Учебная рабочая программа по разделу «Музыкальное воспитание » для старшей группы


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26 п. Поросозеро














Учебная рабочая программа

по разделу « Музыкальное воспитание »

для старшей группы
















Утверждена

Заведующей МДОУ Детский сад № 26 п.Поросозеро Леонтьевой Е.Н._____________

«_____» ______________ _________г.



Музыкальный руководитель: Менченкова Н.В.

Пояснительная записка


МДОУ Детский сад №26 п. Поросозеро Образовательное учреждение реализует

основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах

общеразвивающей направленности.


Программа разработана на основе Государственного стандарта дошкольного образования,

комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.; парциальной программы « Ладушки» под

редакцией И.Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Программа предназначена для детей 5-6 лет.


Цель программы:

- создание благоприятных условий для развития у детей эстетического восприятия, интереса,

любви к музыке и формирования музыкальной культуры у дошкольников.

Задачи ( по разделам музыкальной деятельности ):

Слушание:

- учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);

- совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным

фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза );

- совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты;

- приучать вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-

музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать;

- продолжать учить понимать музыкальный образ, характер и настроение произведения.


Пение:

- формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «РЕ» первой

октавы до «ДО» второй октавы;

- учить правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами

( не поднимая плеч ), вовремя начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать

характер мелодии, петь без напряжения, внятно и отчетливо произносить слова песни;

- способствовать развитию навыков сольного пения;

- учить петь с музыкальным сопровождением, без него, под фонограмму;

- создавать фонд любимых песен;

- знакомить детей с творчеством карельских композиторов и авторов через исполнение их

песен.


Песенное творчество:

-учить импровизировать мелодию на заданный текст.

-учить сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или

бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.


Музыкально-ритмические движения:

- развивать чувство ритма,

-развивать умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное

содержание;

- способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений

( поскоки; прямой и боковой галоп; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед;

«ковырялочка»; топающий и хороводный шаг; кружение по одному и в парах; поочередное

выбрасывание ног вперед в прыжке);

- продолжать развивать умение свободно ориентироваться в пространстве;

- учить выполнять перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или

медленному темпу;

- продолжать развивать навыки инсценирования песен;

- учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка. коза, лиса, медведь, заяц. ворон и

т.д.) в разных игровых ситуациях;

- развивать умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

- познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.


Музыкально-игровое и танцевальное творчество:

-развивать танцевальное творчество;

-учить придумывать движения к пляскам, танцам;

-учить составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;

-учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песи;

-побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.


Игра на детских музыкальных инструментах:

-учить исполнять простейшие мелодии на детских музыкалных инструментах;

-учить исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при

этом общую динамику и темп;

-развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.


Музыкально-дидактические игры:

- познакомить детей с новыми музыкальными инструментами и способами извлечения

звуков на них;

- развивать память, воображение, музыкально-сенсорные способности;

- продолжать развивать умение читать ритмоформулы;

-развивать музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый,

динамический слух.


Краткая характеристика программы :

В основе программы лежат следующие принципы:

-Принцип непринуждённости: создание обстановки, в которой ребёнок чувствует себя

комфортно и раскрепощено;

-Принцип целостного подхода в решении педагогических задач: обогащение дошкольников музыкальными впечатлениями через все виды музыкальной деятельности;

-Принцип последовательности: усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания в зависимости от возраста детей;

- Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности;

-Принцип комплексного подхода в выполнении развивающих и воспитательных задач;

-Принцип партнёрства между взрослыми и детьми.


Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и

музыкального развития детей, предусматривает совместную деятельность музыкального

руководителя, логопеда, воспитателей группы: учитель-логопед проводит работу по

формированию правильного произношения и развитию речи; воспитатели группы помогают

в подготовке и организации проведения праздников, развлечений; развивают эстетическое

восприятие, интерес, любовь к музыке.


Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья

детей. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими

нормативами, что позволяет избежать переутомления детей.


Программно-методическое обеспечение:

-Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические

рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез, 2008.-96с.

-Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Комплексное перспективное планирование.

Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

-Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.СПб,1999

- .Буренина А.И. Театр всевозможного.Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.-метод.пособие.

-2-е изд., перераб. и доп.-СПб., 2002

-Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми

нарушениями речи- Москва, Издательство Гном и Д, 2002;

- Макшанцева Е.Д. Скворушка.Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного

возраста.- М.: АРКТИ, 1998.

-Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая

гимнастика и подвижные игры.-Издательство «Детство-пресс», Санкт-Петербург;

-Арефьева С.А. Разбудим голосок: Пособие/Под ред. П.В.Анисимова; Владимирский

областной институт усовершенствования учителей.Владимир, 1994.48с.

- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение(Упражнения, игры и

пляски для детей 5-6 лет).Из опыта работы муз.руководителей детских садов .-

М.:Просвещение,1983.-208с., нот.

- Макшанцева Е.Д. Детские забавы.М.: Просвещение, 1991

- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера,

2004.

- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Издательство «Композитор», 2000

- Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников, Санкт-Петербург, 1994

- Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. учеб.пособие.- Вып.1, 2, 3, 4.- СПб.:

Музыкальная палитра, 2006

- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей.Учеб пособие.- СПб.:

Издательство «Музыкальная палитра», 2004

- Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду - 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004

- ж. «Музыкальный руководитель»

- Смирнова И.Г. ж. «Колокольчик»

- Буренина А.И. ж. «Музыкальная палитра»


Дидактическое обеспечение

- музыкальные инструменты (аккордеон, фортепиано)

- картотеки: пальчиковой гимнастики, речевых игр, загадок;

- музыкально-дидактические игры ( для развития звуковысотного, тембрового слуха,

чувства ритма)

- раздаточный материал ( платочки, ленточки, цветочки и т.д.)

- детские музыкальные инструменты: погремушки, деревянные ложки, бубны, колокольчики,

металлофоны, трещотки, маракасы, кастаньеты, треугольник, румба, деревянные палочки,

барабаны, музыкальный молоточек, дудочки)

- наглядный материал ( иллюстрации, картины, игрушки)

- куклы би-ба-бо

- спортивный инвентарь (мячики, обручи, скакалки и т.д.)

- костюмы для театрализации (детские и взрослые)

- настольный театр по сказкам: «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»

- библиотека специальной и методической литературы.


Техническое обеспечение

- магнитофон (2 шт.)

-аудио и видео записи

-СД диски

-телевизор


Содержание программы:

Основной формой обучения являются музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в

неделю в первой половине дня, с сентября по май включительно.

Длительность каждого занятия – 25 мин.

Обучение детей проводится по следующим основным блокам: слушание, пение,музыкально-

ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Построение занятий основывается на общих задачах музыкального воспитания, изложенных

в данной программе.


Музыкальный материал к занятиям подбирается с учетом этапа музыкального обучения,

индивидуальных, речевых, психических возможностей детей.

Программа предусматривает использование на занятиях яркого наглядного материала:

картинки, иллюстрации, дидактический материал, игровые атрибуты ( игрушки, куклы би-ба-

бо и т.д.); музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, треугольник, погремушки,

ложки, трещотка, маракас, кастаньеты, металлофон), «живые» игрушки (воспитатели или

дети, одетые в костюмы). Использование наглядного материала заинтересовывает детей,

активирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде музыкальной

деятельности. Результат- эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение,

хорошее усвоение музыкального материала.

Формы занятий: - фронтальные (вся группа),

-индивидуальные

- объединенные (по 2 группы - подготовка к праздникам).

Кроме обучающих типовых занятий проводятся тематические, комплексные занятия

(совместно с воспитателями группы, как итоговое, обобщающее, тематическое),

занятия по логоритмике (1 раз в квартал, совместно с логопедом).


Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, а также на

праздниках, вечерах досуга в музыкальном зале и на улице.


Учебный план (1 час соответствует 25 мин.)


вид муз.деят-ти час. в месяц час. в год

слушание 1 9

пение 2 18

муз.-ритм. движ. 3 27

игра на д.м.и. 1 9

муз.-дид.игры 1 9

всего 8 часов всего 72 часа





К концу года дети должны уметь:

  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);

  • Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)

  • Различать высокие и низкие звуки ( в пределах квинты)

  • Петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова; своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;

  • Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;

  • Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперёд на прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением врерёд и в кружении;

  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.

  • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.


Мониторинг знаний и умений проводится 2 раза в год : 5-14 ноября и в мае.


Проверка достижения результатов происходит в процессе наблюдения по показателям

развития ребёнка в музыкальной деятельности (из комплексной программы в соответствии с

поставленными задачами)

Уровень музыкального развития дети показывают также на утренниках и занятиях

творческого самовыражения.


Родители могут получить информацию о развитии своего ребенка в музыкальной

деятельности в индивидуальной консультации, а также при посещении открытых занятий.


Итоги реализации программы обсуждаются на итоговом педагогическом совете ( в мае ).












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ