Конспект урока для 5 класса на тему "Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи"
Тема урока: Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
- дать понятие морфологии как раздела науки о языке и понятие части речи;
- учить правильно задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамматическое
значение, понимать, на основе каких признаков формируются части речи в русском языке;
- вырабатывать умение строить рассуждение при определении слова как части речи;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися морфологии как раздела науки о языке.
1.Интеллектуальная разминка.
(текст проецируется через экран)
- Определите, к каким частям речи относятся слова в отрывке из стихотворения.
- Как вам удалось это сделать?
- Что помогло?
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве, и хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(Л.Кэрролл, пер. Д.Орловской)
2. Обращение к теоретическому материалу § 13.
- Что изучает грамматика?
- Что такое морфология?
- Что называется частями речи?
Отвечают на вопросы.
Открывают учебники на стр. 66, читают теорию, отвечают на вопросы.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IІІ. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
1.Тренировочные упражнения.
- упр. 105, 107, 108.
2.Творческое задание.
- Запишите четверостишие, определите, к каким частям речи относятся слова.
Я валяюсь на траве,
Сто фантазий в голове.
Помечтай со мною вместе –
Будет их не сто, а двести.
(Ю.Мориц)
- Опишите одну из ваших фантазий.
Выполняют задание поочерёдно у доски.
Читают, отвечают на вопросы.
Работают с четверостишьем в парах.
Описывают свою фантазию, зачитывают, оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
IV.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Что такое морфология?
- Какие значения имеет слово?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения.
-Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание. § 13 упр. 106
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ