Конспект урока для 2 класса по теме "Развитие умений писать большую букву в именах людей"

Муниципальное образовательное

бюджетное учреждение

«Лицей № 15»







Конспект урока русского языка

Тема. Развитие умений писать большую букву

в именах людей.



Учитель Веселова Людмила Дмитриевна





















Вышний Волочёк

2011

Русский язык 2 класс

Тема. Развитие умений писать большую букву в именах людей.

Урок развития умений и навыков.

Содержание: употребление прописной буквы в именах собственных.

Требование к уровню подготовки учащихся:

  • Уметь писать без ошибок большую букву в именах.

Контроль: (текущий) диктант.

Этапы

Ход урока

Организац.

Цель: включение детей в деятельность,

выделение содержательной области.



Актуализация знаний.

Цель: актуализировать ЗУН, необходимых для открытия нового знания,

Фиксирование затруднения

































Запись числа, виды работы.


- Начнём урок с кроссворда, повторим словарные слова, и узнаем ключевое слово





а

л

ф

а

в

и

т






з

а

я

ц









м

о

р

о

з




л

и

с

и

ц

а





в

е

с

е

л

о





м

а

л

ь

ч

и

к










я

б

л

о

к

о


  1. Определённый порядок букв .

  2. Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку.

  1. Отгадайте ребус.

  2. Хищный лесной зверёк с рыжим окрасом шубки.

  3. Антоним (противоположное по значению) к слову грустно.

  4. Ребёнок мужского пола.

  5. Плод яблони.


- Какое слово получили?

- Что означает слово фамилия?

- Каким образом человек получает фамилию?

Фамилии на Руси появились в 18 веке.

- Как возникали фамилии?

* от названия профессии,

* от названий животных и растений,

* по месту жительства

- А как образовались ваши фамилии, смогли вы узнать у родителей?


- Давайте попробуем образовать фамилии от слов кроссворда, запишем эти слова в тетради.

-Какое правило нужно вспомнить?


Алфавитов, Зайцев, Морозов, Лисичкин (Лисов, Лисицын), Веселов, Мальчиков, Яблоков.


- На что указывает большая буква в этих словах?


  • На принадлежность одному лицу и на важность.

Постановка проблемы


«Открытие » нового знания: Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы






















Физминутка.

- Прочитайте набор слов:


С, ПРИНЕСЛА, ПОЛЯ, ЦВЕТЫ, ПОЛЯ


- Работая, в паре, составьте из данных слов предложение и запишите его на листочке.

- Какие трудности возникли?

- Что заметили?

* повторяются два слова.

- Какие будут предложения?

- А твое мнение?

- Что обозначает слово поля и слово Поля?

-Как будем писать ? Почему?

- Определите тему урока.


ТЕМА. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ.

- Какова цель нашего урока?

- Что вы знаете по данной теме?

- Почему в нашем предложении слово поля пишется с маленькой буквы, а второе слово с большой?

  • Запись предложения на доске с комментированием, запись в тетрадях.

  • Найдите и подчеркните в предложении грамматическую основу.

Вывод. Как пишутся имена людей


- Будьте внимательны эти знания вам пригодятся в ф/м

Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы - приседаете. Если – с большой буквы – тянетесь вверх. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.


Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Таня, Оля, тетрадь.


- Сколько было названо женских и сколько мужских имён?


Первичное закрепление:

Решение типовых заданий,

Проговаривание способов решения




















Д/з

О том, как произошли фамилии, мы уже говорили.

А знаете ли вы, что многие наши имена не только исконно русские, но и греческого и римского происхождения.


- Откройте д/материал на стр. 56,

найдите № 121

Прочитайте задание.

Читаем вслух греческие имена, римские имена.

Выделите опасные места, подчеркните большую букву в именах. Что общего в этих именах?

  • Это мужские имена.

  • Закройте учебники и запишите по памяти любые 4 имени, которые запомнили.

  • Самопроверка.

  • Вывод: как пишутся имена людей? Где пригодятся полученные знания?

Дома выполните № 122, где вы узнаете о происхождении некоторых женских имен.

А желающие узнать больше, могут обратиться в библиотеку, где есть книга «Русские имена»



Самостоятельная работа


Взаимопроверка





Послушайте текст, который мы будем писать под диктовку, обратите внимание на опасные места.

Наш класс светлый и чистый. Парты моют Лена и Вова. Петя и Таня убрали книги на полку. Цветы полила Катя.

  • Назовите слова из диктанта, которые обозначают имена людей.

  • С какой буквы вы их написали и почему?

Повторение:

Включить новое знание в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.


Устно:

  • Вспомните и назовите имена, имеющие двойные согласные

  • Имена с разделительным Ь

  • Имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам

  • А знаете ли вы, кто такие тёзки?

  • Есть ли тёзки у нас в классе? Встаньте.



8.RF

- Что нового узнали?

- Для чего нужны полученные знания?

- где можешь применить их?




Литература

Канакина В.П. Учусь работать самостоятельно: Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах. – М., Новая школа, 1996.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М., Просвещение, 1967.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ