Конспект урока русского языка для 4 класса «Памятки – подсказки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 1

им. Ф.Г.Логинова
















«Памятки – подсказки» по русскому языку

для обучающихся 1-4 классов

(I часть)


(










подготовила

Бирюкова Марина Викторовна,

учитель начальных классов










Не путай звуки и буквы!

Звонкие б в г д ж з л м н р й

Глухие п ф к т ш с х ц ч


парные согласные непарные согласные


Всегда твёрдые согласные звуки: [ж] [ш] [ц]

Всегда мягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’]

Гласных звуков шесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]

Гласных букв десять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ъ, ь обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква и после гласных букв или после ъ, ь тоже обозначает два звука: [й’и] – соловьи - [салав’й’и].


Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор)

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

  • Сколько в слове слогов?

  • На какой слог падает ударение?

  • Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

  • Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.

  • Количество звуков и букв в слове.

Паль то – 2 слога, [пал´то]

п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой

а – [а] – гласный, безударный

л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

ь – не обозначает звука

т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой

о –[о] – гласный, ударный

6 букв, 5 звуков


Я ма – 2 слога, [й´ама]

я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

[а] – гласный, ударный

м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий

а – [а] – гласный, безударный

3 буквы, 4 звука

Состав слова

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

  • Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова:

за

рас цветут

от

  • Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок, снеговик.

  • Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова:

ок

цвет очек

ик

  • Окончание – изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге.

Порядок морфемного разбора:

  • Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).

  • Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).

  • Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).

  • Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

Приставка, корень, суффикс – основа слова.

п о д с н е ж н и к и

Правописание безударных гласных в корне

Безударные гласные в корне нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

Можно ли подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук станет ударным?

Да Нет



Пиши так, как слышишь Посмотри в словарь.

под ударением. Запомни это слово.

сады сад огурец

садик собака




Правописание парных звонких и глухих согласных

Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости – глухости согласный звук, например [ п, ф, к, т, ш, с] , - это «опасное» место (орфограмма). Обязательно проверь перед записью.

Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й’ ].

са[т] – сады сад

ко[т] – коты кот

Изменять слово лучше всего так:

Один – много ро[к] - рога рог

Есть – нет есть лу[к] – нет лука лук

есть лу[к] – нет луга луг



Правописание непроизносимых согласных

Можно ли подобрать родственное слово, в котором бы непроизносимый согласный зазвучал?

Да Нет

Пиши как слышится в Непроизносимого согласного

проверочном слове. в этом слове нет. Пиши как

звёздный - звезда слышится.

устный –уста вкусный – вкус, ужасный - ужас

Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками

Е

от на согласную Ъ Ё

Ю

Я

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнем, который начинается не букву е, ё, ю, я: подъём, съел, объяснять, предъюбилейный.

Учимся применять правило.

Возьмем слово ехал. В этом слове корень начинается с буквы е. будем подставлять приставки. Подумай, после каких приставок перед корнем писать ъ?

  1. Приставка на- оканчивается на гласный звук, значит, ъ писать не надо

на + ехал = наехал.

  1. Об- - приставка, заканчивающаяся на согласный звук. Корень начинается на букву е , пишем ъ. Об + ехал = объехал.

Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я,и в корне слова или на стыке корня и окончания: вьюга, платье, пьеса, муравьи.

Учимся различать разделительные ъ и ь знаки.

  1. [л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма? [л’ис’й’а] лиса – лисичка. Орфограмма на стыке корня и окончания, пишем ь - лисья.

  2. [падй’эзды]. В какой части слова орфограмма?

[падй’эзды] проезды – переезды. Орфограмма после приставки. Которая заканчивается на согласный звук. Корень начинается с буквы е, пишем ъподъезды.



Приставка и предлог


Приставка -

Предлог -

Это

часть слова

самостоятельное слово

пишется

с корнем слитно

с другими словами раздельно

служит

для образования новых слов

для связи слов в предложении

поставить вопрос или другое слово

между приставкой и корнем нельзя

между предлогом и словом можно

Учимся различать приставки и предлоги.

Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка:

  1. Проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например большой.

  2. Если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно.

Если нельзя – это приставка. Пишем слитно.

От?бежать от?дома.

  1. От (большой) бежать – вставить слово невозможно, значит это приставка. Пишем слитно: отбежать.

  2. От (большого) дома – вставить слово можно, значит это предлог. Пишем раздельно: от дома.

Отбежать от дома.

Суффиксы и их значения

Суффикс

Значение суффикса

Примеры

-анан-, -янин-, -ан-, -ян-, -ич-, -ичк-, -ец-

Житель какой-либо страны, города, края

Москвич, волжанин, африканец

-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -онок-

Уменьшительно-ласкательное

Заюшка, домик, мышонок, травушка

-ист-, -чик-, -ник-, -ель-, -иц-, -арь-, -ик-

Обозначение людей по профессии или роду занятий

Футболист, переводчик, дворник, строитель

-евн-, -евич-, -ич-, -ичн-, -овн-, -ович-

Обозначают отчества людей

Алексеевна, Алексеевич, Владимирович, Ивановна

-оват-, -еват-

Обозначает значение «не очень»

Горьковатый, сыроватый, сладковатый, синеватый

Части речи в русском языке



самостоятельные служебные междометия

имена существительные союз

имена прилагательные предлог

глаголы

наречия

местоимения

числительные

Части речи

Вопросы

Что обозначают

Имя существительное

Кто? Что?

Предмет

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

Глагол

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделала?...

Действие предмета

Наречие

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Признак действия

Числительное

Сколько? Который? Какой? Какая? Какие?

Количество предметов или порядок при счёте

Местоимение

Кто? Что? Какой?

Указывают на предмет, не называя его

Союзы

А, но, да, и

Связывают слова и предложения

Предлоги

От, до, из, в, на, про, с, о (об, обо), под, над, …

Служат для связи слов в предложении

Междометие


Выражает различные чувства

Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.



Имя существительное

  1. Обозначает ПРЕДМЕТ.

Отвечает на вопросы КТО? (одушевленное сущ.)

ЧТО? (неодушевленное сущ.)

  1. Бывает МУЖСКОГО

ЖЕНСКОГО РОДА

СРЕДНЕГО



  1. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.

  2. В предложении может быть ПОДЛЕЖАЩИМ __________________

ДОПОЛНЕНИЕМ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ _ . _ . _ . _ . _ . _





Порядок разбора имени существительного как части речи

(морфологический разбор) .

  1. Вопрос.

  2. Начальная форма ( Им.п, ед.чило)

  3. Часть речи.

  4. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;

  • одушевленное или неодушевленное;

  • род;

  • склонение.

  1. Непостоянные признаки:

  • падеж;

  • Число.

  1. Роль в предложении.

Образец записи: Белая берёза под моим окном…..(С.Есенин)

Берёза – (что?), н.ф. (что?) берёза – сущ., нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Им. п., ед.ч., подлежащее.

(Под) окном – (под чем? где?), н.ф. (что?) окно – сущ., нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., Т.п., ед.ч., обстоятельство.



Имя прилагательное

  1. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы КАКОЙ? (молодой) КАКОЕ? (отличное)

КАКАЯ? (хорошая) КАКИЕ? (здоровые)

  1. Изменяется по

Р – женский

О

Д – мужской в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

А

М – средний

  1. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.

  2. В предложении – ОПРЕДЕЛЕНИЕ





Порядок разбора имени прилагательного как части речи

(морфологический разбор)

  1. Вопрос.

  2. Начальная форма (единственное число, мужского рода, Им.п.).

  3. Часть речи.

  4. Число.

  5. Род (ТОЛЬКО в единственном числе).

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

Образец записи: Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха….

Только звёзды золотые смотрят с небес… (И.Бунин)

Белая (гречиха) –(какая?), н.ф. (какой?) белый – прил., ед.ч., ж.р., Им.п., определение.

Золотые (звёзды) – (какие?), н.ф. (какой?) золотой – прил., мн.ч., Им.п., определение.







Местоимение

Предмет

Лицо

Единственное число

Множественное число

(личные местоимения)

1-е

2-е

3-е

я

ты

он (м.р.), она (ж.р.), оно (ср.р.)

мы

вы

они

Признак

мой

твой

его, её

наш

ваш

их

Количество

сколько, столько. Несколько и др.

Порядок разбора местоимения как части речи (морфологический разбор)

  1. Начальная форма (Им.п.)

  2. Часть речи.

  3. Лицо.

  4. Число.

  5. Род ( если это местоимение 3-го лица ед.ч.)

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

Образец записи: Похвалялись ежи:

- У нас шубы хороши!

(У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч., Р.п., дополнение.









Глагол

  1. Обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО БУДЕТ ДЕДАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛА? и др.

  1. Имеет НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ форму (что делать? -

что сделать?).

Суффиксы глаголов неопределённой формы -ть-, -ти-, -чь.

Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы –а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-.

  1. Изменяется по

В – настоящее даю, даёт, даёшь

Р по лицам

Е и числам

М – будущее дам, дашь, дадим

Е

Н

А – прошедшее (по родам и числам) дал, дала, дали

М

  1. Бывают I и II спряжения.

  2. В предложении является СКАЗУЕМЫМ ============

Порядок разбора глагола как части речи (морфологический разбор)

  1. На какой вопрос отвечает.

  2. Часть речи.

  3. Неопределённая форма (начальная форма).

  4. Изменяемые признаки:

  • число;

  • время;

  • лицо (наст. и будущ. время )

  • род (прошед.время, ед.ч.)

  1. Постоянные признаки:

  • спряжение;

  1. Роль в предложении.

Образец записи: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…. (М.Лермонтов)

Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. (что делать?) плыть, прош.в., ед.ч., ж.р., I спр., сказуемое.

Синтаксический разбор предложения

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения. Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.

Порядок разбора предложения:

  1. Обозначь части речи.

  2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

  3. Определи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).

  4. Подчеркни грамматическую основу.

  5. Определи, простое это предложение или сложное.

  6. Укажи, распространенное оно или нераспространенное (для простого предложения).

  7. Укажи однородные члены предложения (если они есть).

  8. Выпиши словосочетания.

  9. Начерти схему.

























Список литературы

    1. Бондаренко А.А. орфография для малышей// Начальная школа, №5 - 2002.

    2. Вахрушева Т., Попова Е. сборник упражнений по русскому языку. Сборник упражнений для начальной школы. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

    3. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секркты орфографии.-М., 1994.

    4. Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов. –М.: Стрекоза,2008.

    5. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии.// Начальная школа, №8 -1991.

    6. Кирюшин В.А. работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа, №7 – 2000.

    7. Клюхина Н.В. Правила по русскому языку.-М.: Вако, 2013.

    8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.-СПб.: Литера, 2008.

    9. Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.- СПб.: Литера, 2012.

    10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все правила орфографии: морфологический разбор, упражнения, тесты, контрольные работы по теме «Имя существительное».- М., 2004.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ