Конспект урока письма в 1 классе "Письмо слогов и слов с изученными буквами"
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Горького»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Конспект урока обучения грамоте
по системе Л.В.Занкова
в 1 классе
«Письмо слогов и слов с изученными буквами»
Подготовила
учитель начальных классов
Калинкина Любовь Анатольевна
г. Фролово
2013 год
Конспект урока обучения грамоте (письмо) по системе Л.В.Занкова
Тема урока: «Письмо слогов и слов с изученными буквами».
Тип урока: урок закрепления и применения новых знаний.
Межпредметные связи – литературное чтение, окружающий мир.
Цель: обобщение и систематизация знания учащихся в написании букв, слов и предложений; развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и работы в паре.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить минимум знаний о звуках и буквах, виды соединения букв; - формировать умение писать слова с изученными буквами; работать с предложениями;
- отрабатывать навыки написания букв в словах.
Развивающие:
- развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка).
Воспитательные: - формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка;
- создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре;
- воспитывать внимательность и аккуратность, работая в прописях.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; игровая; сотрудничества; здоровьесберегающая.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; мотивации.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Место урока в теме. Этот урок проводится в период обучения грамоте.
Формируемые УУД:
Личностные: создать условия для формирования о причинах представления успеха в учёбе, знаниях моральных норм поведения; сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: формирование умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: формирование умения осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные: формирование умения допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Оборудование:
- на каждой парте в конверте карточки со словами для работы в парах - 15шт.; - тетрадь по письму (1 класс, II часть) Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва; - цветные карандаши, простой карандаш; - шариковая ручка, линейка; - листочки - помощники для дифференцированной работы;
- картинки с изображением предметов для работы с понятиями «один» - «много»;
- карточки с росчерками для разминки;
- картинка - портрет Винни - Пуха.
Этапы работы
Содержание этапа
I.
Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся.
Самоопределение к деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: - подготовиться к продуктивной деятельности на уроке, психологически настроиться на учебную деятельность, на совместное сотрудничество с обучающимися.
Цель, которую хочет достигнуть учитель:
- способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.
Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой;
- организовать внимание и внутреннюю готовность обучающихся.
- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.
Результат: готовность обучающихся к активной деятельности на уроке.
Методы: словесные, объяснительно - иллюстративные.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Регулятивные действия.
Обеспечение обучающимися организации их учебной деятельности. Эмоционально - положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
1. Вот звенит для нас звонок -
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Ручка, карандаши и тетрадка?
2. - К нам пришли гости. Они хотят посмотреть чему вы научились и порадоваться за вас. Поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку.
Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Мы должны им показать, Как умеем мы писать, Думать, мыслить и читать, На вопросы отвечать.
3. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Если будут трудности, мы всегда придём друг другу на помощь.
II.
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
- быстрое включение в работу;
- формирование умения правильно выполнять разминку для пальцев.
Цель, которую хочет достигнуть учитель:
создать условия для формирования умения правильно выполнять разминку для пальцев;
создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся.
Методы стимулирования: похвала, поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Методы оценивания: взаимопроверка.
Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.
Познавательные УУД: ориентация в прописях и дополнительных материалах, их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном.
Регулятивные УУД: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на данном этапе.
Личностные УУД
1. - Но у нас сегодня есть ещё один необычный гость. Угадайте, кто это?
Добродушен, мягок, мил,
Подарил его нам Милн.
А по-русски Заходер
Говорить его учил.
Ну-ка, скажем вместе вслух:
Этот мишка -... (Винни-Пух)
2. - Он хочет посмотреть, как вы работаете на уроке, каких успехов достигли, хочет, чтобы вы помогли ему, потому что без вашей помощи ему не справиться. Вы согласны ему помочь?
3. - Винни -Пух, когда шёл к нам, потерял горшочек с мёдом и расстроился. Помогите найти горшочек. Для этого нужно пройти по его пути, точно, не отклоняясь от тропинки.
- Возьмите листочек и карандаш любого цвета, который вам больше нравится. Проведите цветным карандашом линию, не отрывая карандаша от бумаги. Точно обводи и никуда не спеши.
Как нитка - паутиночка
Среди других дорог
Бежит, бежит тропиночка,
И путь её далёк
Бежит, не обрывается,
В густой траве теряется,
Где в гору поднимается,
Где под гору спускается.
Нас с вами
Ведёт себе, ведёт...
4. - Не забудьте проверить друг у друга и знаком показать, что ваша пара готова.
(Как только все дети пройдут по линиям - дорожкам, то появляется горшочек Винни - Пуха)
- Молодцы, ребята, помогли Винни - Пуху и себе.
- Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетради будут буковки писать.
5. Разминка для пальцев.
1) Вращение кистей.
2) Сжимание, разжимание пальцев в кулак.
3) Погладим котёнка (поглаживающие движения рук).
4) Кольцо (соединить большой и указательный пальцы).
5) Ладонь – ребро – кулак.
6) Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).
6. - Вспоминаем правила письма.
Взяли ручку, сядем прямо,
Развернем углом тетрадь
Скоро нас попросит мама
Научить ее писать!
Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай, никуда не спеши!
III.
Формулировка темы и цели урока.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
- формирование у обучающихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
создать условия для формирования обучающимися темы и цели урока.
Организация диалога с обучающимися, формулирование задач урока, составление совместно плана урока.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к ученику. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Методы: словесные, объяснительно - иллюстративные, мотивации.
Методы мотивации: волевые (формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, прогнозирование будущей деятельности)
1. - Откройте «Пропись» на странице 21. Рассмотрите страницу, все задания на ней.
2. - Определите для себя задания, которые вам хорошо понятны или вызывают затруднения. Если всё понятно, ставь - V, не знаешь, сомневаешься, ставь - ?.
3. - Постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.
(Письмо слогов и слов с изученными буквами)
- Какая цель будет у нас на уроке?
(Будем отрабатывать написание букв, учиться писать слова с изученными буквами.)
- Для чего это нужно?
(Хорошо научиться писать буквы, слова и предложения)
IV.
Закрепление и применение новых знаний.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
учиться самостоятельно выполнять задания, находить их пути решения, применять изученные правила на практике.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
развитие умения выполнять задания самостоятельно, умение применять правила на практике.
Формирование умений работать в парах, самостоятельно.
Технологии: информационно-коммуникативная, игровая, сотрудничества.
Предметные задачи урока:
развитие у обучающихся умения:
- упражняться в написании изученных букв, слогов и слов;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- закрепить виды соединений букв;
- отрабатывать навыки написания букв в словах
Познавательные действия: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения)
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата.
Коммуникативные УУД: умение объяснять свои действия.
Формы и методы: объяснение, беседа с использованием наглядности, диалогический, проблемно - поисковый методы.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: самостоятельная работа, взаимопроверка, индивидуальная, фронтальная, коллективная форма организации познавательной деятельности.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся: игровая ситуация, поощрения, сотрудничество, проблемное изложение.
Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, побуждение к поиску альтернативных суждений. поиск творческих заданий.
Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск контактов и сотрудничества.
Результат: - умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые изменения коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение. (Регуляция)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и при работе в паре и следовать им. (Коммуникация)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; осуществлять поиск нужной информации в тетради по письму.
(Познавательные УУД)
Физкультминутка
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
использовать здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья обучающихся, мобилизовать внимание обучающихся к дальнейшей работе.
Личностные действия: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к обучающемуся.
Методы: словесные, наглядные.
1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
И поделится медком.
Кто же это?
(Пчела)
- И она нам принесла первое задание. Что скажете?
- Ребята, Винни - Пух не может прочитать слово (ловушка), записанное в тетради письменными буквами.
(Одна пчела не много мёду наносит.)
- Кто ему поможет?
(Дети: это не слово, а предложение (записано и на доске), читают, доказывают.)
- Оказывается, это не просто предложение, а пословица.
- Что такое пословица?
(Пословица – короткое народное изречение с поучительным смыслом.)
- Как понимаете эту пословицу?
(Вместе будет легче сделать, а одному труднее. Один в поле не воин. В одиночку человек многого не добьётся. В единстве - сила.)
- Так какое задание нам предлагается?
(Обвести изученные нами буквы и соединения.)
- Какое ещё можете предложить задание к этому предложению?
(Обвести букву «м» в кружок, а букву «н» в квадратик)
Взаимопроверка. Работа в парах.
(Один у доски выполняет работу.)
- Предлагаю вам сходить на экскурсию друг к другу.
Проверьте друг у друга. Сколько букв «м» нашли, а букв «н»?
Ответ шепните друг другу на ушко и сигналом покажите, что вы договорились.
(м - 2 буквы, н -5 букв )
2. - А теперь наша рубрика «Хочу всё знать».
Винни - Пуху тоже будет интересно это узнать.
- Что вы знаете о пчёлах?
(Ответы детей)
- Подарок от Винни - Пуха - рассказ о пчёлах и раскраска с пчёлками.
3. Работа в парах. Поиграем в игру «Один - много»
- Возьмите конверты, достаньте слова и распределите их парами «один - много». Когда закончите, то сигналом покажите, что вы договорились. (Один человек или пара у доски)
пчела - пчёлы налим - налимы
лимон - лимоны они - он, она
- А налим - это кто?
(Рыба)
- Попробуйте дома узнать про эту удивительную рыбу как можно больше. Что вам в этом поможет?
(Энциклопедии, ресурсы интернета, общение со взрослыми)
4. Физкультминутка
Мишка Винни шёл, шёл, шёл.
Мишка Винни лимончик нашёл.
Вот какой лимончик! (Отдали друг другу и улыбнулись)
Тихо сели и продолжили нашу работу.
5. - Рассмотрите внимательно задание в тетради. Что предлагается сделать?
(Дописать слова)
Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай, никуда не спеши!
- Какую закономерность заметили? Чем различаются эти слова по значению?
( Пчела одна, а пчёл - много)
- Когда слово называет один предмет, про него говорят, что оно стоит в … (единственном числе). А если слово обозначает много предметов, то оно стоит во … (множественном числе)
(Детям с низким уровнем развития даются карточки - подсказки)
(Проверка по эталону.)
- А теперь разделите дописанные слова на слоги и расставьте ударения.
- Вспомним правило деления на слоги.
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
(Самопроверка. Проверка по эталону.)
- Не страшно ошибиться - страшно не исправиться.
Зарядка для глаз.
6. - Винни - Пух потерял один предмет. Какой, узнаем, когда выполним следующее задание в тетради.
- Рассмотрите рисунок. Допишите предложения. (Самостоятельная работа.)
На столе лежит лимон. У стола лежат лимоны.
- Чем отличаются предложения? Какой знак стоит в конце предложения? Почему?
- Что потерял Винни - Пух? (Лимон)
7. - Он его нёс своей подружке? Как её зовут? Прочитайте следующее предложение.
(Алина стоит у стола.)
- Что нужно сделать в этом предложении?
(Обвести изученные нами буквы)
- Дорисуйте рисунок так, чтобы он подходил к предложению.
V.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
- развитие навыков самооценки и оценки товарищей, определения уровня достижения поставленных задач в течение урока;
- учиться объективно оценивать себя, свои действия и возможности своих товарищей.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- подведение итогов работы, кто особенно старался, кому необходима помощь, что нового узнали, о чём хотели рассказать окружающим;
- учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося;
- развивать умение разумно и объективно анализировать свои суждения, свою точку зрения, развивать осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Осуществляется самоконтроль и рефлексия на содержательном, коммуникативном уровне.
Регулятивные УУД:
оценка своих достижений, осознание трудностей, умение адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные УУД:
учебно - познавательный мотив изучения русского языка, ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому материалу, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..
Результат: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; вызвать положительные эмоции.
Методы мотивации и стимулирования:
- волевые (формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности на данном этапе);
- социальные (заинтересованность результатами коллективной и индивидуальной работы)
1. - Какие цели ставили в начале урока?
- Удалось ли выполнить поставленные цели?
- Остались ли затруднения? Все ли вопросы вы смогли исправить?
(Используется рефлексивный экран)
- Я узнал…
- Я удивился…
- Я задумался…
- Я научился…
- Я запомнил…
2. - Как оцените свою работу?
- А работу класса в целом?
(Обучающиеся ставят знак «смайлик». Зелёный «смайлик» - всё получилось, жёлтый «смайлик» - не всё понял, красный «смайлик» - мне нужна помощь, я не понял.)
- Кому до конца урока удалось сохранить хорошее деловое настроение? Помашите мне рукой.
3. - Медвежонок Винни - Пух очень доволен и говорит вам: «Спасибо»! Он дарит вам свой портрет.
- Сегодня на уроке вы потрясающе поработали. Молодцы!
Список использованной литературы
Арсирий А.Т; Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика. Ужгород,1957.
Волина В. Русский язык. М., 1992. (Серия «Учимся играя»)
С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва, Физкультминутки. Выпуск 2.- Волгоград: «Учитель», 2006
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ