Урок для 4 класса "Олимпиадные задания по русскому языку"

Муниципальное образовательное учреждение МОУ СОШ № 39 г.Чебоксары





Задания олимпиадного характера для проведения школьного тура по русскому языку

Классы 3 и 4























Косолапова Марина Александровна

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 39 г.Чебоксары







Косолапова Марина Александровна

Учитель начальных классов

1 категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39 г.Чебоксары»Чувашской Республики


Олимпиада по русскому языку

Школьный тур

3 класс

1. Какие слова получатся , если произнести звуки данных слов в обратном порядке:

шей

код

ай

лей

люк

2. Проходя с классом под разноцветной аркой, учительница произнесла фразу: « Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь» . Что помогает запомнить эта фраза? Можешь ли ты привести ещё одну фразу, которую используют с той же целью?

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………...

3. Каким словом надо закончить это стихотворение Б.Заходера:

Он с жадностью пьёт,

А не чувствует жажды.

Он бел,

Но купается только однажды.

Он смело ныряет в кипящую воду

Себе на беду,

Но на радость народу…

И добрые люди

( Вот это загадка!)

Не скажут: « Как жалко»,-

А скажут: «Как ……………..!»

Это стихотворение- загадка. Напиши отгадку.

4. В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.

Синий, голубенький, синева, синенький.

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

5. Запиши слово , в котором употреблены только твердые согласные звуки:

Парит, сможешь, грядка, холодец.

6. Распредели слова по родственным корням:

Нос, носить, переносица, переносить, поднос, носовой, безносый, носильщик.

……………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

7.Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое?



8. Замените русскими пословицами, выражающими тот же смысл, пословицы разных народов:

Тот не заблудится, кто спрашивает. ……………………………………………………

Тот, кто не учится, ходит в потёмках. ……………………………………………………







Олимпиада по русскому языку

Школьный тур

4 класс



1. Переставь буквы так, чтобы получились названия разных блюд:

Мель пени-

Нива реки-

Сор сальник-

Суд тень-



2. Составь транскрипцию ( запись звуками) слова, взяв четвертый звук от слова КРЫЛЬЯ, четвертый звук от слова ЯЩИК, третий звук от слова ВИЗГ и ударный гласный от слова СТОЛЯР. Какое слово получилось? Запиши его буквами.



3. Отгадай метаграммы:

а)Я сибирская река, б)С М я в море,

Широка и глубока. С В я в поле,

Букву Е на У смени- С П я в доме,

Стану спутником Земли. С Г - в футболе.



4. Выпиши слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:

Молоко, бельё, моюсь, ядрышко, появление, степь.



5. Подбери и запиши слова с противоположным значением:

Дружить-

Недостаток-

Уважать-



6. Напиши предложение , исправив ошибки:

Ксения всегда ложит свои книги наместо.



7. Продолжи пословицы:

Маленькое дело лучше……. ……… ………… .

Родная сторона – мать, ………………. - …………… .

……………земля ……. ……….рук не любит.

У мудрого человека ………………уши и ………………язык.



8. Вставь пропущенные буквы:

Ур..вень воды, ур..внять в правах, подр..внять клумбу, ср..внять счёт.



9. Определи род имен существительных:

Георгины, овощи, манжеты, тюль, толь, вуаль.



10 .Напиши связный текст так, чтобы все слова в нем начинались с буквы В.



Олимпиада по русскому языку.

3 класс.

Школьный тур.



1.Выберите и запишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Дом, дача, изгородь, тропинка, просьба, повозка, свёкла, редька, гроздь, ягода, подъезд.



2. Выпишите только однокоренные слова, выделите в них корень.

Подснежник, снежок, снеговик, подснежники, снеговики, снегопад, снежный.



3. Вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение в словах.

Инж..нер, ф..рфор, д..кумент, ст..туя, с..рота, зл..ба, др..мота, з..вота, ц..мент, м..л..дёжь, св..кла, тв..рог.



4.Определите, в каком значении употреблено слово красный в предложениях.

  1. Не красна изба углами, красна пирогами.

  2. Ясен месяц, красно солнышко.

  3. Расцвела красная гвоздика.



5.В русском языке есть слова русские по происхождению, а есть слова, пришедшие из других языков ( заимствованные). Какое из слов амбар, склад, элеватор русское по происхождению? Докажите это.

6. Укажите части речи выделенных слов

Из-за холодных утренних рос хлеб медленно рос.

Простой комбайна произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.



7. Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор.

Деревенский ст..рожил сад колхозный ст..рожил.



8. Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

Напиши правильный вариант.



9. Запишите пословицы, в которых есть следующие антонимы ( противоположные по смыслу слова)

Густо - пусто

Мягко - жёстко

Ученье - неученье

Утро - вечер

Старый – новый



10. Разгадайте шарады.

Первое- нота, второе – игра,

Целое встретится у столяра.



Начало деревом зовётся,

Конец – читатели мои,

А в книге целое найдётся

И в каждой строчке есть они.

Олимпиада по русскому языку.

4 класс.

Школьный тур.

  1. Расставь ударение в словах:

Статуя, призывник, щавель, цемент, одобрить, положить, позвонишь, поняли, красивее.



  1. Выпиши слова, в которых есть звук Й:

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Зелёная, забавная,

На Новый год – я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

А для ребят- всех лучше я!



  1. Продолжи ряд глаголов, соблюдая определённый принцип в смысловом значении:

Жужжит, мычит,…….



  1. Подберите слова с противоположным значением:

Ненастье - ….

Гном -…….

Трезвон -……

Крутой - ……

Подчеркните лишнюю пару.



  1. Запишите словосочетания типа ПРИЛАГ.+ СУЩ. со следующими словами:

Кофе, сирень, шампунь, кенгуру, Сочи, эскимо, мозоль, какао, фланель, шоссе, тюль, ферзь, рояль, сани.

  1. Разберите слова по составу:

Розочка, синеватый, повылезла, зажжём, метро, переоценили



  1. Найди в каждой группе лишнее слово, объясни свою точку зрения:

Деревня, лошадь, девочка, лиса.

Я, мы, друг, он.

Тополь, дождь, дверь, олень.

Быстрый, скорый, проворный, тихий.



8. Какими частями речи могут быть данные слова:

Мели, окуни, печь, соли, пряди, покрывало, жгут, плачь.



  1. Замени одним словом следующие устойчивые выражения ( фразеологические обороты):

Мозолить глаза-………….

Прикусить язык-……….

Сидеть сложа руки-…………

Как снег на голову-……….





9.Напиши предложение, допустив возможные ошибки:

На сирени, тополе , берёзе набухли молодые почки.











Список использованной литературы:

  1. Винокурова Н.К., Развиваем способности детей/М.: РОСМЭН, 2004

  2. Александровия Н.Ф., Занимательная грамматика/ Минск: « Народная асвета», 1964

  3. http://www.uroki.net/docnach.htm

  4. http://www.4stupeni.ru/



































































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ