Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью «В гостях у зимушки-зимы»

Государственное казенное учреждение

Детский дом-интернат «Южное Бутово»

г. Москвы















Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

по лексической теме «В гостях у зимушки-зимы»

для детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью







подготовила логопед

Тукалова Екатерина Викторовна













Москва 2013

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в образовании множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных, Р. п; согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже. Упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме.

2. Коррекционно-развивающие: развивать мелкую и мимическую моторику, зрительное и слуховое восприятие, речевое дыхание, память, внимание, мышление; упражнять в координации речи с движением.

Ход занятия:


I. Организационный момент.


Педагог. (подводит детей к окну). Что вы видите за окном?

Дети. Снег.

Педагог. А кто знает, как называется время года, когда бывает снег?

Дети. Зима.


II. Этап обучения.


1. Составление панно «Зима».


Педагог. Сейчас мы вместе будем составлять картину о зиме. Давайте вспомним и назовем признаки зимы и найдем на столе их изображения (картинки: земля, покрытая снегом; дерево, покрытое снегом; дети, катающиеся на лыжах; снеговик; снегирь)


2.«Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».


Педагог. Ребята, а вы любите зимой гулять?

Дети. Да.

Педагог. Посмотрите на картинки и подумайте, все ли эти предметы можно использовать для игр на улице зимой?

По ходу игры задаются вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?»

Затем для рассматривания предлагается картинка, на которой изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку и др. Педагог активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» и т. д.


3.Упражнение на координацию речи с движением.


Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони

вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают

воображаемый снежок)

Два - поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)

Три - уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)

И... сломаем. (Топают.)

4. Упражнение на развитие мимических мышц «Моё настроение»

- А сейчас я буду называть примеры того, что бывает зимой, а вы покажите, какое у вас создастся настроение. - Светит солнце, лёгкий морозец. Дети катаются на санках (дети улыбаются) - Но вдруг один мальчик упал с санок прямо в сугроб («испуг», «огорчение») - Но он быстро встал, отряхнулся и побежал на горку («радость»)

5. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

снег - снежок                               лед — ледок

сосулька - сосулечка                  санки - саночки

горка - горочка                           лопата - лопатка

(ветер, зима, метель, мороз, снежинка, ком, снеговик, холод)

6. «Один-много» (образование множественного числа существительных)


Ветер - ветры Снежинка - снежинки

Снежинка - снежинки Снеговик - снеговики

Горка - горки Мороз - морозы



7. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна
снежинка, две снежинки, пять снежинок.
(снеговик, сосулька, сугроб)


8. «Подбери признак»:

Снег (какой?) - белый, холодный, пушистый

Сосулька (какая?) - холодная, прозрачная

Зима (какая?) - снежная, морозная, холодная

Горка (какая?) - снежная, скользкая


9. «Чего не бывает зимой?» (с опорой на предметные картинки). Усвоение категории родительного падежа.

Зимой не бывает…листьев, листопада, травы, цветов, птиц, насекомых, жары.


10. Упражнение на развитие мелкой моторики


Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.

Да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть

Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.

Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями,

Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки.

11. Упражнение на развитие слухового внимания «Так бывает?»

Логопед предлагает послушать разные приметы и ответить «да» или «нет», если так бывает (или не бывает) зимой.

Бывает зима без снега? Бывает зима без оттепели? Не бывает зимы без листопада?

Бывает зима без Нового года? Не бывает зима с дождём?

12. Упражнение на развитие дыхания


1). Упражнение для развития плавного ротового выдоха «Лети, снежинка!»(длительный плавный выдох на кусочки ваты или вырезанные из салфеток снежинки ).

2). Упражнение для развития речевого дыхания «Вьюга» (длительное произнесение на одном выдохе у-у-у)


13. Развитие связной речи. Составить рассказ о зиме по плану.

Как ты заметил наступление зимы?
Признаки зимы.
Повадки зверей и птиц.
Зимующие птицы.
Зимние забавы и развлечения.

III. Этап закрепления.


1. Отгадывание загадок.

Запорошила дорожки, Что за звёздочки такие Мы слепили снежный ком Разукрасила окошки. На пальто и на платке — Шляпу сделали на нем,
Радость детям подарила Все сквозные, вырезные, Нос приделали, и в миг И на санках прокатила. А возьмёшь — вода в руке? Получился … снеговик

2. Развитие зрительного восприятия. "Сделай снеговика" По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».


IV. Итог. Оценка деятельности детей.























Список использованной литературы


1. Громова О. Е, Соломатина Н. С. Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи 4 – 5 лет. Методическое пособие, творческий центр. Москва, 2008 год. 2. Голицына Н.С. Конспекты комплексно – тематических занятий, вторая младшая группа. Интегрированный подход. Москва, Скрипторий, 2013 г.


Использованные материалы и интернет-ресурсы


1. http://littlhuman.ru/77/








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ