Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
«Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Трифонова Н.В., Кудинова А.А.
СОШ №58
Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку грамотных людей – важнейшая задача школы.
В русском языке есть слова, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание словарных слов учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировки в их написании.
Традиционных рекомендаций явно недостаточно для того, чтобы каждый ребенок прочно усвоил написание словарных слов, т.к. ребенка нужно заинтересовать изучением таких слов, сделать интересным время работы с такими словами. Поэтому учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор упражнений, которые бы соответствовали этим требованиям.
Приведём пример некоторых упражнений, которые используем при работе со словарными словами:
Расположить словарные слова по алфавиту.
С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даём задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.
Мороз, морозец, заморозки, морозный.
Подбор и запись синонимов, антонимов.
Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.
Юг – север, запад – восток и т.д.
Подбор слов по темам.
Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)
Замена описательных оборотов словами-синонимами.
Ящичек для ручек, карандашей (пенал).
Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к словарным словам.
Игра «Угадай слова».
Дается начало слова ка- .
Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.
Игра «Цепочка слов».
Называем первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Береза, автобус, салют и т.д.
Игра «Собрать слова из слогов».
ро аг ном (агроном)
то ав биль мо (автомобиль)
Игра «Замена».
Заменить цифры буквами алфавита:
31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 (экскурсия)
Урок начинаем словами:
Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начало откусили
Из книжки в норку утащили.
…робей
…рона
…тух
Дети восстанавливают слова.
Игра «Подсказка» (используем, если тема вызывает затруднения)
_о_о_ _ _ (воробей)
_о_о_ _ (ворона)
_е_ _ _ (петух)
Обязательно объявляем тему, например, «Птицы».
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:
1) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.
2) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
3) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
4) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
Для повышения интереса к предмету русского языка используем игровые моменты, шарады, кроссворды, ребусы, анаграммы.
Результаты работ учащихся постоянно фиксируются в диаграммах и анализируются. Выделяются типичные ошибки для дальнейшей отработки.
Полученные данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие орфографической зоркости. Итогом данной работы является повышение качества знаний по русскому языку.
Диаграмма качества знаний по русскому языку.
В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над трудными словами, повышается интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формируем у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.
Литература
Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок.// Начальная школа-1995, №5, с. 69.
Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа, -2006, №6, с.23.
Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словарными словами. // Начальная школа- 2002, №2, с. 50.
Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, -2001, №9, с. 109.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ