Конспект урока для 2 класса по теме "Развитие умений писать большую букву в именах людей"
Муниципальное образовательное
бюджетное учреждение
«Лицей № 15»
Конспект урока русского языка
Тема. Развитие умений писать большую букву
в именах людей.
Учитель Веселова Людмила Дмитриевна
Вышний Волочёк
2011
Русский язык 2 класс
Тема. Развитие умений писать большую букву в именах людей.
Урок развития умений и навыков.
Содержание: употребление прописной буквы в именах собственных.
Требование к уровню подготовки учащихся:
Уметь писать без ошибок большую букву в именах.
Контроль: (текущий) диктант.
Этапы
Ход урока
Организац.
Цель: включение детей в деятельность,
выделение содержательной области.
Актуализация знаний.
Цель: актуализировать ЗУН, необходимых для открытия нового знания,
Фиксирование затруднения
Запись числа, виды работы.
- Начнём урок с кроссворда, повторим словарные слова, и узнаем ключевое слово
а
л
ф
а
в
и
т
з
а
я
ц
м
о
р
о
з
л
и
с
и
ц
а
в
е
с
е
л
о
м
а
л
ь
ч
и
к
я
б
л
о
к
о
Определённый порядок букв .
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку.
Отгадайте ребус.
Хищный лесной зверёк с рыжим окрасом шубки.
Антоним (противоположное по значению) к слову грустно.
Ребёнок мужского пола.
Плод яблони.
- Какое слово получили?
- Что означает слово фамилия?
- Каким образом человек получает фамилию?
Фамилии на Руси появились в 18 веке.
- Как возникали фамилии?
* от названия профессии,
* от названий животных и растений,
* по месту жительства
- А как образовались ваши фамилии, смогли вы узнать у родителей?
- Давайте попробуем образовать фамилии от слов кроссворда, запишем эти слова в тетради.
-Какое правило нужно вспомнить?
Алфавитов, Зайцев, Морозов, Лисичкин (Лисов, Лисицын), Веселов, Мальчиков, Яблоков.
- На что указывает большая буква в этих словах?
На принадлежность одному лицу и на важность.
Постановка проблемы
«Открытие » нового знания: Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
Физминутка.
- Прочитайте набор слов:
С, ПРИНЕСЛА, ПОЛЯ, ЦВЕТЫ, ПОЛЯ
- Работая, в паре, составьте из данных слов предложение и запишите его на листочке.
- Какие трудности возникли?
- Что заметили?
* повторяются два слова.
- Какие будут предложения?
- А твое мнение?
- Что обозначает слово поля и слово Поля?
-Как будем писать ? Почему?
- Определите тему урока.
ТЕМА. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ.
- Какова цель нашего урока?
- Что вы знаете по данной теме?
- Почему в нашем предложении слово поля пишется с маленькой буквы, а второе слово с большой?
Запись предложения на доске с комментированием, запись в тетрадях.
Найдите и подчеркните в предложении грамматическую основу.
Вывод. Как пишутся имена людей
- Будьте внимательны эти знания вам пригодятся в ф/м
Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы - приседаете. Если – с большой буквы – тянетесь вверх. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.
Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Таня, Оля, тетрадь.
- Сколько было названо женских и сколько мужских имён?
Первичное закрепление:
Решение типовых заданий,
Проговаривание способов решения
Д/з
О том, как произошли фамилии, мы уже говорили.
А знаете ли вы, что многие наши имена не только исконно русские, но и греческого и римского происхождения.
- Откройте д/материал на стр. 56,
найдите № 121
Прочитайте задание.
Читаем вслух греческие имена, римские имена.
Выделите опасные места, подчеркните большую букву в именах. Что общего в этих именах?
Это мужские имена.
Закройте учебники и запишите по памяти любые 4 имени, которые запомнили.
Самопроверка.
Вывод: как пишутся имена людей? Где пригодятся полученные знания?
Дома выполните № 122, где вы узнаете о происхождении некоторых женских имен.
А желающие узнать больше, могут обратиться в библиотеку, где есть книга «Русские имена»
Самостоятельная работа
Взаимопроверка
Послушайте текст, который мы будем писать под диктовку, обратите внимание на опасные места.
Наш класс светлый и чистый. Парты моют Лена и Вова. Петя и Таня убрали книги на полку. Цветы полила Катя.
Назовите слова из диктанта, которые обозначают имена людей.
С какой буквы вы их написали и почему?
Повторение:
Включить новое знание в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
Устно:
Вспомните и назовите имена, имеющие двойные согласные
Имена с разделительным Ь
Имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам
А знаете ли вы, кто такие тёзки?
Есть ли тёзки у нас в классе? Встаньте.
8.RF
- Что нового узнали?
- Для чего нужны полученные знания?
- где можешь применить их?
Литература
Канакина В.П. Учусь работать самостоятельно: Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах. – М., Новая школа, 1996.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М., Просвещение, 1967.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ