Формирования духовно-нравственных начал личности учащихся на уроках словесности

Формирования духовно-нравственных начал личности учащихся на уроках словесности

Хусаенова А.Р.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 367

Фрунзенского района

города Санкт-Петербурга

Тема нравственности была и остаётся актуальной во все времена. Вопросами нравственности занимается целый комплекс наук: философия, этика, педагогика. Педагогика рассматривает нравственность как одно из основных направлений воспитания. Нравственному развитию личности придаётся первостепенное значение. От того насколько успешно будет протекать процесс нравственного формирования и развития личности, от этого будет зависеть успех и других сторон воспитания. Особенно это важно сейчас, когда всё наше общество переживает трудные времена, когда нестабильность во всех сферах жизни приводит к нестабильности и в системе нравственных норм и ценностей подрастающего поколения. С одной стороны вроде бы сохраняется традиционная гуманистическая шкала ценностей: добро, честность, бескорыстие. С другой – нарастают индивидуализм, происходит переориентация на личное благополучие, на выживаемость, на самосохранение. Девальвируются ценности, связанные со служением обществу, государству. Культура и политика оказались на периферии системы ценностных ориентаций подрастающих поколений.

И все же трудности в нравственно-духовном воспитании можно преодолеть посредством одного из самых важных факторов формирования нравственной сферы личности ученика – учебной деятельности и роли учителя в ней.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Воспитательное влияние учебных предметов объективно заложено в их содержании. Современные учебные программы значительно обогащены воспитательными идеями и конкретным материалом для их реализации. Но из всех учебных дисциплин предметы гуманитарного цикла и, в частности уроки словесности, обладают огромнейшим потенциалом в воспитании нравственно ориентированной личности.

Постоянное обращение на уроках литературы к лучшим образцам русской классической литературы, к культурному наследию прошлого и настоящего, изучение жизни и творчества великих мастеров слова, создание творческих работ – всё это позволяет воздействовать на эмоциональную сферу учащихся и воспитывать такие качества, как патриотизм и гуманизм, коллективизм, чувство долга, сострадания, морально-волевые качества, ответственное отношения к труду.

Уроки русского языка позволяют учащимся увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; но и то, что язык впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; уроки русского помогают воспитывать любовь к своему родному языку, а как известно, любовь к своей стране начинается с любви к языку матери; учат воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов;
выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;
пробудить интерес к старославянскому языку и осознать церковно-славянские корни русского языка.
Процесс воспитания и обучения будет наиболее эффективным, если личность учителя вызывает уважение у учащихся.
Ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность, отношение к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии педагога. Учителю принадлежит решающая роль в обучении и воспитании нравственности, в подготовке школьников к жизни, к общественному труду. Вдумчивый учитель, передающий свои многосторонние знания, жизненный опыт школьникам, способен оказать сильное влияние на нравственное развитие воспитанников. На особо важное воспитательное значение обращённого к детям нравственного самораскрытия педагога указывал П. П. Блонский: " Как сильно может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своей работе, своём детстве, своих путешествиях, своих любимых писателях и своих любимых героях". Сегодня крайне важно, чтобы каждый российский учитель-наставник выступал наглядным примером патриотического служения своей родине, побуждаемого чувством любви и заботливого отношения к ней, а также посредством преподаваемого предмета формировал в своих учениках духовно-нравственные начала, которые помогут в дальнейшем молодому поколению стать свежей, новой силой, способной возродить страну.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ