Конспект урока для 5 класса на тему "Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи"

Тема урока: Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

- дать понятие морфологии как раздела науки о языке и понятие части речи;

- учить правильно задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамматическое

значение, понимать, на основе каких признаков формируются части речи в русском языке;

- вырабатывать умение строить рассуждение при определении слова как части речи;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Организация рабочей обстановки. Приветствие.


Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися морфологии как раздела науки о языке.


1.Интеллектуальная разминка.

(текст проецируется через экран)

- Определите, к каким частям речи относятся слова в отрывке из стихотворения.

- Как вам удалось это сделать?

- Что помогло?


Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве, и хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

(Л.Кэрролл, пер. Д.Орловской)


2. Обращение к теоретическому материалу § 13.

- Что изучает грамматика?

- Что такое морфология?

- Что называется частями речи?




Отвечают на вопросы.











Открывают учебники на стр. 66, читают теорию, отвечают на вопросы.



Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IІІ. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.


1.Тренировочные упражнения.


- упр. 105, 107, 108.


2.Творческое задание.

- Запишите четверостишие, определите, к каким частям речи относятся слова.


Я валяюсь на траве,

Сто фантазий в голове.

Помечтай со мною вместе –

Будет их не сто, а двести.

(Ю.Мориц)


- Опишите одну из ваших фантазий.


Выполняют задание поочерёдно у доски.


Читают, отвечают на вопросы.




Работают с четверостишьем в парах.








Описывают свою фантазию, зачитывают, оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Что такое морфология?

- Какие значения имеет слово?

- Где можно применить новые знания?


- Оцените свою работу на уроке. Работу класса


- Выберите смайлик своего настроения.

-Изменилось ли оно? Почему?




- Домашнее задание. § 13 упр. 106

Дают ответы на вопросы






Анализируют работу на уроке через самооценку




Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ