Конспект урока письма 6 класс «Предлоги»
Государственное казённое учреждение
Детский дом – интернат
«Южное Бутово»
Конспект урока письма
6 класс
«Предлоги»
подготовила
учитель – дефектолог
Ельцова Ирина Александровна
г. Москва 2012
Тема: Предлоги.
Цель: Закрепить навык раздельного написания предлогов со словами в предложениях.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить понимание пространственного и смыслового
значений предлогов (с, в, на, из, за ,у, под, над) через пространственное расположение предмета по устной инструкции.
2.Формировать умения употреблять предлоги в собственной речи;
3.Закрепить раздельное написание предлогов с именами существительными.
4. Учить составлять предложения с опорой на картинку, слово.
Коррекционно - развивающие: 1. Развивать зрительно – двигательную координацию в процессе выполнения зрительной гимнастики, дидактической игры « Расположи и назови, кто где находится?», при письме слов. 2. Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок. 3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, слуховую память при составлении предложений. 4.Развивь пространственное восприятие в ходе выполнения задания. Воспитательные: 1.Учить правильному поведению на уроке: слушать учителя, не перебивать; приступать к выполнению задания, выслушав до конца инструкцию педагога; 2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: Демонстрационное: картинки: дерево – берёза, листочки-предлоги, гриб, заяц, птички ,белка, пенек, мышка, облако, ёжик, сюжетные картинки. Карточки со словами :береза (дерево) . Раздаточный материал: карточки с заданиями, тетради.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Задача: эмоциональный настрой.
– Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).
Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами)
– желаю удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).
-Садитесь за парту, покажите, как правильно сидеть за партой. Руки положите на стол, ноги спрячьте под стол.
-Какой урок у нас сегодня? (Урок письма)
-Чтобы правильно и красиво писать в тетрадях, надо разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
а) – Поздороваемся с каждым пальчиком.
б) «Колечки» ( – Потянули…)
в) Пальцы, как венок, сплетём,
Руки вытянем потом,
Пальцы выгнутся чуть-чуть,
Их расслабить не забудь.
- Молодцы, ребята. А сейчас откройте тетради. Положите их правильно на парте. Запишите дату. Обратите внимание на правописание слова «тридцать первое».
2. Постановка учебной задачи.
-Какое сейчас время года? (осень) -Назовите признаки осени.(холодно, дожди, птицы улетели на юг, листья изменили окраску и опали с деревьев) -Совершенно верно. Посмотрите на доску, осеннее дерево, на котором осталось несколько листочков. -Кто мне подскажет, какое это дерево?(берёза ) - И вот 1-ое задание: Найдите и соберите листочки, которые остались на веточках. (Обучающиеся собирают листочки на которых написаны слова: в ,на, за, с , под, из ,дерево) - Прочитайте слова по цепочке. - Найдите «лишнее» слово. (Я думаю, что «лишнее» слово –дерево.) - Все с ним согласны? Почему, вы так думаете? (Слово «дерево» – предмет, а все остальные слова – предлоги.) Учитель: А знаете ли вы как предлоги стали отдельными словами?
Учитель рассказывает сказку.
Жили в стране Слов предлоги. Они были такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились со словами-предметами, что те обиделись на задир. Предлоги смеялись над словами. Когда с предлогами рядом ставили слова-предметы и местоимения, то они так сильно отодвигались от них, что между ними умещались слова-признаки. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Теперь они стали жить в разных домах. Они не стали разговаривать с бывшими соседями. Предлоги стали отдельными словами.
Тогда решили записать в книгу Правил то, что предлог – это слово; с другими словами он всегда пишется раздельно.
Учитель: Вот так и стали предлоги отдельными словами.
3.- А сейчас составьте предложение, используя картинку и это слово.
(Листья падают с дерева. – один обучающийся пишет у доски с объяснением изучаемой орфограммы, остальные в тетрадках. Как запишите эти слова? (Раздельно.) -Почему? (Предлоги с другими словами пишутся раздельно.)
4.Повторение пройденного материала: Выполнение практического задания расположения предметных картинок относительно дерева по словесной инструкции учителя. Дидактическая игра «Расположи и назови, кто где находится?» -Назовите предметные картинки (птицы: ворона, синица, елка, заяц, ёж, мышь, гриб, облако, пень. -Правильно назвали картинки. -А сейчас разместите слева от дерева пенёк; птицу, название которой начинается на букву «в» поместите на ветку; а птицу с желтой грудкой справа от берёзы; отгадайте загадку: « стоит Антошка на одной ножке», что это? (гриб) разместите гриб под берёзой; белку поместите на дерево; животное, которое начинается с буквы «з», зайца за пенек; облако над деревом; мышку разместите справа от дерева, ёжика разместите в норку.
Учитель открывает заранее записанное предложение. Птичка сидит на ветке. Учитель: Прочитайте. Сколько слов в этом предложении? (4слова) Найдите слова, которые обозначают действия.( сидит) Найдите слова которые обозначают предметы (птичка, ветка) Учитель: Какое слово из этого предложения мы не назвали? (на)
Учитель: Это маленькое слово предлог. Оно хоть и маленькое, но очень важное. -Почему, кто мне ответит? ( непонятно ,где сидит птичка) -Запишите это предложение, выделив предлог. - Давайте вспомним, как пишутся слова в предложениях? -С какой буквы будем начинать писать предложение? -Как пишутся предлоги в предложениях? -Что в конце предложения поставим? Предложение записывается в тетради: Птичка сидит на ветке. Учитель: Предлоги очень часто встречаются в нашем языке. - Составьте предложения по картинкам и выделите предлог.
Устная работа с картинками, составляются предложения типа: Гриб растет под деревом. Заяц спрятался за пеньком. Ворона слетела с ветки. По дороге бежит мышка. Ёжик сидит в норе. Мышка сидит у дерева. Птичка сидит на ветке. Над деревом плывут облака. 2 предложения записать в тетради. Выделить предлоги(один ученик работает у доски) Учитель: Все предлоги мы записали отдельно. Почему? Это хоть и маленькое, но слово, а слова в предложениях пишутся отдельно. Учитель: Какие предлоги встречаются в русском языке? (к, на, с, в, по, у и т.д.) Учитель: Как предлоги пишутся с другими словами? (раздельно)
4. Физминутка для глаз «далеко - близко»
зажмурить (на 4 сек.) - открыть глаза
- вверх- вниз, влево -вправо.
5.Закрепление. Составьте предложения ,используя схемы и предлоги:
1.На небе _____________________( звезды)
2.В лесу воет ______________________(волк)
3.У кошки ______________________(усы)
4.По дороге едет ______________________(машина)
5.Корова с _______________________(теленком)
У вас на карточках записаны предложения. Нужно вставить предлоги: и записать предложения в тетрадь.II вариант: с опорой на картинки.
1 вариант:
Заяц бегает … лесу. (в)
Листочки опадают …дерева. (с)
Птицы летели …юг. (на)
Дети идут … леса. (из)
Лиса сидит …леса. (у)
Вова стоит…зонтиком.(под)
Дети пошли …грибами. (за)
2 вариант:
Гусеницы …. листочке. (на)
…. яблоке гусеница.
-Давайте прочитаем предложения, которые вы написали, проверим какие вы вставили предлоги.
7. Итог урока
-Чему научились за урок? (составлять предложения, находить предлоги, упражняться в написании предлогов) - Как пишутся предлоги в предложениях с другими словами? ( раздельно) - Предлоги о себе говорят так: Вывод: «Пусть заметно нас едва – мы отдельные слова!» - Вы молодцы! Хорошо занимались на уроке. Оценивается деятельность учащихся на уроке. (Обязательно поощрить слабых учеников, работавших на уроке)
Список литературы:
Аксёнова, А.К., Якубовская, Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 1991.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н.Садовникова. – М.: Владос, 1995.
Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И.Селивёрстов. – М.: Просвещение, 1994.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ