Учебная рабочая программа по разделу «Музыкальное воспитание » для старшей группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 26 п. Поросозеро
Учебная рабочая программа
по разделу « Музыкальное воспитание »
для старшей группы
Утверждена
Заведующей МДОУ Детский сад № 26 п.Поросозеро Леонтьевой Е.Н._____________
«_____» ______________ _________г.
Музыкальный руководитель: Менченкова Н.В.
Пояснительная записка
МДОУ Детский сад №26 п. Поросозеро Образовательное учреждение реализует
основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности.
Программа разработана на основе Государственного стандарта дошкольного образования,
комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.; парциальной программы « Ладушки» под
редакцией И.Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Программа предназначена для детей 5-6 лет.
Цель программы:
- создание благоприятных условий для развития у детей эстетического восприятия, интереса,
любви к музыке и формирования музыкальной культуры у дошкольников.
Задачи ( по разделам музыкальной деятельности ):
Слушание:
- учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
- совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным
фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза );
- совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты;
- приучать вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-
музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать;
- продолжать учить понимать музыкальный образ, характер и настроение произведения.
Пение:
- формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «РЕ» первой
октавы до «ДО» второй октавы;
- учить правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами
( не поднимая плеч ), вовремя начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать
характер мелодии, петь без напряжения, внятно и отчетливо произносить слова песни;
- способствовать развитию навыков сольного пения;
- учить петь с музыкальным сопровождением, без него, под фонограмму;
- создавать фонд любимых песен;
- знакомить детей с творчеством карельских композиторов и авторов через исполнение их
песен.
Песенное творчество:
-учить импровизировать мелодию на заданный текст.
-учить сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или
бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.
Музыкально-ритмические движения:
- развивать чувство ритма,
-развивать умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное
содержание;
- способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений
( поскоки; прямой и боковой галоп; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед;
«ковырялочка»; топающий и хороводный шаг; кружение по одному и в парах; поочередное
выбрасывание ног вперед в прыжке);
- продолжать развивать умение свободно ориентироваться в пространстве;
- учить выполнять перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или
медленному темпу;
- продолжать развивать навыки инсценирования песен;
- учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка. коза, лиса, медведь, заяц. ворон и
т.д.) в разных игровых ситуациях;
- развивать умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами;
- познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество:
-развивать танцевальное творчество;
-учить придумывать движения к пляскам, танцам;
-учить составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;
-учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песи;
-побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах:
-учить исполнять простейшие мелодии на детских музыкалных инструментах;
-учить исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при
этом общую динамику и темп;
-развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Музыкально-дидактические игры:
- познакомить детей с новыми музыкальными инструментами и способами извлечения
звуков на них;
- развивать память, воображение, музыкально-сенсорные способности;
- продолжать развивать умение читать ритмоформулы;
-развивать музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый,
динамический слух.
Краткая характеристика программы :
В основе программы лежат следующие принципы:
-Принцип непринуждённости: создание обстановки, в которой ребёнок чувствует себя
комфортно и раскрепощено;
-Принцип целостного подхода в решении педагогических задач: обогащение дошкольников музыкальными впечатлениями через все виды музыкальной деятельности;
-Принцип последовательности: усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания в зависимости от возраста детей;
- Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности;
-Принцип комплексного подхода в выполнении развивающих и воспитательных задач;
-Принцип партнёрства между взрослыми и детьми.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и
музыкального развития детей, предусматривает совместную деятельность музыкального
руководителя, логопеда, воспитателей группы: учитель-логопед проводит работу по
формированию правильного произношения и развитию речи; воспитатели группы помогают
в подготовке и организации проведения праздников, развлечений; развивают эстетическое
восприятие, интерес, любовь к музыке.
Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими
нормативами, что позволяет избежать переутомления детей.
Программно-методическое обеспечение:
-Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез, 2008.-96с.
-Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Комплексное перспективное планирование.
Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
-Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.СПб,1999
- .Буренина А.И. Театр всевозможного.Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.-метод.пособие.
-2-е изд., перераб. и доп.-СПб., 2002
-Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми
нарушениями речи- Москва, Издательство Гном и Д, 2002;
- Макшанцева Е.Д. Скворушка.Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного
возраста.- М.: АРКТИ, 1998.
-Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая
гимнастика и подвижные игры.-Издательство «Детство-пресс», Санкт-Петербург;
-Арефьева С.А. Разбудим голосок: Пособие/Под ред. П.В.Анисимова; Владимирский
областной институт усовершенствования учителей.Владимир, 1994.48с.
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение(Упражнения, игры и
пляски для детей 5-6 лет).Из опыта работы муз.руководителей детских садов .-
М.:Просвещение,1983.-208с., нот.
- Макшанцева Е.Д. Детские забавы.М.: Просвещение, 1991
- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера,
2004.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Издательство «Композитор», 2000
- Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников, Санкт-Петербург, 1994
- Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. учеб.пособие.- Вып.1, 2, 3, 4.- СПб.:
Музыкальная палитра, 2006
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей.Учеб пособие.- СПб.:
Издательство «Музыкальная палитра», 2004
- Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду - 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004
- ж. «Музыкальный руководитель»
- Смирнова И.Г. ж. «Колокольчик»
- Буренина А.И. ж. «Музыкальная палитра»
Дидактическое обеспечение
- музыкальные инструменты (аккордеон, фортепиано)
- картотеки: пальчиковой гимнастики, речевых игр, загадок;
- музыкально-дидактические игры ( для развития звуковысотного, тембрового слуха,
чувства ритма)
- раздаточный материал ( платочки, ленточки, цветочки и т.д.)
- детские музыкальные инструменты: погремушки, деревянные ложки, бубны, колокольчики,
металлофоны, трещотки, маракасы, кастаньеты, треугольник, румба, деревянные палочки,
барабаны, музыкальный молоточек, дудочки)
- наглядный материал ( иллюстрации, картины, игрушки)
- куклы би-ба-бо
- спортивный инвентарь (мячики, обручи, скакалки и т.д.)
- костюмы для театрализации (детские и взрослые)
- настольный театр по сказкам: «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»
- библиотека специальной и методической литературы.
Техническое обеспечение
- магнитофон (2 шт.)
-аудио и видео записи
-СД диски
-телевизор
Содержание программы:
Основной формой обучения являются музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в
неделю в первой половине дня, с сентября по май включительно.
Длительность каждого занятия – 25 мин.
Обучение детей проводится по следующим основным блокам: слушание, пение,музыкально-
ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Построение занятий основывается на общих задачах музыкального воспитания, изложенных
в данной программе.
Музыкальный материал к занятиям подбирается с учетом этапа музыкального обучения,
индивидуальных, речевых, психических возможностей детей.
Программа предусматривает использование на занятиях яркого наглядного материала:
картинки, иллюстрации, дидактический материал, игровые атрибуты ( игрушки, куклы би-ба-
бо и т.д.); музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, треугольник, погремушки,
ложки, трещотка, маракас, кастаньеты, металлофон), «живые» игрушки (воспитатели или
дети, одетые в костюмы). Использование наглядного материала заинтересовывает детей,
активирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде музыкальной
деятельности. Результат- эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение,
хорошее усвоение музыкального материала.
Формы занятий: - фронтальные (вся группа),
-индивидуальные
- объединенные (по 2 группы - подготовка к праздникам).
Кроме обучающих типовых занятий проводятся тематические, комплексные занятия
(совместно с воспитателями группы, как итоговое, обобщающее, тематическое),
занятия по логоритмике (1 раз в квартал, совместно с логопедом).
Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, а также на
праздниках, вечерах досуга в музыкальном зале и на улице.
Учебный план (1 час соответствует 25 мин.)
вид муз.деят-ти час. в месяц час. в год
слушание 1 9
пение 2 18
муз.-ритм. движ. 3 27
игра на д.м.и. 1 9
муз.-дид.игры 1 9
всего 8 часов всего 72 часа
К концу года дети должны уметь:
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
Различать высокие и низкие звуки ( в пределах квинты)
Петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова; своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;
Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперёд на прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением врерёд и в кружении;
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Мониторинг знаний и умений проводится 2 раза в год : 5-14 ноября и в мае.
Проверка достижения результатов происходит в процессе наблюдения по показателям
развития ребёнка в музыкальной деятельности (из комплексной программы в соответствии с
поставленными задачами)
Уровень музыкального развития дети показывают также на утренниках и занятиях
творческого самовыражения.
Родители могут получить информацию о развитии своего ребенка в музыкальной
деятельности в индивидуальной консультации, а также при посещении открытых занятий.
Итоги реализации программы обсуждаются на итоговом педагогическом совете ( в мае ).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ