Адаптированная образовательная программа по русскому языку. 2 класс на 2014 – 2015 учебный год
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Таежнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Согласована на
методическом объединении
Протокол№_____от «___»_____2014г.
Принята на
педагогическом совете
Протокол №_____от
«___»_____2014г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______________
Приказ № от
«____»______2014г.
Адаптированная образовательная программа
по русскому языку.
2 класс
на 2014 – 2015 учебный год.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________К. Н. Тетерина.
«___»________2014г.
Составитель:
Лызенко Тамара Павловна
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
п. Таёжный
2014 г.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа «Русский язык»для учащихся 2 класса составлена на основе общеобразовательной программы, письма Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г., Учебного плана Таёжнинской коррекционной школы-интерната VIII вида на 2014-2015 учебный год и образовательной программы школы. В разработке программы использована программа Воронковой В. В.
Краткая характеристика 2 класса.
В классе обучаются 2 человека.
Определение вновь прибывшую ученицу в одну из трех групп будет возможным только после истечения исходно-диагностического блока: (1 сентября – 13 сентября).
Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания. Они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Вторую группу характеризует замедленный темп продвижения в овладении знаниями, умениями и навыками. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
Третья группа учащихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида по всем предметам.
Четвертая группа характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счета и чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.
К четвёртой группе относится Б. Таня, которая занимается по индивидуальной программе т.к. основное содержание материала для неё недоступно.
Цель программы обучения: овладение навыком самостоятельного и грамотного письма (степень самостоятельности зависит от особенностей психофизического развития каждого ребенка).
Задачи:
Развивать устную и письменную речь.
Выработать прочные навыки грамотного письма.
Формировать умение выполнять звуковой анализ слов.
Учить соблюдать гигиенический режим письма.
Воспитывать у учащихся интерес к языку.
Содержание тем учебного курса.
Обучение письму.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко-буквенного анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ).Знакомство с правилами гигиены письма.
Развитие устной речи.
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи; Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Длительность программы: 1 учебный год (9 месяцев), 34 учебных недели.
В неделю проводится 5 уроков, 170 часов в год.
Количество часов по четвертям:
1 четверть – 40 час. 3 четверть – 50 час.
2 четверть – 40 час. 4 четверть – 40 час
Распределение часов по темам:
Исходно-диагностический блок: (1 сентября – 13 сентября). Обследование экспрессивной и импрессивной речи, моторных и сенсорных предпосылок развития речи, знания букв и навыков чтения, корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы, заполнение листов динамического наблюдения.
Коррекционно-формирующий блок (с 15 сентября – 16 мая)
Результативно-оценочный блок: (17 мая - 31 мая).
Организация работы: (01.09.14 – 31.05.15г.) Количество учебных часов определяется в соответствии с учебным планом на 2014-2015 учебный год, фактическими учебными днями и праздничными календарными днями. КТП составляется с учетом расписания, графика каникул и праздничных дней в этом учебном году.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Тематический контроль осуществляется в виде проверочных работ (1-2 раза в четверть).
Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде контрольных диктантов (на начало учебного года и в конце каждой четверти).
Отметка
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1—4 классы
«5»
Нет ошибок
«4»
Допущены 1—3 ошибки
«3»
Допущено 4—5 ошибок
«2»
Допущены 6—8 ошибок
«1»
Допущено более 8 ошибок
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова)
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Технологии, методы и формы работы.
Для обеспечения более качественного усвоения знаний используются элементы компьютерных технологий и здоровьесберегающие технологии, элементы технологии опорных сигналов.
Тематический план.
№
Наименование разделов и тем.
2 класс. Русский язык (170ч).
Всего часов
В том числе на контрольн.работы
1
Введение.
1
2
Слово. Предложение. Текст.-
11
1
3
Звуки и буквы.
16
1
4
Слог.
12
2
5
Парные звонкие и глухие согласные.
11
1
6
Шипящие и свистящие согласные звуки.
5
7
Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога
14
1
8
Мягкие и твёрдые согласные.
10
2
9
Мягкий знак на конце слова.
10
1
10
Слово
40
5
11
Предложение
21
3
12
Повторение в конце учебного года
17
3
13
Резерв.
2
ИТОГО
170
20
Требования к уровню подготовки учащихся:
уметь:
-анализировать слова по звуковому составу
- различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие
- списывать слова и предложения с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходуется с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- правильно оформлять предложение на письме
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
знать:
-правила написания имён собственных
- правило написания предложений
Календарно-тематическое планирование по русскому языку.
2 класс.
№
дата
Содержание.
Кол-во час
Примечание.
I четверть 40ч.
Введение. 1
Слово. Предложение. Текст.-11ч.
1
Слово, предложение, текст.
2
2
Связь слов в предложениях, словосочетаниях
2
3
Составление предложений с данным словом.
1
4
Знаки препинания в конце предложения
1
5
Заглавная буква в именах собственных.
1
6
Упражнение в правописании имён собственных.
1
7
Звуки и буквы.
1
8
Слово и слог.
1
9
Диагностический срез.
1
Звуки и буквы -16ч
10
Гласные звуки и буквы.
1
11
Выделение гласного звука в начале слова
1
12
Согласные звуки и буквы.
1
13
Выделение согласного звука в начале слова.
1
14
Пары слов, отличающие одним звуком.
1
15
Соотнесение звука и буквы.
1
16
Пары слов, отличающие количеством звуков.
1
17
Упражнения в написании слов.
1
18
Пары слов, отличающие последовательностью звуков в слове.
1
19
Образование слов со стечением согласных.
1
20
Ударение. Произношение и обозначение на письме.
1
21
Ударение в двусложных словах.
1
22
Упражнение в постановке знака ударения в словах.
1
23
Гласные ударные и безударные.
1
24
Проверочный диктант.
1
25
Работа над ошибками
1
Слог - 12ч.
26
Слог как часть слова.
1
27
Слог как речевая единица.
1
28
Деление слов на слоги.
1
29
Перенос слов по слогам.
1
30
Слова с буквой Й.
1
31
Диктант за I четверть
1
32
Работа над ошибками. Словарь.
1
33
Контрольное списывание.
1
34
Упражнения в переносе слов со звуками И - Й.
1
35
Различай Р-Л.
1
36
Упражнения в написании слов с буквами Р-Л.
1
37
Выделение из слов [р],[л] в начале, середине , конце слова.
1
II четверть- 40ч.
Парные звонкие и глухие согласные.-11ч.
1
Согласные Б-П
1
2
Согласные Б-П
1
3
Согласные Д-Т
1
4
Согласные Д-Т
1
5
Согласные Г-К
1
6
Согласные Г-К
1
7
Согласные В-Ф.
1
8
Согласные З-С.
1
9
Слова с парными звонкими и глухими согласными. Способ проверки.
1
10
Проверочный диктант.
1
11
Работа над ошибками.
1
Шипящие и свистящие согласные звуки.-5ч.
12
Звуки [ж, ш, ч. щ]- шипящие согласные.
1
13
Упражнения в написании данных слов.
1
14
Звуки [з, с, ц]-свистящие согласные.
1
15
Упражнения в написании данных слов.
1
16
Различай шипящие и свистящие согласные.
1
Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога.-14ч.
17
Звуки гласные и согласные, их различие.
1
18
Выделение гласного звука в начале слова.
1
19
Буква Е в начале слова или слога.
2
20
Буква Ё в начале слова или слога.
2
21
Слова с гласными Е,Ё в начале слова или слога.
2
22
Буква Ю в начале слова или слога.
2
23
Буква Я в начале слова или слога.
2
24
Слова с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале или слога.
1
25
Контрольное списывание.
1
Мягкие и твёрдые согласные.- 10ч.
26
Контрольный диктант.
1
27
Работа над ошибками. Словарь.
1
28
Контрольное списывание.
1
29
Гласные Ы - И после твёрдых и мягких согласных.
1
30
Гласные О - Ё после твёрдых мягких согласных.
1
31
Гласные У - Ю после твёрдых мягких согласных.
1
32
Гласные А - Я после твёрдых мягких согласных
1
33
Гласная Е после мягких согласных.
1
34
Выделение мягких и твёрдых слогов.
1
35
Различай твёрдые и мягкие согласные.
1
Ш четверть- 50ч.
Мягкий знак на конце слова- 10ч.
1
Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
1
2
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.
1
3
Составление рассказа по картинке «Щенок».
1
4
Письмо слов с мягкими согласными на конце.
2
5
Различай твёрдые и мягкие на конце слова.
2
6
Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.
2
7
Контрольное списывание.
1
Слово - 40ч.
Название и предмет-18ч.
8
Предмет и его название.
1
9
Слова, отвечающие на вопросы что?
1
10
Названия частей предметов.
1
11
Различай сходные предметы и их названия.
1
12
Обобщающее слово для группы однородных предметов.
1
13
Списывание с печатного текста.
1
14
Слова, отвечающие на вопросы кто?
1
15
Составление рассказа по картинке «Будка для щенка».
1
16
Обобщающее слово для группы однородных предметов.
1
17
Различай слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?
1
18
Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.
1
19
Большая буква в именах людей.
1
20
Большая буква в именах и фамилиях.
1
21
Большая буква в кличках животных.
1
22
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
1
23
Составление рассказа по картинке «Заботливая хозяйка»
1
24
Обучающий диктант.
1
25
Работа над ошибками.
1
Названия действий -10ч.
26
Действие и его название.
1
27
Названия действий, отвечающие на вопрос (что делает?).
1
28
Названия действий, отвечающие на вопрос (что делают?).
1
29
Подбор названий действий к названиям предметов « Кто как голос подаёт?».
1
30
Кто как передвигается?
2
31
Слова, отвечающие на вопросы (что делает? что делают?).
2
32
Различай названия предметов и названия действий по вопросам.
1
33
Картинный диктант. Закрепление.
1
Предлоги- 7 ч.
34
Предлог как отдельное слово.
1
35
Употребление предлогов в предложении.
1
36
Раздельное написание предлогов со словами.
1
37
Контрольный диктант.
1
38
Работа над ошибками.
1
39
Списывание с печатного текста
1
40
Словарь. Закрепление.
1
Слова с непроверяемыми гласными – 5ч.
41
Выделение «трудной» гласной в словах.
1
42
Упражнение в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова.
1
43
Написание гласных в словах – родственниках.
1
44
Работа с деформированным текстом.
1
45
Упражнение в постановке знака ударения в словах.
1
IV четверть - 40 ч .
Предложение - 21ч.
46
Предложение.
1
47
Выделение предложения из текста.
1
48
Правила записи предложения.
1
49
Составление предложений из 2-3 слов.
1
50
Списывание с печатного текста.
1
51
Предложение и его схема.
1
52
Составление рассказа по картинке «Шалун»
1
53
Различай набор слов и предложений.
2
54
Порядок слов в предложении.
2
55
Завершение начатого предложения.
1
56
Списывание с печатного текста.
1
57
Составление предложений по предметной картинке.
2
58
Составление предложений по сюжетной картинке.
2
59
Предложения – вопросы и предложения – ответы.
2
60
Проверочный диктант.
1
61
Работа над ошибками.
1
Повторение – 17ч.
62
Гласные звуки и буквы.
3
63
Парные звонкие и глухие согласные.
3
64
Контрольный диктант.
1
65
Работа над ошибками.
1
66
Списывание с печатного текста.
1
67
Словарь. Повторение.
1
68
Мягкие и твёрдые согласные.
3
69
Мягкий знак на конце слова.
2
70
Слово.
2
Резерв
2
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП.
Базовый учебник: Якубовская Э.В., Павлова Н.В.. Русский язык, 2 класс. М. Просвещение, 2007г.
Дополнительная литература для учителя:
А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Москва «Просвещение», 1987г.
Волина В.В. «Занимательное Азбуковедение. Москва «Просвещение», 1991.
Автор-составитель Плешакова Е.П. Русский язык. Коррекционно – развивающие задания и упражнения 1-2 классы. Волгоград, 2007.
4.Е.М.Матвеева. Русский язык. Конспекты уроков, 2 класс. Волгоград. 2009г
5.Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь». Санкт- Петербург, 2009.
Приложение №1
Контрольный диктант № 1
по теме: «Гласные звуки и буквы» (диагностический)
Прочитай буквы. Выпиши только гласные.
А в р о л у ы и д е к э н г ю ф я
Прочитай буквы. Выпиши только согласные.
Т б у а м э ж ш о ч я ю ц й
3. Предметные картинки. Записать только первую букву, с которой начинается слово.
4. Записать слова под диктовку: дым, сок, Зина, бочка. Подчеркнуть в словах гласные и согласные буквы.
Контрольный диктант № 2
по теме: «Наша речь».
Школа.
Это наша школа. Наша школа красивая. У нас урок. У Ромы краски. Рома рисует дом и ёлку. (18 слов).
Грамматическое задание:
Выписать слова: наша, урок, ёлка. Обозначить в словах гласные и согласные буквы.
Выписать из диктанта слова со стечением согласных букв.
Начертить схему последнего предложения.
Контрольный диктант №3
по теме: «Ударные и безударные гласные»
Зима.
Пришла зима. Выпал снежок. У Кати санки. Катя на горке. Миша лепит снеговика. У снеговика морковка. Весело зимой. (18 слов).
Грамматическое задание:
Выписать слова: зима, снежок, лепит, весело. Поставить ударение в словах.
Выписать из диктанта слова: санки, горка, снеговик. Разделить слова на слоги.
Начертить схему последнего предложения.
Контрольный диктант №4
по теме: «Слова, обозначающие предметы, действия».
Игрушки.
Дети играют. У Лены юла. Лена крутит юлу. У Димы кубики. Он строит дом. Папа принёс машинку. Дети рады. (20 слов).
Грамматическое задание:
Выписать из диктанта 5 слов, обозначающих предметы (для слабых учеников 3 слова).
Выписать слова: играют, кубики, дети. Обозначить в словах гласные и согласные буквы.
Выписать слова: юла, машинка, Лена. Поставить в словах ударение.
Контрольный диктант №5
по теме: «Слово».
Малина.
Стоит жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах красные ягоды. Оля любит малину. Она собрала полную корзину. Дома ждёт мама. Она будет рада. (26 слов).
Грамматическое задание:
Выписать из диктанта 4 слова, обозначающие действие предмета (для слабых учеников 3 слова).
Выписать из диктанта слова, обозначающие предметы, отвечающие на вопрос кто? (2 слова) и слова, отвечающие на вопросы что? (3 слова).
Слова: ребята, корзина, Оля разделить на слоги.
Начертить схему последнего предложения.
Проверочная работа
по теме: «Слово».
Записать под диктовку слова: рука, стол, мышка, лес, дома. Сделать звукобуквенный анализ слов.
Даны схемы слов. Подобрать слова к данным схемам и записать в тетрадь.
(суп, сок, дом, мама, яма, шары)
Изменить слова по образцу: парк – парки. Шар - …, мост - …, куст - ,,., волк - ..
Проверочная работа
по теме: «Предложение».
Составить предложение по схемам. (Например: Мама варит суп. Дует ветер.)
Найди ошибку у Ромы кот. Кот спит
Выпиши из текста предложение о жуке, о белке.
Мы в лесу. В лесу тихо. Вот летит жук. У жука лапки. На суку белка. У белки грибы.
Проверочная работа
по теме: «Ударные и безударные гласные».
Списать слова, поставить ударение: утро, лапа, шары, зима
Записать по диктовку слова: лиса, дочка, ёлка, яма, машина, книга. Разделить слова для переноса.
Проверочная работа
по теме: «Звонкие и глухие согласные».
Записать парами звонкие и глухие согласные.
Списать слова, подчеркнуть буквы, обозначающие парные согласные: глухие – одной чертой, звонкие – двумя. Вата, гора, дом, зайка, жили, сахар, шили, фата, кора, трава, бочка, почка.
Записать под диктовку предложения. Найти в словах звонкие и глухие согласные, подчеркнуть. На кусте жук. У Вити удочка. У мамы уточка.
Проверочная работа
по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки».
Спиши. Подчеркни мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые синим.
Коля, поля, весна, гора, Вова, земля, лось.
Записать под диктовку. У дома стоит конь. Дима сел на пень. У меня мел. Найти слова с мягкими согласными, обозначить.
Проверочная работа
по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей».
Записать своё имя и фамилию.
Записать все имена мальчиков из класса.
Записать под диктовку. Миша Иванов дежурит. Ира Белова читает книгу. У Вани кот Пушок. Подчеркнуть большую букву в именах и фамилиях детей.
Проверочная работа
по теме: «Слова, обозначающие предмет, действие предмета».
В лесу.
Мы идём в лес. В лесу красивые ёлки. В лесу грибы. Поют весело птицы. (14 слов).
Пушок.
У Веры жил кот Пушок. Кот белый и пушистый. Лапки серые. Пушок любит рыбу. Вера гуляла с котом. (18 слов).
Задание:
Выписать слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопрос кто?; что?
Выписать слова, обозначающие действие предмета.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ