Урок на тему «Зарубежные модели "воспитания и ухода"»

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение детский сад № 57

Красногвардейского района Санкт - Петербурга






Урок на тему

«Зарубежные модели "воспитания и ухода"»






Подготовила воспитатель

Тирановская Надежда Валентиновна












Санкт - Петербург

2014

Зарубежные модели "воспитания и ухода".


Так уж повелось, что работая в детском саду, ты постепенно заводишь много знакомых и друзей из других дошкольных учреждений. Посещая различные мероприятия - конференции, открытые занятия, методические объединения. И как часто в разговорах мы говорим: " А вот в том - то детском саду..." ; "А почему у вас это делают так, а у нас совсем по-другому?"

А давайте попробуем спросить: " А как поживают детские сады там, за границей?" "Есть у них, что-нибудь общее с нашими детскими садами?"

В данный момент мы попробуем сравнить три страны - Норвегию, США и Японию.


Параметры сравнения

Европа - Норвегия

США

Восток - Япония

Черты сходства:

Задачи дошкольного образования

Развития социального, эмоционального, физического и нравственного воспитания, выбор педагогических принципов, методов и приемов воспитания у детей чувства ритма, формы и пространства; развития познавательных, физических, математических способностей; социально-эмоционального развития –


- Приоритетной задачей дошкольных учреждений является формирование личности и социальная адаптация.

Получение детьми знаний, умений и навыков;


Основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. Научить детей учиться, то есть сформировать способности, которые в дальнейшем (при поступлении в школу) позволят им овладеть необходимыми навыками.

Дошкольное учреждение должно решать следующие задачи: помогать ребенку выстраивать хорошие отношения со взрослыми и детьми, воспитывать в нем уважение к природе, формировать здоровые жизненные привычки.

Формы организации «воспитания и ухода» (по продолжительности дня)

Все детские сады работают с августа по июнь, в июле все отдыхают

( назначается «дежурный детский сад» который работает в июле)

Одни программы рассчитаны на полный день, другие — на часть дня.


Центры по уходу за детьми принимают детей, начиная с 3 месяцев. Обычный режим работы центра – с 7 утра до 8 вечера.. Другой вид детских садов государственные, и частные. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня.


Образовательные области (разделы программ)

5 разделов, но с 2007г – 7

1-Коммуникация, Язык и текст

2-Организм, движение и здоровье,

3-Искусство, культура и творческое развитие,

6 - Математическое развитие и логическое мышление,

7 - бществоведение и окружающая среда.

«Коммуникативные навыки», «Общение с окружа­ющими», «Прикладные знания»,

«Физи­ческое развитие»».

Здоровье,

межличностные отношения,

окружающая среда,

рисование, лепка, счет, родная речь,

физические упражнения,

хоровое пение,

аппликации, оригами.

Формы организации взаимодействия педагога и ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Игра рассматривается как жизненная необходимость, при помощи которой дети имеют возможность развиваться разносторонне

Игра рассматривается как терапевтическое средство, которое дает выход детским переживаниям, фантазиям и таким образом сохраняет психическое здоровье. Обязательно с детьми занимаются рисованием, аппликацией, музыкой.

Активные игры, чтение, письмо, счет.

Большое внимание развитию речи (связное расска­зывание, расширение словаря, модулирование голоса, выбор куль­турной нормы). Задается очень много воп­росов по ходу игры или урока. С младенчества детей приучают толерантно относиться к людям с иным цветом кожи, другим происхождением, воспитанием, по-иному ведущим себя.

Свободная игра и деятельность, организуемая педагогом.

Детишек учат читать, считать, писать. Основная задача воспитателей - быть постоянно рядом с ребенком и оказывать ему помощь в развитии, контролируя и направляя этот процесс. Задача педагогов - научить детей общаться, заботиться, чтобы каждый ребенок чувствовал комфорт, равноправие, а группа развивалась на основе дружбы и сотрудничества.

Качества ребенка как результат дошкольного образования

Языковое развитие, логическое мышление, физическое развитие через диагностику

• Киндергартен (5-6 лет) практически

превращается в миниатюрную версию

начальной школы.


Обученность, самостоятельность и уверенность в себе. Детские сады способствуют социализации детей, внутригрупповому общению, лучшему познанию окружающего мира. По мнению родителей, в процессе межличностных контактов детей формируются такие нравственные добродетели, как уважение к другим, готовность прийти на помощь, групповой корпоративизм. ведет себя как член группы;  умеет слушать других;
умеет отвечать на вопросы;
умеет участвовать в групповых формах деятельности (в особенности в таких групповых ритуалах, как принятие пищи, уборка помещения и различные игры).

Использование опыта альтернативной педагогики

М. Монтесорри - широкая индивидуализация и преобладание опосредованного воздействия педагогов на дошкольников, а также активное использование окружающей обстановки, принципы гуманистической педагогики, исключающие насильственные методы воздействия на личность ребенка

М.Монтессори.


Использование современных технологий в практике образования.

Черты различия:

Задачи дошкольного образования

Задачи определены национальными особенностями, содержание и методы способствуют гармоничному развитию ребенка. Единая образовательная программа для вех садов.


Существуют программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития.

Организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых велика вероятность неуспешного школьного обучения.

Деятельность  направлена  на  формирование  качеств,  желательных  с  точки  зрения  государства. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей — научить детей быть послушными.

Формы организации «воспитания и ухода» (по продолжительности дня)

Продолжительность с 7до 17часов.
Формы организации - 2 возрастные группы от 8 месяцев до 3 лет, от 3 лет до 6 лет.

Время пребывания ребенка в школе — с 8.00 до 16.00, за что ро­дители платят 120 долларов в не­делю. Если родители хотят привести детей раньше или забрать позже, то шко­ла предлагает услугу присмотра за ребенком с 6,00 до 8,00 или с 16.00 до 18.00 вечера, за что взимается дополнительная плата в размере 20 долларов. Штраф с опоздавше­го забрать ребенка здесь сущест­венный — 5 долларов за 1 минуту. Если члены семьи регулярно опаз­дывают, то (это очень редкий слу­чай) ребенка могут исключить.




Дети воспитываются в них с трех до пяти лет и находятся там шесть дней в неделю, но в отличие от наших детских садов, лишь по четыре часа в день — до обеда.

С 8 до  6 часов  вечера  и  полдня  в  субботу.

Образовательные области


Единая образовательная программа.
7 областей.
«Религия, этика и философия»; «Природа и техника».


«Развитие образного мышления», «Ребенок учится учиться»,

«Дисциплины», в задачу которых входит обучение общественно-полезным навыкам поведения, в том числе навыкам анализа собственных действий, восприятия других людей, общения, организации своей и групповой деятельности. По сути дела это специальное обучение нормам поведения, но осуществляется оно через усвоение тщательно разработанной поведенческой технологии.

Дети участвуют в создании уюта и красоты помещения: они выращивают и аранжируют цветы, конструируют, изготовляют панно и гобелены и тому подобное. Участие детей в художественном труде

является обязательным, поскольку, по мнению японцев, лишь рукотворная

красота подводит человека к философскому пониманию прекрасного как целесообразности бытия.

Формы организации взаимодействия педагога и ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Девиз д/с «Приходи и играй с нами».
Взаимодействие, исходя из интересов ребенка. Организация педагог. процесса - воспитатель должен иметь высшее образование, нет муз. руководителя. Понятие «занятие» в Норвегии не используется. Практически все изучается в процессе игры.

Пение происходит под магнитофонную запись, вместе с учителем.

В программу входит зна­комство с Библией и основами христианского вероучения.

Много занятий посвя­щается американской политической системе, например выборам, опросу общественного мнения, референдумам.

Организованная  педагогом  деятельность имеет  четкую  цель  и  всегда  связанна  с  запросом,  который  исходит от ребенка.  Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Педагог не делает детям замечаний, ребенка ни к чему не

принуждают, а создают для него развивающую педагогическую среду.

Качества ребенка как результат дошкольного образования

3 программы диагностики по языковому развитию, логическому мышлению, физическому развитию.


Киндергартен в кризисе

• Игра вытесняется

• Все больше времени стало

уделяться подготовке к тестам. Образовательные учреждения помогают де­тям стать более независимыми, честолюбивыми и самоуверенными.

Образование в детских садах формирует традиционное чувство собственного достоинства, самурайский дух.
Воспитание маленьких детей в Японии умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии. Внимателен к нуждам членов группы.

Использование опыта альтернативной педагогики

Церковные дет.сады; Саамские дет.сады




Родители вместе с педагогами участвуют в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.

Интеграция усилий родителей и государства в обеспечении качественного функционирования детских садов. Включение в обычный класс или в группу детского сада детей с недостатками развития.


Одним из направлений работы в дошкольном образовании Японии является обучение одаренных детей. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Многие дошкольные заведения опираются в своей работе на опыт известного японского скрипача и педагога Судзуки («Система воспитания

таланта»), который считал талант максимальным уровнем развития способностей ребенка, а возраст до 6-ти лет – периодом, когда решается его судьба



Проанализировав таблицу, какой же можно сделать вывод?

У каждого может быть свой взгляд и свое мнение. И страны можно сравнивать другие.

В данном случае это будет мой взгляд и мое мнение. И Ваше право согласиться или не согласиться с ним.


Какая из трех предложенных моделей «воспитания и ухода» может считаться прогрессивной?

Из рассмотренных нами трех стран, Норвегии, США, и Японии, наиболее прогрессивную модель «воспитания и ухода» имеют детские сады Норвегии и Японии. В этих государствах разработана хорошая законодательная база, политика направлена на развитие системы образования, большое внимание уделяется программам в области охраны детства.

Содержание и методы норвежского дошкольного воспитания, отличаются индивидуальным подходом, соответствуют гармоническому развитию ребенка и способны обогатить практику гуманистического воспитания в северных регионах России.

Все компоненты образовательной системы Японии (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели - передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче).


За счет, каких факторов можно признать модель «воспитания и ухода» прогрессивной?


Законодательный. Государственная политика страны уделяет огромное внимание программам в области охраны детства, защиты прав граждан.

Норвегия - Наличие единой программы воспитания и развития в стране привело к стабильности содержания воспитательной работы, включая все типы дошкольных учреждений.

Япония - Детские сады находятся в ведении Министерства образования, науки и культуры, а центры дневного ухода — Министерства здра­воохранения и социального обеспечения.


Здоровьесберегающий.

Норвегия - Для формирования здоровых привычек и культурно-гигиенических навыков, для укрепления здоровья используются методы физического воспитания. Например, осуществляется такой подход к воспитанию ребенка, когда он не ограничен в возможности пребывания на улице, в любое время года; это и естественная активизация его двигательной активности и естественные факторы для закаливания организма ребенка.

В Японии большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников – доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.


Кадровый.

Япония - Чтобы стать воспитателем детского сада, нужно отучиться два года в институте или университете. Японское государство проводит политику строгого отбора выпускников вуза при назначении на должность педагога. В отличие от других стран, для того чтобы стать педагогом, японский гражданин должен получить диплом и пройти экзамены при назначении на должность.


Материально-технический. В детских садах очень много игрушек, хорошая техническая оснащенность (компьютеры с игровыми развивающими программами, аудио, видео техника). Обустройство детского сада приближено к домашней обстановке, что обеспечивает психологический комфорт воспитанников.


Правовой. Защита прав ребенка определяет гуманные формы работы с дошкольниками. Главенствующей особенностью норвежской программы является ее личностная направленность и принципы гуманистической педагогики. В содержании нормативно-правовых документов важное значение имеют положения о равенстве прав и возможностей социального развития детей-инвалидов. Они имеют равные права в обществе и равные возможности при посещении любого вида образовательного учреждения.

Экологический. В образовательных программах разделы, посвященные знакомству с природой, направлены, в том числе на деятельность, связанную с защитой окружающей среды.

Экологическое воспитание в промышленно развитой и густонаселенной Японии, направлено не только на формирование чувства любви к природе. Это, прежде всего правильное поведение в повседневной жизни - правильное с точки зрения сбережения естественных ресурсов: воды, воздуха, земли, энергии, растений и животных.



Какая из моделей может служить примером для реформирования системы дошкольного образования России?


Примером для реформирования системы дошкольного образования России может послужить прогрессивная модель Норвегии.

Наличие единой программы воспитания и развития в стране привело к стабильности содержания воспитательной работы, включая все типы дошкольных учреждений. Главенствующей особенностью норвежской программы является ее личностная направленность и принципы гуманистической педагогики.

В ней осуществляется преемственность. Каждый детский сад взаимодействует со школой, в которой будут обучаться воспитанники. Обязательно проходят общие совещания педагогических коллективов.

Дошкольное образование получает большую материальную поддержку от государства - ведь финансирование дошкольных учреждений постоянно растет.

Существует активное взаимодействие между образовательным учреждением и семьями воспитанников. Так, «законом о детских садах» (1996 год) предусмотрена линия партнерских отношений дошкольного учреждения и «Родительских советов», которые имеют законную юридическую силу.

В содержании нормативно-правовых документов важное значение имеют положения о равенстве прав и возможностей социального развития детей-инвалидов при посещении любого вида образовательного учреждения.

В план образовательной работы включаются не только прогулки и экскурсии, но и возможные путешествия по родному краю. Это очень важно для патриотического воспитания, эстетического, экологического и нравственного развития детей такой живописной страны.

Направленность норвежской дошкольной педагогики на воспитание самостоятельной и творческой личности предопределяет использование методов проблемного воспитания и обучения. Создание различных ситуаций, требующих принятия решений, характеризует работу детских садов.

Выявлены и определены основные закономерности и тенденции функционирования и развития системы дошкольного воспитания Норвегии в следующих позициях:

- на основе государственного законодательства каждое общественное дошкольное учреждение включено в систему функционального развития,

- полный государственный контроль с единой программой развития и воспитания ребенка в возрасте с до 7 лет,

- государственная политика субсидий по содержанию дошкольников во всех видах и типах дошкольных учреждений независимо от принадлежности составляет более 50% от всех затрат,

- существует идеологическая ориентация по воспитанию нравственных качеств личности средствами формирования христианского мировоззрения,

- обустройство дошкольных учреждений по принципу приближения обстановки детского сада к дому,

- возможность посещать дошкольные учреждения с рождения до 7 лет,

- существование различных типов дошкольных учреждений,

- преобладание дошкольных учреждений, заботящихся о всестороннем и гармоническом развитии ребенка,

- комплектование групп, в большинстве своем, по разновозрастному принципу,

- пребывание в дошкольных учреждениях не полный рабочий день,

- использование педагогами гуманистических методов воспитания и развития.

Содержание и методы норвежского дошкольного воспитания, отличаются индивидуальным подходом, соответствуют гармоническому развитию ребенка и способны обогатить практику гуманистического воспитания в северных регионах России.


Другим примером для реформирования системы дошкольного образования России может послужить модель Японии.

В дошкольном образовании Японии есть тенденции, сходные с нашим образованием. Например, и в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство.

Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Японцы считают, что главное в детском саду – сохранить детскую природу ребенка. Поэтому, например, детей, которых по результатам психологической диагностики можно отнести к гиперактивным, японские педагоги считают энергичными и любознательными, но не проблемными, и относятся к их поведению с юмором и теплом. Вообще, шумные, подвижные дети в Японии вызывают меньше проблем, чем в других странах, поскольку в детском саду не предполагается, что малыши должны контролировать свой голос или поведение. Наоборот, бег и крик поощряются педагогами, поскольку являются, по их мнению, выражением силы (энергетической составляющей) характера ребенка.

Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями. Чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности - научиться работать в группе, жить интересами коллектива.

В детском саду поддерживают многие японские традиции.

Кроме японских традиционных праздников существует еще множество светских событий. Так, в начале мая обязательно проводится День открытых дверей для родителей, когда воспитатели устраивают конкурсы и аттракционы для детей и взрослых, увенчивая это мероприятие совместным обедом! 

Практически каждый месяц, исключая зиму, ребята вместе с воспитателями выходят на экскурсии в парки, детские музеи, океанариум и зоопарк.

















































Использованные материалы и Интернет-ресурсы



http://www.deti-club.ru/detskie-sady-s-vidom-na-fordy-ekskursiya-po-norvezhskomu-detskomu-sadu


http://shumska.wordpress.com/2013/05/05/kindergarden/


http://nyinorge.kulichki.com/tema/barn/2003_07_01_bararc.html


http://www.domashniy.ru/article/psihologiya-otnosheniy/semejnye-otnosheniya/a_kak_u_nih_detskie_sady_v_amerike.html


http://www.maam.ru/stati/detskie-sady/detskii-sad-v-ssha.html


http://letidor.ru/article/21_vostok_i_zapad_detskie_sadyi_v_yaponii_i_ssha_23506/


http://miuki.info/2011/11/detskij-sad-po-yaponski-doshkolnoe-obrazovanie/


http://www.2mm.ru/vospitanie/303/yaponskoe-vospitanie


http://galitravel.ru/dohscolnoe-obrazovanie-v-japan/





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ