Урок русского языка по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени"
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
МОУ Новоозёрская средняя общеобразовательная школа
Проект урока русского языка по теме:
«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»
класс (1-4)
Автор программы: Т.Г. Рамзаева
Учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 4 класс»
Технология: личностно-ориентированное обучение.
Автор- составитель :
учитель начальных классов
Донскова Оксана Васильевна
Пояснительная записка:
Урок «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»
проводится из общей темы «Глагол». На тему «Глагол» отводится 37 часов. Данный урок
проводится по счёту -22. Далее учащимся предстоит знакомство с глаголами- исключениями.
Считаю, что задача учителя начальных классов- правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка, и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному языку. Поэтому на уроке используются такие приёмы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами. Это в свою очередь возбуждает внимание учащихся, активизирует их интеллектуальные процессы. Урок проводится в форме путешествия по городу Глагольск. Макет города изготавливается совместно с учащимися, что позволяет поддержать их познавательный интерес.
Специально составленные задания, используемые на данном уроке, направлены на углубленное овладение учебным материалом и одновременно на развитие ряда интеллектуальных качеств: внимания, памяти, мышления, речи. В процессе организуемых на уроке речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано выражать свои мысли, формулировать определения понятий. На уроке применяются нестандартные приёмы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся: проблемные вопросы, лингвистические упражнения, игры…Вследствие чего обеспечивается высокий уровень вовлечённости учащихся в учебную деятельность и развитие их важнейших интеллектуальных качеств.
Тема : «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»
Тип урока : Урок совершенствования умений и навыков.
Урок- путешествие
Цели :
Образовательные:
Обеспечить условия для :
- закрепления знаний о глаголе как части речи;
- совершенствования умений писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени и обосновывать их правильное написание, пользуясь памяткой;
- формирования умения правильно употреблять глаголы в речи.
Развивающие:
Обеспечить условия для :
- развития речи;
- развития орфографической зоркости;
- развития внимания;
- развития логического мышления;
- формирования умения строить рассуждения;
- активизации мыслительной деятельности.
Воспитательные:
Обеспечить условия для:
- воспитания интереса к предмету;
- воспитания любви к родному языку.
Оборудование и материалы : эпиграф, макет города Глагольска с названиями улиц, таблички с названиями автобусных остановок, таблица спряжений, памятка «Как определить спряжение и написать безударные окончания глаголов наст. времени» ,тексты , карточки к заданиям, справка о глаголе, план рассказа о глаголе.
План урока :
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Мобилизующий этап:
Работа с эпиграфом.
Справка о глаголе.
Формулирование темы, целей урока.
Работа по теме урока:
3.1. «Вспоминайка».
(рассказ о глаголе как части речи по плану)
3.2. «Словознайка».
3.2.1.Морфологический разбор глаголов .
3.2.2. Лексико-семантические упражнения.
3.3. «Подумайка».
3.3.1. Разыгрывание сценки учащимися.
3.3.2.Разбор проблемной ситуации (работа в парах).
3.3.3.Задание «Запиши правильно предложение».
3.4. «Поиграйка».
Физминутка –игра « Определи спряжение глаголов».
3.5. Запоминайка».
3.5.1. Диктант-игра «Кто больше запомнит глаголов и правильно запишет?»
3.5.2. Логические задания.
3.6. «Исправляйка».
Упражнение «Исправь речевые ошибки» (работа в парах).
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Структура и содержание:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коммента-
рии
1.Организаци
онный мо-
мент.
Эмоциональ-
ный настрой.
2.Мобилизующий этап.
2.1.Работа с
эпиграфом.
2.2.Справка о глаголе.
2.3.Формулирование темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
3.1.Остановка
«Вспоминайка».
3.2.Остановка
«Словознайка».
3.2.1.Морфологический разбор
глаголов.
3.2.2.Лексико
семантические
упражнения.
3.3.Остановка «Подумайка»
3.3.1.Разыгрывание сценки учащимися.
3.3.2. Разбор проблемной
ситуации.
(работа в парах)
3.3.3. Задание
«Запиши правильно предложение».
3.4. Остановка
«Поиграйка»
Физминутка-игра.
3.5. Остановка
«Запоминайка».
3.5.1. Диктант-
игра «Кто больше запомнит и правильно запишет?»
3.5.2.Логичес-
кие задания.
3.6.Остановка
«Исправляйка».
Упражнение
«Исправь речевые ошибки».
(работа в паре).
4.Подведение
итогов.
5.Домашнее задание.
Скажите своему соседу по парте приятные слова, используйте в своей речи как можно больше имён прилагательных.
К уроку я подобрала следующий эпиграф, прочитайте его.
«Глагол- самая огнепышущая,
самая живая часть речи»
А. Югов
-Ребята, почему я подобрала именно такую цитату к уроку и объясните смысл этих слов?
Дома желающие по справочным словарям
готовили справку о термине «глагол».
Давайте заслушаем .
Сегодня мы продолжим работу над темой «Глагол».
Посмотрим, как вы подружились с этой ошибкоопасной частью речи.
-А почему о глаголе так можно сказать?
На последних уроках мы учились правильно писать
какую часть в глаголах?
Глагол решил пригласить нас в гости.
- Сейчас мы с вами отправляемся в необыкновенный город
Глагольск. Улицы города имеют разные названия.
-Как вы думаете какие могут быть названия?
Учитель оформляет на доске макет Города (макет изготавливается совместно с учащимися)
-На каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. В целях экономии
времени каждому из вас даётся «проездной билет»- памятка «Как написать безударные окончания глаголов настоящего времени»
Во время путешествия по городу Глагольску мы вспомним как пишутся…?
-Также поучимся правильно употреблять глаголы, чтобы наша речь была правильной и красивой.
-Итак, первая остановка?
На остановке «Вспоминайка»
расскажите всё, что знаете о глаголе по плану:
1.Что это такое?
2.Что обозначает?
3.На какие вопросы отвечает?
4.Как изменяется?
5.Чем является в предложении
Какая следующая остановка?
-На этой остановке предлагается выполнить несколько заданий.
-Предлагаю вам глагол «думаешь», расскажите всё, что можно о нём сказать.
-А теперь предлагаю глагол «
говорить»
- А сейчас с помощью приставок и суффиксов от глагола «говорить» образуйте новые глаголы.
-А теперь к глаголу «говорить» подберите
синонимы.
-Послушайте стихотворение
Г. Гюйко:
За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
-А болтать ногами можно?
- Объясните значение словосочетаний «болтать языком» и «болтать ногами»?
-Отправляемся на следующую
остановку «Подумайка»
Ребята приготовили сценку,
послушайте.
-А как же сказать правильно?
Подумайте. Порассуждайте в парах.
-Так к какому мнению вы пришли?
Учитель делает вывод:
-Действительно, в русском языке некоторые глаголы 1 лица не могут употребляться.
Ученик зачитывает запись на плакате:
В 1 лице ед. числа не употребляются глаголы:
Победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть.
-Однако ситуация не безвыходная. Что можете предложить?
-Запишите в тетради глаголы,
которые не могут употребляться в 1 лице ед. числа и запомните их.
-А сейчас запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить ) товарища.
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-На следующей остановке мы с вами поиграем.
Потренируемся определять спряжение глаголов.
-Расскажите, как определить спряжение глагола?
(Глаголы-исключения ещё не рассматривались).
- Закройте глаза, опустите голову на парту, на пальцах вы должны будете показывать спряжение глаголов, которые я буду называть.
Играем, купишь, моет, мечтаете, любим, ловят, точишь, хохочет, хватаем, подходит.
По ходу игры учитель
выборочно просит прокомментировать свой выбор.
-А теперь выполните вращательные движения головой, затем плечами.
-А сейчас присядьте столько раз –сколько букв в слове «глагол».
- А какая следующая остановка?
Проведём диктант-игру «Кто больше запомнит глаголов и правильно запишет?»
-Я буду поочерёдно предъявлять глаголы, а вы должны не только их запоминать, но и правильно написать безударные окончания этих глаголов.
-Что вам будет в помощь?
Сейчас вам понадобятся ваши проездные билеты (памятки)
-Расскажите по памятке- от чего зависит выбор буквы-Е-или -И- в безударном
личном окончании глагола?
1.Стреля_ т, готов_ шь, та_т.
2.Корм_т, пиш_м, набега_т, чита_м.
3.Ход_шь, красить, рису_т, гуля_м, пожелте_т.
-Ребята, что общего у всех этих глаголов?
-Какой глагол лишний и почему?
-На следующей остановке «Исправляйка» поработаем в паре.
На партах у вас текст, вам нужно исправить речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением
вида глагола.
Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они, как вдруг замечали, что заблудились. Сна-
чала они пугались, но потом успокаивались. И правда, после еды ребята повеселели и быстро находили дорогу домой.
-Так к какому выводу пришли пары?
-Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку.
Я благодарю всех вас. Два спряжения глаголов настоящего времени-жители города Глагольска - вами довольны. Ведь вы верно определяли безударное окончание глаголов.
- Так чему мы учились сегодня на уроке?
-Что особенно запомнилось?
-Ребята, а кто не боится безударных гласных в окончаниях глаголов?
-Оцените то, как вы умеете определять спряжение глаголов, правильно писать окончание у глаголов наст. вр.
-Ребята, но у нас впереди знакомство с некоторыми хитрыми глаголами, они не такие как все. (глаголы-исключения).
-Вам интересно познакомиться с хитрыми глаголами?
Но это предстоит на следующих уроках.
-Я вам предлагаю две строчки:
На солнечной опушке
Фиалка расцвела…
Дополните несколькими строками, чтобы получилось стихотворение.
Происходит эмоциональный контакт. Дети обмениваются положительными эмоциями.
Дети читают эпиграф,
записанный на доске.
Учащиеся осмысливают прочитанное и рассуждают,
комментируют вслух:
-Эпиграф подобран о глаголе,т.к. мы изучаем эту часть речи.
-Действительно глагол –самая живая часть речи, потому что глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое. Глагол живо описывает всё, что происходит с предметом.
Желающие ученики, дополняя друг друга, зачитывают справку о глаголе:
Возможные варианты:
Термин «глагол» в переводе с латинского значит «слово, речь».
В словаре Даля термин «глагол» означает:
1.слово, речь;
2.часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Слово-исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность.
По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительных.
Самыми употребляемыми глаголами являются:
Мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.
Дети высказываются:
-Безударное окончание можно написать неправильно
в корне нужно думать какую
безударную гласную писать,
также можно допустить ошибку и в приставке и в суффиксе.
-Безударное окончание.
Ученики предлагают:
Улица Настоящего времени,
Улица Прошедшего времени,
Улица Будущего времени,
Улица 1 и 2 спряжений, улица Неопределённой Формы…….
Дети договаривают:
безударные личные окончания глаголов в настоящем времени.
Учащиеся ориентируясь по макету называют:
-«Вспоминайка»
Ученики, опираясь на план,
помещённый на доске по цепочке рассказывают о глаголе.
«Словознайка».
Ученики записывают в тетрадь, а один озвучивает вслух, учащиеся контролируют отвечающего:
-Думаешь- н.ф.-думать; глагол несовершенного вида, 1 спряжения, стоит в настоящем времени, в единст. числе, во 2 лице.
Желающий комментирует вслух, остальные контролируют отвечающего:
Глагол стоит в неопределённой форме, он 2 спряжения,
несовершенного вида.
Дети записывают, а затем озвучивают вслух:
-договорить,наговорить, переговорить, уговорить…
-договориться, наговориться,
сговориться,переговариваться…
Учащиеся называют:
Беседовать, болтать, произносить…
Ученики рассуждают, что «болтать ногами» в прямом смысле, а «болтать языком»
в переносном смысле, значит много говорить.
Трое ребят разыгрывают сценку:
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
-В этом году на соревнованиях области я обязательно
победю…, нет побежу…-
замялся Гена.
-Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, -засмеялся Игорь.
Дети работают в парах, обсуждают возможные версии.
Выслушиваются ответы .
Ученики убеждаются, что
глагол «победить» в 1 лице
не употребляется.
Учащиеся рассуждают:
Можно сказать-одержу победу, постараюсь победить…
Ученики записывают данные глаголы.
Дети самостоятельно записывают предложение, правильно употребляя
глагол.
Ученики зачитывают возможную версию:
Я постараюсь убедить товарища. Я попробую убедить товарища…(не менять вид глагола).
Дети рассуждают, опираясь на памятку:
либо по окончанию глагола,
либо смотрим- на что
оканчивается неопределённая форма этого глагола, если на –еть, ять, ать, уть, оть, то это глагол 1 спряжения, если на –ить, то это глагол 2 спряжения.
Дети, закрыв глаза, ложатся на парты и на пальцах показывают 1 это или 2 спряжение.
-Запоминайка.
-Памятка-алгоритм.
Ученики объясняют по памятке.
Поочерёдно предъявляются
глаголы в каждой строке.
Дети запоминают и записывают по памяти глаголы. После каждой строки проводится проверка:
Ученики называют глаголы, которые запомнили, комментируют написание Е или И в окончании глаголов.
Дети рассуждают:
Все эти глаголы стоят в настоящем времени.
Ученики высказывают две версии:
«Красить»-потому что стоит в неопределённой форме.
«Пожелтеет»-так как этот глагол совершенного вида.
Учащиеся обсуждают в паре
и делятся мыслями вслух:
-Все глаголы нужно поставить совершенного вида.
Желающая пара зачитывает правильно текст, а остальные
пары контролируют.
-Учились определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глаголов, правильно употреблять глаголы.
Дети делятся своими впечатлениями.
Оценивают свои умения и заносят своё Я на соответствующий этаж.
У детей возникает интерес.
Учащиеся слушают , задают уточняющие вопросы.
Создание доверительной
атмосферы, снижение тревожности
Активизация
познавательной активности учащихся
Активизация познавательного
интереса.
Расширение
кругозора.
Развитие умения строить рассуждения.
Активизация познавательного интереса.
Целеполагание
Актуализация полученных знаний
Актуализация полученных знаний.
Определение морфологических признаков глаголов
Обогащение словарного
запаса.
Поддержание познавательного интереса.
Создание проблемной
ситуации.
Организация
самостоятельного поиска
способов
Формирование умения правильно
употреблять глаголы в речи.
Орфоэпическое упражнение.
Формирование умения
работать по памятке.
Отработка умения рас
познавать
спряжение
глагола по неопределённой форме.
Развитие произвольного внимания ,
быстроты ре
акции.
Снятие мышечного
напряжения.
Отработка умения работать по памятке.
Развитие концентрации внимания, памяти.
Отработка умения правильно писать безуд.
личные окончания глаголов наст. вр.
и обосновывать их написание.
Контроль
учащимися
правильности выполнения задания и контроль ответов своих однок.
Активизация мыслитель-
ной деятельности.
Организация
самостоятельного поиска
способов.
Орфоэпическое упражнение.
Организация
частично-поисковой деятельности учащихся.
Закрепление умения правильно употреблять
глаголы в речи.
Развитие рефлексивных способностей.
Поддержание познавательного интереса.
Задание творческого
характера.
Литература:
Бакулина Г. А. Использование комплексных интеллектуально- лингвистических
упражнений на уроках русского языка. «Начальная школа» №1 ,2003 г.
Краснокутская О. И. Работа с памяткой на уроках русского языка . «Начальная школа»
№3, 2000 г.
Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Издат. Дом «Дрофа» 2000
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Книга для учителя, 4 класс. Москва «Дрофа», 2002 г.
Семёнова В. Г. Глагол и его лексическое значение . «Начальная школа» №3 ,2007 г.
Таратова М. Г. Словообразовательная работа как фактор мотивационной деятельности
четвероклассников. «Начальная школа» №4, 1998 г.
Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Санкт-Петербург 1999 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ