Конспект урока письма 6 класс «Предлоги»

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат

«Южное Бутово»











Конспект урока письма

6 класс

«Предлоги»











подготовила

учитель – дефектолог

Ельцова Ирина Александровна







г. Москва 2012

Тема: Предлоги.

Цель: Закрепить навык раздельного написания предлогов со словами в предложениях.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить понимание пространственного и смыслового

значений предлогов (с, в, на, из, за ,у, под, над) через пространственное расположение предмета по устной инструкции.

2.Формировать умения употреблять предлоги в собственной речи;

3.Закрепить раздельное написание предлогов с именами существительными.

4. Учить составлять предложения с опорой на картинку, слово.

Коррекционно - развивающие: 1. Развивать зрительно – двигательную координацию в процессе выполнения зрительной гимнастики, дидактической игры « Расположи и назови, кто где находится?», при письме слов. 2. Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок. 3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, слуховую память при составлении предложений. 4.Развивь пространственное восприятие в ходе выполнения задания. Воспитательные: 1.Учить правильному поведению на уроке: слушать учителя, не перебивать; приступать к выполнению задания, выслушав до конца инструкцию педагога; 2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: Демонстрационное: картинки: дерево – берёза, листочки-предлоги, гриб, заяц, птички ,белка, пенек, мышка, облако, ёжик, сюжетные картинки. Карточки со словами :береза (дерево) . Раздаточный материал: карточки с заданиями, тетради.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Задача: эмоциональный настрой.

Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами)
– желаю удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

-Садитесь за парту, покажите, как правильно сидеть за партой. Руки положите на стол, ноги спрячьте под стол.

-Какой урок у нас сегодня? (Урок письма)

-Чтобы правильно и красиво писать в тетрадях, надо разогреть наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

а) – Поздороваемся с каждым пальчиком.

б) «Колечки» ( – Потянули…)

в) Пальцы, как венок, сплетём,

Руки вытянем потом,

Пальцы выгнутся чуть-чуть,

Их расслабить не забудь.

- Молодцы, ребята. А сейчас откройте тетради. Положите их правильно на парте. Запишите дату. Обратите внимание на правописание слова «тридцать первое».

2. Постановка учебной задачи.

-Какое сейчас время года? (осень) -Назовите признаки осени.(холодно, дожди, птицы улетели на юг, листья изменили окраску и опали с деревьев) -Совершенно верно. Посмотрите на доску, осеннее дерево, на котором осталось несколько листочков. -Кто мне подскажет, какое это дерево?(берёза ) - И вот 1-ое задание: Найдите и соберите листочки, которые остались на веточках. (Обучающиеся собирают листочки на которых написаны слова: в ,на, за, с , под, из ,дерево) - Прочитайте слова по цепочке. - Найдите «лишнее» слово. (Я думаю, что «лишнее» слово –дерево.) - Все с ним согласны? Почему, вы так думаете? (Слово «дерево» – предмет, а все остальные слова – предлоги.) Учитель: А знаете ли вы как предлоги стали отдельными словами?

Учитель рассказывает сказку.

Жили в стране Слов предлоги. Они были такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились со словами-предметами, что те обиделись на задир. Предлоги смеялись над словами. Когда с предлогами рядом ставили слова-предметы и местоимения, то они так сильно отодвигались от них, что между ними умещались слова-признаки. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Теперь они стали жить в разных домах. Они не стали разговаривать с бывшими соседями. Предлоги стали отдельными словами.

Тогда решили записать в книгу Правил то, что предлог – это слово; с другими словами он всегда пишется раздельно.

Учитель: Вот так и стали предлоги отдельными словами.

3.- А сейчас составьте предложение, используя картинку и это слово.

(Листья падают с дерева. – один обучающийся пишет у доски с объяснением изучаемой орфограммы, остальные в тетрадках. Как запишите эти слова? (Раздельно.) -Почему? (Предлоги с другими словами пишутся раздельно.)

4.Повторение пройденного материала: Выполнение практического задания расположения предметных картинок относительно дерева по словесной инструкции учителя. Дидактическая игра «Расположи и назови, кто где находится?» -Назовите предметные картинки (птицы: ворона, синица, елка, заяц, ёж, мышь, гриб, облако, пень. -Правильно назвали картинки. -А сейчас разместите слева от дерева пенёк; птицу, название которой начинается на букву «в» поместите на ветку; а птицу с желтой грудкой справа от берёзы; отгадайте загадку: « стоит Антошка на одной ножке», что это? (гриб) разместите гриб под берёзой; белку поместите на дерево; животное, которое начинается с буквы «з», зайца за пенек; облако над деревом; мышку разместите справа от дерева, ёжика разместите в норку.

Учитель открывает заранее записанное предложение. Птичка сидит на ветке. Учитель: Прочитайте. Сколько слов в этом предложении? (4слова) Найдите слова, которые обозначают действия.( сидит) Найдите слова которые обозначают предметы (птичка, ветка) Учитель: Какое слово из этого предложения мы не назвали? (на)

Учитель: Это маленькое слово предлог. Оно хоть и маленькое, но очень важное. -Почему, кто мне ответит? ( непонятно ,где сидит птичка) -Запишите это предложение, выделив предлог. - Давайте вспомним, как пишутся слова в предложениях? -С какой буквы будем начинать писать предложение? -Как пишутся предлоги в предложениях? -Что в конце предложения поставим? Предложение записывается в тетради: Птичка сидит на ветке. Учитель: Предлоги очень часто встречаются в нашем языке. - Составьте предложения по картинкам и выделите предлог.

Устная работа с картинками, составляются предложения типа: Гриб растет под деревом. Заяц спрятался за пеньком. Ворона слетела с ветки. По дороге бежит мышка. Ёжик сидит в норе. Мышка сидит у дерева. Птичка сидит на ветке. Над деревом плывут облака. 2 предложения записать в тетради. Выделить предлоги(один ученик работает у доски) Учитель: Все предлоги мы записали отдельно. Почему? Это хоть и маленькое, но слово, а слова в предложениях пишутся отдельно. Учитель: Какие предлоги встречаются в русском языке? (к, на, с, в, по, у и т.д.) Учитель: Как предлоги пишутся с другими словами? (раздельно)

4. Физминутка для глаз «далеко - близко»

  • зажмурить (на 4 сек.) - открыть глаза

- вверх- вниз, влево -вправо.

5.Закрепление. Составьте предложения ,используя схемы и предлоги:

1.На небе _____________________( звезды)

2.В лесу воет ______________________(волк)

3.У кошки ______________________(усы)

4.По дороге едет ______________________(машина)

5.Корова с _______________________(теленком)

  • У вас на карточках записаны предложения. Нужно вставить предлоги: и записать предложения в тетрадь.II вариант: с опорой на картинки.

1 вариант:

Заяц бегает … лесу. (в)

Листочки опадают …дерева. (с)

Птицы летели …юг. (на)

Дети идут … леса. (из)

Лиса сидит …леса. (у)

Вова стоит…зонтиком.(под)

Дети пошли …грибами. (за)

2 вариант:

Гусеницы …. листочке. (на)

. яблоке гусеница.

-Давайте прочитаем предложения, которые вы написали, проверим какие вы вставили предлоги.

7. Итог урока

-Чему научились за урок? (составлять предложения, находить предлоги, упражняться в написании предлогов) - Как пишутся предлоги в предложениях с другими словами? ( раздельно) - Предлоги о себе говорят так: Вывод: «Пусть заметно нас едва – мы отдельные слова!» - Вы молодцы! Хорошо занимались на уроке. Оценивается деятельность учащихся на уроке. (Обязательно поощрить слабых учеников, работавших на уроке)





















Список литературы:

  1. Аксёнова, А.К., Якубовская, Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н.Садовникова. – М.: Владос, 1995.

  3. Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И.Селивёрстов. – М.: Просвещение, 1994.































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ