Конспект урока для 4 класса "1-2 спряжение глаголов"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №9

Имени заслуженного учителя школы Российской Федерации

А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда







Конспект

открытого урока по окружающему миру по теме: «Многообразие грибов»






















Подготовила: учитель начальных классов

Голенева Марина Геннадьевна


Окружающий мир

Школа 2100

1 класс


Тема: Многообразие грибов.

(Тайны грибного царства).

Цель: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях.


Задачи:

  • познакомить детей с различными видами грибов,

  • показать взаимосвязь царств живой природы,

  • развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам,

  • воспитывать культуру поведения в лесу.

Оборудование: муляжи грибов, учебник-тетрадь, компьютер, проектор, слайды по теме урока, лукошко, карточки с нарисованными грибками, выставка книг о грибах.

Пояснения к презентации.

Данная презентация рассчитана на читающих детей, т.к. содержит небольшое количество печатного текста. К моменту изучения данной темы дети имеют первичное представление о царствах растений и животных. Первые три слайда содержат элемент занимательности, настраивают детей на работу, пробуждают интерес и желание узнать новую информацию. Четвёртый слайд позволяет совершить заочную экскурсию в лес, почувствовав атмосферу таинственности. Пятый и шестой слайды предполагают аудиозадание по произведениям Н. Сладкова, на основе которого устанавливаются ассоциативные пары и даётся элементарное представление о взаимосвязи царств растений и грибов. Шестой слайд содержит фотоматериал о разнообразии грибов. Учитель просит детей назвать знакомые им грибы и сам называет оставшиеся. Обращается внимание на разные расцветки, формы, размеры. В правом нижнем углу плесневая апельсиновая корка – это тоже грибы. На седьмом слайде нужно отразить черты сходства грибов и назвать их части, затем обсудить отличие грибов от растений и животных. Материал девятого слайда учит детей классифицировать грибы по разным признакам, причём первый раз признак классификации они называют самостоятельно, а второй с опорой на подборку картинок. Двенадцатый слайд продолжает знакомить детей с разнообразными представителями грибов. На тринадцатом слайде учитывается общий уровень развития семилетних детей, т.е. они уже имеют небольшой опыт по сбору грибов, могут рассказать, как люди используют их (витагенная направленность урока). На этапе закрепления поможет четырнадцатый слайд со звуковым файлом. Ответ появляется после того, как выслушаются ответы детей. В конце презентации в качестве благодарности за работу Гриб-боровичок приглашает детей в настоящий лес и намечается дата экскурсии.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Постановка цели урока.

У нас сегодня на уроке необычный гость. Как его зовут, угадайте. (2 слайд)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы. (Появляется Гриб-боровичок.)

Правильно, это гриб, но не простой, а вот такой забавный Гриб-боровичок. Он приглашает нас к себе в гости, в лес, и готов открыть нам некоторые тайны грибного царства. (3 слайд)

  • С кем дружат грибы?

  • Какие грибы дымят?

  • Где живут грибы-карлики?

  • Кто живёт в грибном доме?

Надеюсь, что вы будете активны и внимательны. За каждый правильный ответ вы получаете грибок из его лукошка. У кого в конце урока окажется больше грибов, тот и будет лучшим грибником.

  1. Знакомство с некоторыми видами грибов и взаимосвязью грибов с растениями.

Отправляемся в лес. (4 слайд). Звучат звуки леса.

Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если повнимательнее присмотреться, то можно увидеть очень много самых разных грибов. Какие грибы вам доводилось собирать в лесу? (Ответы детей.) А вот писатель Николай Сладков вот так однажды собирал грибы. (5 слайд.) Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова.

По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов – гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать!

Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель.

  • Берёза – подберёзовик

  • Дуб (в бору) – боровик (белый гриб)

  • Осина – подосиновик

  • Сосны – маслята

  • Старые пни – опята

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей)

Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, и деревья лучше растут, если рядом грибы.

Вывод: вот вам и первый секрет раскрывается: с кем дружат грибы? (С деревьями.)

Вы назвали разные грибы. Их на земле тысячи видов. От самых маленьких, которых можно увидеть только под микроскопом, до самых больших размером с человеческую голову (рассматривание фотоматериалов о грибах).

Среди представленных здесь грибов (6 слайд) есть гриб, который называется дождевик. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, то он лопнет, и из него пойдёт дымок. На самом деле, это рассыпаются его споры, которыми он размножается, как растения семенами. Вот вам второй секрет раскрыл Боровичок.

4. Строение шляпочного гриба.

Посмотрите на эти фотографии и скажите, что общего есть почти у всех грибов? (Шляпка, ножка.)

Рассмотрим строение гриба в разрезе. (7 слайд) Как вы назовёте каждую часть? Давайте проверим. Боровичок нам поможет. (Дети работают в тетради.)

Учёные долго спорили, куда отнести грибы: к растениям или к животным. И, наконец, приняли решение. Какое, как вы думаете?

Вывод: грибы - это отдельное царство живой природы. Они не похожи на растения и животных.

  1. Физкультминутка на внимание «Карлики и великаны». (8 слайд)

Учитель подаёт голосом команды «карлики», «великаны», а дети их выполняют: присесть, встать. Одновременно руками он может показывать неправильные жесты.

  1. Классификация грибов по разным признакам.

Дети разбивают грибы на группы по признакам «съедобный-несъедобный» и по строению шляпки. (10, 11 слайды) Обращаем внимание, что около бледной поганки мигает знак смерти.

  1. Грибы – карлики.

Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с родителями в деревню, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу? Она заплесневеет. А что такое плесень? Это тоже грибы, только очень маленькие. А если их рассмотреть под микроскопом, то увидим, что они очень похожи на привычные для нас грибы. И таких грибов-карликов много. Например, дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки, батоны и другие хлебные изделия. Есть ещё кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир. Грибы-карлики нас ещё и лечат. Слышали такое название «пенициллин»? Этот маленький грибок живёт в лекарствах. А его изобретателю поставлен за это памятник. (12 слайд)

Вывод: грибы-карлики можно встретить в кефире, хлебе, лекарствах.

8. Правила сбора грибов. (13 слайд)

  • Дети собирают грибы только со взрослыми

  • Собирайте только знакомые грибы

  • Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом

  • Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы.

Особенно поясним последнее правило. Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. А ещё всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса. Для кого?

Вывод: в природе любые грибы нужны. Они питают деревья, служат домом для насекомых, и для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами.

9. Закрепление изученного.

Проверка внимания: дети слушают стихотворение З. Александровой и считают упомянутые виды грибов. (14 слайд)

  1. Подведение итогов урока.

Какие же тайны нам открыл сегодня Боровичок?

Определение лучшего грибника. Благодарность за работу. (15 слайд)


Литература

  1. Ахлебинин А.К., Герке С.Б. Мультимедийный компакт-диск «Природа России». – Межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения SPLINT, 2004г.

  2. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс / Под ред. д.п.н. Л.А. Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – 206 с.

  3. Коробейникова Т.В. Царства живой природы. Презентация для 2 класса.

  4. Пакулова В.М. Природа. Неживая и живая. 5кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений . – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 207с.

  5. Учебник по окружающему миру для 1 класса «Мир и человек» в 2-х частях А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Изд.М.:»Баласс»,2009г..


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ