Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе «Число имён существительных» «Характер славянина»
МБОУ «Богородская основная общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
3 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Швечикова Татьяна Анатольевна
Класс: 3
УМК: «Начальная школа 21 века»
Учебный предмет: русский язык, окружающий мир
Авторы учебника: «Русский язык» - Иванов С.В., «Окружающий мир» - Виноградова Н.Ф.
Тема урока: Русский язык: «Число имён существительных»
Окружающий мир: «Характер славянина»
Цели урока:
Организовать деятельность учащихся для знакомства с именами существительными, употребляющимися только в форме единственного числа и только в форме множественного числа.
Содействовать усвоению и закреплению знаний об имени существительном.
Содействовать осмыслению и запоминанию сведений из истории нашего народа, познакомить детей с качествами характера славянина.
Создать условия для формирования умений сопоставлять и устанавливать логические связи.
Создать условия для формирования умений самоконтроля и самооценки.
Продолжать прививать любовь и уважение к родной стране.
Продолжать прививать интерес к изучаемым предметам.
Тип урока: интегрированный
Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, старинные предметы обихода.
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ.
Опустили голову, закрыли глаза.
Я хорошо отдохнул на перемене. Мои силы восстановились. Мои мысли ясные и четкие. Я готов видеть, слушать и писать, я готов думать и отвечать. Делаем глубокий вдох... выдох. Поднимаем голову и открываем глаза.
(Слайд 1)
Утром ранним кто–то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил нам всем только радость.
Итак, запишите число, классная работа.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Сегодня не совсем обычный урок.
Вы ничего необычного не заметили в нашем классе? (Дети называют старинные предметы быта, размещённые в классе)
Как вы думаете, кто мог пользоваться этими предметами? Как называли наших предков? Верно, славяне.
Мы на прошлом уроке окружающего мира составляли словесный портрет славянина, пытались представить и описать его внешность.
Прочитайте слова на слайде: князь, предок, воин, багаж, изба, песня, копьё, конь, доброта, горница, смелость, телевизор, трудолюбие. (Слайд 2)
Словарная работа.
Какое слово лишнее? Почему? Докажите!
К какой части речи можно отнести эти слова? По каким признакам вы это определили?
Мы уже умеем определять род имён существительных, поэтому запишите эти слова, распределяя по родам.
Среди слов есть 1 с двумя корнями. Кто разберёт его по составу?
Определите число. Устно поставим их в форму множественного числа. Со всеми словами нам это удалось?
3. СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗНАНИЙ.
Да, есть в русском языке слова, которые имеют только форму единственного числа. (Слайд 3)
А теперь вдумайтесь в смысл этих слов. Можно назвать их качествами человека? А какими качествами обладали наши предки славяне, если наша страна стала такой сильной? В чём проявлялись эти качества?
Сообщения детей.
Дети, запишите слова, обозначающие эти предметы (ножницы, брюки, очки, каникулы) (Слайд 4)
Что вы заметили?
Почему я объединила их, по какому признаку?
Попробуйте поставить их в форму единственного числа. Правильно, это невозможно, так как эти слова имеют только форму множественного числа.
(Слайд 5)
4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ.
А сейчас я предлагаю вам поработать по карточкам. Прочтите текст.
Далеко с севера на юг раскинулась ширь русской земли. Смелость и трудолюбие, гостеприимство и отзывчивость – главные качества славянина. «Хлеб да соль» - угостят гостя в любом доме. Молоко, мёд, каши, щи – главные блюда. А вот у ворот собрались дети. Они затевают игру в жмурки или прятки. С поля идёт женщина, несёт грабли. Она сгребала сено.
О чём он?
Задания 1 варианту: из всех выделенных слов выпишите только те, что стоят в форме единственного числа.
2 вариант: из всех выделенных слов выпишите только те, что стоят в форме множественного числе.
Кто уже справился, составьте продолжение этого текста.
Можем ли мы определить род имён существительных, которые употребляются только во множественном числе?
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайд 5)
А теперь обратимся к учебнику «Русский язык» с.143 №3 – 1 ученик у доски.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Дети, а ведь я не назвала вам тему сегодняшнего урока ни по русскому языку, ни по окружающему миру. Может быть, вы сейчас посмотрите на свои работы и сами её сформулируете.
Сравните с надписью на слайде (Русский язык: «Число имён существительных», окружающий мир: «Характер славянина») (Слайд 6)
Вы сегодня много работали, но я хочу предложить ещё одно задание: я называю слово, говорю характеристику определенного звука, а вы у себя в тетради записываете ту букву, которая обозначает этот звук. (Слайд 7)
ком - выпишите букву, обозначающую согласный, звонкий, непарный, твёрдый (М)
ком - выпишите букву, обозначающую гласный, ударный (О)
ладонь - выпишите букву, обозначающую согласный, звонкий, непарный, твёрдый (Л)
ком - выпишите букву, обозначающую гласный, ударный (О)
ладонь - выпишите букву, обозначающую согласный, звонкий, парный, твёрдый (Д)
цепь - выпишите 1 букву (Ц)
а эта буква известна – ы. МОЛОДЦЫ! (Слайд 8)
Все хорошо работали. Оценки получают…
Задание на дом:
по русскому языку – выписать из словаря по 2 слова имён сущ., которые употребляются только в ед. или только во мн. числе.
По окружающему миру – с. 104 – 108 учебника.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
Закончите фразу, и я узнаю, как вы чувствовали себя на нашем уроке.(Слайд 9)
Я был рад на сегодняшнем занятии…
Если бы я был учителем…
На уроке мне особенно понравилось…
Меня удивило то, что …
Список использованной литературы
1. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. / Под редакцией Руднянской Е.И. - Волгоград, 2002.- с.128-134.
2.Коновалова, Е.И. Нестандартные уроки. /Сост. Коновалова Е.И. Волгоград: Корифей, 2002.- с.96
3. Кульневич, С.В., Лакоценина, Г.П. Нестандартные уроки в начальной школе - ТЦ «Учитель», 2002.-176 с.
4. Шепетько, Н.Г. Нестандартные уроки / Сост. Н.Г.Шепетько. – Волгоград: Корифей, 2005. – 96 с.
Медиа-ресурсы:
http://lenagold.ru/fon/main.htm
http://imagerush.com
http:// viki.rdf.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ