Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

«Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

Трифонова Н.В., Кудинова А.А.

СОШ №58


Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку грамотных людей – важнейшая задача школы.

В русском языке есть слова, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание словарных слов учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировки в их написании.

Традиционных рекомендаций явно недостаточно для того, чтобы каждый ребенок прочно усвоил написание словарных слов, т.к. ребенка нужно заинтересовать изучением таких слов, сделать интересным время работы с такими словами. Поэтому учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор упражнений, которые бы соответствовали этим требованиям.

Приведём пример некоторых упражнений, которые используем при работе со словарными словами:

  1. Расположить словарные слова по алфавиту.

  2. С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даём задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.

Мороз, морозец, заморозки, морозный.

  1. Подбор и запись синонимов, антонимов.

Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.

Юг – север, запад – восток и т.д.

  1. Подбор слов по темам.

Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)

  1. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Ящичек для ручек, карандашей (пенал).

Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к словарным словам.

  1. Игра «Угадай слова».

Дается начало слова ка- .

Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.

  1. Игра «Цепочка слов».

Называем первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Береза, автобус, салют и т.д.

  1. Игра «Собрать слова из слогов».

ро аг ном (агроном)

то ав биль мо (автомобиль)

  1. Игра «Замена».

Заменить цифры буквами алфавита:

31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 (экскурсия)

  1. Урок начинаем словами:

Слова спокойно жили в книжке

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начало откусили

Из книжки в норку утащили.

робей

…рона

…тух

Дети восстанавливают слова.

  1. Игра «Подсказка» (используем, если тема вызывает затруднения)

_о_о_ _ _ (воробей)

_о_о_ _ (ворона)

_е_ _ _ (петух)

Обязательно объявляем тему, например, «Птицы».

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

1) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.

2) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

3) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

4) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Для повышения интереса к предмету русского языка используем игровые моменты, шарады, кроссворды, ребусы, анаграммы.

Результаты работ учащихся постоянно фиксируются в диаграммах и анализируются. Выделяются типичные ошибки для дальнейшей отработки.

Полученные данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие орфографической зоркости. Итогом данной работы является повышение качества знаний по русскому языку.

Диаграмма качества знаний по русскому языку.

В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над трудными словами, повышается интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.

Систематически проводя указанные выше виды работ, формируем у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.


Литература

  1. Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок.// Начальная школа-1995, №5, с. 69.

  2. Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа, -2006, №6, с.23.

  3. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словарными словами. // Начальная школа- 2002, №2, с. 50.

  4. Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, -2001, №9, с. 109.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ