Конспект урока для 1 класса на тему «Звуки Звуки [з, з´]. Буквы З з»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска



Обучение грамоте 1 класс

по УМК «Школа России»

«Звуки Звуки [з, з']. Буквы З з»



подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Нерезева Ирина Алексеевна





Брянск-2013

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)


Основные цели:

-создать условия для ознакомления со звонкими согласными звуками [з, з '], буквами Зз;
-способствовать формированию умения читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;

-сформировать опыт учебной деятельности на основе метода рефлексии;

-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, умение работать по алгоритму, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать коммуникативные качества, познавательный интерес.








Этапы урока



Деятельность учителя



Деятельность ученика



УУД


1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

1.Создаёт эмоциональный настрой на изучение новой темы:

Вот опять звенит звонок-

Приглашает на урок.

Будем хорошо читать-

Все на свете будем знать!


2.Проводит речевую разминку:

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков и Букв. Для четкого произношение, развития внимания, выразительности, памяти развития , обогащения речи проведём речевую разминку.

За- зо –зу-мы поймали стрекозу.

Зи-зе-за –приближается гроза.

Зо- за-зы-убегаем от грозы.


1.Слушают и делают выводы для чего же всё-таки необходимо читать.





2.Чётко произносят чистоговорку.

Эмоционально настраиваются на восприятие новой темы.

Личностные:

-самоопределение к деятельности, -смыслообразование-понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

1. Анализ алгоритма выделения звука.

Учитель подготавливает мышление учащихся и организовывает осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

1)Отгадайте загадку:


Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)


- И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? (зимнем)

2)Выделение первого звука.

-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.

И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.

Что за зверь лесной – 
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Зайка)



Выделение первого звука.

-Зайка  и зима принесли с собой новые звуки.

-Какие?

1.Разгадывают загадку, акцентированно произносят первый звук в словах зима -[з'],

зайка- [з],

2. Произносят звуки и смотрят в зеркальце: зубы сомкнуты, язычок прикрывает щель между зубов.

Познавательные:

-мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)

-символических средств (звуковые схемы)

-осознанное и произвольное речевые высказывание;

Регулятивные:

-выполнение пробного задания

-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии;

-волевая саморегуляция в затруднении;

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.

3.Постановска учебной задачи.

1.Помогает учащимся ставить цель учебной деятельности и на этой основе предлагает выбрать способ и средства её реализации.

1.Определяют тему урока ,то, чему должны научиться на уроке. Формулируют цели урока

Познакомиться с …

Учиться отличать …

Учиться читать…

Планирование предстоящей деятельности.

Личностные:

-самоопределение;

- смыслообразование;

Познавательные:

-мыслительные операции;

-самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

1.Помогает учащимся строить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа:

Характеристика звука.

- Зима задает вам вопрос. Ее первый звук «мягкий» или «твердый»?(мягкий) Произнесите его. ( [з'])


- А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? (твердый). Произнесите его. ( [з]).

-Наш зайка прибежал не один, а со своими друзьями. Они хотят узнать, а в каких еще словах встречается  твердый звук  [з]? А в каких мягкий звук [з'] ?

Зима предлагает дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику,  надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи (гласные и согласные.)

-А теперь давайте удивим наших друзей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам Зима и зайка.

Знакомство с буквой

А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему?

(Опора на плакат)

-На какую цифру похожа эта буква? ( на три)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.



1.Чётко произносят звуки, дают их характеристику.

2.Самостоятельно определяют, к какой группе относятся новые звуки. Доказывают это.

Звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.

3.Определяют, звонкие эти звуки или глухие. Доказывают.

Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик.

-Дрожит ваше горлышко или нет? Да.

   - Значит звук [з] звонкий или глухой? ( звук [з] -  звонкий.)

- А почему один звук мягкий, а другой твердый?


4.Выкладывают на столе звуковые модели слов [з а й' к а] [з' и м а] .

Делают вывод:

[з] - твёрдый, а [з'] - мягкий.


5.Знакомятся с буквой, сравнивают с другими буквами, определяют на что похожа, ищут её в алфавите.

Личностные:

- смыслообразование.

Познавательные:

-мыслительные операции;

выдвигают гипотезы и обосновывают их;

-поиск и выделение необходимой информации;

-установление причинно – следственные связи;

Регулятивные:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности.

Коммуникативные:

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативых задач;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Помогает усвоить учащимися новый способ действия.

1.Составляют слоги с буквой З.

(за, зо, зу, зя, зё, зю, зи)

Читают слоги по группам:

-мальчики читают слоги с твердым звуком [з];

-девочки читают слоги с мягким звуком [з'].

2. Чтение открытых и закрытых слогов на интерактивной доске :

Аз-за оз-зо из- зи уз-зу ез-зе

3. Игра « Умный дождик»(работа в парах).

Над рекой повисла

Радуга-дуга

Осветила солнышко

В небе облака

-Когда бывает радуга? (после дождя)

-Дождик падает каплями, но не простыми, а со слогами (на доске нарисованы капельки ,а в них –слоги)

-Давайте составим из капелек слова(сани, розы, паруса, корова и т.д.)

-Кто составит самое длинное слово?

-Почему игра называется «Умный дождик»?



Познавательные:

-извлечение необходимой информации;

- использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др);

-осознанное и произвольное речевые высказывание.

построение логической цепи рассуждений и доказательств .

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

1.Помогает учащимся интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

-О чем этот текст? У него нет названия.

-О каком времени года говорится в тексте?

-Кто рисовал узоры?

-Где рисовал мороз узоры?

-Какие узоры он рисовал?

-А какое предложение вы бы смогли добавить к этому тексту?

-Посмотрите на эту иллюстрацию. Подходит она к нашему рассказу?

- А где мы можем увидеть вот такую букву?

1.На основе работы с текстом достигают цель пробного учебного действия.

Чтение текста.

Стр. 121.

Отвечают на вопросы, придумывают продолжение текста. Рассматривают иллюстрацию.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


7.Включение в систему знаний и повторения

1.Помогает учащимся включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

1.Работают с лентой букв. Повторяют ранее изученных букв.


Познавательные:

-извлечение необходимой информации.

Регулятивные:

-контроль, корреция, оценка.

Коммуникативные:

-правильная постановка вопросов.

8.Рефлексия деятельности

1.Обобщает полученные на уроке сведения, проводит беседу по вопросам:

- Какова была цель урока?

- Достиг ли урок цели?

- Что интересного и нового мы узнали на уроке?

Оцените работу на уроке.


1.Оценивают собственную учебную деятельность, осознают методы построения и границы применения нового способа действия.

Раскрашиваю узор, который нарисовал мороз. (работал хорошо – голубым цветом, не очень - синим цветом).

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действий.

Регулятивные:

-контроль и оценка способов своей деятельности.


Личностные:

-самооценка на основе критерий успешности;

- следование моральным нормам и этическим требованиям.

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

Коммуникативные:

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- планирование успешного сотрудничества.






Использованная литература:

1.В.Г.Горецкий и др. «Азбука» - Москва, « Просвещение», 2012.

2.В.В.Волина. «Учимся играя» - Москва, «Новая школа»,1994 .

3.О.Е.Жиренко »Поурочные разработки по обучению грамоте»- Москва, «Вако», 2008.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ