Урок на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»









Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»














Подготовила

учитель начальных классов

1 категории

Паромова Алла Александровна

МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»







п.Пятницкое 2010





РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА .


При всем многообразии педагогических технологий, пришедших в современную начальную школу, идеи развивающего обучения прочно заняли доминирующую позицию. Созданная под руководством Л. В. Занкова система начального обучения, обретшая в последние годы «второе дыхание», убедительно доказала свою эффективность в новых педагогических условиях. Система развивающего обучения Л. В. Занкова на сегодняшний день является наиболее продуктивной и востребованной, так как обеспечивает общее развитие личности младшего школьника.

В начальной школе МОУ «Пятницкая СОШ» реализация дидактической системы Л.В.Занкова началась 20 лет назад. На сегодняшний день 8 классов-комплектов начальной школы обучаются по системе Л.В.Занкова.

В системе развивающего обучения уже сами учебники направлены на развитие ребенка. В них представлены разнообразные виды упражнений и форм работы. Предпочтение отдается таким, которые требуют анализа материала. Активизации умственной деятельности, диалогу с учеником способствует не только характер заданий, но и система вопросов перед каждой темой.

Наша задача - давать простор самостоятельным суждениям учащихся, подводить их к выводам и умозаключениям, но не сообщать все в готовом виде. Мы на своих уроках не ограничиваемся заданиями учебника. На всех этапах обучения вводим творческие задания повышенной трудности- задания на сравнение и группировку. При выполнении заданий на группировку у учеников возникает необходимость решать классификационные задачи в соответствии с их учебными возможностями. Одним из путей организации заданий является их вариативность по степени трудности. Если ученик не справляется с заданием, то ему оказывается помощь в виде инструкции.

Например: Тема «Однокоренные слова».

Задание: Разделить слова на две группы.

Вода, подводник, проводник, проводка, водовоз, водить, водяной.

Инструкция 1.

1.Прочитай слова.

2.Эти слова раздели на две группы однокоренных и выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.

Инструкция 2.

1.Раздели слова на две группы по значению.

2.В один столбик выпиши слова, родственные слову вода, а в другой- родственные слову водить.

Задания повышенной трудности позволяют ученикам осознанно усваивать изучаемый материал, развивают творческие способности учащихся, требуют от ученика самостоятельного поиска, включают элементы проблемности, будят мысль ученика. Ребенок должен жить в мире творчества.

Творческие способности личности на уроках русского языка и литературы могут развиваться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета.

Проявление творческих способностей личности учащихся можно пронаблюдать на уроках русского языка и литературы в организации работы на примере работы с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

- Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом?

- Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?

- Как вы понимаете его название? Как вы думаете, о чем это стихотворение?

-Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

- Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней?

- Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?

При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивление богатством родного языка открывается детям в процессе такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов:

  • Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?

  • Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении?

  • Найдите в тексте примеры художественных трюков (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

  • Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? и т.д.

Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся.

Проблема творчества в образовании является весьма актуальной в настоящее время. Творчество - это не только успех, а долгий процесс познания, установление отношений с учащимися. Не все успешно удается каждому ребенку. Педагогу важно разборчиво подходить к каждому ученику, развивать творческие начала. Существует выражение: "Сотвори себя сам...". Именно это самотворение себя - главное на уроках словесности.

Слово - великая сила. Сегодня, когда так резко меняется отношение к русскому языку, литературе, нам, учителям, нужно сделать все, чтобы ученики любили язык, читали и анализировали художественные произведения. А затем это находило бы отклики в их душах.

Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики - выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас пока нет, и ни одна учебная дисциплина не располагает системой обучающего материала, построенного по принципу поискового, проблемного обучения. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть увлеченным человеком и любящим свой предмет.

Я считаю, что задача каждого учителя начальных классов в том, чтобы поднимать познавательную активность школьников на возможно высокий уровень - от репродукции до творчества. Творческая активность включает инициативу, самостоятельность в определении целей задач познания.

Опыт работы по системе Л.В.Занкова позволил мне сделать вывод о том, что для формирования творческих способностей необходимы следующие условия :

Свободная атмосфера в школе и в классе.

Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя.

Высокий уровень познавательных интересов учащихся. Решение субъективно-творческих задач при изучении разных тем.

Интерес у учащихся вызывают индивидуальные задания под названием "Я работаю волшебником", которые способствуют формированию интереса к предмету, развитию речи, учат рассуждать, умению определить главные и второстепенные члены предложения.

Задание N 1: По данному началу придумайте и запишите 2 предложения, подчеркните грамматические основы.

В прошлое воскресенье наша семья...
Мы собрали...

Задание N 2: Из данных слов образуйте предложение, запишите его, подчеркните подлежащее и сказуемое.

  1. Хорошо, идти, по осенней, лес.

  2. Земля, устлана, разноцветный, листья.

Каждодневный спрос правила неинтересен, скучен, это вызывает механическое запоминание. Стали практиковать кроссвордные диктанты (лучше на обобщающих уроках).

Например:

  1. Разговор двух или нескольких лиц (диалог).

  2. Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис).

Таких вопросов подбираем по теме 5-6. Одновременно проверяем знание правил и написание слов. Каждый ответ учащиеся записывают в тетради.

Любимое занятие ребят разгадывание кроссвордов. Многие ребята подбирают кроссворды сами из журналов.

Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Стараемся сделать так, чтоб дети учились замечать не только что, но и как изображено. У нас есть тетради, где собраны материалы по временам года. Эти тетради во многом помогают нам при подготовке уроков. Дети заводят тетради творческих работ – “словесные шкатулки”. В них они записывают слова, поразившие их точностью, яркостью, описанием действия предмета. Например: “Улыбается в небе солнце, хвастливо распустив над землёй павлиний хвост своих лучей”. (М. Горький). Нередко в тетради появляются целые отрывки из прочитанного произведения.Дети учатся читать с карандашом, с удовольствием несут свои “находки” в класс.

Открытия детей используем на разных уроках. В этих же тетрадях дети записывают стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы, которые сочинили самостоятельно. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:

подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

придумать слова и словосочетания на тему;

составить предложения с заданным словом;

составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;

составить рассказ по вопросам, по картинкам;

нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;

озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.

Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.

Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдения предполагает обращать внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом легко воспринимаемым.

Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.

Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст.

Работа на уроке проводится в несколько этапов:

Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:

а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,

б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.

Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

Вот что получилось у детей:

Звенит звонок на тонкой ножке в синенькой одёжке” (Колокольчик).

В лесу живёт колючий зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).

Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).

Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят” (Снежинка).

Дети любят читать стихи, пробуют сочинять сами. В своей работе использую игру: “Я начну, а ты продолжи”. Например:

Учитель:

Шла лесной тропинкой
Девочка с корзинкой…

Артем :

А в корзине огурцы,
Овощи и фрукты.
Интересно для детей сочинение стихов по рифме.

Сухомлинский писал: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сочинительство сказок – это один из эффективных приёмов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах”.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.

Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают язык природы. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времён года, вожу детей на одно и то же место для наблюдений. Так появляются “Зимняя сказка”, “Майский лес”, “Красавица Осень”. Вот сочинение второклассницы: “ Красиво в лесу весной. Природа просыпается после долгого сна. Оживает каждое дерево. Пробивается трава – мурава. На деревьях появляются клейкие листочки. Почуяв тепло, выползают жуки, букашки. Они вылезают из своих домиков и греются на солнышке, подставляя ему то спинки, то лапки”. Сочинение написано ярко, правдиво. Видно, что ребёнку это творчество доставляет радость.

Традиционными стали мини-сочинения “Красота вокруг нас”. Герой сочинения – любой предмет, увиденный, замеченный детьми. На уроках использую открытки с пейзажами для мини–сочинений.

Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются представить какие–то образы.

Для творческого развития ценны сочинения по началу. “Однажды две подружки отправились в лес на прогулку”. А дальше фантазируй. Тут и встреча с Лесовиком, зайчиком, осенним листиком, летающей тарелкой…

Интересны сочинения “Если был бы я волшебником…” (президентом, учителем…).

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.



















ЛИТЕРАТУРА

1.Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2001. №2.

2.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

3.Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.














































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ