и сме­шивания красок.


2.Живопись

1. Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства.

2. Воспитание устойчивого интерес к познанию истории и культуры русского народа.

1. Воспитывать эмоционально откликаться на произведения искусства, активно высказывать свои суждения об увиденном.

2. Применять полученные элементарные знания в собственной творческой деятельности.

3.Декоративно-прикладное искусство



1. Познакомить детей с видами народно-при­кладного искус­ства — хохломской, городецкой, дымковской росписью .

2. Учить детей составлению узо­ров по мотивам росписей.

3. Развивать чув­ство цвета, ритма при составлении узоров; рисовать на разнообразных формах волни­стые линии, зави­ток, цветы, ягоды.

1. Дать детям обоб­щенное представле­ние о декоративно-прикладном искусст­ве, его значении в жизни людей. Позна­комить с изделиями прикладного искус­ства — жостово, гжели росписи.

2. Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам хохломской и дымковской росписей: строить на разных изделиях ком­позицию узора с уче­том их формы; знать и изображать элементы росписей; использо­вать цветосочетания. характерные для дым­ковского, хохломского узоров


4.Уроки раскрепощения

1. Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображе­ние, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фо­на, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.

2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение живот­ных, явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на лист.

3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, ри­сунках.

5.Мир сказки

1. Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2. Показать возможность создания сказочных образов на основе фантазийного преображения образов реальных.

3. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов (тематика), композиций, а также материалов, инструментов, технических способов и приёмов реализации замысла.

4. Учить, детей самостоятельно опре­делять замысел и сохранять его на про­тяжении всей работы; передавать впе­чатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать дос­тупными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или весёлый, сказочный персо­наж добрый или злой и т.д.);












Тематический план старшей группы.


Месяц

блока

Название занятия

Задачи занятия

сентябрь


«Лето красное прошло»-рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

Выявление уровня развития художественных способностей.

1


«Деревья в нашем парке»

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

3


«Золотая хохлома»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов по мотивам хохломской росписи.

октябрь

3


«Хохломское блюдо»

Продолжать знакомить с хохломскими предметами. Уметь выделять новые элементы узора, самостоятельно составлять узор на круге.

4


«Музыка леса»

Развитие творческого воображения при восприятии музыки (темп, динамика, мелодия) и поэзии

5


«Где живут волшебники?»

Создание иллюстраций к различным сказкам : создание контрастных по характеру образов одного героя.

2


«Лес точно терем расписной»

Познакомить детей с разнообразием осенних пейзажей в репродукции картин художников, побуждать к самостоятельной передаче осенних образов.

ноябрь

1


«Я рисую море…»

Познакомить детей с холодной гаммой цветов, развивать зрительную память, научить видеть цвет и форму в природе.

5


«В некотором царстве…»

Побуждать детей передавать особенности сказочных образов, добиваться выразительности с помощью цвета.

3


«Дымковская игрушка»

Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской. Учить рассматривать и выделять элементы узора. Упражнять в рисовании элементов дымковского узора.

3


«Индюк»

Учить самостоятельно выбирать цвета для узора, закрепить умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму.

декабрь

4


«Узоры Деда Мороза»

Развивать эстетические чувства детей, чувства прекрасного в жизни и искусстве, эмоциональное освоение классической музыки, языка поэзии.

1


«Какими бывают облака?»

Воспитывать умение любоваться красотой и разнообразием окружающего мира, делать выбор величины изображения, гармонично заполнять лист.

2


«Белая береза под моим окном…»

Воспитывать у детей умение восхищаться зимней природой, побуждать сравнивать репродукции картин по их содержанию и настроению.

5


«Красивая сказка»

Развивать наблюдательность, внимание, фантазию, продолжать развивать умение самостоятельно задумывать содержание и настроение рисунка.

январь

1


«Волшебные снежинки»

Вызывать у детей желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы, научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке цвета и формы.

3


«В гостях у мастеров Городца»

Знакомство с Городецкими предметами и росписью, учить выделять характерные особенности. Закрепить умение составлять оттенки цвета.

3


«Роспись доски Городецким узором»

Упражнять в рисовании Городецких цветов, закреплять навыки смешивания красок, развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

февраль

1


«Превращение капельки»

Дать представление детям о изменение природы с появлением солнца. Научить видеть цвет и форму, сопоставлять внешнее и внутреннее, фиксировать смысловое соответствие.

4


«Четыре желания»

Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее. рассказывать о ней, развивать чувство ритма в изображении.

5


«Осьминожья сказка»

Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета.

1


«Озорные рыбки»

Учить создавать образ рыбки, используя средства выразительности :пятно, клякса, линия. При изображении упражнять в использовании приема цветового контраста.

март

2


«Времена года»

Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Воспитывать интерес к произведениям искусства.

3


«Солнышко, покажись!»

Учить детей рисовать по замыслу, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона, используя знакомые элементы хохломской росписи.

5


«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения , передавая характер и настроение героев, выделять главное, изображая на переднем плане.

1


«Весна – Красна»

Продолжать развивать у детей интерес к природе, развивать фантазию и воображение, чувство композиции и пропорций.

апрель

4


«Образы весны»

Вызывать у детей интерес к пробуждающейся вес­ной природе;

продолжать формировать умения различать оттен­ки настроений при восприятии музыки и пейзаж­ной живописи, соотносить их с разными эмоцио­нальными состояниями весны;

3


«Дымковские кони»

Закрепить знания детей о дымковской игрушке. Учить выделять основные элементы росписи. Развивать творчество детей.

1


«Цветы луговые»

Побуждать детей передавать особенности образов цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета, воспитывать умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции.

5


«Сказка в гости к нам пришла»

Вызвать интерес к рисованию своих фантазий по мотивам русских народных сказок, новых изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно, индивидуально.

май

3


«Праздничная скатерть»

Продолжать учить рассматривать предметы с Городецкой росписью, выделять средства выразительности. Совершенствовать технические навыки рисования.

1


«Радуга-дуга»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги.



«Чудесная мозайка» - рисование по замыслу (педагогическая диагностика)

Выявление уровня развития художественных способностей.


13


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ