Урок на тему «Зарубежные модели "воспитания и ухода"»
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение детский сад № 57
Красногвардейского района Санкт - Петербурга
Урок на тему
«Зарубежные модели "воспитания и ухода"»
Подготовила воспитатель
Тирановская Надежда Валентиновна
Санкт - Петербург
2014
Зарубежные модели "воспитания и ухода".
Так уж повелось, что работая в детском саду, ты постепенно заводишь много знакомых и друзей из других дошкольных учреждений. Посещая различные мероприятия - конференции, открытые занятия, методические объединения. И как часто в разговорах мы говорим: " А вот в том - то детском саду..." ; "А почему у вас это делают так, а у нас совсем по-другому?"
А давайте попробуем спросить: " А как поживают детские сады там, за границей?" "Есть у них, что-нибудь общее с нашими детскими садами?"
В данный момент мы попробуем сравнить три страны - Норвегию, США и Японию.
Параметры сравнения
Европа - Норвегия
США
Восток - Япония
Черты сходства:
Задачи дошкольного образования
Развития социального, эмоционального, физического и нравственного воспитания, выбор педагогических принципов, методов и приемов воспитания у детей чувства ритма, формы и пространства; развития познавательных, физических, математических способностей; социально-эмоционального развития –
- Приоритетной задачей дошкольных учреждений является формирование личности и социальная адаптация.
Получение детьми знаний, умений и навыков;
Основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. Научить детей учиться, то есть сформировать способности, которые в дальнейшем (при поступлении в школу) позволят им овладеть необходимыми навыками.
Дошкольное учреждение должно решать следующие задачи: помогать ребенку выстраивать хорошие отношения со взрослыми и детьми, воспитывать в нем уважение к природе, формировать здоровые жизненные привычки.
Формы организации «воспитания и ухода» (по продолжительности дня)
Все детские сады работают с августа по июнь, в июле все отдыхают
( назначается «дежурный детский сад» который работает в июле)
Одни программы рассчитаны на полный день, другие — на часть дня.
Центры по уходу за детьми принимают детей, начиная с 3 месяцев. Обычный режим работы центра – с 7 утра до 8 вечера.. Другой вид детских садов государственные, и частные. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня.
Образовательные области (разделы программ)
5 разделов, но с 2007г – 7
1-Коммуникация, Язык и текст
2-Организм, движение и здоровье,
3-Искусство, культура и творческое развитие,
6 - Математическое развитие и логическое мышление,
7 - бществоведение и окружающая среда.
«Коммуникативные навыки», «Общение с окружающими», «Прикладные знания»,
«Физическое развитие»».
Здоровье,
межличностные отношения,
окружающая среда,
рисование, лепка, счет, родная речь,
физические упражнения,
хоровое пение,
аппликации, оригами.
Формы организации взаимодействия педагога и ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Игра рассматривается как жизненная необходимость, при помощи которой дети имеют возможность развиваться разносторонне
Игра рассматривается как терапевтическое средство, которое дает выход детским переживаниям, фантазиям и таким образом сохраняет психическое здоровье. Обязательно с детьми занимаются рисованием, аппликацией, музыкой.
Активные игры, чтение, письмо, счет.
Большое внимание развитию речи (связное рассказывание, расширение словаря, модулирование голоса, выбор культурной нормы). Задается очень много вопросов по ходу игры или урока. С младенчества детей приучают толерантно относиться к людям с иным цветом кожи, другим происхождением, воспитанием, по-иному ведущим себя.
Свободная игра и деятельность, организуемая педагогом.
Детишек учат читать, считать, писать. Основная задача воспитателей - быть постоянно рядом с ребенком и оказывать ему помощь в развитии, контролируя и направляя этот процесс. Задача педагогов - научить детей общаться, заботиться, чтобы каждый ребенок чувствовал комфорт, равноправие, а группа развивалась на основе дружбы и сотрудничества.
Качества ребенка как результат дошкольного образования
Языковое развитие, логическое мышление, физическое развитие через диагностику
• Киндергартен (5-6 лет) практически
превращается в миниатюрную версию
начальной школы.
Обученность, самостоятельность и уверенность в себе. Детские сады способствуют социализации детей, внутригрупповому общению, лучшему познанию окружающего мира. По мнению родителей, в процессе межличностных контактов детей формируются такие нравственные добродетели, как уважение к другим, готовность прийти на помощь, групповой корпоративизм. ведет себя как член группы; умеет слушать других;
умеет отвечать на вопросы;
умеет участвовать в групповых формах деятельности (в особенности в таких групповых ритуалах, как принятие пищи, уборка помещения и различные игры).
Использование опыта альтернативной педагогики
М. Монтесорри - широкая индивидуализация и преобладание опосредованного воздействия педагогов на дошкольников, а также активное использование окружающей обстановки, принципы гуманистической педагогики, исключающие насильственные методы воздействия на личность ребенка
М.Монтессори.
Использование современных технологий в практике образования.
Черты различия:
Задачи дошкольного образования
Задачи определены национальными особенностями, содержание и методы способствуют гармоничному развитию ребенка. Единая образовательная программа для вех садов.
Существуют программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития.
Организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых велика вероятность неуспешного школьного обучения.
Деятельность направлена на формирование качеств, желательных с точки зрения государства. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей — научить детей быть послушными.
Формы организации «воспитания и ухода» (по продолжительности дня)
Продолжительность с 7до 17часов.
Формы организации - 2 возрастные группы от 8 месяцев до 3 лет, от 3 лет до 6 лет.
Время пребывания ребенка в школе — с 8.00 до 16.00, за что родители платят 120 долларов в неделю. Если родители хотят привести детей раньше или забрать позже, то школа предлагает услугу присмотра за ребенком с 6,00 до 8,00 или с 16.00 до 18.00 вечера, за что взимается дополнительная плата в размере 20 долларов. Штраф с опоздавшего забрать ребенка здесь существенный — 5 долларов за 1 минуту. Если члены семьи регулярно опаздывают, то (это очень редкий случай) ребенка могут исключить.
Дети воспитываются в них с трех до пяти лет и находятся там шесть дней в неделю, но в отличие от наших детских садов, лишь по четыре часа в день — до обеда.
С 8 до 6 часов вечера и полдня в субботу.
Образовательные области
Единая образовательная программа.
7 областей.
«Религия, этика и философия»; «Природа и техника».
«Развитие образного мышления», «Ребенок учится учиться»,
«Дисциплины», в задачу которых входит обучение общественно-полезным навыкам поведения, в том числе навыкам анализа собственных действий, восприятия других людей, общения, организации своей и групповой деятельности. По сути дела это специальное обучение нормам поведения, но осуществляется оно через усвоение тщательно разработанной поведенческой технологии.
Дети участвуют в создании уюта и красоты помещения: они выращивают и аранжируют цветы, конструируют, изготовляют панно и гобелены и тому подобное. Участие детей в художественном труде
является обязательным, поскольку, по мнению японцев, лишь рукотворная
красота подводит человека к философскому пониманию прекрасного как целесообразности бытия.
Формы организации взаимодействия педагога и ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Девиз д/с «Приходи и играй с нами».
Взаимодействие, исходя из интересов ребенка. Организация педагог. процесса - воспитатель должен иметь высшее образование, нет муз. руководителя. Понятие «занятие» в Норвегии не используется. Практически все изучается в процессе игры.
Пение происходит под магнитофонную запись, вместе с учителем.
В программу входит знакомство с Библией и основами христианского вероучения.
Много занятий посвящается американской политической системе, например выборам, опросу общественного мнения, референдумам.
Организованная педагогом деятельность имеет четкую цель и всегда связанна с запросом, который исходит от ребенка. Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Педагог не делает детям замечаний, ребенка ни к чему не
принуждают, а создают для него развивающую педагогическую среду.
Качества ребенка как результат дошкольного образования
3 программы диагностики по языковому развитию, логическому мышлению, физическому развитию.
Киндергартен в кризисе
• Игра вытесняется
• Все больше времени стало
уделяться подготовке к тестам. Образовательные учреждения помогают детям стать более независимыми, честолюбивыми и самоуверенными.
Образование в детских садах формирует традиционное чувство собственного достоинства, самурайский дух.
Воспитание маленьких детей в Японии умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии. Внимателен к нуждам членов группы.
Использование опыта альтернативной педагогики
Церковные дет.сады; Саамские дет.сады
Родители вместе с педагогами участвуют в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.
Интеграция усилий родителей и государства в обеспечении качественного функционирования детских садов. Включение в обычный класс или в группу детского сада детей с недостатками развития.
Одним из направлений работы в дошкольном образовании Японии является обучение одаренных детей. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Многие дошкольные заведения опираются в своей работе на опыт известного японского скрипача и педагога Судзуки («Система воспитания
таланта»), который считал талант максимальным уровнем развития способностей ребенка, а возраст до 6-ти лет – периодом, когда решается его судьба
Проанализировав таблицу, какой же можно сделать вывод?
У каждого может быть свой взгляд и свое мнение. И страны можно сравнивать другие.
В данном случае это будет мой взгляд и мое мнение. И Ваше право согласиться или не согласиться с ним.
Какая из трех предложенных моделей «воспитания и ухода» может считаться прогрессивной?
Из рассмотренных нами трех стран, Норвегии, США, и Японии, наиболее прогрессивную модель «воспитания и ухода» имеют детские сады Норвегии и Японии. В этих государствах разработана хорошая законодательная база, политика направлена на развитие системы образования, большое внимание уделяется программам в области охраны детства.
Содержание и методы норвежского дошкольного воспитания, отличаются индивидуальным подходом, соответствуют гармоническому развитию ребенка и способны обогатить практику гуманистического воспитания в северных регионах России.
Все компоненты образовательной системы Японии (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели - передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче).
За счет, каких факторов можно признать модель «воспитания и ухода» прогрессивной?
Законодательный. Государственная политика страны уделяет огромное внимание программам в области охраны детства, защиты прав граждан.
Норвегия - Наличие единой программы воспитания и развития в стране привело к стабильности содержания воспитательной работы, включая все типы дошкольных учреждений.
Япония - Детские сады находятся в ведении Министерства образования, науки и культуры, а центры дневного ухода — Министерства здравоохранения и социального обеспечения.
Здоровьесберегающий.
Норвегия - Для формирования здоровых привычек и культурно-гигиенических навыков, для укрепления здоровья используются методы физического воспитания. Например, осуществляется такой подход к воспитанию ребенка, когда он не ограничен в возможности пребывания на улице, в любое время года; это и естественная активизация его двигательной активности и естественные факторы для закаливания организма ребенка.
В Японии большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников – доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.
Кадровый.
Япония - Чтобы стать воспитателем детского сада, нужно отучиться два года в институте или университете. Японское государство проводит политику строгого отбора выпускников вуза при назначении на должность педагога. В отличие от других стран, для того чтобы стать педагогом, японский гражданин должен получить диплом и пройти экзамены при назначении на должность.
Материально-технический. В детских садах очень много игрушек, хорошая техническая оснащенность (компьютеры с игровыми развивающими программами, аудио, видео техника). Обустройство детского сада приближено к домашней обстановке, что обеспечивает психологический комфорт воспитанников.
Правовой. Защита прав ребенка определяет гуманные формы работы с дошкольниками. Главенствующей особенностью норвежской программы является ее личностная направленность и принципы гуманистической педагогики. В содержании нормативно-правовых документов важное значение имеют положения о равенстве прав и возможностей социального развития детей-инвалидов. Они имеют равные права в обществе и равные возможности при посещении любого вида образовательного учреждения.
Экологический. В образовательных программах разделы, посвященные знакомству с природой, направлены, в том числе на деятельность, связанную с защитой окружающей среды.
Экологическое воспитание в промышленно развитой и густонаселенной Японии, направлено не только на формирование чувства любви к природе. Это, прежде всего правильное поведение в повседневной жизни - правильное с точки зрения сбережения естественных ресурсов: воды, воздуха, земли, энергии, растений и животных.
Какая из моделей может служить примером для реформирования системы дошкольного образования России?
Примером для реформирования системы дошкольного образования России может послужить прогрессивная модель Норвегии.
Наличие единой программы воспитания и развития в стране привело к стабильности содержания воспитательной работы, включая все типы дошкольных учреждений. Главенствующей особенностью норвежской программы является ее личностная направленность и принципы гуманистической педагогики.
В ней осуществляется преемственность. Каждый детский сад взаимодействует со школой, в которой будут обучаться воспитанники. Обязательно проходят общие совещания педагогических коллективов.
Дошкольное образование получает большую материальную поддержку от государства - ведь финансирование дошкольных учреждений постоянно растет.
Существует активное взаимодействие между образовательным учреждением и семьями воспитанников. Так, «законом о детских садах» (1996 год) предусмотрена линия партнерских отношений дошкольного учреждения и «Родительских советов», которые имеют законную юридическую силу.
В содержании нормативно-правовых документов важное значение имеют положения о равенстве прав и возможностей социального развития детей-инвалидов при посещении любого вида образовательного учреждения.
В план образовательной работы включаются не только прогулки и экскурсии, но и возможные путешествия по родному краю. Это очень важно для патриотического воспитания, эстетического, экологического и нравственного развития детей такой живописной страны.
Направленность норвежской дошкольной педагогики на воспитание самостоятельной и творческой личности предопределяет использование методов проблемного воспитания и обучения. Создание различных ситуаций, требующих принятия решений, характеризует работу детских садов.
Выявлены и определены основные закономерности и тенденции функционирования и развития системы дошкольного воспитания Норвегии в следующих позициях:
- на основе государственного законодательства каждое общественное дошкольное учреждение включено в систему функционального развития,
- полный государственный контроль с единой программой развития и воспитания ребенка в возрасте с до 7 лет,
- государственная политика субсидий по содержанию дошкольников во всех видах и типах дошкольных учреждений независимо от принадлежности составляет более 50% от всех затрат,
- существует идеологическая ориентация по воспитанию нравственных качеств личности средствами формирования христианского мировоззрения,
- обустройство дошкольных учреждений по принципу приближения обстановки детского сада к дому,
- возможность посещать дошкольные учреждения с рождения до 7 лет,
- существование различных типов дошкольных учреждений,
- преобладание дошкольных учреждений, заботящихся о всестороннем и гармоническом развитии ребенка,
- комплектование групп, в большинстве своем, по разновозрастному принципу,
- пребывание в дошкольных учреждениях не полный рабочий день,
- использование педагогами гуманистических методов воспитания и развития.
Содержание и методы норвежского дошкольного воспитания, отличаются индивидуальным подходом, соответствуют гармоническому развитию ребенка и способны обогатить практику гуманистического воспитания в северных регионах России.
Другим примером для реформирования системы дошкольного образования России может послужить модель Японии.
В дошкольном образовании Японии есть тенденции, сходные с нашим образованием. Например, и в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство.
Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Японцы считают, что главное в детском саду – сохранить детскую природу ребенка. Поэтому, например, детей, которых по результатам психологической диагностики можно отнести к гиперактивным, японские педагоги считают энергичными и любознательными, но не проблемными, и относятся к их поведению с юмором и теплом. Вообще, шумные, подвижные дети в Японии вызывают меньше проблем, чем в других странах, поскольку в детском саду не предполагается, что малыши должны контролировать свой голос или поведение. Наоборот, бег и крик поощряются педагогами, поскольку являются, по их мнению, выражением силы (энергетической составляющей) характера ребенка.
Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями. Чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.
Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности - научиться работать в группе, жить интересами коллектива.
В детском саду поддерживают многие японские традиции.
Кроме японских традиционных праздников существует еще множество светских событий. Так, в начале мая обязательно проводится День открытых дверей для родителей, когда воспитатели устраивают конкурсы и аттракционы для детей и взрослых, увенчивая это мероприятие совместным обедом!
Практически каждый месяц, исключая зиму, ребята вместе с воспитателями выходят на экскурсии в парки, детские музеи, океанариум и зоопарк.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.deti-club.ru/detskie-sady-s-vidom-na-fordy-ekskursiya-po-norvezhskomu-detskomu-sadu
http://shumska.wordpress.com/2013/05/05/kindergarden/
http://nyinorge.kulichki.com/tema/barn/2003_07_01_bararc.html
http://www.domashniy.ru/article/psihologiya-otnosheniy/semejnye-otnosheniya/a_kak_u_nih_detskie_sady_v_amerike.html
http://www.maam.ru/stati/detskie-sady/detskii-sad-v-ssha.html
http://letidor.ru/article/21_vostok_i_zapad_detskie_sadyi_v_yaponii_i_ssha_23506/
http://miuki.info/2011/11/detskij-sad-po-yaponski-doshkolnoe-obrazovanie/
http://www.2mm.ru/vospitanie/303/yaponskoe-vospitanie
http://galitravel.ru/dohscolnoe-obrazovanie-v-japan/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ