Конспект по теме "СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ"


Проценко В.А., учитель русского языка

и литературы МОУ Подгоренской СОШ №1











ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ

«СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ»



( обобщающий урок русского языка в 9 классе, разработанный по модульной технологии)

































Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений.

  2. Закрепить навыки построения линейных схем предложений с различными видами связи.

  3. Отработать пунктуационные навыки по теме, развивать пунктуационную зоркость.

  4. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.


УЭ-0. Содержание и задачи урока-модуля. (1-2 мин.)

Программа для учащихся.


После изучения темы вы будете знать:

- классификацию видов сложных предложений с различными видами связи;

- правила расстановки знаков препинания в сложных предложениях с различными вида связи.

В результате усвоения темы вы будете уметь:

- применять на практике изученные пунктуационные правила;

- строить линейные схемы сложных предложений с разными видами связи;

- иллюстрировать теоретические положения своими примерами.


УЭ-1. Работа с текстом. (10 мин.)

Работа в группах по вариантам.


Цель: Закрепление знаний о сложных предложениях с разными видами связи, повторение признаков публицистического стиля, анализ лексики.


Китаец кинул японцев.


Ну, не любят в Китае японцев, что поделаешь! Китайские фанаты отчаянно освистывали гостей из страны восходящего солнца на протяжении всего их матча с Таиландом на Кубке Азии – не помогло: подопечные знаменитого бразильца Зико победили со счетом 4:1 и вышли в четвертьфинал. Во время игры китайцы забрасывали сектора с японскими болельщиками петардами, а после матча окружили автобус сборной Японии. Напуганный водитель (тоже, понятно, китаец), несмотря на протесты Зико, рванул с места, так и не дождавшись двух игроков. За брошенными во враждебном окружении Сунсуке Накамурой и Ясухито Эндо пришлось высылать отдельную машину. А японская федерация направила организатором турнира официальный протест.


Примечание: текст заранее распечатан по количеству учащихся.


Задания.

1 группа анализирует лексику.

2 группа анализирует строение предложений.

3 группа анализирует стиль.

(На подготовку ответов отводится 4-5 минут, затем заслушиваются сообщения представителей каждой группы).


УЭ-2. Закрепление навыка расстановки знаков препинания в предложениях с сочинительной и подчинительной связью. Устная работа в парах и индивидуальная работа. (7 мин.)

Цель. Повторить правила постановки знаков препинания знаков препинания в сложных случаях.


А. Устная работа в парах.


Расскажите своему партнеру правила постановки знаков препинания в сложных предложениях при стечении сочинительных и подчинительных союзов. В случае затруднения см. стр.86 учебника.


Б. Устная работа в парах.


Сравните предложения. Объясните партнеру правила постановки знаков препинания.

  1. Мы его не понимали, 1. Мы его не понимали,

но, когда он взвел курок но когда он взвел курок

и насыпал на полку пороха, и насыпал на полку пороха, то

многие, невольно вскрикнув, многие, невольно вскрикнув,

схватили его за руки. схватили его за руки.

(М. Лермонтов)

  1. Женщина все говорила

и говорила о своих несчастьях,

и, хотя слова ее были привычными,

у Сабурова от них вдруг защемило сердце.


  1. Женщина все говорила

и говорила о своих несчастьях,

и хотя слова ее были привычными, но

у Сабурова от них вдруг защемило сердце.


(К. Симонов)


Проверьте себя по учебнику (с. 86)


В. Индивидуальная работа по вариантам с взаимопроверкой по ключу.


Составьте линейные схемы этих предложений по вариантам. Проверьте работы друг друга по ключу.



УЭ-3. Закрепление навыка синтаксического разбора предложения.

(5-7 мин. Общеклассная работа.)


Запишите в тетради предложение, произведите его синтаксический разбор.


Уже все было готово к нашему отлету упаковано снаряжение продукты инструменты личные вещи но ледяной аэродром не реке где нас с Василием Николаевичем должны были высадить затопила наледь и теперь там невозможно было посадить самолет.


Алгоритм работы.

  1. Прочитайте предложение с правильной интонацией.

  2. Простое или сложное (если сложное, назвать простые в нем).

  3. Союзное или бессоюзное.

  4. Если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное.

  5. Простые предложения в составе сложного (выделить грамматические основы в простых предложениях).

  6. Если сложносочиненное, то назвать смысловые отношения между простыми. Указать средства связи между простыми предложениями. Если сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное, указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного. Если бессоюзное, то определить смысловые отношения между простыми. Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разбить как соответствующее простое или сложное предложение.

  7. Составьте схему предложения.

  8. Проверьте свою работу по ключу.


УЭ-4. Работа по развитию речи. (7мин.)


Уровень 1.


Цель. Уметь совершенствовать написанное.


Перестройте текст, преобразовав простые предложения в сложные синтаксические конструкции.


(Индивидуальная работа, выполняется в тетради. Работы зачитываются, рецензируются одноклассниками).


Наступила дружная весна. Теплое солнце согрело мерзлую землю. В лесу по ложбинке побежал веселый ручей. На пути он заметил под корнями белоствольной березы норку. Здесь с осени спал колючий ежик. Неугомонный ручей забрался в норку и разбудил зверька. Ежик выбрался из своего зимнего убежища, лег на спинку и подставил ласковому солнцу брюшко. (По Г. Скребницкому).


Примечание: текст распечатан по количеству учащихся.


Уровень 2.


Цель. Совершенствовать умение писать сочинение на заданную тему.


Напишите сочинение – миниатюру на тему «Весенний ручеёк», используя сложные синтаксические конструкции.


УЭ-5. Подведение итогов урока. (2 мин.)


УЭ-6. Срез знаний. Тест (10 мин.)


1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?


1) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.


2) Как ни велика сила Базарова, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей.


3) Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из-за густых черных бровей суровые глаза брата.


4) В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол.


2. В каком случае представлено сложное предложение с paзными видами связи?


1) Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.


2) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.


3) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца , сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.


4) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.



Примечание:


УЭ – учебный элемент


Ключи:

УЭ - 2


(когда…), [ ]

(когда…), то [ ]

1. [ ], но, . [ ], но .

(хотя…), [ ]

(хотя…), но [ ]

2. [ ], и , . [ ], и .


УЭ -6


  1. 4

  2. 4

















Источники:




http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_B/4.html


http://www.traktat.com/language/book/punkt/znak_05/razn_vid.php


http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_188


http://www.evartist.narod.ru/text1/49.htm


http://www.klassika.ru/read.html?proza/lermontov/geroi.txt&page=26




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ